Каждая деятельность ценится Вел[икими] Учителями по той мере самоотверженности, которую она в себе заключает. Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934 |
Наиценнейшее требует осознания, иначе можно пройти, не заметив его1.
В Записях Бориса Николаевича Абрамова говорится: «Новый Мир явит понимание красоты. (...) Красота — понятие беспредельное, и разнообразие её проявлений так же обширно, как и сам Космос, и говорить о ней можно без конца... Она придёт и утвердится нашими руками, нашими усилиями, нашей волей. Она станет ведущим стимулом человеческих действий. Она обновит и переродит жизнь»2.
Одна из задач изучающих Учение Живой Этики — претворение красоты в жизнь. Как просто произнести это слово — красота! Но внести её в жизнь — ту красоту, которая будет выражаться в самых возвышенных чувствах: в признательности и благодарности Учителю, в радости изучения и применения в жизни Основ Учения, в неуклонности устремления, — совсем не просто. Чтобы помочь идущему по этому пути, в Учении утверждено понятие земного наставника. Он, более опытный, более знающий и умеющий, протянет нам руку помощи и даст простые и прекрасные советы, разъяснит непонятное, укрепит уверенность в преодолении трудностей. Даст наставления — как изучать Учение, подскажет — что является наиболее важным для нашего времени...
Наталия Дмитриевна Спирина для многих стала именно таким земным Наставником. Когда ей задавали вопрос: как изучать Учение Живой Этики? — она говорила: обсуждайте параграфы, которые особенно отзвучали и вызвали прилив радости; чтобы систематизировать Учение, делайте подборки на темы, особенно заинтересовавшие вас; читая строки Учения, старайтесь вникнуть в каждое слово, задавайте себе вопросы — почему именно это слово, а не другое употреблено здесь.
Применяя её советы в постижении Учения, сколько открытий мы сделали, сколько пережили радостных мгновений! То, что казалось давно знакомым, открывалось по-новому. Расскажу об одном из таких открытий. Прочитав в книге «Зов»: «Нрав русского народа просветит красота духа»3, я заинтересовалась словом «нрав». Захотелось глубже понять, что оно в себе скрывает. В словаре В.Даля этому понятию дано такое объяснение: «Нрав — одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух... Согласный союз нрава и ума, сердца и думки образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку... Общее выражение свойств человека, постоянных стремлений воли его; характер...» Далее мы узнаём, что нрав человека может быть природным и выработанным, то есть воспитанным. Это значит, что мы можем заниматься воспитанием своего нрава. Но для этого надо иметь ясный образ того, чего мы хотим достичь. Каким же должен быть нрав человека будущего? И что общего между нравом и нравственностью? Вспомнилось, что Наталия Дмитриевна советовала задавать себе вопрос: что сказано в Учении и у Н.К.Рериха по этому поводу? — и делать из собранного материала подборки.
Обратившись к творчеству Николая Константиновича Рериха, мы можем углубить своё представление на данную тему. Вспомним картину «Настасья Микулична». Она символизирует собой идеал нрава русского народа. Учитель так сказал об этой картине: «...Это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. (...) Конь поднимается на возвышенность, он ещё на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом»4.
Так Николай Константинович в своей картине создаёт идеальный образ нрава целого народа, выраженный в художественной форме. Рассматривая это полотно, размышляя о нём, мы словно бы ощущаем силу и мощь нашей Родины и сами становимся крепче духовно.
Подборка из книг Учения Живой Этики на тему «Нрав и нравственность» значительно расширила наши представления об этих понятиях. Изучив собранный материал, мы смогли сформировать представление о том, каким нравом должен обладать человек будущего. В Учении обращают на себя внимание слова о нраве искателя. В «Общине» сказано: «Нрав искателя не даёт обмёрзнуть кораблю»5. А в книге «Зов» говорится: «Нравится Учителю всякое чистое искание, явленное для Высшего Знания»6.
