Каждое лето в Музее Н.К. Рериха в Верх-Уймоне бывает ознаменовано какими-то интересными событиями: это и участие представителей музея в районных конференциях или республиканских праздниках Эл-Ойын и «Родники Алтая», экспедиции по рериховским местам на Алтае, проведение съёмок для фильмов СибРО или участие в других проектах. Знаковыми становятся мероприятия, проводимые на территории самого музея: концерты, конференции, встречи с известными людьми и, конечно, выставки.
В этом году в преддверии летнего сезона в музее шла интенсивная подготовка к выставке картин из «Центра Искусств. Москва». Выставка необычна тем, что посвящена юбилеям трёх художников с представлением их творчества: Н.К. Рериха, С.Н. Рериха и Б.А. Смирнова-Русецкого. Новый выставочный зал Музея Рериха в Верх-Уймоне вновь готовился принять работы из частных коллекций.
70 картин, проделав большой путь по железной дороге из Москвы до Новосибирска, затем автотранспортом до Верх-Уймона, прибыли в музей в первых числах июня. Постепенно полотнами были заполнены три зала, смонтировано особое музейное освещение. Одновременно в Сибирском Рериховском Обществе разрабатывались экскурсии, в издательстве готовились аннотации, афиши и буклеты. Так в течение июня шла интенсивная подготовка к представлению новой выставки под необычным названием «Гималаи — Тишина», большинство работ которой прибыли на Алтай впервые. В названии выставки отразилось желание представить творчество трёх художников в едином выставочном пространстве. В искусстве Рерихов, многие годы проживших в Индии, особое место занимают гималайские пейзажи. У Николая Константиновича Гималаи величественны и торжественны, у Святослава Николаевича — наполнены особой светоносностью. В них передано восхищение этим храмом природы, исполненным благословенной тишины. Ту же тишину Б.А. Смирнов-Русецкий, много путешествовавший по стране, ощутил в красоте российских просторов и отобразил в своих одухотворённых пейзажах.
Открытие выставки состоялось 7 июля 2025 года.
Исполнительный директор СибРО и Музея Н.К. Рериха Сергей Александрович Деменко поздравил гостей, пришедших на праздник, и пригласил к микрофону Андриана Владимировича Мельникова, основателя «Центра Искусств. Москва».
А.В. Мельников: «Разрешите открыть юбилейную выставку трёх замечательных русских художников — Николая Рериха, Святослава Рериха и Бориса Смирнова-Русецкого. Здесь действительно удивительные картины, и мы благодарны "Центру Искусств. Москва", который привёз эти работы, а также Сибирскому Рериховскому Обществу, сотрудники которого создали эту красоту. Вы знаете, что в прошлом году мы провели здесь выставку Николая Константиновича Рериха, тоже совместно с СибРО. Я благодарен всем волонтёрам, всем людям, которые участвовали в этом проекте. Также ещё мне хотелось поблагодарить компанию "АлтайБиоРезерв" в лице Алексея Парамонова.
В этот день с нами потрясающий человек, учёный с большой буквы, за спиной у которого много открытий. Я хочу вам представить Игоря Михайловича Зенкина. Это держатель коллекции Б.А. Смирнова-Русецкого, и благодаря ему сейчас эти работы присутствуют здесь. То, что вы здесь сейчас созерцаете, — это его наследие, которое он сохранил, которое было передано ему Борисом Алексеевичем Смирновым-Русецким. А мы эти картины обрамили в красивые рамы.
Игорь Михайлович сейчас нам немного поведает, как ему удалось сохранить это, расскажет о своих контактах с Борисом Алексеевичем. Ещё нужно отметить, что Игорь Михайлович дружил со Святославом Рерихом, который в своё время приглашал его стать директором музея Рерихов в долине Кулу. Игорь Михайлович до сих пор работает в Институте проблем передачи информации, возглавляет целый научный отдел. Он занимается проблемами зрения и тем, как оно влияет на наш психоэмоциональный мир; сейчас он пишет книгу. Помимо этого Игорь Михайлович ещё и замечательный поэт».
И.М. Зенкин: «Спасибо! Я приглашён на открытие этой замечательной выставки, и это для меня, безусловно, награда, потому что мне посчастливилось много лет пребывать в очень тесных отношениях, в самой тёплой, сердечной дружбе с Борисом Алексеевичем Смирновым-Русецким. Мы вместе с ним путешествовали по Алтаю, по Средней Руси и очень много проводили бесед, потому что Борис Алексеевич был не только художником, он был ещё, безусловно, и философом.
