Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Грани Агни Йоги, 1958, § 673 |
Вновь едем трудиться в Музей Н.К.Рериха на Алтае. И вновь любуемся величием уже знакомых гор, их необыкновенной красотой. Сейчас приближается осень. Разнотравье в горах причудливо меняет свои краски, и горы, освещённые солнцем, блистают великолепнымубором, что придаёт им особую притягательность. А вот и встреча с Катунью, которая стремительно вырвалась на равнину из каких-то далей, приветствуя нас ослепительно сверкающими солнечными бликами, весело играющими на бирюзовой поверхности воды.
Наша группа состоит из шести человек. Нас ожидает испытание, своего рода экзамен — как мы усвоили урок о сотрудничестве? Предстоит не только сотрудничать, но и жить какое-то время одной семьёй, быть каждую минуту на глазах друг у друга. Это огромный труд, требующий особой чуткости, терпения и желания научиться этой мудрости общежития.
Особенно нужно помнить, что Алтай — место очень непростое. Он обладает особенностью быстро выявлять наши качества, и, к сожалению, не всегда самые лучшие. Это надо знать и быть готовым, а иначе можно и не пройти испытание Алтаем.
Существует мнение, что достаточно только трудиться — и труд на общее благо объединит коллектив. Но это только в том случае, если между сотрудниками установилась хоть какая-то гармония: взаимопонимание, доброжелательность, забота друг о друге. Если ничего этого нет, то и совместного труда не получится. Наталия Дмитриевна Спирина говорила нам, что совместный труд — это ещё не сотрудничество. Там, где нет желания понять и помочь, сотрудничества не получается. Важно проявить терпение — и наградой тебе будет улыбка товарища, его сияющие глаза, а главное — обязательно начнут налаживаться добрые отношения. И поверьте, ради этого не жаль ни времени, ни трудов.
Погода была чудесная, тёплая, порой по-летнему жаркая, что нас очень устраивало, поскольку основные работы происходили во дворе Музея.
Жили дружно, одной семьёй. Было много шуток и смеха. Мужчины, несмотря на занятость, замечали всю нашу заботу о них и, в свою очередь, отвечали тем же. Не высказать, сколько тепла, благодарности за это появлялось в сердце!
Любовались прекрасными закатами, по вечерам не могли отвести глаз от звёздного неба, сплошь усеянного созвездиями и туманностями. Любовались звёздами через телескоп. Какие они красивые! Как радужно переливались и мерцали от движения воздушного потока! Интересно наблюдать, какой чудной жизнью живёт Космос: то стремительно мчится метеорит, оставляя за собой на мгновение длинный огненный шлейф, то неспешно плывут космические корабли или станции. «Хоть светофор ставь, чтобы не столкнулись», — волновались мы, наблюдая, как движутся навстречу друг другу два светящихся объекта.
Сколько тайн, загадок, сколько миров хранит этот звёздный шатёр над головой! И мы, глядя в небо, притихаем, думаем о наших звёздных братьях, мысленно шлём им привет. И долго не можем разойтись, хотя давно пора спать.
Утро встречает нас своей особенной красотой и торжественностью. Там, где вскоре должно подняться солнце, — сияющий ореол, занимающий полнеба. Но главное чудо — на противоположной стороне: из-за гор встают огромные всполохи огня, словно он исходит из самих гор, освещая их. Загорелись розовым светом облака, и торжественно поднялись две большие радуги, приветствуя восходящее солнце. Восторг и радость охватили нас, и мы долго любовались чудесным явлением, вдыхая воздух, наполненный утренней свежестью.
Ночью выпал снег на Теректинском хребте, и с гор потянуло холодом. Но во дворе ещё зелёная трава и стрекочут кузнечики, а когда пригревает солнце — вообще не верится, что совсем скоро осень во весь голос заявит о своих правах и придёт полноправной хозяйкой, с дождями, с холодными ветрами, сорвёт с деревьев все листочки, покроет изморозью ещё цветущие травы, проторяя дорогу матушке-зиме. Несмотря на утреннюю прохладу, на клумбе рядом с Музеем ещё цветут цветы. Они являются особой гордостью Анатолия Петровича Веселёва (нашего верного стража и хранителя Музея в Верхнем Уймоне). Как всякий художник, он очень тонко чувствует красоту. Каждое утро он бродит среди огромной клумбы, осматривает каждый цветок, фотографирует, любуется трудягами-пчёлками и разноцветными бабочками, которые с восходом солнца прилетают на цветы испить душистого нектара и смочить ножки в прозрачных капельках росы.
А однажды на клумбу прилетело диковинное насекомое, не похожее ни на пчелу, ни на бабочку. Довольно крупное и пушистое, очень яркого цвета, хвостик пёстрый, похож на птичий, большие глаза. Это милое существо зависало над цветком, при этом быстро-быстро работая крылышками, издававшими едва уловимый шорох. Это было очень похоже на то, как летает маленькая тропическая птичка колибри. Запуская длинный хоботок внутрь цветка и собирая нектар, это насекомое совершенно не обращало на нас внимания. А мы, удивлённые, разглядывали гостью в упор, низко наклонясь над ней. Гостья порхала с цветка на цветок, спокойно делая своё дело, и позволила нам вдоволь налюбоваться собой.
В воскресные дни мы заканчивали работу раньше и все вместе выезжали в горы или на Катунь. Удивительно наблюдать прекрасные, словно неземные пейзажи. Как причудливо облака могут изменять очертания гор, создавать замысловатые картины. Богата природная фантазия.
Мелодично звенят воды Катуни, перекатывая через небольшие камни, покрытые зелёным мхом, а потом мощно, с силой накатывают на большие препятствия, красивыми струями обтекая огромные валуны, стоящие на пути, и плавно текут дальше. Какая сила, напряжение и сама жизнь чувствуются в этой вечной борьбе стихий! Поразительна прозрачность воды. Все камешки на дне видны, и даже цветные прожилки на них рассмотреть можно.
На берегу развели костёр, смотрели на огонь и слушали нескончаемую песнь реки. Возвращаясь назад, столкнулись с зайцем. Он был всего в нескольких шагах от нас, и, похоже, мы одновременно увидели друг друга. Заяц ошалело уставился на нас, мы тоже слегка оторопели. Первым в себя пришёл заяц. Скакнул в сторону и со всех заячьих ног кинулся к лесу.
Несколько часов общения с природой оказалось вполне достаточно, чтобы отдохнуть, восстановить силы для следующей рабочей недели.
Быстро пролетели три недели. Пришла пора возвращаться домой. Выехали на рассвете и по дороге увидели необыкновенное явление. С вечера шёл дождь, а ночью капельки дождя прихватило первым осенним заморозком, превратив травы в прозрачно-хрустальные растения. Освещённые солнечными лучами, колыхаясь под лёгким утренним ветром, травы сияли необыкновенно яркими, радужными переливами, словно россыпи драгоценных камней-самоцветов: синие, зелёные, жёлтые, красные. Застывшие прозрачные капли искрились, пронизанные солнечным светом. Мы словно в сказку попали.
Сказочно прекрасен Алтай. Увидевшие его хоть однажды — уже никогда не забудут этой дивной красоты. В этом может убедиться каждый, кто побывает там.