Мысли на каждый день

Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения.

Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

О РАБОТЕ СЕМИНАРА ПО ЖИВОЙ ЭТИКЕ*

Автор: Лотов В.И.  



Теги статьи:  конференции, Учение Живой Этики

Знакомясь с рериховским наследием, мы не должны забывать, что его стержнем является Учение Живой Этики. Соответственно возникает задача систематического изучения этого Учения, постоянного углубления знания основных положений Учения, расширения нашего сознания.

Н.Д.Спирина отмечала, что «Музей Н.К.Рериха в Новосибирске явится центром изучения и распространения высоких идей Учения Живой Этики» (На Восходе, 2003, №7). Сибирское Рериховское Общество развернуло широкую деятельность по изданию рериховской литературы, регулярно проводятся так называемые «круглые» и «квадратные столы», Рериховские Чтения и многое другое. Эта деятельность важна, она, несомненно, способствует распространению идей Живой Этики.

А как же изучать основы Живой Этики, какие пути здесь более эффективны?

Изучать Учение можно по-разному. Конечно, ничто не заменит внимательного индивидуального чтения с последующим обдумыванием прочитанного. Полезно делать записи и сопоставления отдельных мест. В то же время часто встречается что-то непонятное, возникает желание задать вопрос и подискутировать на избранную тему. А вопросов для обсуждения можно найти сколько угодно. Как, например, сочетаются принцип Иерархии, с одной стороны, и необходимость построения общины, где все равны, с другой? Или что такое Космический Магнит? И можно ли улучшить свою карму?

В своём сообщении я хотел бы рассказать о такой форме изучения Живой Этики, как семинары дискуссионного типа. Они важны и являются необходимым дополнением к проводимым СибРО регулярным «круглым столам» и конференциям, на которых, как известно, дискуссий не происходит. Хочется рассказать о работе семинара по Живой Этике, который работает в Академгородке уже более 15 лет. Он был основан Н.Д.Спириной и работал многие годы под её руководством. Заседания семинара всегда были открытыми, они проходили сначала в конференц-зале поликлиники, затем в аудиториях университета. В последние годы жизни Наталии Дмитриевне было уже трудно участвовать в заседаниях семинара, однако она всегда была в курсе происходящего, и участники семинара всегда видели её руководительницей и вдохновительницей своей деятельности.

С годами менялся состав участников. В последние годы он стабилизировался и насчитывает 10 – 12 человек разных возрастов и профессий. Всех объединяло и объединяет желание глубже понять суть положений Учения, обсудить те или иные сложные вопросы, которые в первом прочтении не всегда понятны, поделиться своими размышлениями и жизненным опытом.

Отметим некоторые факторы, которые представляются важными для успешной работы нашего (да и не только нашего) семинара.

1. Регулярность заседаний или, по-другому, ритм. Наш семинар собирается два раза в месяц, в первый и третий вторники месяца (за исключением летних каникул в июле и августе).

2. На семинаре все равны. Руководящее кресло отсутствует. В обсуждениях участвуют все, хотя кто-то высказывается чаще, кто-то — реже. Очень важно, чтобы участники «разговорились», чтобы никто не боялся и не стеснялся высказываться. Не всегда было так, однако со временем нам удалось прийти к интересным и свободным обсуждениям.

3. Тематика. Как правило, в первый вторник месяца тема заседания определяется содержанием Слова Наталии Дмитриевны, прозвучавшего на только что состоявшемся «круглом столе». Участники семинара имеют время и возможность проанализировать суть выступления Наталии Дмитриевны и готовят свои материалы в этом направлении — параграфы Учения, «Граней Агни Йоги», а также свои соображения и примеры из жизни. Первым делом вновь прослушивается Слово Наталии Дмитриевны в записи, после чего начинается дискуссия, которая позволяет выявлять и сопоставлять различные грани обсуждаемых положений Учения, приводится много интересных примеров, вскрываются связи разных понятий. Существует общая договорённость, что разговор не переходит на политику или на существующие религиозные доктрины. Наша задача — углублённое изучение и утверждение Живой Этики, и мы стараемся от неё не отклоняться.