И ещё мне посчастливилось, пребывая в Индии, познакомиться со Святославом Николаевичем Рерихом и провести с ним несколько очень важных бесед, которые тоже имели философское содержание, связанное с теми высокими идеями, которые заложены в Учении Агни Йоги.
Выставка Бориса Алексеевича находится в Музее Н.К. Рериха именно потому, что он много лет имел прямое отношение к семье Рерихов, много лет был в контакте с членами семьи, был в очень большой дружбе с сыновьями Рерихов — Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем. Они были почти ровесниками и, главное, стали соратниками в общем понимании того Учения, которое пришло от старших Рерихов, от Елены Ивановны и Николая Константиновича.
Борис Алексеевич всю свою жизнь, уже будучи художником, стремился воплотить художественными средствами эти высокие идеи, эти высокие принципы, которые заложены в Учении Агни Йоги, принципы, которые показывают и объясняют, как устроена наша реальность. Не только та, в которой мы пребываем на Земле, но и та беспредельная реальность, которая окружает Землю в виде того, что называется у нас Космосом. В Агни Йоге эти принципы очень основательно освещены, на очень высоком научном уровне.
Хочу отметить такой момент. В советское время Борис Алексеевич, поскольку он поддерживал тесную связь с семьёй Рерихов, был осуждён, и довольно сурово, — на 10 лет отправлен в лагеря. Он вернулся в свою родную Москву только через 15 лет. И благосклонная судьба сделала так, что он тут же встретил вернувшегося в Россию Юрия Николаевича Рериха. С того момента они имели тесный контакт, и это очень поддерживало Бориса Алексеевича. И я повторяю: то, что его выставка находится в Музее Николая Рериха, — это прямая, глубинная связь между творчеством всех этих трёх замечательных художников, юбилеи которых так совпали.
В картинах Б.А. Смирнова-Русецкого воплощены две очень замечательные идеи, относящиеся к структуре нашей реальности. Одна идея была названа им как "Прозрачность", и вторая — "Тишина". Эти два привычных нам слова имеют очень глубокий смысл, потому что, согласно Учению Агни Йоги, в нашей многоплановой реальности начинается эпоха сближения миров. И картины Бориса Алексеевича из цикла "Прозрачность" позволяют многим людям, даже неожиданно для себя, проникнуть в многоплановость этой реальности. Прозрачность в картинах художника — это не просто природное явление — земные дали, замечательные пейзажи. Если погрузиться в эту прозрачность, то она открывает ту грань, которая разделяет миры, разделяет уровни реальности, и мы можем почувствовать это единение разных планов.
Второе качество, которое тоже очень важно, — это тишина, и она касается не только тишины природной, эта тишина обозначает сугубо душевное состояние человека, когда ему удаётся остановить активную деятельность своего интеллекта, и сознание позволяет касаться тех других планов, которые и Святослав Николаевич, и Николай Константинович, и Борис Алексеевич пытались воспроизвести
в своих картинах. Я желаю вам получить эту возможность для себя лично, чтобы это почувствовать. Пожалуйста, приступайте к внимательному созерцанию этих замечательных картин».
А.В. Мельников: «Спасибо большое, Игорь Михайлович. А сейчас мы потушим основной свет, чтобы каждая картина имела некую камерность, театральность. Вот основная картина — "Тишина", где вы можете постоять и побыть действительно в тишине, отключить концептуальные шумы и побыть один на один с этим явлением.
А вот картина "Дозор ангелов". Обратите внимание: здесь ангелы отслужили, а вот ангел, который теряет своё тело, превращается в эфир, и мы видим, что даже храмы и окошки оживают. И сейчас мы увидим ангела, который будет проявляться на этой картине, справа от вас, чтобы вы могли его узреть
и заметить те детали, которые вначале не замечали».
Об оптическом эффекте «оживления» картины «Дозор ангелов» рассказал С.А. Деменко: «Идея оживить картину с помощью света очень деликатно реализована с помощью видеопроектора. Периодически серебристые мерцающие "светлячки" вдруг проявляются на полотне и оживляют как очертания небесных Обителей, так и контуры крылатых бесплотных существ — ангелов, несущих дозор в мире людей, защищая их своим присутствием, охраняя мир от недобрых сущностей. Эти "светлячки" проявляются на короткое время, фокусируя внимание на самом важном в сюжете картины, а потом это чарующее видение исчезает, как бы растворяется в предрассветных светах зарниц. Всё приходит в обычный вид: невидимое опять становится невидимым, но остаётся чувство соприкосновения, сказки, переживания».
* * *
Ежедневно выставку посещают сотни посетителей, и многие выражают своё восхищение и самими картинами, и тем, как они представлены в пространстве Выставочного зала Музея Н.К. Рериха.
