Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Сердце, 410 |
Находясь в Индии, Рерихи продолжали заниматься творчеством. Вдохновение этой страной давало широкий простор для написания различных сюжетов. В 1930–1940-х годах они провели ряд выставок в различных городах Индии. Везде их работы были встречены с интересом и вызывали восторженные отклики. К сожалению, о некоторых выставках известно совсем мало, но есть такие, о которых сохранились довольно обширные сведения. Вот об одной из них хочется рассказать более подробно.
В ноябре 1940 года Н.К. Рерих получил письмо из Отделения искусств и ремёсел Университета Лахора:
«16 ноября 1940.
Уважаемый профессор, Николай Рерих,
Я много слышала о вашей замечательной работе на благо искусства и знаний от моего мужа, мистера Шейха Ахмеда, который имел удовольствие встретиться с вами в вашем Музее на Риверсайд Драйв в Нью-Йорке. Мы с интересом следим за вашей работой по продвижению красоты, мира и доброй воли во всём мире.
Я чувствую, что для жителей Лахора было бы очень интересно и полезно, если бы они смогли увидеть выставку примерно из 50 картин, написанных вами и вашим выдающимся сыном. Мы сочли бы за честь, если бы мы могли провести эту выставку под эгидой факультета искусств нашего Университета.
Если вы дадите своё согласие, я постараюсь устроить её на несколько недель, включая Исторический конгресс, и буду очень признательна, если вы согласитесь прочесть лекцию о Центральной Азии во время вашего пребывания в Лахоре. Я ознакомилась с Программой Конгресса и предложила бы вечер вторника, 17 декабря, как подходящий.
Пожалуйста, сообщите мне как можно скорее количество и названия картин, которые вы хотели бы выставить.
Искренне Ваша, Анна Молка Ахмед»1.
Анна Молка была для того времени просвещённой женщиной — она занималась искусством, была художницей, ранее изучала живопись, скульптуру и дизайн в Школе искусств Св. Мартина в Лондоне, где и познакомилась со своим будущим мужем Шейхом Ахмедом. Вместе в 1940 году они переехали в Лахор, где она начала преподавать живопись и изобразительное искусство в Университете и основала там факультет изящных искусств2.
Через несколько дней Николай Рерих написал ответное письмо:
«22.11.1940.
Уважаемая госпожа Ахмед!
Большое спасибо за Ваше любезное приглашение провести выставку моих картин и моего сына Святослава под эгидой Университета Лахора. Мы с радостью принимаем это приглашение, и я прилагаю списки наших картин.
К сожалению, из-за моего нездоровья я не могу лично присутствовать в Лахоре во время выставки, но мой сын Святослав будет там и передаст мои приветствия.
Пожалуйста, передайте мой искренний привет вашему мужу, я с удовольствием вспоминаю нашу встречу в США. Все педагоги принадлежат к одному братству, и я сердечно приветствую вас на этом общем поле»3.
Выставка картин Николая и Святослава Рерихов прошла в Лахоре с 16 по 28 декабря 1940 года. Проводилась она под эгидой отделения искусств Пенджабского университета (Art Department of the University of the Panjab, Lahore). Для публики было представлено 32 картины Н.К. Рериха и 29 картин С.Н. Рериха.
Николай Константинович представил такие полотна, как «Вестник», «Гуру Чарака», «Шамбале Даик», «Армагеддон», «Сантана», «Замок Такура», «Песнь о Шамбале», «Новая Земля», «Героика Китая», «Земля Славянская», «Книга жизни» и др.
Святослав Рерих выставил картины: «Добрый самаритянин», «Священная флейта», «Буря», «Дорога домой», «Иаков и ангел», «Христос неизвестный», «Маленькая сестра», «Христос в саду», «Сага о Гессэр-Хане», «Гундла», «Весна», «Долина Кулу», «Портрет профессора Николая Рериха» и др.
Две картины с этой выставки Рерихи выделили индийскому Обществу Красного Креста с целью продажи этих произведений для сбора средств на нужды общества.
Экспозиция картин Рерихов была представлена публике во время открытия исторической выставки в Лахоре и работы Четвёртой сессии Индийского Исторического Конгресса.
Открыл выставку председатель Высокого суда Лахора Дж. Дуглас Янг: «Прежде чем объявить выставку открытой, я хочу ещё раз пояснить, что выполняю двойную функцию. По счастливому стечению обстоятельств Лахор может воспользоваться ещё одним преимуществом, а именно: выставкой коллекции прекрасных и притягательных картин профессора Николая Рериха и его сына, г-на Святослава Рериха, который присутствует здесь. Не будет банальностью и фигурой речи сказать, что эти художники — люди с международной известностью, некоторые основания для которой представлены на стенах внутри. Когда вы их увидите, то поймёте, что мне не было нужды пытаться возносить этим картинам мою неуклюжую хвалу.
Эта замечательная коллекция стала доступной для нашего наставления в первую очередь, конечно, благодаря милости художников, которых, пользуясь случаем, мы самым искренним образом благодарим за то, что они предоставили нам такой редкий источник радости. Мы также выражаем благодарность проректору и факультету искусств этого университета и в особенности преподавателю — миссис Ахмед, чьё усердие сделало возможным данный показ. Это самый подходящий случай, чтобы объявить во всеуслышание о существовании в университете факультета искусств, который, как мы надеемся, будет и в дальнейшем одаривать нас новыми выставками Рерихов.