Что касается тематики заседаний по третьим вторникам месяца, то она отличается большим разнообразием — но всё в рамках Учения. Конкретная тема заранее устанавливается по общему согласию на предыдущем заседании. Было время, когда выбиралась одна из книг Учения и предлагалось дома прочесть очередные, скажем, 20 параграфов из этой книги и затем обсуждать их на семинаре. По-видимому, это не самая эффективная форма работы, потому что, как правило, в этих 20 параграфах затрагивается много разных важных понятий и положений, каждое из которых достойно отдельного разговора, а все сразу охватить трудно в течение одного заседания. Позже мы перешли к другой схеме. Заранее определяется более узкая тема, например «Учение об общине» или, скажем, «Психическая энергия». Участники семинара в течение двух недель готовят свои материалы по выбранной теме и излагают их затем в процессе дискуссии. Этим обеспечивается достаточно глубокое проникновение в содержание темы. Наиболее эффективным получается семинар, когда кто-то из участников заранее готовит небольшое сообщение (минут на 15) по выбранной теме, после чего начинаются обсуждения и дополнения. Надо сказать, что из таких кратких выступлений родилось несколько серьёзных докладов, сделанных впоследствии участниками семинара на Рериховских Чтениях в разные годы. Подготовленные таким образом сообщения хранятся, многие из них переданы в библиотеку СибРО, размещены в сети Интернет.

Ещё одно недавнее заседание прошло по совершенно другому сценарию. Участники договорились просмотреть ещё раз дома книгу «Зов» и выделить те места, которые произвели на них наибольшее впечатление. Предлагалось определить, на что в данной книге в большей степени «отзвучит» сознание читателя. На семинаре каждый поделился своими заметками и сделал комментарии к каждой из них. Эта форма работы оказалась весьма интересной, она может быть рекомендована для дальнейших заседаний.

Некоторые из заседаний посвящаются рассказам участников об участии в разного рода конференциях, посвящённых рериховскому наследию, о посещении рериховских памятных мест (например, в Индии) и т.д.

Давней традицией является ведение дневника заседаний, в который заносятся наиболее интересные мысли и соображения.

Отдельно хочется поговорить о некоторых проблемах, которые могут возникнуть в работе рериховских семинаров.

Знакомство с Учением даёт каждому возможность по-новому оценивать свои мысли и поступки, а также высказывания и поступки других людей. Разумеется, главным итогом должно явиться расширение собственного сознания, работа над собой в каждый момент жизни. Однако при этом часто возникает соблазн учить других правильному поведению и навязывать собственные суждения и взгляды. Человеку начинает казаться, что он находится ближе к Иерархии, а потому возникают претензии на духовное водительство.

Разумеется, в любом коллективе со временем появляются лидеры, то есть люди, к мнению которых прислушиваются и за которыми готовы следовать остальные. Однако выбор лидера — дело сугубо добровольное. И этот выбор надо заслужить прежде всего своими делами. Если тот или иной последователь рериховских идей действительно больше знает и лучше делает, если его устремления и поступки служат примером для других в деле духовного роста, то такой человек неизбежно становится руководителем, лидерство которого признаётся окружающими его сотрудниками и не нуждается в формальных подтверждениях. Таким духовным водителем была Наталия Дмитриевна. Она, кстати, ничем не пыталась утвердить своё лидерство. Просто она была духовно выше, и это понимали все, кто с ней общался.

Как я уже говорил, у нас на семинаре кресло руководителя пустует. Мы равны и действуем сообща. Хотя, конечно, кто-то отвечает за предоставление аудитории, кто-то в большей степени, чем другие, являет организующее начало по тематике заседаний. Женщины приносят цветы, репродукции картин, украшают комнату на время заседания. Каждый вносит свою лепту в работу семинара. Но среди нас нет человека, который навязывал бы своё руководство. Жизнь показывает, что так оно лучше.

Участники семинара всегда рассматривали свою работу как составную часть многогранной деятельности СибРО.

В заключение отметим, что Учение Живой Этики содержит много положений, которые современная наука ещё не может обосновать теоретически или подтвердить экспериментальным путем. В то же время многие принимают это Учение без всяких доказательств, веря в его истинность. Но любая истина тем и хороша, что она постоянно подтверждается практикой, и каждый человек, знакомый с Учением, начинает искать в жизни подтверждение положений Учения и, разумеется, находит их. Таким образом, участники семинара приходят на обсуждения каждый со своим жизненным опытом, приносят свои наблюдения и факты и делятся этим с другими. Тем самым утверждается Учение. В этом — несомненная польза от подобных семинаров.


* Доклад на юбилейной конференции, посвящённой 110-летию Б.Н.Абрамова. 29 июля 2007 г. Печатается в сокращении.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады