Удача есть лишь знак правильного направления. Успех – лишь понимание момента. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 2, п. 8 |
В дни празднования 150-летия Николая Константиновича Рериха хочется говорить о самом прекрасном и возвышенном! Потому рассказ этот будет о картинах, об истории становления рижской коллекции картин Николая и Святослава Рерихов. Эту тему подробно изучила Гунта Рихардовна Рудзите (1933 – 2022), многолетний президент Латвийского общества Рериха, и на собранных ею материалах и записях создана настоящая работа.
Для картин всегда было необходимо иметь соответствующие помещения и условия хранения, но самое главное ― людей, понимающих ценность таких сокровищ. Когда кружок единомышленников Рериха в Риге постепенно перерос в Общество, было решено его официально зарегистрировать как Общество Рериха. Это произошло 13 октября 1930 года после личной встречи Николая Константиновича Рериха с руководителем кружка Феликсом Денисовичем Лукиным (1875 – 1934) в Париже. В это же время члены Общества Курт и Лидия Иогансоны решили предоставить Обществу помещение в своём доме ― три комнаты на улице Сколас, 29 в Риге. Эти комнаты Общество обустроило для своих нужд, и стены украсили репродукциями картин Рериха, число которых достигло 80-ти. Такое бережное отношение к искусству Рериха и растущая культурная деятельность послужили и созданию Музея Рериха в Риге.
Переписка Н.К. Рериха с членами Общества позволяет нам получить представление о том, как был создан этот музей. Уже 26 июля 1931 года Николай Константинович подаёт Феликсу Лукину следующую мысль: «В Риге должно быть не только Общество, но и Отделение Музея. Для этого из Нью-Йорка будет прислана группа моих картин, для начала от 10 до 20 вещей». В октябре того же года в своём дневнике Рихард Яковлевич Рудзитис (1898 – 1960) пишет: «Нам надо... быть готовыми ещё к одному великому делу ― открытию музея. ...Рерих нам определил несколько десятков картин. (...) Всю важность этого факта можно будет по-настоящему оценить только в перспективе дальнейшей истории»2.
Первые картины в начале июня 1932 года Общество получило не из Нью-Йорка, но из Индии. Их было шесть: «Монастырь в Сиссу», «Жилище Такура», «Деревня Карданг», «Тибетский стан. Кейланг», «Ом мани падме хум» и «Бхагаван». А к концу декабря из Парижа пришли «Брамапутра» и «Твердыня Тибета». Затем из Индии четыре эскиза из серии «Листы Тибетского альбома».
О воздействии искусства Н.К. Рериха на зрителя Елена Ивановна писала Ф.Д. Лукину: «...в искусстве его я прежде всего люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина ― прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано... что прекрасные картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом»3.
С прибытием картин поднялся вопрос о необходимости более подходящих помещений для Общества и Музея. Так Феликсом Денисовичем было найдено здание на улице Элизабетес, 21а, где на пятом этаже сдавались помещения, и Общество перешло на новую квартиру с десятью комнатами. Для получения более просторного зала для картин и мероприятий была удалена одна стена между двумя комнатами.
Новые помещения дали и новые возможности для Общества в сфере общественной деятельности. Читались лекции по искусству, музыке, философии, также из университетов приглашались лекторы с лекциями по разным темам культуры. Шла активная борьба за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира для защиты культурных ценностей. Значительно расширилась издательская деятельность. Таким образом, 19 декабря 1936 года Николай Константинович пишет Рихарду Яковлевичу: «Скажу пока только для Вас и правления, что мы имеем в виду прибавить к выставленным в Обществе картинам ещё несколько моих и Святослава Николаевича»4. К этому времени Рихард Рудзитис был уже руководителем Общества после внезапного ухода из жизни Феликса Денисовича Лукина в 1934 году.
В январе 1937 года из Индии в Ригу почтовой посылкой были отправлены два небольших этюда, а из Парижа ― картина «Гималаи», которая прибыла в Ригу 31 марта.
Но о самой главной посылке Елена Ивановна сообщила Рихарду Яковлевичу в письме от 19 февраля: «Вероятно, Вы уже получили первые две посылки картин. Но самая большая посылка, самая прекрасная ещё ждёт отправки. Отбирали мы эти картины вместе с Николаем Константиновичем, и среди них имеются мои любимые. Буду просить обратить особое бережное внимание на Сострадание ― это моя самая любимая.
С каждым годом творчество Николая Константиновича становится всё мощнее и в то же время возвышеннее и тоньше! Истинно, свет и красота души его запечатлена в его картинах. Радуюсь, что эти чудесные симфонии красок будут светить и звучать среди близких сердцу»5.
И в письме от 15 апреля мы читаем: «Сегодня идёт упаковка картин. Доверяем Вам сокровища. Посылаются самые лучшие, самые любимые. Это придаст ещё больше значения Вашему центру и даст возможность многих встреч»6.
