Мысли на каждый день

Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь.

Аум, 80

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Пусть неумолчно звучит зов о Культуре». К 90-летию Пакта Рериха и Знамени Мира

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  Знамя мира - пакт Рериха

15 апреля этого года мы отметили 90-летие подписания первого в мире международного Договора об охране и защите памятников мировой культуры. Договор вошёл в историю под названием Пакт Рериха, по имени его инициатора, великого русского художника. Отличительным знаком Пакта стало предложенное Н.К. Рерихом Знамя Мира: белое полотнище с изображением одного из древнейших символов — Знака Триединства, или соборности, синтеза, единения. Подписание Пакта двадцатью одной страной мира явилось событием огромного исторического значения: так было положено начало осуществления идеи, исходившей из Великого Братства, об установлении мира на планете и провозглашении Культуры как единственного пути к этому миру.

Вспомним, как зарождалось и какими нарастаниями шло движение Пакта и Знамени Мира, и перелистаем страницы дневников и очерков Н.К. Рериха, отразившие эти знаменательные вехи.

Всё началось с «хождений по твердыням русским» в конце XIX века, когда, будучи ещё студентом Санкт-Петербургской академии художеств, Николай Рерих ежегодно объезжал старинные города и знакомился с памятниками живописи и архитектуры. Рерих был восхищён несказанной красотой древнерусских городов и храмов, и именно тогда, по словам художника, у него «впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных»1. Он читает об этом доклад в Российском обществе архитекторов и получает сочувственный отклик. Начиная с 1904 года «всё время в журналах, в газетах, в речах обсуждалась идея охраны культурных ценностей»2. Первая мировая война «со всеми её ужасами ещё и ещё напоминает охранение всего, чем жив дух человеческий. (...) Все сочувствуют предложению всенародной охраны культурных сокровищ. (...) Бесчисленные развалины всюду напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем. И только в 1929-м оформился Пакт по сохранению культурных сокровищ. (...) Но ведь это ещё только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели! Всеми силами спешим с Пактом. Но не коротки пути по миру. И не везде благоволение. Нужно преобороть и превозмочь»3.

В многочисленных статьях, обошедших прессу Европы, Америки, Индии, «всеми доходчивыми до сердца человеческого словами молим о сохранении Культуры. ...Всё о той же охране народного достояния»4, — пишет Рерих.

«Значительны были конференции в Брюгге и в Вашингтоне в 1931, 1932, 1933 годах. ...Всё время шла усиленная переписка. Во многих странах крепло сочувствие»5. «...На третьей Конференции в Вашингтоне единогласно подписались представители всех тридцати шести участвовавших стран»6. Наконец 21 страна Америки окончательно закрепила своё участие в принятии Пакта. Это произошло 15 апреля 1935 года.

Находясь в день подписания Пакта на другом континенте, в экспедиции по Монголии, Рерих записал в своём дневнике: «В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развеваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие пути охранения культурных ценностей. (...) Сколько бы стран ни подписало... Пакт сегодня, всё равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры»7.

В 1930-е годы по всему миру работают Комитеты Пакта Рериха, которые продвигают в своих странах его идеи. Значительным событием стал Конгресс Прибалтийских обществ Рериха, прошедший в октябре 1937 года в Риге. Большую работу проводили Французский и Харбинский Комитеты. В дневнике Рериха отмечен и такой факт: «...наш Французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному Совету СССР. Я сопроводил это представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было. (...) На Вашингтонской Конференции СССР не участвовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции. Всё это забывается, а потом люди могут клеветать о неучастии СССР в Пакте»8.

В «Листах дневника» Рерих перечисляет имена известных в те годы политических и культурных деятелей, откликнувшихся на идею Пакта: «...Президенты Пуанкарэ и Думерг, маршалы Лиотэ и Франше д'Эспере, генерал Гуро, профессора международного права Лапрадель и Лефюр, Масарик, Метерлинк, много опытных деятелей понимали идею, сочувствовали»9.

Но во второй половине 1930-х весь мир был уже накануне новой войны, уже слышались её раскаты. Европейские страны оказались не готовы принять идею защиты ценностей культуры, исходившую от русского художника. Ни одна европейская страна так и не присоединилась к Пакту. В сентябре 1939 года началась вторая мировая.

И в первые же дни войны Рерих пишет воззвание ко всем народам и главам государств: «Громы Европейской войны требуют, чтобы опять было обращено живейшее внимание на охрану культурных ценностей. Пакт о таком охранении находится на обсуждении в целом ряде европейских государств и уже подписан двадцатью одной республикой Америки. Конечно, при начавшихся военных действиях уже невозможно ожидать, чтобы какие-то соглашения во время самой войны могли произойти. Тем не менее деятельность наших комитетов во всякое время должна быть плодотворной. (...) Кроме правительственных распоряжений, именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение. В течение прошлой великой войны мы прилагали посильные меры, чтобы обратить внимание на недопустимость разрушений исторических, художественных и научных памятников. (...) Так же и теперь все наши комитеты и группы друзей, которым близка охрана всенародных сокровищ, должны, не покладая рук, не упуская ни дня, ни часа, обращать общественное внимание на важность и неотложность охраны творений гения человеческого. Каждый из нас имеет большие или меньшие возможности для распространения этой всечеловеческой идеи. Каждый имеет связи в печати или состоит членом каких-либо культурных организаций, и да будет его долгом сказать повсюду, где он может, доброе и веское слово об охране всего, на чём зиждется эволюция человечества»10. Это воззвание Николая Рериха «на второй день войны обошло многие газеты и журналы, побуждая к заботам о культурных сокровищах. Отголоски зазвучали в прессе, и друзья лишь ждали день, когда опять можно приняться за широкую деятельность»11.

Война принесла неслыханные страдания и разрушения. С болью сердца Рерих пишет в самый разгар мировой бойни: «Подумайте, что сейчас творится! Помпея повреждена, Неаполь изуродован... Пока пишешь, где-то уже совершается нечто непоправимое. Ровно десять лет тому назад был дан Пакт охраны культурных ценностей. За декаду разве осмыслили, разве приготовились?»12

Читая в газетах о том, что британское правительство безуспешно пытается охранить от разрушения гитлеровской армией свои древние памятники, Рерих горько замечает: «Теперь вспомнили об охране культурных ценностей! А когда предлагался наш Пакт об этой охране, то именно Англия отвергла его. Даже и полномочного представителя именно Англия не послала на конференцию нашего Пакта. Теперь же, когда порушились многие ценности, тогда вспомнили об охране. Откуда такая крепколобость?»13

Вновь и вновь в статьях и воззваниях Рериха звучат горячие призывы к тем, кто ещё способен услышать, сделать всё возможное для обережения и сохранения памятников Культуры. «Если люди давно понимали ценность культурных сокровищ, то сейчас, в мировом смятении, они должны ещё ярче вспомнить всю красоту лучших творений человеческих, чтобы тем сознательнее и упорнее ополчиться на защиту всего прекрасного, научного. (...) Каково же русскому сердцу слышать о вандализмах немецких над русскими сокровищами! Больно слышать о разрушениях в Новгороде, в Киеве, в Петергофе, в Пушкине, в Вязьме, в Калуге, в Калинине и во многих русских старинных городах. Порушены музеи Толстого, Чайковского, Чехова, Гоголя, Пушкина... Нескончаемый синодик непоправимых разрушений!»14

Он пишет и «о жестоких, непоправимых разрушениях по всему лицу Европы», отмечая, что всё это есть результат «людского невежества и безмыслия»15. «А пока ещё бомбы сыпятся с неба и гибнут творения гения человеческого. ...Красный Крест Культуры опять продолжает скорбное своё хождение. Хождение по мукам! Говорят, что после Армагеддона будет установлен такой прочный мир, что война не будет возможна. Допустим. Но ещё некая война неизбежна: война знания против невежества»16, — пишет Рерих в 1944 году.

Наконец мировая война, страшная и разрушительная, закончилась победой советского народа и поражением гитлеровской Германии. «Армагеддон войны кончен, теперь человечество должно решить Армагеддон Культуры. (...) Пусть... крепнет строение истинной незыблемой Культуры. Не шаткая цивилизация, подчас забывающая о человечности, но прекрасная Культура, неугасимый светоч на путях восхождений, пусть будет нашим общим достижением»17.

С новой силой Рерих обращается к друзьям и всем людям доброй воли с призывом об утверждении Культуры, о внесении её основ в жизненный обиход, о возрождении идей Пакта и активизации деятельности Комитетов Пакта и Знамени Мира. Из Индии идут его зовы о своевременности возрождения Знамени Мира — Красного Креста Культуры. «Поистине, — пишет Николай Константинович, — опять надо твердить о культурных ценностях. (...) За эти годы человечество узрело столько вандализмов столь грубой бесчеловечности, что Красный Крест Культуры должен засиять. Вспомните крупнейшие имена всех, примкнувших к Знамени Мира. Архивы наших конвенций запечатлели прекрасные слова, не стираемые никакими вандализмами. Если кто-нибудь робкий усомнится, как снова поднять Знамя Культуры, скажите ему, что никакой переобременённости и не требуется. И денег Культура не просит.

