Качество добра есть великое насыщение действия справедливостью и сердцем. Мир Огненный, ч.3, § 317 |
Учитель и ученик — одно. Непонимание принципа ученичества произошло от разделения. Учителя и ученика нельзя разделять, иначе это не будет ни настоящее учительство, ни настоящее ученичество. Всё биполярно, и изъятие одного из полюсов тем самым исключает другой полюс. Закон везде один. Многие представляют учителя только дающим и ученика только получающим. Но на самом деле ученичество — это беспрерывные получение и отдача, и снова получение, и снова отдача. В этом пульсирующем обмене энергий живёт и крепнет связь учителя с учеником. Ученик не опекаемое дитя, ученик — активный сотрудник и претворитель всего получаемого от учителя. Цветок даёт пчеле нектар. Она собирает его и претворяет в мёд на потребу людям. Так и ученик, претворяя полученное через своё сознание и сердце, отдаёт его на пользу миру и получает снова. От соединения двух полюсов возникает искра, она может разгореться в великий огонь и светить во тьме. И светит. Ибо каждый, даже самый великий Учитель, есть всё же и ученик. Христос говорил: «Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня».
Если учитель берёт на себя карму ученика, то и ученик разделяет, по мере своих сил и возможностей, бремя учителя. Ноша учителя — его ноша, и поручения учителя — его неотъемлемая собственность. Тот, кто выполняет приказ учителя не как своё личное и собственное дело, а как служебную обязанность, не есть настоящий ученик, но наёмник. От такого отношения могут происходить предательства и отступничества. Чужое дело можно и оставить, соблазнившись чем-нибудь более интересным или выгодным, но своё не бросить, как бы трудно оно ни было.
Если не происходит слияния сознаний учителя и ученика, то ученичество не состоялось. Ученичество — в слиянии сознаний, только так можно вырасти и преуспеть и приобрести. Только приобщение к сознанию учителя обогащает ученика. Без приобщения к чему все попытки и занятия? Напрасная трата времени и сил. Общее дело требует общего сознания. Иначе будет торможение, а не движение. Если ученику кто-то дороже учителя, значит, он ещё не ученик.
Почему, произнося понятие учителя с уважением, люди думают, что к понятию ученика можно относиться легкомысленно? «Он ведь только ученик, что с него спрашивать». Неправда. Ученик в своей сфере такое же ответственное лицо, как учитель в своей, и не может быть к нему никакого снисхождения. Почему предъявлять огромные требования к одному полюсу и оставлять без ответственности второй? Оба конца нужны для замыкания тока. Значит, оба ответственны. Даже у знающих Учение понятие ученичества часто приближается к понятию золотого детства. Таким путём не достичь. Ученичество есть суровая ответственность, состояние, требующее максимальной напряжённости, устремлённости, мужества и самоотверженности. Нужно потерять себя, чтобы приобщиться к сознанию учителя. Личное «я» человека не годится в ученики; потуги рассудка не годны для восприятия; неизжитые тяготения не приведут к учителю. Только устремление к учителю приведёт к нему. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот недостоин Меня», — сказано о приближении к Великому Учителю. Приложим эту меру ко всем нашим тяготениям. Сурово? Да. Но иначе не войти. И кто хочет войти, тот войдёт. И есть одно условие, при котором вся суровость пути превратится в радостные крылья, которые пронесут поверх всех камней и пропастей, кратчайший путь — Любовь.