|
Притяжение возможностей неминуемо там, где все силы напряжены. Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1930 |
В этой статье мы продолжаем знакомиться с Евгенией Николаевной Туркиной и Марией Николаевной Варфоломеевой, участницами Харбинского содружества1. Спустя несколько лет после встречи с Николаем Константиновичем Рерихом они вместе с семьями перебрались из Харбина в Тяньцзин — город в Северном Китае. А в 1947 году сюда приходит весть об уходе из жизни их любимого Учителя. Содружницы пишут Елене Ивановне Рерих письма, полные большого сердечного участия.
Из письма М.Н. Варфоломеевой: «Глубокоуважаемая и дорогая Елена Ивановна! (...) Прочли мы в журнале "Time" от 29 дек. 1947 г. заметку о том, что наш родной Николай Константинович ушёл с физического плана, и не поверили. Трудно представить, что это так... У меня совсем нет слов, чтобы написать всё, что хотелось бы Вам передать. Может быть, с письмом полетит кусочек моего сердца и всё Вам расскажет. Николай Константинович стал ещё ближе, ещё больше о Нём думаю. По средам, в тот день, когда Он нас собрал, зажигаю лампадку и перед огоньком вспоминаю всё то хорошее, что Он принёс миру, и шлю Ему мою любовь, преданность и благодарность. (...) Евгения Николаевна, мой сын и все друзья шлют Вам свою любовь и преданность... Всегда Ваша М.Н.» (30 марта 1948 г.)2
Спустя некоторое время после ухода из жизни своего великого спутника и друга Елена Ивановна пишет близким друзьям о том, что случилось. В числе этих немногих была и М.Н. Варфоломеева.
«Родная Мария Николаевна, — пишет Елена Ивановна, — получила Вашу милую мне весточку в Дели, где мы сидим в ожидании парохода, который должен отвезти нас на родину. (...)
Наш Любимый и Светлый ушёл тихо, просто и красиво, как жил. Тяжко вспоминать пережитую нами муку, видеть, как он таял у нас на глазах. Трудно привыкать к мысли, что он уже не с нами, что мы никогда больше не услышим его милого нам голоса, не услышим его мудрых речей, не увидим его прекрасной улыбки, не будем больше любоваться и радоваться с ним вместе новой красотой заката после окончания дневной работы. Но когда перед нашим мысленным взором встают все ужасы, происходящие на нашей планете, когда сознаём, что сейчас нет места культурному строительству в таком размахе, который отвечал бы широте его кругозора, когда чуем новый мировой обвал и разрушение, мы соглашаемся с мудрым решением Сил Света, предоставившим ему лучшую судьбу. Мы не имеем права возмущаться преждевременным уходом и сожалеть о якобы незаконченном подвиге. Он столько дал, так напитал пространство своими чудесными Образами и писаниями, которые будут вдохновлять настоящие и грядущие поколения нашего человечества. (...) У нас осталось немало его картин, и мы мечтаем привезти на родину эти сокровища красоты. Как Сказано: "Не будет больше такого певца священных гор". Правильно был он назван "Великим Мастером Гор"» (19 апр. 1948 г.)3
Отныне все надежды содружников сосредоточились на Елене Ивановне. Они ждут от неё известий, надеясь получить весточку уже из России.
Из письма Е.Н. Туркиной к Е.И. Рерих от 28 мая 1950 г.: «Дорогая и глубокочтимая Елена Ивановна! (...) Мы рады были через Е.П. [Инге] получить весть о Вас. Столько времени находились мы в полном незнании, где Вы; поджидая вести, думали её получить с Родины. Потом мы узнали, где Вы, и наконец пришла и весть. Прочли Ваши строки и нашли себе и радость и наставление и утешение. Радость, что мы связаны с Вами и друг с другом, что мы не одни. Что не осиротели мы. С нами и живое слово и вода Живая, и, несмотря на годы, есть ещё надежда послужить Родине. Недавно начала посещать лекции по Конституции нашей Страны и вижу, что, готовясь к возвращению на Родину, нельзя не знать её порядков и закона»4.
Евгения Николаевна делится с Еленой Ивановной тяжестью, которая лежит у неё на сердце: двое её сыновей уехали на Родину, но уже долгое время от них нет никаких известий. «Я посылаю моим мальчикам мысли помощи, любви... и молю Светлого Иерарха... и Светлые Силы о помощи им. Я верю в Щит и в то, что люди имеют всегда лучшее из того, что кармически возможно, но помощь Светлая всё же нужна человеку» (28 мая 1950 г.)5.
