Мысли на каждый день

Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия.

Община, 179

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Из онлайн-проекта Сибирского Рериховского Общества «Россия — страна великого будущего». Выпуск 32 / СПАСЕНИЕ КАРТИН ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Авторы: Ломакина Ирина / Подборки   



Теги статьи:  искусство

80 лет назад немецкий город Дрезден был разрушен ударами британской и американской авиации. Во время бомбардировок погибли десятки тысяч жителей, большая часть зданий была стёрта с лица земли. Это произошло в 1945 году. С 13 по 15 февраля более 1400 бомбардировщиков сбросили на город бомбы, большинство из них были зажигательные. Дрезден горел несколько дней. Рушились церкви, памятники, театры, дворцы — всё, что снискало Дрездену славу «столицы искусств», «Флоренции на Эльбе». В руинах оказалось и здание Дрезденской галереи (замок Цвингер), а всемирно известные полотна бесследно исчезли.

Вопрос о том, было ли разрушение Дрездена вызвано военной необходимостью, до сих пор вызывает споры. По мнению ряда историков, бомбардировка Дрездена и других немецких городов, отходящих к советской зоне влияния, преследовала исключительно политические цели: демонстрацию военной мощи для устрашения советского руководства.

8 мая 1945 года — в день капитуляции Вермахта — войска Первого Украинского фронта Красной Армии под командованием Маршала Ивана Степановича Конева заняли Дрезден. Перед Красной Армией была поставлена задача в короткие сроки отыскать и спасти экспонаты Дрезденской галереи. Возглавил группу поиска младший лейтенант Леонид Наумович Рабинович, служивший в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта (впоследствии об этом эпизоде он напишет повесть «Семь дней»). До начала войны он был художником и знал, что именно находится в Галерее. Кроме того, Рабинович прекрасно владел немецким языком и мог подробно расспросить местных жителей о пропавших шедеврах.

Вначале ему удалось добыть совсем немного информации: ходили слухи, что в январе 1945 года нацисты вывезли из Дрезденской галереи железные и деревянные ящики. Помогла Леониду Наумовичу хранительница скульптурного собрания Галереи: она утверждала, что некоторые экспонаты могли спрятать в здании Академии изобразительных искусств. И она оказалась права. В одном из неразрушенных помещений действительно обнаружили скульптуры, а главное — подсказку, где искать картины. Чтобы приблизиться к цели, советским военным предстояло расшифровать карту с непонятными значками и буквами. Сравнение зашифрованной карты с армейской полевой показало, что значки — это населённые пункты, замки и шахты.

И вот первая находка: в старой заброшенной каменоломне обнаружены первые картины. Часть картин находилась в вагоне, остальные же свалены у каменных стен. Одна из картин была упакована в ящик и закрыта секретными замками. Ящик вскрыли уже в штабе, и перед нашими бойцами предстало самое знаменитое полотно из коллекции Дрезденской галереи — «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Следующая точка на карте привела наших бойцов в замок Везенштайн. Около трёхсот полотен было найдено на пыльном башенном чердаке замка. Спускали картины с чердака к машинам на руках. Бойцы выстроились, словно живой мост из прошлого в будущее; картины плыли медленным потоком с рук на руки вниз, а там их принимали и относили к стенам башни.

Дальше карта привела к замку Кёнигштайн. Здесь картины были спрятаны в холодном, сыром, надёжно заминированном подвале.

Значки на карте уводили поисковую группу всё дальше от Дрездена. В деревянном сарае пустой помещичьей усадьбы близ села Барниц обнаружены картины дюссельдорфской школы. Ещё дальше, в полуразрушенном замке невдалеке от городка Дёбельн, было найдено около пятидесяти полотен немецких и французских художников начала XIX в.

И вот на карте остаётся последний значок — «P.L.». Оказалось, что неподалёку от посёлка Покау есть старая известняковая шахта Покау-Ленгефельд с разветвлённой системой штолен. В первых трёх штольнях ничего не нашли, но отметили, что внутри много воды, а для картин такие условия могут представлять большую опасность. Наконец в четвёртой штольне обнаружились желанные находки: вдоль мокрых известняковых стен как попало стояли и лежали картины, а между ними — коробки, наполненные взрывчаткой. Было заметно, что нацисты спешно покидали это место, но не хотели отдавать шедевры врагу — пусть уж лучше погибнут. О бережной упаковке картин говорить не приходилось: многие были просто прислонены к стенам, другие наспех обёрнуты пергаментной бумагой, а самые «везучие» убраны в ящики. Шансов не погибнуть у них было катастрофически мало; сырость уже начала разрушать краску.

О находке тотчас доложили командиру батальона. По его приказу к Покау-Ленгефельд подъехали три машины с бойцами и реставраторами, незадолго до этого прибывшими в Дрезден из Москвы. В багаже реставраторов находились средства для «лечения» измученных тяжёлыми условиями картин: рыбный клей, папиросная бумага, марля, скальпели и небольшой утюжок. Картины в течение нескольких часов поднимали с 52-метровой глубины с помощью сложного инженерного сооружения, похожего на фуникулёр. Ящики двигались по наклонным брёвнам при помощи ручной лебёдки. Извлекая шедевры из штольни, их передавали из рук в руки. Первой картиной была «Вирсавия» Рубенса, находившаяся в ужасающем состоянии: красочный слой вздулся от низких температур, пыли и влаги. Возглавлявший группу реставраторов Степан Сергеевич Чураков быстро накладывал на все повреждения смазанную рыбным клеем папиросную бумагу. Из штольни № 4 извлекли 350 картин, среди которых были произведения Боттичелли, Дюрера, Кранаха, Ван Дейка и Тициана.

Всего удалось обнаружить и спасти 1240 картин. В середине июня 1945 года было решено вывезти их в СССР для реставрации. Груза набралось на 28 вагонов. 10 августа картины Дрезденской галереи прибыли в Москву, где их встретили сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Предстояла долгая кропотливая работа по возвращению мировым шедеврам прежнего вида. После нескольких месяцев пребывания в шахтах, подвалах и тайниках они были наконец в безопасности.

Реставрация картин продлилась до 1955 года. Этой ответственной работой руководил художник Павел Дмитриевич Корин. Восстановлению полотен придавалось огромное значение, и наконец 3 мая музей открыл свои двери для всех, кто желал своими глазами увидеть спасённые шедевры.

После окончания выставки по решению советского правительства все спасённые произведения искусства были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. Причём в подобное бескорыстие верили не все. В западных газетах неоднократно высказывалось мнение, что своих находок русские не отдадут. Но все эти критики оказались неправы. Оказав необходимую помощь пострадавшим шедеврам и устроив торжественное прощание, Советский Союз вернул картины туда, где они и находятся по сей день — в многострадальную Дрезденскую галерею.

Материал подготовила Ирина ЛОМАКИНА

***

К картине Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Бездонно небо, и глаза бездонны
Великой Матери, несущей в мир — Его.
Кто на руках у Матери-мадонны —
Младенец-сын? Иль Жертва? Божество?

Она прижала бережно Младенца
К груди своей, идя в земной предел.
Предчувствуя судьбу Его всем сердцем,
Смиренно принимает свой удел.

Идёт Она, спокойно, величаво,
Сквозь пелену событий и времён.
И на руках Её — Царь вечной Славы,
И в сердце материнском — только Он...

Пусть этого не знали в сорок пятом
Смотрящие на этот холст солдаты.
Да может быть, и о Христе не знали,
Но, жертвуя собой,
                             и Рафаэлев холст,
                             и этот мир спасали.

Татьяна ДЕМЕНКО

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады