Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление … искренно, то все придет. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
Николай Константинович Рерих в своём творчестве часто обращается к героическим темам и образам, создаёт патриотические полотна, среди которых — «Единоборство Мстислава с Редедей», написанное в 1943 году. На нём запечатлён исторический сюжет, повествующий о поединке русского князя Мстислава с косожским князем Редедей. Русичи и косоги, изображённые на нижнем плане картины по обе стороны от борющихся, словно ожидают исхода битвы, в которой решается их судьба.
Кто такой Мстислав, князь Тмутараканский, что известно о нём?
Он был одним из младших сыновей Владимира Великого, князя Киевского. По отцу был внуком знаменитого князя-воина Святослава и правнуком святой княгини Ольги.
Конец X — первая половина XI века отмечены как один из ярких, героических периодов Древней Руси. Знаток истории Н.К. Рерих посвятил героям той эпохи немало своих полотен.
Это было время становления и расцвета Киевской Руси при великом князе Киевском Владимире, которого былины называют «Красное Солнышко». Ему удалось объединить все земли, заселённые восточно-славянскими племенами.
Принятие Владимиром христианства в 988 году способствовало единению народа вокруг новой веры и зарождению особой древнерусской духовной культуры. «Повесть временных лет» так говорит о Великом князе: «И просветился Владимир сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него двенадцать сыновей...»1. Четверо из них оставили значительный след в русской истории, что нашло отражение в летописях.
Среди сыновей Владимира особо выделяется Ярослав, которого летописцы величают Мудрым. В годы своего правления (1016 – 1054) он расширил границы Руси, покровительствовал просвещению и образованию, открывал школы, положил начало письменному законодательству, составил первый свод законов государства, известный как «Русская Правда».
Сыновья князя Владимира — Борис и Глеб — стали первыми русскими князьями, причисленными к лику святых. Русь была истерзана междоусобными войнами, брат шёл войной на брата. Во имя целостности Руси Борис и Глеб пожертвовали собой, сознательно отказавшись от борьбы за власть со сводным братом Святополком. Святополк вероломно убил своих братьев, за что в народе был прозван Окаянным, а Борис и Глеб, приняв мученическую смерть, исполнили евангельскую заповедь: «Нет выше чести, чем положить жизнь за други своя». На Руси верили, что положивший жизнь «за други своя» немедленно попадает в рай и предстаёт перед Богом и что сам Господь удостоил братьев стать покровителями русского воинства.
Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский, вошёл в историю как талантливый и храбрый полководец. Летописи повествуют, что князь Мстислав был очень похож на своего деда Святослава Игоревича, которому «присущи были все положительные черты настоящего военачальника того времени ― храбрость и хладнокровие, выносливость и удивительная неприхотливость, честность в бою и воинская сметливость. Это он в одном из тяжёлых сражений с войском византийского императора бросил своей дружине клич, который до сих пор повторяют все истинные патриоты в неравной борьбе за свою свободу и независимость: "Ляжем здесь костьми: мёртвые бо сраму не имут!"»2.
Неизвестно, когда Мстислав стал князем Тмутараканского княжества на Таманском полуострове вблизи двух морей, Чёрного и Азовского, и соединяющего их Керченского пролива, но в летописи имя Мстислава прочно связывают с Тмутараканью, что может говорить о его долгом здесь правлении.
Князь Владимир сажал своих сыновей князьями-наместниками ещё в детском возрасте. Им помогали править воспитатели — бояре и советники. С ранних лет Рюриковичей приучали быть храбрыми воинами, в седле и с оружием нести свою княжескую ношу. Князей учили не просто править, но и заниматься просвещением, являть пример христианского благочестия. В те времена народ видел образ идеального князя-вождя великодушным. Судя по летописям, великодушие было не чуждо Великому Владимиру, которого народ величал ласковым князем.