В другом письме Евгения Николаевна пишет: «Всегда чувствую Вас, читая постоянно страницы двух амарантовых томов наших настольных книг. Какое приношение возможно, чем выразить преданность, не старанием ли глубже вникнуть и стараться применять прочитанное?
У меня не прекращаются мои ожидания вестей от сыновей моих, уехавших на Родину. От одного нет вестей два года, от другого — третий год. Ничего не зная, не хочу думать ничего плохого, а думаю, что в этом есть какая-то необходимость и что все хорошие возможности на Родине есть. (...) Вот и от Вас ждём вестей, когда состоится Ваша поездка? Б.Н. [Абрамов] пишет, что крепко надеется и ждёт встречи с Вами. Все мы мечтаем об этом и о том, чтобы поехать на Родину и увидеть Вас и быть около Вас. Вы, наверное, знаете, как порою нужно нам поговорить с Вами о том, что остаётся невысказанным, неразрешённым: свои сомнения, непонимания. Всё, правда, есть в Учении, но не понято ещё, не дошло ещё сознание.
Люди такие разные в разнообразии взглядов и понятий. Часто приходится молчать не потому, что нечего сказать, а потому, что не к чему говорить, не к чему стучаться в закрытую дверь. Даже такой вопрос, как Мир во всём Мире, и это понятие кто-то не вмещает» (18 дек. 1950 г.)6.
Ответ Елены Ивановны приходит из Калимпонга — города, ставшего для неё и Юрия Николаевича новым пристанищем.
«Дорогая и родная Евгения Николаевна, рада была получить весточку от Вас. (...) Вот Вы ожидаете вестей от Ваших сыновей, и мы тоже уже три года как не имеем вестей ни от близких, ни от дальних. (...) Приходится... вооружиться новым терпением. Твёрдо верю и знаю, что всё придёт в лучшее время и в лучшем виде. Мудрость Высшая настолько очевидна, что я всегда повторяю: "Да будет Воля Твоя!" — это моя любимая молитва.
Вы правы, Родная, что "в Учении всё есть, но не дошло ещё до сознания". Потому так важно перечитывать многие положения в разное время и в разном настроении. По прошествии некоторого времени сознание совершенно по-новому усваивает уже известные положения или формулы. (...) Также люди не хотят понять, что вмещение не означает повторение и заучивание понятия на словах, но именно нужно приложение в жизни каждого дня. Да, "Мир всему Миру" — понятие, вместимое лишь на высших мирах, от которых мы так ещё далеки. Поэтому и приходится согласиться, что космические катастрофы нужны и неизбежны, иначе как пробудить окаменевшее сознание человека. После каждой Космической Катастрофы неминуемо и очищение, и приток новых космических сил, освежающих сознание. (...) Страна наша охранена Силами Света, и ничто грозное не коснётся её. Атомные бомбы ей не страшны. Знаю, что враги нашей страны будут посрамлены. Всё сложится на прославлении Родины. Всё сложится мудрее мудрого. Новый Мир идёт, и ничто не может остановить повсеместное пробуждение нового народного сознания. Одряхлевшее сознание не может ни создавать, ни строить, лишь захватывать и разрушать. Но всякие захваты отошли в прошлое. Звериное начало должно быть изъято из сознания новых поколений. Свобода мысли должна быть осознана как единственная прерогатива человека. Сверхчеловек — мыслитель прежде всего» (25 янв. 1951 г.)7.
На просьбу Евгении Николаевны — «узнать о пророческой странице св. Антония о будущем состоянии церквей»8 — Елена Ивановна отвечает: «Пророческую стран[ицу] из "Добротолюбия", о кот[орой] Вы пишете, я припоминаю... Там очень образно представлена картина будущей мощи, роскоши и разврата Князей Церкви и крушения её. Но самое истинное пророчество и точное знание заключается в словах Христа, сказанных им женщине-самарянке: "Наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и Истине..." Христова Вера должна была быть самой простой, самой сердечной и возвышенной. Но без знания духа и сердца... её загнали в тупик невежества и ограничений. Там, где мысль заглушена, там, где утверждён фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца засыхают» (25 янв. 1951 г.)9.
В двух томах «Писем Елены Рерих», ставшими для Евгении Николаевны настольными книгами, встречались места, требовавшие пояснения, как, например, о тесной аналогии между космическими и человеческими проявлениями10.
