Верность между друзьями, сотрудниками есть залог преданности Иерархии. Нуклеус из двух или трёх друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам. Мир Огненный, ч.3, 80. |
Один из мартовских дней этого года подарил группе сотрудников Сибирского Рериховского Общества удивительную встречу с уникальным Музеем Сибири — Государственным Музеем истории, литературы, искусства и культуры Алтая, созданным в Барнауле Тамарой Ивановной Вараксиной.
Музей, начинавшийся когда-то с одной комнаты, вырос в культурный центр, занимающий старинное здание бывшего дворянского особняка по улице Льва Толстого. В этом году 8-го сентября Музею исполняется 15 лет. И за короткое время своего существования, в такие сложные для всей страны годы, удалось создать редкий по своей многогранности Музей, который насчитывает в своих фондах свыше трёх тысяч единиц подлинников.
Н.К.Рерих писал: «Музей есть обитель всех родов Прекрасного», именно в этом русле и ведётся работа в Барнаульском Музее.
Нашим гидом была Тамара Ивановна Вараксина, и знакомить нас с Музеем она начала с залов, рассказывающих об истории края, о выдающихся деятелях науки и культуры, чья жизнь была связана с землёй Алтая. Рассказывая нам о Григории Николаевиче Потанине, исследователе Центральной Азии и Сибири, основателе Томского университета, Тамара Ивановна заметила, что его слова «Сибирь без России выживет, а Россия без Сибири — нет» очень перекликаются с известным высказыванием Николая Константиновича Рериха: «Влечёт к себе Сибирь великая... Здесь будет оплот эволюции».
С гордостью она рассказывала о своём знаменитом земляке — В.М.Шукшине, которому посвящён отдельный мемориальный зал; об известном алтайском писателе Г.Д.Гребенщикове, чьи книги, письма и редкие исторические документы представлены в большой экспозиции.
Сильное впечатление на нас произвёл зал, посвящённый изучению культуры алтайцев; в нём собраны национальные музыкальные инструменты, освещена история археологических раскопок начала ХХ века с рисунками и этюдами.
Необычен зал истории кинематографа, в котором очень интересно поданы материалы о создании фильмов. Здесь стоят старые действующие киноаппараты, на одной из стен — экран, на котором можно смотреть фильмы, показанные старинным кинопроектором. На втором этаже Музея мы порадовались концертному залу с хорошей акустикой, где постоянно проходят концерты, выступают музыкальные коллективы и солисты. В Музее есть великолепная коллекция старинных музыкальных инструментов, среди которых клавесин, орган и несколько видов роялей.
Одно из чудес Музея — зал христианской православной культуры. В нём по всем канонам создан иконостас, размещены редкие книги: «Остромирово Евангелие» — факсимильное издание; «Пролог летний» — книга для домашнего чтения, напечатанная в Москве в первой половине XVII века; оформленная ярким орнаментом рукописная «Певчая книга», выполненная в конце XIX века «крюковым письмом».
Но самое главное — в этом зале идёт процесс самообновления старинных икон, которые являют нам сейчас свои первоначальные чистые краски и Лики. Непередаваемые чувства переполняли нас, когда мы стояли перед старинной хоругвью (выносной иконой) с изображением Святого Николая, иконой «Всевидящее Око Пресвятой Богородицы» и строгим Ликом Спаса Нерукотворного; изумлялись чистым, открывшимся цветам эмали на иконе «Успение Пресвятой Богородицы» (2-я половина XIX века, бронза).
Наши сотрудники, видевшие эти иконы в августе 2002 года, были потрясены переменой, произошедшей с ними. Процесс обновления икон продолжается. Когда мы рассказали об увиденном Наталии Дмитриевне Спириной, она пояснила, что самообновление икон и другие знаки, о которых часто сейчас говорят, — это ответ Сил Высших на обращения людей к Ним, это свидетельство того, что нас Слышат и Помогают.
С особым трепетом мы входили в зал, посвящённый семье Рерихов. Мы увидели подлинные вещи, принадлежащие Рерихам: знакомая по фотографии шуба Е.И.Рерих, которую она брала с собой в Центрально-Азиатскую экспедицию; платье, сшитое её руками, блуза и две пары туфель; рубашка Юрия Николаевича; комнатные туфли Николая Константиновича. Сохранилась виза Е.И.Рерих, выданная ей в 1917 году для въезда в Финляндию.