Зёрна, благие посевы, каждый может посеять в своём кругу, в саду своих лучших устремлений. Каждый имеет доступ к печатному слову и может использовать и эту возможность во благо. Все мечтают о мире, о крепком мире, но он не придёт через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через Культуру.

Мир через Культуру — наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры. Если кто-то воображает, что "цивилизованный" человек не может одичать — он ошибается. Цивилизованный дикарь — самое отвратительное зрелище. Итак, опять потрудимся во имя Красного Креста Культуры. ...Приложите все добрые возможности к целению ран человеческих.

Соберитесь малыми ячейками по лицу земли, и каждая такая добротворная ячейка где-то что-то как-то облагородит, возвысит мысли и создаст новый оплот Культуры. Цементирование пространства во благо общее есть панацея, доступная каждому. Пусть неумолчно звучит зов ваш о Культуре, обо всём Прекрасном, чем живо сердце человеческое»18.

«...После военного периода следует перестраиваться на общекультурный путь, и каждое напоминание о народном достоянии полезно. Кстати, напомните этим, что группа Пакта и Знамени Мира жива и ведёт неустанную культурную деятельность. (...) Пусть доброе семя растёт. Очевидно, после военных уклонов люди ищут культурных путей. А что же будет ближе, нежели забота о народном достоянии? (...) Каждый по-своему — кто более духовно, а кто земными путями — пусть идут туда же, к лазурной горе, где живёт всё высокое, то, что люди зовут возвышенной Культурою.

Среди молодёжи ищите. Неправильно обвинять молодёжь в вульгарности и легкомыслии. Среди трудящейся молодёжи бьются сердца, взыскующие подвига. Герои не образовываются — они родятся. Зорко различайте признаки будущего подвижника, героя. Скромно опущены крылья героя, чтобы прекрасно взлететь в час суждённый»19.

Налаживая утраченные за время войны связи с многими сотрудниками в разных странах, Н.К. Рерих пишет во все концы, сердечно приветствует нашедшихся друзей, ободряет, даёт советы, направляя на новую и радостную работу для человечества — культурное строительство и созидание.

Рерих всемерно поддерживает образование малых ячеек Знамени Мира в разных уголках мира, в больших и малых городах и сёлах: «Нужно зарождение культурных дел там, где их прежде не было. Новые места, новые люди, новые мысли, новые применения в жизни»20.

В послевоенные годы возобновляется работа Комитетов Пакта Рериха. Свою готовность присоединиться к Пакту выразила и Индия, ставшая для семьи Рерихов второй Родиной. «Дорогие друзья! Порадуемся, — пишет Николай Константинович друзьям 1 июня 1947 года. — [Здесь] образовался Комитет "Знамени Мира". (...) Раздаются голоса о принятии Пакта Правительством. Несмотря на повсеместное напряжённое состояние, радостно отметить, что общественность заботливо отзывается на защиту сокровищ Культуры»21.

Сразу же по окончании войны сотрудники Рерихов готовят книгу «Знамя Мира» с историческим обзором движения за Пакт Рериха. Николай Константинович принимает самое деятельное участие в её составлении и подборе материалов.

«Книга "Знамени Мира" тем значительна, что тёмные личности удостоверятся, что движение не прекратилось, — пишет он сотрудникам. — Для тёмных праздник думать, что движение за мир, за Культуру замолкло. Им бы война, да разрушение, да грабёж — вот их мрачная сфера! Сотрудники наши и жертвователи должны сознавать, какому великому благу они служат во имя всего человечества. (...) ...Когда соберёте все снимки собраний, приветствия, речи, издания, встаёт вопрос — где же все эти множества деятелей, объединявшихся во имя Культуры? Подумайте, и придёт страшный ответ о разрушительном урагане войны, разметавшем культурные гнёзда»22. В эти трудные дни Николай Рерих светло ободряет друзей, призывая «ждать и надеяться».

«Мы уже не раз говорили, что никакие Указы не создадут Культуру и не защитят её, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение её есть всенародная обязанность. Положение Культуры на Земле за малыми исключениями весьма неудовлетворительно. Варварские разрушения, непоправимые уничтожения, унижение человека происходили на глазах у всех. (...)

В школах... понятие Культуры не произносится, и кто-то предполагает, что это нечто от агрокультуры или спорта. (...) В семьях разговор о высокой Культуре считается скучным. В людских собраниях упоминание о Культуре граничит с неприличием. По-прежнему толпа требует: "хлеба и зрелищ!". (...)

Некоторые простаки думают, что если Министерства народного просвещения существуют, то народу нечего помышлять о Культуре. За него кто-то всё сделает. Но Культура есть дело всенародное. Творится она всенародно. История всех веков и народов учит, как из толщи народной расцветала Культура, плодами которой восхищается человечество. Но и одичание не дремлет. Скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы для удушения всего устремлённого к светлому будущему»23.

Вспоминая о том, как начиналось гуманитарное движение Красного Креста, Рерих проводит аналогию с продвижением Пакта по защите культурных ценностей и Знамени Мира: «Задолго до Красного Креста были больницы и врачи, но потребовался призывный, объединяющий символ, и никто не будет отрицать, что Знамя Красного Креста сослужило всенародную пользу. Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем — о Мире, о Культуре. Даже самое малое предприятие имеет свой знак. Опытные деятели весьма дорожат своим знаком и чтут его как угловой камень предприятия.

Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному, бодрому сотрудничеству. (...) Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь — здесь всенародное достояние!". Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны и во время так называемого "мира", среди всяких столкновений.

Обо всём этом мы уже писали и взывали. Но время полно напряжения и народных движений. О Культуре опять нужно говорить. Из словарей всех языков нужно найти самые зовущие, самые убедительные слова. (...) "Знамя Мира", "Знамя Культуры", победно развейся над сокровищами всенародными!»24

Рерих неоднократно цитирует Рузвельта, который в своё время уловил глубинную суть Пакта, выразив её в словах: «Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте»25. Сам художник утверждал, что главная задача Пакта — напомнить человечеству о духовных началах жизни. А вот как он разъясняет идею Пакта одному из своих давних друзей: «...всякие условные Лиги... ни к чему не приведут. С этой точки зрения Пакты являются лишь клочками бумаг... Но моя идея совсем иная. (...) Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных. От начальной школы и до всех общественных проявлений человек должен усваивать ясное представление о значении искусства и знания. (...) ...Если школьники от своих первых же дней усвоят значение и Красного Креста Культуры, то в конечном счёте произойдёт и сдвиг сознания. (...) Таким образом, моя мысль прежде всего была не столько о клочках бумаги, сколько об импульсе углубления человеческой мысли к тому, в чём заключается истинный прогресс»26.

Сотруднице, живущей в Швейцарии, Н.К. Рерих пишет: «До мира, о котором мы мечтаем — ох! далеко. Но мыслить о Культуре никто не может запретить. Никто не воспрепятствует твёрдо знать, что истинный мир может прийти лишь через Культуру. (...) Когда человек станет культурным, он с отвращением отвернётся от зверства, каким является война. Леонардо называл войну "пацция бестиалиссима" — самая зверская глупость. Да, да, да, за мир, за Культуру нужно бороться неустанно»27.

Не раз Рерих слышал и мысли скепсиса и сомнения в действенности идей Пакта. Ответом на все эти высказывания звучат его слова: «...и Дом Культуры и движение Знамени Мира — всё живёт в пространстве. Чуткие сердца могут наблюдать, как всходят культурные семена. Кому-то постороннему эти знаки покажутся случайными совпадениями, но тот, кто знал зарождение движения, усмотрит всходы великих посевов. Так и наблюдайте пристально и широко-дальнозорко, и Вы будете убеждаться в мощи надземных посылок»28.

И вновь — отечески-сердечные и пламенно-зовущие обращения к друзьям, раскинутым по лику планеты:

«Около Знамени Мира не нужно формальных объединений. Вот Вас семеро — это очень хорошо! ...Каждый из Вас найдёт случай где-то посеять во имя Культуры зерно доброе. Где и как взойдёт оно — не нам судить. Сеятель не ведает, которые зёрна дадут лучший урожай. Одно неоспоримо, что зёрна добра и на земле и пространственно не пропадут. Итак, будьте сеятелями и с улыбкой, по сознанию пошлите добрые зёрна, добрые мысли. Ведь не для себя трудитесь о мире, о преображении жизни, но для неведомых Вам множеств»29.

«Была [у меня] статья "Крылья" с вопросом, не слишком ли рано полетели двуногие, что' понесут железные птицы — убийство и разрушение или просвещение? Вот почему "Знамя Мира" оказалось таким неотложным. Пусть чертяги корёжатся при упоминании о Культуре, о Знамени Мира — им ненавистно понятие добротворчества и Мира. Но человечество в сердце своём всегда взывало "о Мире всего Мира"»30.