«Вы спрашиваете об аналогии между семью космическими и человеческими проявлениями, — отвечает Елена Ивановна. — Да, именно, это знание сейчас так необходимо. Люди совершенно отошли от своей основы и начали вырождаться. Древнейшее изречение "Макрокосм и Микрокосм — едины" до сих пор остаётся без должного к нему внимания. Ключ ко всей жизни, ко всему сущему, ко всему совершающемуся, конечно, в нас самих, потому так неотложно важно изучение скрытых сил и свойств человека и соответствий их с проявлениями Космоса. Но и это придёт. Центры человека отвечают центрам Космоса»11. И далее, перечислив ряд таких соответствий, Елена Ивановна подытоживает: «Если бы люди могли осознать, что История человечества записана в звёздных рунах! Великие Облики, вернее, Величайшие, связаны с Созвездиями и Солнцами, и история Их есть история этих Светил»12.
Завершая письмо, Елена Ивановна ободряет Евгению Николаевну и пишет сокровенно: «Итак, Родная, уже недолго ждать, скоро увидите сыновей своих и сможете помочь им во многом. Радуйтесь духом и любовнее и теснее подходите к Вел[икому] Вл[адыке] в обращениях Ваших к Нему. Вел. Вл. сказал, что явится на объединении с сознанием Вашим во время Вашей молитвы к Нему, Ваших бесед с Ним. (...) Обнимаю Вас сердцем и шлю самую страстную силу устремления и мужества. Да будет Вам Светло»13.
Позже в письме к Б.Н. Абрамову Елена Ивановна писала: «...я очень, очень сочувствую Е[вгении] Н[иколаевне] и так хотела бы укрепить в ней надежду на встречу с сыновьями. (...) Пять лет мы не имели сведений от нашей родственницы [в Советском Союзе], но на днях она прислала весточку... Кто знает, может быть, и Евг[ения] Н[иколаевна] скоро что-нибудь услышит» (18 сент. 1953 г.)14.
К большому сожалению содружниц, обстоятельства их жизни складывались совсем не так, как мечталось. «Из моего стремления на Родину ничего не вышло»15, — с грустью пишет Е.Н. Туркина Елене Ивановне. «До последнего дня в Тяньцзине я ждала вести, и не дождалась, от моих сыновей, которые уже 6 лет мне не пишут...» (12 июня 1954 г.)16.
Так, не имея известий от сыновей, а значит, и возможности получить от них поручительство, необходимое для переезда в Советский Союз, Е.Н. Туркина вместе с семьёй младшей дочери в 1954 году уезжает в Бразилию.
Последнее письмо Е.И. Рерих к Е.Н. Туркиной было написано 23 августа 1954 года. В нём она передаёт слова Учителя о том, что ей «"предстоит перемена к лучшему, но ещё на чужбине". (...) Потому, родная, запаситесь некоторым терпением и лучше вдумайтесь в происходящее в Мире. Вы правы, перечитывая книги Живой Этики в новом сознании. Много там Указаний об идущем Переустройстве Мира, но никто не задумывался над ними достаточно серьёзно.
Перемены большие идут во всём Мире, и страна наша оявится на большой мощи и расцвете, и все дружественные ей страны тоже процветут.
Перешлю Вам по Совету В. Вл. книгу...17 Книга написана глазом добрым, автор старается оявить справедливую оценку разных обстоятельств... Многое что освещает более беспристрастным светом. Ведь страшно представить себе ту сеть лжи и недостойной пропаганды, которая была сплетена и всё ещё плетётся вокруг нового строительства и исторического эволюционного хода событий многочисленными недругами и завистниками. (...)
Итак, родная, не грустите, но явите спокойствие и терпение, и "Путь откроется для Вас и Вашей семьи", так Сказано. "Забота о Вас будет явлена", радуюсь передать это Вам. Шлю Вам, родная, спокойствие и самые бодрые мысли и мысли благостные. Сердцем с Вами, храните мужество»18.
Е.Н. Туркина прожила в Бразилии в г. Сан-Паулу ещё около 20 лет. Она переписывалась с З.Г. Фосдик, Милой Страва, поддерживала контакты с содружниками по Харбину — З.Н. Чунихиной, Н.И. и Б.Н. Абрамовыми, М.И. Калантаевской, Е.П. Инге. Как и предсказывала ей Елена Ивановна, её сыновья, жившие в Советском Союзе, нашлись; с ними была установлена связь, и материнское сердце Евгении Николаевны успокоилось. Из писем Абрамовых известно, что её младший сын Алексей жил в Туле и, по словам Нины Ивановны, работал «по музыкальной части»19.
