Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное. Мир Огненный, ч.2, 96 |
В этом Слове, названном «Достойный облик», обращается внимание на понятие достоинства духа; понятие, которому в Учении Живой Этики придаётся очень большое значение; и на некоторые из тех малых обиходных действий, которые это достоинство нарушают.
«Когда даётся великое Служение на Благо человечества, то нужно соответственно нести ответственность. Когда в руках Несущего Наш сосуд, значит, явить нужно достоинство, чтобы сосуд чудесный остался при крыльях»1.
«Постороннее не должно закрывать основное. Потому не засорять должно человечество путь к восхождению. Не много пыли нужно допустить, чтоб самая звонкая труба охрипла. Именно эта малая щепоть пыли опаснее всех мечей и ножей. То же нужно сказать о колебаниях духа, они происходят не от великих дел, но от той же пылинки. Так преуспевающий в большом имеет глаз на малое. Так сердце, предназначенное к великому, чует даже малейшее. Ошибочно думать, что великое слепо на малое. Наоборот, малейшее видимо великому глазу и шорох неслышимый чует сердце пламенное»2.
«К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. (...) Не ряды свидетелей, но лишь сам судья! Каждый чтит своё достоинство... (...) Нужно уметь создать мир личной ответственности за своё сознание...»3
Учение призывает к воспитанию достоинства и к сохранению его в самых различных положениях и состояниях. Оно говорит: «В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления. Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости и находчивости, но это будет почерпание из сердечной энергии, чтобы понять вещи с достоинством. Не многие сохраняют память о самообладании; как только они выходят за пределы обихода, они начинают производить ряд странных движений, произносить ненужные слова и вообще являют ложный вид духа и тела. Можно представить, насколько такие люди потеряют достоинство при переходе через великие границы. Нужно помнить, что, приближаясь к Свету, нужно и свою лампаду нести нерасплёсканной. Такое путеводное совершенство нужно приобрести в телесном состоянии»4.
Учение спрашивает: «Почему нужно быть неуклюжими? Почему нужно производить впечатление невежд? Почему наши должны быть небрежными? Почему, когда идёт спор, наши должны быть крикливыми? Почему наши должны болтать без меры? Обходите ненужную грязь. Видите, как каждую подробность надо подчеркнуть, иначе обычай Нашей Общины не укрепится в вас.
Дисциплина свободы отличает Наши общины. Не только дух дисциплинирован, но и качества внешних действий. Слишком печалиться не Наш обычай. Слишком порицать не Наш обычай. Слишком широко считать людей не Наш обычай. Слишком ждать не Наш обычай. Нужно мочь заменять сложный план более простым, никогда наоборот, ибо противники Наши действуют от простого к сложному. Думайте укрепить друзей ваших»5.
Говоря о качестве внешних действий, Учение обращает внимание на суету. «Побеседуем о движении. Около этого понятия продолжают нагромождаться непонимания. Люди, слыша о движении и подвижности, делаются суетливыми бегунами. Но разве суета может быть прилична для высших проявлений? Люди также не различают движение внешнее от движения внутреннего, но такое различие весьма существенно, оно спасёт от суетливости, которая неминуемо доведёт до лжи.
Также понимание движения внутреннего даст и достоинство движений. Жесты и само движение не легко усваиваются людьми. Часто они не знают, как поступить с собственными руками, ногами и даже головой. Голова трясётся, руки махают, ноги заплетаются, неужели придётся учить и ходить? Но все эти промахи зависят от непорядка сознания. Суетливость есть выражение неприспособленности к жизни. Не годится паяц на пути к Братству. Так научимся различать движение внутреннее от внешнего»6.
«...Суета есть лишь мнимое движение. (...) Суета есть диссонанс, и может он лишь раздражать и раздроблять накопления. Только расширенное сознание понимает, где граница между устремлением и суетливостью»7.
«Будем торжественны. Не приложим смятения к напряжению пространства. Не будем проявлять суетливости, когда можно предчувствовать действия»8.
Достойные действия также исключают ссоры. «Ссориться даже собаки умеют, так не подражайте животным, — говорит «Агни Йога». — Сознание обязывает к пониманию следствий ссоры. Как чёрные смерчи, подымаются слова неразумия. Опасно засорять пространство. Опасно навлекать обратный удар на себя и на близких.
Говорят, что обезьяна очень обидчива, — что же нам из того? Пантера очень раздражительна, что же нам из того? Говорят, курица клокочет без причины. Говорят, коршун долго таит злобу, — что же нам из того? Попугай твердит поношение, — что же нам из того? Говорят, утка не владеет нервами, — что же нам из того? Не уподобимся»9.
Но и притворство улыбки, лицемерие несовместимы с достоинством человека. Об одной из разновидностей этого свойства говорится в книге «Братство»: «Много масок человеческих, но одна из самых отвратительных будет личина единения. Нужно потонуть в грязи, чтобы посметь на такую ложь, чтобы показать улыбку единения, а в глубине сердца таить гримасу злобы. Нужно представить себе весь надлом духа, чтобы понять, насколько такой человек нарушает человеческое достоинство»10.
«Мы никогда не советуем притворство улыбки. Как противно каждое несправедливое суждение, так же и лицемерная личина будет показателем притворства и болезни ауры. Но просим быть добрее в сердце — это самый лучший бальзам»11.
«Круглый стол» СибРО. 30 апреля и 28 мая 1995 г.
Продолжение следует