Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным. Надземное, 689 |
Цветок качеств духа
...Жизнь духа ставится во главу будущего. Появление нового
мерила существования может спасти Землю.
Мир Огненный, III, 494
В Учении Живой Этики, постулирующем доктрину беспредельной эволюции человечества, утверждается происходящий макроповорот мировой спирали от ступени усиленного развития интеллекта к этапу преобладания над ним духа. Новый вектор обозначается как «эволюция духовности»2. В этой связи возникает вопрос: что представляет собой духовность согласно Учению? В статье мы поставили целью выявить и систематизировать основные смыслы этого важного, многогранного понятия и, исходя из выделенных аспектов, дать ему определения.
1. Антропологический аспект.
Представление о сложной, многоуровневой природе человека естественным образом подводит нас к первому определению, опирающемуся на этимологию слова. Дадим несколько формулировок.
Духовность ― это гармоничное проявление духа в человеке.
Духовность есть высокая степень выявления энергий духа в сознании человека.
И более детальное:
Духовность ― это высокое состояние сознания, когда в нём главенствует дух, пронизывающий живительной эманацией всю многомерную природу человека: его мышление, волю, сферу чувств, поведение, отношение к миру и людям. Используя образный язык Живой Этики и замечательный образ души-колесницы, пришедший к нам из древних учений3, можно сказать, что серебряная узда духа сверкает на всех усмирённых, упорядоченных, сгармонизированных оболочках, или уровнях, человеческого микрокосмоса.
В повседневной жизни большинство из нас, составляя мнение о духовном развитии человека, обращают внимание прежде всего на два показателя: его нравственность, или, проще говоря, доброту, и ум, под которым часто понимают только интеллект и эрудицию. Авторы Живой Этики предупреждают о поверхностности такого суждения, отделяя понятие духовности и от ума, и от доброты: «Уже знаете: доброта и ум ещё не приводят к Нам ― явление духовности необходимо»4. «Интеллект, эрудиция, ― отмечала Елена Ивановна Рерих, лучший толкователь текстов Живой Этики, ― никогда не являлись главными факторами приближения к Источнику Истины»5.
Безусловно, доброта и ум сопровождают состояние духовности, но далеко не исчерпывают её. Она является явно чем-то бо'льшим. Чем же? Здесь мы должны более глубоко рассмотреть понятие духа и его значимость в человеческой природе.
К какой бы антропологической структуре ― трёхчленной или более сложной, семичленной, ― мы бы ни обратились, обнаруживается чёткое отграничение духа, высшего начала, от души, психо-ментального потока нашего повседневного сознания.
Антропологическая структура
Дух |
Высший разум, |
Душа |
Повседневный |
Тело |
Физическое тело |
Поясняя изучающим Живую Этику, Елена Ивановна Рерих подчёркивала, что термин «монада соответствует понятию духа. Но, ― и далее особенно важно для нас, ― когда говорится о духовности и духе в жизни, в проявлении, всегда подразумевается высшее Ego»6.
В узком смысле В широком смысле
7. |
А́тма |
Монада, Дух |
- Вечная, универсальная, безличная «огненная энергия жизни».
- Фокус индивидуализации. «Духовность»*. Духовное сердце.
- Духовный разум, накопления, составляющие сознание Монады. |
Высшее Эго. «Духовность заключается в высшей триаде…»**
Духовная индивидуальность.
Бессмертно. |
6. |
Бу́ддхи |
|||
5.
|
Ма́нас (Буддхи-Манас) |
|||
4. |
Кама: а) Кама-Манас
б) Кама-рупа
|
- рассудок, интеллект; - эгоистические чувства и желания; - средоточие животных инстинктов. |
Низшее эго. Земная личность.
Смертно. Образуется при новом воплощении по кармическому соответствию |
|
3. |
Прана – жизненная энергия |
|||
2. |
Эфирный двойник |
|||
1. |
Физическое тело
|
* «6-й. Буддхи – духовность, духовная душа…» Е.И. Рерих. 16.11.1935.