Письма Е.Н. Туркиной, хранящиеся в архиве З.Н. Чунихиной, свидетельствуют, что до конца жизни она была предана идеям Учения. В её сердце продолжал жить облик Дорогого Учителя — Николая Константиновича Рериха, открывшего ей дверь в мир духа. Однажды она написала подруге: «Спасибо Вам за готовность поделиться со мной репродукцией — портретом Н.К., но я думаю, лучше, чтобы он остался в памяти моей таким, как я его видела и знала» (14 июня 1962 г.)20.
Мария Николаевна Варфоломеева, как и все содружники, также всем сердцем устремлялась к Родине. Нужно сказать, что сын Марии Николаевны Иван и его жена Надежда были её единомышленниками: они приняли Учение и духовное руководство Николая Константиновича и тоже вели переписку с ним и Еленой Ивановной. Иван Иванович Варфоломеев, специалист по китайскому языку, познакомился с Рерихами в Харбине и особой дружеской симпатией проникся к Юрию Николаевичу, которого в своих письмах называет близким другом.
В одном из писем к Марии Николаевне Елена Ивановна писала: «Ваша милая дочь Надежда оправдывает своё имя, могу судить по её письмам. Сердце её может зажечь много огоньков вокруг себя. Мир так нуждается в таких магнитах, ведь лишь огни могут привлекать и соединять. (...) Шлю ей самые сердечные посылки. Её фотограф[ическая] карточка с сыном-младенцем стояла на моём письменном столе рядом с самыми любимыми Обликами. Мой Юрий любил получать письма от Ивана Ивановича, он ценит его дружбу, привет сердца и ему от нас обоих» (19 апр. 1948 г.)21.
Отвечая на привет сердца, переданный Еленой Ивановной, Надежда Варфоломеева писала ей: «Бесконечной радостью наполнило нас Ваше сообщение о возврате на Родину; радость не эгоистическая, радость особая, — радость за Родину!» (8 мая 1948 г.)22.
Как и многим русским, проживавшим в Китае, семье Варфоломеевых предстояло определиться, в какую страну им выезжать. Иван, колебавшийся в принятии решения, запросил об этом Николая Константиновича. Почти сразу же из Индии приходит телеграмма, а затем и письмо с твёрдым напутствием — «ехать непременно, во славу Родины, во имя созидательного труда. (...) Итак, на Новую Ниву, полные любви к Великому Народу Русскому!» (18 окт. 1947 г.)23.
Ответное письмо Ивана наполнено энтузиазмом: «Глубокоуважаемый, дорогой и родной наш Николай Константинович. Трудно выразить словами ту радость и благодарность, которые мы все чувствовали, получив Вашу телеграмму, а затем и письмо. Опять Ваша ласка, забота, участие и помощь... (...) Вопрос о нашем возвращении на Родину и раньше был для нас самым важным, а теперь, после Вашей телеграммы и письма — все колебания отпали. (...) ...За эти годы из меня выработался неплохой китаист. Без преувеличения могу сказать, что по разговорному языку у меня здесь нет соперников. Поэтому я считаю, что должен служить Родине моей специальностью... (...) Ваше известие — "там и встретимся" — меня и нас всех крайне порадовало. Неужели это возможно? Ведь это наша мечта с той минуты, как мы с Вами расстались. (...) Вы, наш вождь, — поздравили нас с походом, и мы к этому походу готовимся» (26 нояб. 1947 г.)24.
Однако в эти радостные планы жизнь внесла свои суровые коррективы. Произошло непредвиденное — в марте 1951 года Иван Иванович Варфоломеев был арестован за якобы «шпионаж и участие в контрреволюционной организации»25 и вывезен в СССР вместе с семьёй. М.Н. Варфоломеева в одночасье лишилась и возможности видеть детей, и средств к существованию, ибо находилась на иждивении сына.
Б.Н. Абрамов писал Елене Ивановне, что Мария Николаевна «переживает большую трагедию. Она одна, совершенно одна. Нет с ней ни детей её, ни внука. Где дети, она не знает. ...Сейчас она так бедствует, что даже получает бесплатные обеды и очень нуждается» (11 окт. 1953 г.)26.
