Необходимо понять закон противления как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство. Мир Огненный, ч.3, 212 |
Примитивный человек односложен. Он весь тут. Он неделим, и ничего, кроме того, что выражено в его внешней жизни, в нём нет. Он не живёт ничем другим, кроме своей обыденной жизни, и ни о чём другом, выходящем за её пределы, не думает, и ни к чему, кроме своих явных, насущных целей, не стремится. Но как одноклеточные начинают, в процессе эволюции, превращаться в двуклеточных и затем в многоклеточных, так же и человек, в своей внутренней структуре, начинает постепенно усложняться. Начинается медленное и вначале едва заметное деление на внешнего и внутреннего человека. С зачатками появления внутренней жизни человек уже не односложен и не примитивен. Помимо внешнего, обычного течения жизни начитает струиться подземный родник второй, внутренней жизни, вначале малый и едва заметный, постоянно заглушаемый наносными песками внешнего «я», едва подающий голос. Иногда кажется, что и нет его совсем. Но постепенно он растёт и крепнет, и внутренний человек начинает из эмбриона оформляться. Очень слаб он вначале, неуверен и робок перед грубым и примитивным внешним человеком, и жизнь внешняя превышает и заглушает жизнь внутреннюю. Но дух растёт, накапливаются незримые богатства, опыт и знание, внутренний человек созревает. И тогда начинается деление на две жизни. Одна, видимая всем, жизнь личности, его работа, его судьба, дела, болезни, удачи и неудачи. Её знают все. Эта жизнь может быть или бедна и ничтожна, или богата и блестяща; по существу разница не велика. Суть не в ней, но исключительно во второй, внутренней, незримой и сокровенной жизни. «Какая польза человеку, если он весь мир приобретёт, а душу свою потеряет, и какой выкуп даст человек за душу свою?» Ибо первая жизнь длится считанные годы и увядает, как трава, от которой и следа не остаётся на следующую весну, а вторая жизнь есть то Реальное, которое не перестаёт быть и которое не зависит ни от тела, ни от обстоятельств, ни от болезней, ни от смерти и ни от чего другого.
Вначале преобладает первый человек. Но второй растёт, и наконец наступает момент, когда он начинает перерастать первого и становится сильнее его. Правда, личность ещё поднимает голову и временами пытается превалировать, но истинное «я» утверждается и берёт верх над всеми попытками личности. То, что было вначале нереальным и казалось призраком, теперь становится настоящей реальностью, и жизнь духа — истинной жизнью, а личность постепенно тускнеет и растворяется в мощном духовном существе. Тогда наступает жизнь царства духа, а внешняя земная жизнь теряет всякое значение и власть над человеком. Он может продолжать занимать то же положение, что и раньше, и внешне его жизнь может оставаться неизменённой, но его отношение к ней и его истинная жизнь становятся совершенно иными. Это — второе рождение, в Беспредельность.