Мстислав, воспитанный в этой атмосфере, стремился быть похожим на отца. Летописи передают, что Мстислав имел черты человека незаурядного. Это был смелый, умный, талантливый и успешный полководец, поэтому, кроме приставки «Тмутараканский», он заслужил и другие прозвания, зафиксированные в источниках, — Храбрый и Удалой. Летописец так описывает князя: «Был же Мстислав дебел телом, прекрасен лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив, любил дружину без меры, имения для неё не щадил...»3.
Мстислав впервые, как отмечено в древнерусских летописях, применил военное новшество. Оно заключалось в том, что единый строй своих воинов он делил на центральный полк и на полки правой и левой руки, а в резерв (в «засаду») ставил свою дружину. Позже такую тактику с засадным полком стали применять все русские князья. Успешные военные походы Мстислава Тмутараканского распространяли его влияние на другие земли. Годы его княжения на Тамани были периодом становления и укрепления Тмутараканского княжества, и территория его за это время значительно расширилась.
Тмутаракань к концу Х века вела активную внешнюю торговлю, составлявшую конкуренцию византийским городам в Крыму. К 1016 году Мстислав сумел подчинить Тмутаракани всех окрестных хазар. В 1022 году для укрепления своих владений он отправился походом на косогов, живших по соседству. Косоги вышли ему навстречу во главе с князем Редедей. Летописи сообщают, что косожский вождь слыл могучим богатырём, был прославленным борцом, не знавшим поражений. Уверенный в своей победе, он предложил Мстиславу не губить воинов, а решить спор в личном поединке, с условием, что войско побеждённого признает своё поражение. Мстислав, конечно, не уступал ему в личной храбрости, но русские летописи подчёркивают молодость русского князя и отсутствие у него того опыта, которым обладал зрелый Редедя.
Смертельный поединок начался не в пользу Мстислава, могучий Редедя стал давить его к земле. Тогда Мстислав взмолился Пресвятой Богородице, прося её о заступничестве, собрал все свои силы и сумел одержать победу. Дружина Редеди признала победу русского князя.
Картина, посвящённая той знаменательной битве, была написана Н.К. Рерихом в тяжелейшем для нашей страны 1943 году. Как вспоминал художник, «Елена Ивановна, увидав "Мстислава Удалого и Редедю" и "Пересвета с Челибеем", воскликнула: "Должно быть, ужасная война, если даже самый мирный человек изображает смертные поединки". Хочется оставить памятки народу русскому о всех мономахах, о великих поединках за славу Русской Земли. Может быть, друг-мозаичист каменно сложит эти памятки, а молодёжь ещё раз вспомнит, о чём всегда нужно держать в сердце»4.
Каждая картина Рериха несёт в себе глубокий смысл. Художника всегда волновала тема борьбы за правое дело. Обращаясь к истории, он хотел подчеркнуть, что военная доблесть и мужество — качества, присущие русскому народу испокон веков. В своих трудах он неоднократно упоминает об исторических поединках, в которых решалась судьба страны.
Среди русских побед, получивших воплощение в творчестве Рериха, есть ещё один сюжет, — это картина «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904). В 1240 году Русь оказалась в тяжелейшем положении: после татаро-монгольского нашествия уцелели только Новгород и Псков. Немецкие рыцари, завоевав Прибалтику, приблизились вплотную к границам Новгородской земли. Шведы шли по морю к Неве, немцы по суше — на Псков. В Житии Александра Невского говорится: «Король страны Римской из северной земли, опьянённый безумием, отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою". Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и пошёл в церковь святой Софии и, упав на колени перед алтарём, молился...».
Битва предстояла страшная, однако превосходство сил врага не смутило князя Александра. Ободряя свою дружину, он произносит слова, ставшие девизом всей святой Руси: «Не в силе Бог, а в правде». Выступив с дружиной, князь пробился в центр вражеского лагеря, чтобы сразиться с военачальником шведов — ярлом Биргером. И в ходе поединка, как сказано, «возложил печать на лице его острым своим копием». «И возвратился князь Александр с победою славною, — повествует житие Александра Невского. — И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина, князя Александра». Никогда ещё Русь так не ликовала! Александр Невский навсегда остался символом русской воинской доблести и опорой национальной исторической памяти.