Долгое время Мария Николаевна безуспешно пыталась что-то узнать о судьбе детей и внука. Она оставалась в Тяньцзине, тяжело болела, и друзья помогали ей чем могли. При этом, по словам друзей, Мария Николаевна всё же не теряла надежды поехать на Родину.
М.Н. Варфоломеева не была оставлена Высшей Помощью. В письме Бориса Николаевича к Елене Ивановне читаем: «М.Н. болеет ногами, ей трудно ходить много. Однажды жена видела во сне, как М.Н. лечил В. Вл.» (14 мая 1950 г.)27.
Елена Ивановна, которая очень тепло относилась к Марии Николаевне, запрашивала друзей о её судьбе. Она писала Туркиной: «Борис и Ниночка Абрамовы остаются в Харбине. Добрая Ниночка по мере возможности помогает М.Н. До сих пор не могу понять, что за драма произошла в семье М.Н. Намёки только больше запутали28. Но, конечно, Помощь будет оказана» (23 авг. 1954 г.)29.
О последних годах жизни М.Н. Варфоломеевой нам ничего не известно.
В Записях Б.Н. Абрамова есть такие слова Великого Учителя: «Неважно, если ожидаемое будущее не состоялось: освобождающий от цепей настоящего магнит будущего был мощным двигателем вперёд и кверху»30. Возвращение в Россию у содружниц не состоялось, но любимая Родина — Новая Страна — продолжала жить в их сердцах, и это давало им силы и наполняло надеждой на будущую встречу.
Об этом светлом и прекрасном будущем Марии Николаевне Варфоломеевой писала ранее Елена Ивановна Рерих: «Итак, мы живём мыслью о несении подвига на родине, о создании поколения героинь и героев, самоотверженно работающих на мощь и расцвет своей страны. Будущее героического народа может быть прекрасным и превзойти все мечты. Знаю, как Вы и Ваша милая семья любили нашего Светлого и Любимого... и потому мы встретимся с Вами, как близкие сердцем, и понесём наш труд на утверждение идеалов и прославление чудесного Светлого Облика, пролившего столько красоты высшей мудрости и любви к людям на своём последнем пути» (19 апр. 1948 г.)31.
1 Начало см.: Ольховая О.А., Кочергина Н.М. «Ехать непременно, во славу Родины...»: По страницам переписки Е.Н. Туркиной и М.Н. Варфоломеевой с Н.К. Рерихом и Е.И. Рерих // Восход. 2025. № 9. С. 28–34.
2 Архив Рерихов: URL:http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv/256-pisma-eir
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 36 (19.04.1948).
4 Архив Рерихов.
5 Там же.
6 Архив Рерихов.
7 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 16–17 (25.01.1951).
8 Письмо Е.Н. Туркиной от 18.12.1950 г. Архив Рерихов.
9 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 17 (25.01.1951).
10 В письме от 17.12.1929 г. Е.И. Рерих пишет: «Привожу вам страницу из книги "Беспредельность", страница эта, по существующей тесной аналогии между всеми космическими и человеческими проявлениями, поможет лишний раз поразмыслить над серьёзностью происходящего», и далее она приводит параграф 322 из книги «Беспредельность».
11 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 17 (25.01.1951).
12 Там же.
13 Там же. С. 17–18.
14 Там же. С. 315 (18.09.1953).
15 Письмо от 4 ноября 1953 г. Архив Рерихов.
16 Архив Рерихов.
17 Речь идёт о книге «Soviet Russia since the War» («Советская Россия после войны»), написанной Диином Кентерберийским (см. письмо Е.И. Рерих от 24.08.1954 г.). Диин — духовное лицо в Англиканской церкви.
18 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. C. 441–442 (23.08.1954).
19 Письмо Н.И. Абрамовой от 27.07.1961 г. // Стойкость духа: Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2017. С. 49.
20 Архив Чунихиной.
21 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. С. 37 (19.04.1948).
22 Архив Рерихов.
23 Рерих Н.К. Друзьям (18.10.1947) // Листы дневника. М., 1996. Т. 3. С. 583.
24 Архив Рерихов.
25 Жертвы политического террора в СССР: URL: https://lists.memo.ru/index3.htm
26 Архив Рерихов.
27 Там же.
28 Политическая обстановка была такова, что друзья не рисковали писать Елене Ивановне открыто об аресте друзей из-за цензуры.
29 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 442 (23.08.1954).
30 Грани Агни Йоги. 1956. 738 (Новосибирск, 2009).
31 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. С. 37 (19.04.1948).