«…Сердце есть высшее выражение шестого принципа». Е.И. Рерих. 10.10.1934.
** «Духовность заключается в высшей триаде…» Е.И. Рерих. 15.10.1935.
Высшее Эго по своей природе троично, соединяя
(1) безличную всеначальную (универсальную) «огненную энергию жизни»7 ― А'тма,
(2) фокус (основу) индивидуализации Атмы ― Бу́ддхи и
(3) Высший Ма'нас ― одухотворённый разум. Он аккумулирует только те накопления человеческого сознания, которые способствуют раскрытию изначальных свойств вечной монады.
Обратим внимание на принцип Буддхи ― он является звеном, связующим высшее вечное, как бы сказали философы, ноуменальное начало с человеческим сознанием, изменяющимся и растущим. Та часть психо-ментальных накоплений человека, которая соответствует магнитной силе Буддхи, получает свойство бессмертия. Поэтому роль этого принципа сознания необычайно велика.
В соответствии с приведённым Еленой Ивановной разделением смыслов понятия духовность, мы действительно обнаруживаем разные контексты его использования ― узкий и широкий. В узком смысле духовность соотносится только с одним принципом ― Буддхи8, а чаще понимается в широком значении как высшая триада (Высшее Эго) в целом9.
Отметим, что с Буддхи также соотносится одно из краеугольных понятий Живой Этики ― духовное сердце. Здесь налицо синтетичный подход Учения, совмещающий философские традиции Востока и России. Буддхи ― это термин индийской философии (при этом Учение наполняет его новыми смыслами), а духовное сердце ― категория русской религиозной философии, имеющая истоком христианское вероучение. То, что говорится в Живой Этике о сердце, можно относить к духовности, и наоборот.
Изначальное зерно Буддхи, хотя и не имеющее само по себе, вне Манаса (разума), сознательного проявления, служит своего рода камертоном того, каким может когда-нибудь стать человек со всеми его свойствами и способностями. Наличие «моста», активной связи между личным, смертным, и космическим, вечным, уровнями внутреннего человека является главным условием для раскрытия его духовной природы, формирования духовности. Елена Ивановна разъясняла: «Именно... когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию»10. Эта укрепляющаяся связь производит глубинные процессы преображения, трансформации всех нервных центров и уровней (оболочек, принципов сознания) микрокосмоса, вплоть до физического тела.
Так, будучи синтетическим понятием, духовность подразумевает качественно иной, более высокий уровень восприятия, управляемости своей волевой активностью, развитость мыслительных способностей, богатство воображения и творческих проявлений, багаж знаний и опыта, утончённость чувств, свойства предвидения, распознавания и многое другое.
Высшее Эго. «Духовность заключается в высшей триаде…»
Духовная индивидуальность.
Бессмертно.
|
|
Низшее эго. Земная личность.
Смертно. Образуется при новом воплощении по кармическому соответствию
|
|
Если же связь с высшим началом ослабляется или прерывается, то негативные аспекты сознания такой личности оказываются ненужным сором, отягощающим процесс эволюции духа.
В Живой Этике смысл жизни и совершенствования человека раскрывается как развитие его духовной природы: «...примените к человеку слово ― возжжение духа. ...Самоусовершенствование, прежде всего, заключается в сознании проявления духовности»11. «Нельзя сильнее сказать, чем "человек создан по Высшему Прообразу", ― так указано присутствие высших энергий. (...) Природное воспитание духа и познавание через него Мира Огненного будет простейшим решением устремления человечества»12. «Знать своё назначение ― значит знать, что дух человека есть выражение Высших Сил. (...) Ведь это и открывает Беспредельность, умножая все силы и устремления»13. «Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Высшей Силе»14.
Уже в первых книгах Живой Этики даётся наставление «чувствовать знание духа. (...) Допустите хотение духа. Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя: "Как хочет дух?" (...) Дух стучится сильно. Важно прямо действовать, ухватить знание духа, ― как хочется, так и действовать. Применять можно на деталях...»15 Так в конкретных жизненных ситуациях, сначала на небольших примерах, мы учимся различать свои желания, побуждения, чувства, отдавая предпочтение и руководство чистым и благородным сердечным помыслам.
Теперь мы можем конкретизировать определение духовности в свете антропологического аспекта.
Духовность ― это свойство сознания, выражающееся
в укреплении связи его земного личного аспекта
с высшим вечным началом духа.
2. Онтологический аспект.
Обратимся кратко к онтологическому аспекту духовности.
В Учении Живой Этики утверждается изначальная гармоничная корреляция между человеком=микрокосмосом и Вселенной=Макрокосмосом. Это соответствие ярко проявляется в их взаимообусловленной структуре.
Соответствие микрокосма и Макрокосмоса
Антропологическая структура |
Онтологическая структура |
Дух (огненное тело) |
Огненный мир |
Душа (тонкое тело) |
Тонкий мир |
Физическое тело |
Плотный мир |
Духовная монада (в узком значении), являясь Лучом Высшей Реальности, служит скрытой, глубинной связью человеческого сознания с этой Реальностью, Первоисточником импульсов и энергии развития всего бытия. Так состояние духовности неизбежно подразумевает признание многомерности бытия. Высший Мир, называемый в Живой Этике Миром Огненным, характеризуется на страницах Учения как Мир Духа, «Мир Высшей Духовности»: «Мир Огненный утверждает господство духа во всём космическом масштабе»16. «Так Мир высшей духовности, Мир Огненный, есть Мир сублимированных [утончённых] чувств или сознаний»17.
Духовный человек убеждён в постоянном воздействии тонких энергий на земную жизнь. В его сердце возрастает устремлённый поиск высших проявлений в природе, людях, творчестве, искусстве. Такая чуткая восприимчивость изменяет взгляд на окружающий мир и преобразует всю палитру человеческих взаимоотношений.
Так мы приходим к ещё одному определению: духовность ― это естественное для человека (не надуманное, не теоретическое) признание существования миров более высоких измерений и Иерархии Высших Разумных Существ, гораздо раньше нас вступивших на путь сознательного совершенствования духа и уже раскрывших в себе многие его потенции.
Духовность ― это признание существования
миров более высоких измерений и Иерархии Высших Разумных Существ.
Как мы видим, в контексте Живой Этики не может быть светской духовности, т.е. построенной вне допущения многомерности мира и человека. Может быть светская нравственность, мораль, но не духовность. Ведь не формально-церковная религиозность является определяющей здесь, а именно наше внутреннее признание реальности Высших Начал бытия.
Усиливающееся влияние духа преобразует весь микрокосмос, делая доступным тонкие восприятия, озарения, чувствования, и благодаря этому в дальнейшем перед ним открываются миры более высоких измерений. Свобода и полнота жизни в надземных мирах напрямую зависят от степени сформированности внутренней природы человека. Елена Ивановна отмечала: «...для достижения Мира Огненного или Мира Высшей Духовности мы должны... сублимировать [т.е. утончить] огни наших нервных центров...»18 В Живой Этике подчёркивается: «Не будет приближения к Миру Огненному без проявления духовности. Нужно это запомнить всем»19. «Утончение духа есть ключ к Вратам Огненного Мира»20.
3. Познавательный аспект.