5 мая 1937 года Рихард Яковлевич записывает в дневнике: «Истинную радость другим способны дать единственно Владыки Сердца. Ибо Огненное Сердце шлёт свою величайшую красоту. Сегодня я получил письмо от Шибаева, где сообщается, что нашему Обществу высланы 34 картины из Индии! И среди них любимейшие Елены Ивановны! (...) Такое великое наследие, такая ответственность ― какое это будет невыразимое переживание!»7
И вот наконец картины получены, и Рихард Яковлевич спешит поделиться радостью 24 июля 1937 года: «Дорогая Елена Ивановна! Начал писать Вам письмо о нашем сотрудничестве, но теперь начну это письмо о нашей великой радости. Сегодня 24-е, и, как всегда, это знаменательное число принесло и нечто торжественное. Сегодня мы получили ящик с картинами. Пароход из Лондона прибыл в Ригу лишь вчера. И уже сегодня нам, в течение нескольких часов, посчастливилось преодолеть все чрезмерно сложные формальности на таможне и получить картины. Ящик открыли на таможне, в присутствии многих лиц, присутствовали также я и Валковский, эксперт вынул лишь пару верхних картин, так что упаковку не тронул. Все были поражены чудесной красотой картин. Оказалось, что один из чиновников даже читал мои книги о Николае Константиновиче и уже давно желал со мной познакомиться. В помещении Общества мы с Валковским снова раскрыли ящик и вынули все картины по плану Владимира Анатольевича. Все картины пришли в полной сохранности, о чём мы послали сегодня Вам телеграмму. Буду обсуждать с художником Пранде вопрос относительно вставки картин под стекло и развески их. Какую неимоверную красоту мы получили (...) Это искусство истинно великого грядущего Синтеза, и как бледны и бедны кажутся сравнительно с ними картины современного искусства, ибо дают форму без Духа»8.
Художник Альберт Пранде был одним из учеников Николая Константинович Рериха в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Он участвовал при оформлении комнат Музея и развеске картин, а также при собирании коллекции картин прибалтийских художников. Это была идея самого Рериха — сделать в музее отдел картин и местных художников. Члены Общества позаботились, чтобы к открытию постоянной выставки на короткое время были также выставлены картины Николая Рериха из частных коллекций. Общество их арендовало. В январе 1938 года из Наггара Рерихом были присланы и три небольшие картины индийских художников для экспозиции.
Открытие Музея состоялось 10 октября 1937 года ― во время празднования 50-летия творческой деятельности Н.К. Рериха и проведения Конгресса Прибалтийских обществ Рериха.
Посетителей необычно много, также пресса уделяет значительное внимание новому Музею. Как пример ― статья Виктора Третьякова: «В прекрасных светлых белых залах размещены рериховские картины, в витражах ― написанные им книги и написанные о нём книги, его портреты... Рерих думает, что художник должен вести жизнь нравственную. Подвиг... идей рядом с подвигом моральным. Только тогда возможно убеждающее сильное искусство. Жизнь Рериха и есть осуществление союза красоты и добра... для которого искусство ― непрестанный духовный подвиг»9.
В газете «Новейшие Известия» («Яунакас Зиняс») от 30 октября 1937 г. читаем статью Юлия Мадерниека «Музей Николая Рериха в Риге»: «Значение Николая Рериха как носителя духовных идей, создателя и хранителя культурных ценностей, выражающего стремления человечества к миру, тесно связано с его картинами. (...) Нет ни одной картины без более глубокого значения, духовного насыщения мыслями и символами».
К открытию Музея были изданы Каталог с введением Р.Я. Рудзитиса, 35 открыток и более 100 репродукций картин Н.К. Рериха. Во время работы в Музее дежурил экскурсовод, был стол книг и репродукций. Много записей посетителей сохранилось в «Книге гостей», которая сейчас находится в Латвийском центральном историческом архиве (Фонд Латвийского общества Рериха).
Открыл Музей Рериха в Латвии Рихард Рудзитис. Впоследствии Елена Ивановна писала в Ригу: «Принимая во внимание многие противодействующие обстоятельства, можно сказать, что Праздник Духа прошёл под знаком особой удачи и, главное, было наличие сердечного единения и устремления.
Разве не успех в такой короткий срок собрать целый Музей и получить столько приветствий почти со всех концов мира. Ведь люди готовятся к конгрессам иногда годами, а тут всё создано в два-три месяца. Честь и слава всем потрудившимся на это благое дело. Истинно, живы Заветы Великих Учителей. (...)
Радовалась от всего сердца, что именно Рихард Яковлевич открыл Музей. Именно его чистое сердце должно было это сделать. Это имеет большое внутреннее значение»10.