Здесь представлены рисунки окрестностей Уймона, выполненные Николаем Константиновичем Рерихом во время его пребывания на Алтае, и рисунок Юрия Николаевича — его детская работа. В экспозицию входит портрет мальчика (этюд), выполненный Святославом Николаевичем; бюст Н.К.Рериха, сделанный при его жизни, и многие другие бесценные вещи. Мы долго не могли уйти из этого зала, наполненного святыми для нас предметами.
Музей живёт насыщенной и интересной жизнью, в которой проявляются многие грани культуры. И вдохновителем коллектива сотрудников и всех активных помощников является его директор — Тамара Ивановна Вараксина. Обаятельный и энергичный человек, талантливый организатор, преданный своему делу, она живёт, внося свой вклад в развитие культуры Сибири. Она рассказывала о том, как собирала экспонаты и с каким трудом доставляла их в Музей, как находила средства для ремонта здания и обновления экспозиций. Слушая её удивительно образные рассказы, в которых много и смешного и грустного, — понимали: Музей — это её жизнь, в нём её душа и сердце.
Обсуждая с Тамарой Ивановной наши проблемы, мы многое старались перенять из опыта работы Музея: нас интересовали методы подачи экспозиции, размещение функционального оборудования, решение вопросов освещения, и т.п. Подмечая все мелочи в устройстве Музея, делали зарисовки интересных деталей интерьера, фотографировали экспозиции и отдельные экспонаты, снимали на видеокамеру нужные материалы. Тамара Ивановна делилась всем, что может быть нам полезным в работе Музея Н.К.Рериха в Новосибирске.
В беседе, подробных и интересных экскурсиях, проведённых директором Музея, незаметно пролетели часы, а вечером мы присутствовали на открытии уникальной выставки буддийских танок из частной коллекции художника И.Г.Ковалёва (Ростов-на-Дону). Перед открытием выставки Тамара Ивановна сказала нам: «Кто придёт — не знаю, всё-таки это буддизм; но экспонаты потрясающие».
Выставка собрала много гостей: тех, кто изучает буддизм, кто изучает наследие Рерихов, а также тех, кто прилежит православию. На стенах, специально задрапированных тёмно-коричневым бархатом, сияли немеркнущими красками буддийские танки. Органично сочетались книги, предметы прикладного искусства, репродукции картин Н.К.Рериха, входящие в экспозицию выставки, — всё было тщательно продуманно и красиво. В зале много гостей, очень чувствовалась атмосфера дружелюбия. «Выставка буддийских икон — это событие в жизни города», — сказала на открытии ведущий научный сотрудник отдела литературного наследия Музея. «С огромным уважением мы относимся к семье Рерихов, к их творчеству, их поиску, их наследию», — с этого начал своё приветствие Президент Буддийского Центра в Барнауле. Сотрудница кафедры теологии Алтайского государственного университета сделала краткий экскурс в историю, из которого присутствующие узнали о том, что в Российской империи с 1728 года специальным распоряжением было выдано разрешение на ламаистское («ламайское», как тогда говорили) вероисповедание — то есть буддийская культура имеет в России глубокие корни. В приветственном слове от имени СибРО мы подчеркнули, что, по нашему убеждению, все культурные силы общества в настоящее время должны объединить свои усилия в том, чтобы поставить заслон воинствующей бездуховности, которую мы наблюдаем повсеместно.
Под крышей Музея собраны разные ветви культуры и объединены в единое, гармоничное целое. И нет противоречия между соседством залов христианских икон и буддийских танок; в Музее представлены репродукции картин Н.К.Рериха и полотна современных художников; фотографии первых православных миссионеров-священников, направленных в алтайские сёла; документы по истории становления советской власти и многое другое. Всё представленное органично сосуществует, обогащая впечатлениями посетителей Музея.
Мы поблагодарили Тамару Ивановну Вараксину за её труды на благо культуры, за сердечный приём, оказанный нашей делегации, за предложенную помощь и поддержку в становлении Музея Н.К.Рериха в Новосибирске. Мы возвращались домой с твёрдым убеждением, что сотрудничество двух сибирских Музеев должно развиваться и крепнуть.