В процессе совершенствования огромную роль играют познавательные усилия человека. В Живой Этике неоднократно отмечается, что наш духовный рост происходит только при сознательном самоопределении и выборе. Жизнь поражает нас многообразием форм, видов, возможностей развития. В этой разноголосице многое кажется противоречивым, несовместимым, непонятным. Спасительным вектором здесь выступают изучение и насколько возможно глубокое постижение Духовного Знания, раскрывающего универсальные идеи и Законы, которые невидимо для нас управляют течениями эволюции. Принятие подлинных Основ Бытия является, по мысли Учения, единственной мерой к разрешению очень многих личных и социальных проблем и главное ― способно задать правильную траекторию дальнейшего продвижения вне отрицаний, устоявшихся предрассудков и ограничивающих стандартов. В книгах Живой Этики отмечается: «...мысль о духовности должна войти в жизнь, но как истинное понимание Основ Бытия»21. «Духовность есть утончённое устремление к истинной эволюции, которая всегда синтетична, вмещая все понятия, всё сущее»22. «...Вмещение противоположений и является пробным камнем или свидетельством наличия в нас духовности»23.
Действительное, а не отвлечённое познание всегда имеет следствием стремление к изменению, облагораживанию своей жизни и окружающего мира. Несмотря на трудности, именно этот путь практического приложения новых возвышенных идей ведёт нас к распознаванию и напряжённому выявлению собственных духовных глубин. Елена Ивановна подчёркивала: «...утончённость духа определяется именно лишь его почитанием высших ценностей»24. «...Культура [духа] слагается только величайшими усилиями и стараниями в царстве высочайших понятий на протяжении веков»25. Живая Этика настойчиво убеждает в «применимости всех Высших Начал», которые «есть основа жизни, само её дыхание и движение», потому перед нами ставится задача «освоиться с применением Высших Начал»26.
Так мы приходим к ещё одному определению.
Духовность ― это процесс постижения
Основ Бытия и их гармоничного воплощения
в своей жизни.
Собственно, принятие в своё сознание и жизнь возвышенных целей, нравственных ценностей, благородных идеалов как раз и свидетельствует о влиянии на нас духа. Усиление духовного воздействия настолько глобально преобразует внутреннюю природу, ― и Елена Ивановна подтвердила это своим йогическим опытом, ― что в нашем существе начинают формироваться новые органы восприятия. К доступным всем пяти органам зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, имеющим многие градации утончения, прибавляются, как пишет Елена Ивановна, «шестое, ещё редко проявляющееся чувствознание27, или так называемая интуиция, и седьмое синтетическое, или духовность»28. Ближайшим синонимом к духовности в этом контексте является духоразумение29. Новые органы восприятия позволяют человеку приоткрывать завесу прекрасного Огненного Мира.
4. Этический аспект.
Ещё одна грань духовности связана с нравственной чистотой человеческого сознания. Елена Ивановна неоднократно писала, насколько полезно всесторонне уяснить для себя «те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека»30, «для всех истинных духовных достижений»31. «Вы поразитесь их численности, ― отмечала она. ― Истинно, много жизней потребуется, чтобы приобрести все эти совершенства»32. «Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, ― указывается в Живой Этике, ― нужно познать их полное сочетание»33. Эта богатая симфония отражена в композиции «Цветок качеств духа».
Все эти качества и окрашенные ими чувства, мысли, побуждения, так ярко выявляющие силу духа, подобны струнам музыкального инструмента, которые нуждаются в тонкой настройке и мастерстве их использования. «Утверждает человек сам ту власть, которая царит в его существе, ― подчёркивается в Учении. ― Власть эта будет состоять из главных качеств духа»34.
Так мы можем сформулировать ещё одно определение.
Духовность ― это гармоничное выражение
симфонии духовных качеств
в сознании человека.
Значимость ряда качеств столь велика, что они сами часто служат прямым определением духовности. Это говорит об их особой синтетичности. Приведём несколько цитат:
«Лучшее мерило духовности — осознание единства жизни во всём»35. «Основа Духовности — Любовь к Красоте и Знанию Высшему, или влечение ко всему прогрессирующему»36. «...Духовность определяется... наличием синтеза и соизмеримости [с высшим, лучшим] в мышлении и в поступках»37. «Чувствознание есть синтез духовности...»38 «...Именно терпимость и распознавание являются единым мерилом духовности»39. «Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирождённой мудростью»40. «Именно, преданность... есть первое качество, определяющее духовность»41. «Степень Духовности измеряется мужеством»42. «...Задумаемся о положении духовности. (...) ...Не роскошь наряда, но чистота сердца нужна»43. «Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты ― явный признак отсутствия духовности»44.
Отметим, что в Живой Этике и в письмах Елены Ивановны мощное звучание приобретает такое качество, как любовь «ко всему Прекрасному»45. Красота названа «формулой эволюции»46, её внутренней целью. Всё сущее движется к Красоте самовыражения. Справедливо было бы это определение развернуть шире. Но по причине краткости статьи мы просто его обозначаем.
Конечно, явление духовности включает в себя всю палитру этих качеств. Каждое из них содержательно наполняет это понятие. Таким образом, духовность ведёт к развитию не отдельных психических сил, даже если они выражаются во внешних удивительных феноменах, а всей внутренней природы человека целостно (его мышления, характера и т.п.). Нашему земному сознанию кажется, что этот путь слишком медленный, но он характеризуется в текстах как кратчайший, высший и, по сути, единственный, дающий неотъемлемые духовные достижения: «Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом. Стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути»47. «...Путь духовности, путь царственный, гораздо труднее и медленнее, но он и единственный, который слагает все достижения в "чаше". Все психические силы раскрываются естественно у следующего этим путём...»48
5. Энергетический аспект.
Обратимся к ещё одному ― энергетическому аспекту духовности.
Духовные качества нашего сознания ― это не отвлечённые, теоретические добродетели. Качества ― это обозначения разных проявлений психической энергии. Согласно Живой Этике, человек имеет сложную природу: от полюса плотной материи, т.е. физического тела, до полюса духа. Дух представляет собой ультраутончённую, светоносную психическую энергию высочайшего качества, часто передаваемую метафорой огня49.
Елена Ивановна указывала на двойственную природу энергии человека: «Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна... может служить добру и злу. (...) Но при пробуждении большей духовности в человечестве... высшие проявления или качества её будут преобладать. Всё зависит от духовного развития человека, от качества его сердца»50. «...Самое главное ― это накопление духовное, качество психической энергии... потому в основу всего и положим именно это мерило»51. «...Нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность»52. «Забота о качестве всего самая насущная забота. Высшее отличается от низшего только качеством...»53 «Лишь при очищении внутреннего человека наша психическая энергия может вступить в постоянное сотрудничество с энергией высшей»54.
Так мы можем сформулировать ещё одно определение.
Духовность ― это процесс возжжения
в человеческом микрокосме высшей
психической энергии, «огня духа».
«...Можно у редчайших духовных людей, ― отмечается в Живой Этике, ― видеть как бы световую диадему над головой. Такое явление очень редко и означает кристалл духовности»55. Эту световую сферу чуткие люди (ясновидцы) видели с древних времён, и она прекрасно отражена в религиозном и светском искусстве.
Елена Ивановна указывала, что в будущем «именно лаборатории укажут на преимущества энергии высшей и... будет уявлена наглядно разница в качестве таких излучений, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере»56.
Будем ожидать небывалых научных открытий, которые, безусловно, кардинально изменят господствующую сейчас картину мира. А пока мы понимаем, что духовность как высокая психическая энергия служит источником здоровья, душевного равновесия, роста творческих способностей, ощущения полноты бытия.
6. Социально-аксиологический аспект.
И последняя грань духовности, которую мы обозначим, касается социальной эволюции. Мы считаем необходимым сказать о ней, поскольку в Живой Этике указывается, что «именно воскресение духа даст новую Эпоху. (...) Каждое строительство, которое будет зиждиться на воскресении духа, может быть залогом восхождения»57. Елена Ивановна называет грядущую эпоху ― «эпохой суждённой духовности»58.