В книгах Учения указывается, как изменить нрав человека, а также то, что «нравственное образование должно предшествовать учению о мысли»7. Искатель — это прежде всего исследователь. Чтобы дополнить наши представления об этом понятии, обратимся к поэзии Наталии Дмитриевны Спириной и рассмотрим ещё одну картину Николая Константиновича Рериха.
У Наталии Дмитриевны есть два стихотворения на интересующую нас тему — «Искатели» и «Жемчуг исканий». В первом создан образ искателя, человека будущего; очень ярко, живо и убедительно предстаёт он перед нами. Если читать внимательно, вникая в смысл каждого слова, то становится понятно, с чего начать и как развивать в себе нрав искателя. Заканчивается стихотворение такими строками:
...Звезда Исканий — ты пылала, Вела и трепетно звала, Таинственные покрывала Искателям приподняла... И были новью осиянны Для смелых душ твои дары: Здесь на Земле — чужие страны, И в Небе — дальние миры!8
Эти строки говорят о том, что искателю открылись новые, неведомые дали и неустанные искания завершились победой — искатель обрёл новое состояние сознания.
Стихотворение «Жемчуг исканий» написано к одноимённой картине Н.К.Рериха, на которой изображены Учитель и ученик на фоне сияющих гор. Это Священные Гималаи. Учитель и ученик «склонились над ожерельем в поисках той жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день», — пишет П.Ф.Беликов. Глядя на это полотно, мы понимаем, что нет пределов познанию и исканиям Истины в бескрайних просторах Космоса. Стремясь выполнять Указы, мы достигаем сближения с теми, кого любим: с Учителем, который дал Океан Учения, с Наставником, который сопровождает на этом пути.
Читая стихотворение Наталии Дмитриевны, мы узнаём о том, как встретились ученик и Учитель и через что должен пройти ученик, чтобы увидеть «венец исканий — жемчуг драгоценный»; какой решимостью, мужеством, неуклонностью должно овладеть его сердце и что явилось наградой ему. Последнее четверостишие говорит нам о цели пути искателя:
...Вернулся я во мрак и сон долин, Опять один, но людям был я нужен: Им светлый дар принёс я от Вершин, Заветный дар — нить голубых жемчужин!9
«Нить голубых жемчужин» представляет собой ожерелье. Ожерелье — символ вечности. Никогда не суждено кончиться поискам Истины.
Оба стихотворения связаны одной темой — темой исканий, и в них раскрываются разные грани этого понятия. Мы видим, каким бесстрашным и упорным должен быть искатель, чтобы неуклонно идти за «Звездой Исканий» и донести найденный «венец исканий — жемчуг драгоценный» во «мрак и сон долин».
Стихи Наталии Дмитриевны Спириной — это мысли Учения Живой Этики, изложенные в высокой поэтической форме. В них — те же Основы, что и в Учении, та же Космическая Красота, но только в форме и ритме стиха.
В истории человечества немало примеров, когда связь с Высшим рождала поэзию. Вспомним, например, тибетского Орфея — Миларепу, о котором так возвышенно писал Н.К.Рерих: «Великий поэт Миларепа знал силу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве»10. И затем полученные Небесные дары Миларепа в песнях передавал людям.
Поэтические образы, созданные Наталией Дмитриевной, помогают нам продвигаться по пути, проложенному ею и ведущему к познанию красоты Высших Миров. Создавать такую поэзию было, наверное, нелегко.
Будем же ценить этот великий дар на благо людям!
1 Искры Света: Из Бесед Б.Н.Абрамова с Н.Д.Спириной. Вып. 5. Новосибирск, 2001. С. 22.
2 Б.Н.Абрамов. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2007. С. 53.
3 Листы Сада Мории. Зов. 24.02.1922.
4 Грани Агни Йоги. Т. 1. 30 окт. 1960.
5 Община. 152.
6 Листы Сада Мории. Зов. 8.08.1921.
7 Надземное. 487.
8 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 153.
9 Там же. С. 123.
10 Н.К.Рерих. Шамбала. Рига, 1994. С. 28.