«Среди чудовищных вестей из разных частей Света, среди линчеваний, разбойных нападений, ужасных условий жизни... огромное Знамя Мира требуется, чтобы напомнить озверелому человечеству о самом нужном, самом прекрасном. (...) Да, да, огромнейшее Знамя Мира необходимо, чтобы прикрыть, излечить язвы невежества. Всё озверение в основе порождается невежеством, гнездящемся не только в безграмотных лачугах, но и во фраках, в бальных нарядах. (...) Некоторые думают, что Знамя Мира ограничено статьями договора. Но Вы знаете, что эти статьи лишь первые врата, а значение — вернее, назначение Знамени безмерно шире... Нужно, чтобы друзья осознали ясно, что договор есть лишь вход в обитель Культуры. Если хотите, можете сказать вход в лечебницу "Культура", ибо только такими целительными постулатами можно оздоровлять поникшее сознание человека»31.

Вернёмся ещё раз к очерку Н.К. Рериха, написанному в исторически знаменательный день подписания Пакта Рериха — 15 апреля 1935 года: «Будем хранить в памяти этот день как знак светлого будущего, как ещё один импульс к полезным строительным достижениям. (...) ...В День праздника Света можно вспомнить о том, что некая часть тьмы сегодня же была рассеяна. Мы никогда не скрывали, что тьма в своей мрачности сильна. Мы не скрывали, что каждая победа над тьмою будет следствием большой и трудной борьбы. Потому-то и велика победа Света над тьмою. (...) Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15-го апреля. (...) Пакт не должен остаться на полке законохранилищ. Каждый памятный день Пакта должен быть лишь жизненным поводом для поднятия и укрепления Знамени Охранителя.

Вот и в пустыне над пустынными башнями развевается Знамя. (...) Пусть Знамя развевается и над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни.

Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет! Свет побеждает тьму»32.

Составлено редакцией


1 Рерих Н.К. Русскому сердцу // Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 186.

2 Рерих Н.К. Знамя Мира (24.09.1944) // Там же. С. 237.

3 Рерих Н.К. Русскому сердцу // Там же. С. 186.

4 Рерих Н.К. Русскому сердцу // Листы дневника. Т. 3. С. 186 – 187.

5 Рерих Н.К. Знамя Мира (24.09.1944) // Там же. С. 237 – 238.

6 Там же. С. 237.

7 Рерих Н.К. Знамя // Там же. Т. 1. М., 1995. С. 345.

8 Рерих Н.К. Дела! // Там же. Т. 3. С. 337.

9 Рерих Н.К. Знамя Мира (24.09.1944) // Там же. С. 238.

10 Рерих Н.К. Знамя Мира (24.10.1945) // Там же. С. 324 – 325.

11 Рерих Н.К. Движение // Там же. С. 401.

12 Рерих Н.К. Культура (14.10.1943) // Там же. 150.

13 Рерих Н.К. Поздно // Там же. С. 37.

14 Рерих Н.К. Русскому сердцу // Там же. С. 187.

15 Рерих Н.К. Знамя Мира (24.09.1944) // Там же. С. 238.

16 Рерих Н.К. Знамя Мира (24.09.1944) // Листы дневника. Т. 3. С. 238.

17 Рерих Н.К. Друзья! // Там же. С. 316.

18 Там же. С. 316–317.

19 Рерих Н.К. Доплывём // Там же. С. 330 – 331.

20 Рерих Н.К. Дела! // Там же. С. 338.

21 Рерих Н.К. Друзьям «Знамени Мира» // Там же. С. 562.

22 Рерих Н.К. Ждать и надеяться // Там же. С. 438 – 439.

23 Рерих Н.К. Друзьям «Знамени Мира» // Там же. С. 562 – 563.

24 Рерих Н.К. Друзьям «Знамени Мира» // Там же. С. 563.

25 Рерих Н.К. Добрые вести // Там же. Т. 1. С. 453.

26 Рерих Н.К. Оборона культуры (Из писем) // Там же. Т. 3. С. 609 – 610. (Курсив составителя.)

27 Рерих Н.К. Дорогая наша сотрудница // Там же. С. 396.

28 Рерих Н.К. В Шанхай // Там же. С. 397.

29 Рерих Н.К. Шанхай // Там же. С. 446.

30 Рерих Н.К. А.П.Х. // Там же. С. 453.

31 Рерих Н.К. Новый год // Там же. С. 487.

32 Рерих Н.К. Знамя // Там же. Т. 1. С. 345 – 347.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Знамя мира