Как отмечают экскурсоводы СибРО, часто посетители говорят, что заехали в музей по рекомендации своих знакомых или друзей. Люди приезжают из разных городов и сёл и с удивлением и восторгом осматривают выставку картин «Гималаи — Тишина», радуясь такому сюрпризу: «Как? Картины Рериха? Здесь?» Некоторые говорят, что ехали сюда специально, потому что знают, что здесь каждый год новая экспозиция, и каждый раз они неизменно получают новые знания и впечатления, приобретают книги.
Посетитель из Омска сказал: «У меня есть возможность поехать в любую страну, отдыхать на любом курорте у моря, но меня уже просто тянет сюда, потому что тут происходит чувство наполнения души чем-то возвышенным, к этому располагает всё: и природа, и картины, интересные лекции, красивая речь».
Конечно, на Алтай в большинстве своём едут люди, любящие горы, и для них «Гималаи» Рерихов особенно интересны. Камерная обстановка небольшого выставочного зала, свет красок гималайских вершин на полотнах великих мастеров настолько живой и так ощутима их мощь, что люди, переступив порог, невольно замолкают и замирают перед непостижимым величием Гималаев. Многие отмечают, что название выставки «Гималаи — Тишина» действительно оправдано. А вот художника Б.А. Смирнова-Русецкого большинство посетителей открывают для себя впервые. Многие гости отмечают, что его преданность Рериху как Учителю очень импонирует.
Для помощи в работе выставки приезжают на время своих отпусков друзья из разных городов страны, на общественных началах они работают как смотрители и экскурсоводы. Некоторые из них оставили свои отзывы о работе выставки.
Татьяна Владимировна Дидова (г. Тула), смотритель:
«Выставка подлинников картин Николая и Святослава Рерихов и Б.А. Смирнова-Русецкого летом 2025 года в Верхнем Уймоне стала драгоценным подарком для почитателей их творчества.
Излюбленная гималайская тема обоих Рерихов ещё раз призвала посетителей задуматься о тернистом пути к вершинам духа. Недаром группа туристов, спустившаяся в долину с гор, поспешила поделиться своим восхищением картинами мастеров. Одна из туристок воскликнула: "Я испытала неповторимый восторг от величия главной святыни Алтая — горы Белухи, отражающейся в зеркале Аккема. Придя на выставку, я пережила те же эмоции во второй раз".
Не оставляют людей равнодушными и пейзажи Б.А. Смирнова-Русецкого. Природа на его полотнах вызывает благоговение перед красотой мироздания, его гармонией и величием. Зрители неспешно и задумчиво передвигаются от одной картины к другой. Привлекают их и архитектурные пейзажи с древнерусскими монастырями и охраняющими их ангелами.
Любопытно было наблюдать за реакцией на картину "Дозор ангелов". Зрители не знали, что эта картина "с секретом" и проявляющиеся фигуры ангелов — не их галлюцинация. Одухотворённая атмосфера картины с прообразом Троице-Сергиевой лавры и охраняющими её ангелами приобщила смотрящих на неё к божественному миру, который незримо присутствует в святых местах. Удивлению не было конца, когда ангелы вдруг стали проявляться.
Глядя на скорбный лик Архангела Михаила, одна из посетительниц сказала, что "этот ангел олицетворяет такое сострадание, что Его самого хочется пожалеть". А облик Матери Света вызвал у некоторых зрителей настоящее потрясение и слёзы. Они долго стояли перед картиной и не могли от неё оторваться. Когда я спросила маленького мальчика, какая из картин ему больше понравилась, он, не задумываясь, подбежал к Матери и указал на неё».
Любовь Анатольевна Кузьмина (г. Комсомольск-на-Амуре), смотритель:
«Хочется поделиться впечатлениями о некоторых событиях, возможно, не самых значительных, но которые радовали сердце. Это встреча с красотой Алтая и с сибровцами, очень много знающими о Рерихах и всегда готовыми с радостью делиться этими знаниями с желающими их получить. Здесь царит радость, доброжелательность, красота, простота.
7 июля в Выставочном зале музея состоялось торжественное открытие выставки "Гималаи — Тишина". Сияющие вершины гор на картинах Н.К. и С.Н. Рерихов осветляли и радовали, сердце ликовало. Очень была рада ближе познакомиться с прекрасным творчеством художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого, последователя Н.К. Рериха. Работая на выставке смотрителем, встречалась с разными посетителями — и теми, кто бывал в музее не один раз, и впервые соприкоснувшимися с творчеством этих художников, и в основном люди уходили с выставки вдохновлёнными и благодарными. Это радовало сердце, я понимала, как это важно.