К концу 1930-х годов в коллекцию Музея Рериха входило 55 работ Н.К. и С.Н. Рерихов и около 100 картин художников Прибалтики.
Но Вторая мировая война и смутное время решили судьбу музея и Общества, они были закрыты. В военные годы вокруг картин Рериха бушевали опасные события. При советском правлении их переместили в городской художественный музей Риги. При немецком вторжении часть из них была взята оттуда для украшения военных комиссариатов. После чего члены Общества обратились к Н.К. Рериху, и он прислал заверенную нотариусом телеграмму о том, что картины являются его собственностью. В апреле – октябре 1943 года 46 полотен были возвращены Обществу и помещены на хранение в доме Милды Лицис, в гараже. После войны картины были конфискованы и в 1950 г. переданы в хранилище государственного художественного музея. Во время войны восемь картин Николая Рериха из рижской коллекции пропало.
В течение нескольких лет картины Рериха не выставляли, но вскоре положение изменилось. В 1956 году вернувшийся из ссылки Р.Я. Рудзитис пишет в дневнике: «Недавно мы узнали радостную весть, что на октябрьские праздники в Рижском музее опять откроется отдел русского искусства, что там будет выставлено восемь-десять картин Н.К. Радость была столь велика, что не хотелось "громко" думать, чтобы не спугнуть Огненную Птицу радости. Это большое продвижение. Дальше путь ― в Москву»11.
«Исторический день (...) Теперь верю, что выставки появятся и в Москве. Уже три дня хожу в музей. Наконец! Пришли и все молодые друзья, здесь же, из академии. Как пламенеет сердце, впервые прикоснувшись к великому Искусству!
Отделу русского искусства в музее выделены помещения на нижнем этаже с правой стороны. Спешу к одной стене, где на меня взирают столь милые мои картины. (...) "Да воссияет имя Рериха!"»12
«"Россия процветёт искусством". Только искусство Н.К. сможет взволновать и зажечь несчётные сознания. Ибо его искусство необычное, небывалое, в истинном колорите, музыкальном звучании, раскрывающее высшие образы и символы ― настоящее искусство Будущего. Сколь серым, беспомощным, фотографичным в сравнении с ним кажется всё теперешнее искусство»13.
Для описания некоторых картин приводим слова Гунты Рихардовны Рудзите:
Среди картин Николая Рериха ― любимая зрителями картина «Кулута» ― вид из окна мастерской художника на снежные гималайские вершины, на долину Кулу, по которой течёт река Беас. Когда-то здесь была страна древней культуры ― Кулута, о чём свидетельствуют предания. Множество храмов, богатые археологические находки. Рассказывают, что до Кулуты дошёл и Александр Македонский. На переднем плане картины каменная фигура стража долины на коне ― Гуга Чохана.
Одно из красивейших полотен ― «На высотах». На фоне синих гор сидит житель гор в позе лотоса. Местные жители могут поднимать температуру тела и одеваться весьма легко и зимой. Но может гореть и сердце. Здесь человек молится за весь мир, его мысли и сердце растопили снег вокруг него в форме лотоса. Лотос ― символ жизни в трёх мирах: физическом, тонком и Огненном. Картина вся в синих тонах, что подчёркивает силу мысли.
Многих привлекает картина «Путь» ― каменистая река с порогами среди тёмных горных вершин. Река на Востоке ― часто символ жизненного пути. Вдоль реки по извилистой тропе, по камням идёт одинокий Великий Путник Христос в простой светлой одежде. Он словно говорит: жизнь не легка, я это знаю. Но если я прошёл, и вы пройдёте.
Одной из красивейших является «Сострадание». Лама, защищая рукою косулю от смертельной стрелы охотника, принимает её боль на себя. Сострадание ― всегда геройство. Не случайно рубин на Востоке ― символ сердца и мужества. На картине небо всё переливается в цветах роз ― от тёмно-жёлтого до светло-розового и фиолетового.
«Кришна», через страдания пришедший к истинной радости, играет на свирели на весенней поляне. Даже седые скалы словно кружатся в танце.
«Бхагаван», Благословенный ― так в Индии называли великого подвижника Рамакришну, ставшего уже при жизни легендой. И Рерих изображает его как легендарного героя, в одежде святого, ламы, поднимающегося в горы. Аура вокруг головы показывает его достижения: жизненность, синтез знаний и сердечность.
Сегодня часть картин Николая Константиновича Рериха выставлена в Риге в постоянной экспозиции в Музее зарубежного искусства в отделе Востока.
Джавахарлал Неру и другие великие люди Индии утверждали, что никто из художников не смог бы передать суть и красоту Гималайских гор лучше Николая Рериха. И как величественно и с тоской звучат уже известные нам слова Елены Ивановны Рерих: «Не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойдённым в этой области».