Духовность можно определить как сознательное, целенаправленное строительство общества на основе высших ценностей Света и Духа как принципов организации социальной жизни. Обозначим главные из них: Единение (а не отчуждение), Общее Благо (а не эгоистические интересы), Сотрудничество (а не властвование и доминирование одних над другими), ответственность, справедливость, целесообразность и соизмеримость с Высшим, Знание, Красота, Дружелюбие (Доброжелательность) и т.д. Духовной будет прежде всего созидательная деятельность, предполагающая совершенствование, улучшение качества труда, утончение отношений между людьми, облагораживание форм поведения, украшение, одухотворение, упорядочивание окружающей жизни и помощь людям.
Духовность ― это процесс целенаправленного
строительства общества на основе высших
ценностей духа как принципов организации
социальной жизни.
Нам могут возразить, что сами ценности, направляющие наши действия, понимаются людьми весьма различно, исходя из их жизненного опыта, религиозных, национальных, культурных традиций и т.д. Позиция Авторов Живой Этики здесь ― искать тонкую грань между глубинной сущностью какого-либо явления и его внешними формами бытования. Внутренняя сущность всегда будет объединять, внешние же покровы несут различия. В одном из писем Е.И. Рерих отмечала: «...смотря лишь в сущность дела, мы научаемся пренебрегать выпадами а-культурного сердца»59.
Приведём некоторые примеры. Произведениями У. Шекспира, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского зачитывается весь мир. Отчего? Потому что великим писателям удаётся понять и выразить глубинную сущность многих исторических событий и движений человеческой души так, что их творения отзываются в сердцах людей разных культур, стран, эпох. Различия отходят на второй план, побеждает единство.
Рерихи, много путешествовавшие и имевшие большие дружеские связи по всему миру, отмечали, что чем более духовно утончённы люди, тем легче устанавливается доверительно-сердечный контакт с ними и быстрее приходит взаимопонимание.
Подобно этому, и в социальном строительстве следует искать духовную перспективу, эволюционный смысл различных социальных реформ и постановлений. В этом нам помогает знание Основ Бытия, Космических Законов. «...Государственный и общественный строй, ― отмечается в Живой Этике, ― могут применить все космические законы для усовершенствования своих форм»60. Движение в этом направлении будет плодотворным и созидательным.
Такое социальное преобразование возможно только при большой подготовительной работе внутри отдельной личности как члена общества. В социальной жизни индивид определяем со всевозможной конкретикой: имя, национальность, место рождения и жительства, социальное положение, возраст и т.п. Преодоление этих, по сути, ограничений нашей высшей природы происходит благодаря вмещению в сознании мыслей сверхличного, общечеловеческого, планетарного масштаба. Когда человек не себя любит в искусстве, а искусство в себе и не ищет славы и наживы в своих творческих достижениях. Когда человек любит не только свою страну и народ, но с уважением и благожелательно относится к другим культурам и народам, умеет найти общее поле для сотрудничества. Яркой иллюстрацией является жизненный путь членов семьи Рерихов, которые всегда высоко ценили культурные достижения разных народов и стремилась к их объединению.
В этом плане духовность ― это приоритет Общего, Космического, Беспредельного начала перед личным, единичным (обособленным), ограниченным (временным).
Итак, мы выделили несколько смысловых граней, в совокупности дающих представление о духовности с позиции Учения Живой Этики:
• главенство духа и укрепление связи между духовным и земным началами нашего сознания,
• признание существования Высшего Мира,
• постижение Основ Бытия,
• утверждение симфонии духовных качеств,
• накопление высшей психической энергии,
• строительство общества с опорой на ценности духа.
Исследование содержания понятия духовности в Живой Этике помогает не только глубже его осознать, но и увидеть главные пути продвижения к этой цели. Ясность понимания пусть послужит ясности наших действий в нахождении «счастливого потока»61 эволюции, который для нас раскрывает Учение.