Сердечное спасибо сибровцам, всем помощникам и, конечно, "Центру Искусств. Москва", давшему возможность прикоснуться к творчеству великих художников, питающему дух человека».
Любовь Владимировна Крусь (г. Екатеринбург), смотритель:
«"Как у вас хорошо, хочется жить здесь", — сказал один из посетителей. "В какой красоте вы живёте!" — вторили ему другие.
Атмосфера музейного комплекса, окружающая природа оказывают необычайно благостное и умиротворяющее воздействие.
"Я не хочу уезжать, мне интересно здесь быть и слушать", — сказала женщина, когда её позвали в автобус. Она приехала с группой, и, как довольно часто бывает, гиды, сопровождающие группы, дают им мало времени на пребывание в музее.
Большинство посетителей уходят восторженные, благодарные за возможность увидеть красоту и прослушать интереснейшие лекции.
Восхищают необычайно глубокие знания экскурсоводов о том, что связано с жизнью и творчеством семьи Рерихов, и умение подать так, что люди вдохновляются, открывая для себя новый, ранее неизвестный для многих мир искусства, мир Рерихов, мир возвышенный.
В какой-то мере я отношу себя к ним, к этим людям. Как и в прошлый раз, когда я впервые приехала сюда в 2024 году, я узнала и узнаю много нового для себя от сотрудников и экскурсоводов, за что им очень благодарна. И, конечно же, совместная работа, как в настоящей общине, стимулирует к работе над собой. Хочется быть лучше, следуя совету С.Н. Рериха — "Будьте каждый день чуточку добрее"».
Анастасия Вадимовна Макарова (г. Тула) около месяца трудилась в Музее Рериха как экскурсовод, а вернувшись домой, написала вдохновенное эссе:
Подлинная выставка
«Что нужно для подлинной выставки? Концепция — заблаговременно продумана, тщательно сформулирована, помещена на баннерах, напечатана в буклетах. Подлинники картин — бережно привезены, точно измерены, гармонично развешены, искусно освещены, заботливо снабжены аннотациями. Залы — старательно вымыты, погружены в темноту и тишину. Экскурсоводы и смотрители — начитанны, заряжены энтузиазмом, вооружены улыбками и указками.
Выставка готовится ожить.
Среди посетителей вызревают вопросы.
— А это что у вас? (Указывают на новое просторное здание из крепких пихтовых брёвен.)
— Выставочный павильон. Недавно открылась выставка подлинников трёх художников — Н.К. Рериха, его младшего сына С.Н. Рериха и ученика Б.А. Смирнова-Русецкого.
— Подлинников? — удивлённые и уважительные взгляды. — Откуда же?
— "Центр Искусств. Москва", из частных коллекций. Всего 70 работ.
В ответ — снова удивление и уважение. Заходим в залы. И тут происходит чудо подлинного искусства. Люди невольно замирают в изумлении, заворожённые сиянием красок:
— Как же они так светятся?
Группа, до этого дружно и послушно следовавшая за экскурсоводом, рассыпается, разбредается по залу, расходится — каждый в поисках своей картины. Извлекаются из сумок телефоны, включаются камеры, слышатся возгласы — нашли её, значит. Экскурсовод, в любом другом месте огорчившийся бы подобному своеволию, стоит в стороне и тихо радуется. Ждёт, пока некоторые обернутся
к нему за необходимыми пояснениями. А некоторые и не обернутся — ведь краски, то нежно-утончённые, то насыщенно-горящие, и линии, то плавно-изогнутые, то заострённо-чёткие, говорят сами за себя. Ю.Н. Рерих отмечал подлинность переживания в работах Смирнова-Русецкого: "Здесь есть правда"». С рукой художника уста экскурсовода соперничать не могут и не хотят. Сам он стоит в стороне и любуется. Забега́л ведь на выставку утром, перед открытием музея, и успел смотрителя на обед подменить, да и с предыдущей группой уже поднимался сюда, но всякий раз засматривается:
— Как же они так светятся?
Он и сам не знает. Вернее, знает, конечно, — расскажет и про темперу Рерихов, и про пастель Смирнова-Русецкого, объяснит и про символику гор в целом, и про роль отдельных вершин, упомянет и про принцип прозрачности, когда Тонкая реальность проступает через плотно-физическую. А всё-таки не знает. Тайна подлинных мастеров.
Неизменно собрание у полотна "Дозор ангелов", на котором сверкают искорки современных технологий. Убедившись, что глаза их не обманывают, зрители, особенно младшее поколение, начинают вести на мерцания фотоохоту и тем пристальнее вглядываются в картину.