О традиции проведения поединков пред сражением упоминается в разных исторических источниках. Вспомним ещё один поединок, который для русского народа имел исключительное значение и потому нашёл яркое отражение в русских летописях, — это поединок у реки Непрядвы в 1380 году.
В том году на Русь шло войско Мамая, и князь Московский Дмитрий Иванович стал собирать на битву всю расколотую на мелкие княжества страну. Он понимал, что ему сейчас нельзя отступать. Главное, что у него было, — это вера и поддержка народа. Поражение и потеря авторитета князя Дмитрия обернулись бы самыми тяжкими и позорными последствиями для Руси. Перед битвой он попросил совета и духовной поддержки у Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиевой обители. Авторитет Сергия уже был очень велик, люди верили, что за ним стоят Силы Высшие, и относились к нему с огромным почитанием.
Сергий не только благословил князя Дмитрия на сражение, но и отправил в помощь русскому воинству двух своих иноков — Пересвета и Ослябю, которых все восприняли как посланников Божьих и залог победы. Летописец называет их «брянскими боярами». Бояре, как известно, с детства воспитывались воинами. Сергий не случайно отправил именно их в поддержку князю Дмитрию, потому что знал, что это были опытные бойцы. Вместо воинских доспехов Сергий облачает их в монашескую схиму, означающую полное посвящение Богу. Он благословляет иноков, нарушая церковные каноны, согласно которым монахи не могли участвовать в битвах. «И Крест Христов будет вам защитой», — напутствует он их.
Присутствие схимников рядом с князем Дмитрием говорило об особенности ситуации, о том, что оборона Родины, защита достоинства Отечества — это свято, это Священная война!
Перед началом сражения от войска Мамая вышел Челубей, которого летописец описывает как могучего исполина: это был богатырь, не проигравший ни одного сражения. На его вызов откликнулся Пересвет: «Этот человек ищет равного себе, я хочу сразиться с ним». Они сошлись в смертельном поединке и, как сказано в летописи, поразили друг друга копьями. Челубей тотчас упал с коня, а окровавленный Пересвет нашёл в себе силы удержаться в седле и встать в строй и только потом пал.
Для русского войска непобеждённый Пересвет стал символом правды и Высшего покровительства. Поединок знаменовал, что Бог на стороне русичей и что Силы Небесные будут им защитой. Главная миссия иноков была не военная, а духовная, направленная на преодоление страха и робости в русских воинах, которые, по словам историка В.О. Ключевского, за годы ордынского ига крепко укоренились в народе. Подвиг Пересвета и победа русского воинства в Куликовской битве возвращает народу уверенность в своих силах и осознание единства. Ключевский с полным основанием утверждал, что Русское государство родилось на поле Куликовом.
В наши дни тема борьбы и победы звучит особенно остро. Сегодня наша Родина, как и в прежние времена, одна вышла на поединок с силами Тьмы, силами зла и разрушения, затопившими Землю. Исход этой битвы решит участь и человечества, и всей планеты.
Н.К. Рерих писал о Великой Отечественной войне: «Скоро от Запада пришёл враг. Враг всякой Руси, враг всех народов русских. Но просчитался враг, жестоко просчитался, ибо не понял сущности народа русского. Померялся русский богатырь с врагом страшным и одолел его»5.
Так будет и ныне, ибо Свет всегда побеждает тьму!
1 Повесть временных лет. 988 г.
2 Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: Популярный очерк. М., 1992. С. 32.
3 Повесть временных лет. 1036 г.
4 Рерих Н.К. Чайка // Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 79.
5 Рерих Н.К. Русский век // Листы дневника. Т. 3. С. 220.
6 Деменко Т. Поле Куликово // «Путь человека — по звёздам»: Сб. стихов. Новосибирск, 2023. С. 69.