Человек, двигаясь по трём выставочным залам, совершает настоящее путешествие. Пейзажи уносят за тысячи километров — Гималаи, Тибет, Монголия, Кавказ, Балтика, Карелия, Забайкалье, Наггар, Псков, Изборск. И возвращают в родную Уймонскую долину, к мечтам о Новом городе — Звенигороде.
На этих пейзажах людей нет, и только Высшие Силы зримо-незримо освящают их своим присутствием. Тишина — не выбранная, а самолично явившаяся названием выставки — проникает, нисходит в душу зрителя, рождая ощущение умиротворения, покоя и благодати. "Мастер гор" становится "мастером тишины", претворяя безмолвие вершин в сгущённое звучание. Художники искали, угадывали, находили эту тишину среди драматических перипетий собственной жизни — и теперь мы отражаем и обретаем её в себе.
Уходя, гости благодарят — за яркие и одухотворённые краски, за первоклассную организацию выставки ("достойную столичного уровня"), за акцентное освещение, за увлекающие рассказы, за доброжелательность сотрудников, за... Какие-то из этих "за" осядут на страницах книги отзывов, которую давно уже пора переименовать в книгу благодарностей и восхищений. Ещё больше "за" будут унесены в сердцах посетителей. Но одно из этих "за" будет обязательно — признательность за подлинность картин, мыслей и чувств».
Книга отзывов ежедневно пополняется впечатлениями посетителей:
«Благодарим всех просветителей, подвижников за Свет, Радость. Спасибо за радость духа. г. Екатеринбург».
«Замечательный музей. Чувствуется теплота, вечность и как будто сама семья Рериха находится рядом. Спасибо работникам, что бережёте достояние страны. Москва».
«Великая Космическая простота доступна тонко чувствующему духу, находящемуся в Единстве всего живого Космоса — эта ступень, которая нас ожидает и Сроки которой уже подошли, но к ней надо осознанно устремиться... Такие выставки зажигают Сердца!»
«Спасибо огромное организаторам музея за столь потрясающие работы. Композиции восхитительные и завораживающие. Спасибо работникам музея за рассказы. Мы получили массу положительных эмоций, хорошее настроение. Всё было очень интересно. Всего самого наилучшего, хороших слушателей. От Дарьи, Натальи и Виктора. Алтайский край, с. Шипуново».
«Спасибо, что позволили в тишине прикоснуться к настоящему Чуду. Глаза и всё существо пьют всю красоту как драгоценный нектар. Особенная благодарность за освещение! Алина».
«Чудесная выставка! Работы художников восхищают и вызывают чувство творческого полёта».
«Огромная благодарность организаторам выставки за возможность воочию увидеть картины нашего великого русского художника Н.К. Рериха, почувствовать их энергетику, увидеть горы такими, какими их видел наш любимый Мастер! г. Рязань, Чендек, Нижний Уймон».
«Спасибо огромное экскурсоводу и всем сотрудникам за трепетное отношение к великой
семье Рерихов и их достоянию, за очень интересный рассказ. Я очень тронута, посетив дом, в котором останавливались Рерихи. Е. Краскоштанова, Новосибирск».
«Получили огромное удовольствие от посещения! Очень интересно и познавательно! Замечательные, волшебные картины, чудесные работники музея! Благодарю! Новосибирск».
«Посетили выставку всей семьёй, дети и взрослые в полном восторге. Картины наполняют нас красотой. Спасибо. Новосибирск».
«Спасибо большое за прекрасные впечатления, которые дарит ваш музей. Завораживают картины и погружают в мир красоты, природы, духовности. С благодарностью от новосибирцев».
«Благодарность за прекрасную выставку. Дорогой Андриан, Ваша меценатская работа бесценна! Храни Вас Бог. г. Москва».
«Огромная благодарность экскурсоводу! До глубины души поразил своей добротой, познаниями, старался своими словами донести до людей всю доброту своей души, чтобы на свете был мир и познание древней цивилизации. Спасибо. Группа из Тюмени».
«Спасибо Вам за то, что несёте свет в этот мир, вдохновляя и объединяя людей».
«Моя семья была в музее чуть больше недели назад. Впечатлена чистотой, умиротворением, деликатностью и почти нежным отношением к посетителю. Очень дорого встретить не просто работников музея, а настоящих служителей культуры. Бескорыстных и самоотверженных, но при этом скромных. Спасибо за то, что уникальное место живёт и притягивает своей энергией людей, давая возможность коснуться Великого семейства и их Великого творчества! Наталья Ельнякова, г. Сухой Лог, 21 июля 2025 г.».