Рекомендую приобрести милый и полезный каталог выставки Рерихов, который поможет вам оценить их работы.
Теперь я имею честь официально объявить открытой историческую выставку, организованную ответственными за Четвёртую сессию Индийского Исторического Конгресса, а также выставку картин профессора Николая Рериха и господина Святослава Рериха и заявить о том, что они открыты для публики»4.
К выставке выпустили небольшой каталог5. Дизайн и текст вступительной статьи был подготовлен Шейхом Ахмедом. В ней он коснулся исторических корней Рериха, описал работу, проводимую Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, в котором сам не раз бывал, остановился на некоторых аспектах деятельности музея, рассказал о Пакте Рериха и Знамени Мира. Он отмечал, что желание быть в гармонии с Беспредельностью побудило Николая Рериха поселиться сначала в Дарджилинге, а затем в Наггаре, в долине Кулу. В своих замечательных полотнах Рерих изобразил и передал другим то очарование Гималаев, которое может открыться только благодаря духовной близости этих сокровенных вершин. Величественное одиночество этих регионов, их впечатляющая красота, их завораживающие цвета переданы художником с глубоким смыслом, рождённым духовным прозрением. Под его художественным взором Гималаи раскрыли то внутреннее очарование, которое было для многих вековой загадкой. Такое впечатление, что сам Дух этих могучих гор направлял каждый тон Рериха, каждый цвет и каждый мазок его кисти, делая его произведения прекрасными творениями величия и красоты.
Картины Николая Рериха — это книга восточной мудрости, поэзия духа, раскрывающая неизведанные тайны самых притягательных гор мира. Их можно охарактеризовать как «Величественная сага Востока». Эти полотна принесли Николаю Рериху звание «Мастера гор».
Также Шейх Ахмед отмечал, что Святослав Рерих до приезда в Индию специализировался в основном на портретной живописи. Портрет его отца, написанный в 1930 году, единодушно признан выдающимся произведением. В нём он представил профессора Николая Рериха как Факелоносца Красоты и Просвещения. С 1936 года работы Святослава экспонировались на различных художественных выставках Индии и получили высокую оценку многих видных деятелей, искусствоведов и знатоков.
Мистицизм Святослава Рериха иного порядка, чем у его отца. Одним из сильных аспектов его творчества является человечность, человечность и ещё раз человечность. Глубокое знание человеческой природы — результат его широкого философского взгляда. Святослав считает, что «человек, желающий изображать жизнь, должен знать её во всех её многообразных проявлениях».
Неизбежная борьба между человечеством и стихиями отображена в его впечатляющих композициях. Его крупные планы людей на фоне могучих Гималаев дышат огромной силой и энергией, в них видна та уверенность исполнения, которая свойственна лучшим художникам-портретистам. Его пейзажи с яркими цветущими деревьями, столь типичные для Гималаев, представляют собой притягательную красоту редкого очарования.
Через несколько дней после открытия, 19 декабря, Святослав Рерих выступил на радио с рассказом о выставке и своих работах. «Дух Гималаев» — так называлось его выступление, анонс которого был опубликован 7 декабря в индийском издании «The Indian Listener» в выпуске программы радиопередач. Продолжительность выступления была около 15 минут.
Сохранились интересные воспоминания об этой выставке известного общественного и культурного деятеля Индии Вишванатха, опубликованные в 1982 году. Хочется привести их практически полностью: «В памяти моей хранятся нестёршиеся впечатления от выставки картин великого художника Николая Рериха, состоявшейся в Лахоре очень давно, ещё в тридцатые годы. Я тогда был студентом-первокурсником.
Мы все были очень взволнованы событием — никогда раньше прославленный иностранный художник, художник с мировым именем, не привозил в Лахор свою большую выставку, да ещё на тему, дорогую сердцу каждого индийца, — Гималаи в их блистательной красе. Для нас, индийцев, Гималаи — это не просто горы, это символ самой Индии, символ величия нашей родины; там берут начало наши реки, — священная Ганга, с которой связано столько мифов и легенд. Но не только в таинственной притягательной силе Гималаев было дело: нас волновало и то, что написал эти картины русский художник, поселившийся высоко в горах, в долине Кулу, чтобы работать над своими полотнами.
Весь город говорил о выставке, имя художника было у каждого на устах. Звучало всё это необычайно романтично, особенно для молодёжи, загоравшейся чувством гордости за свою родину, столь необходимым во времена британского владычества.
Выставка помещалась в Лахорском музее, прямо напротив знаменитого здания Пенджабского университета, студентом которого я тогда и был. Музей мог служить классическим образцом британской архитектуры — массивное, величественное строение, целый комплекс просторных залов, отведённых разным историческим эпохам, археологии, искусству и ремёслам. Картины Рериха находились в боковом крыле, в картинной галерее. Студентом я часто забегал в музей: мне очень нравились картины известных европейских художников, постоянно выставленные там. Хотя разницы в стиле я в те времена не улавливал, но был в восторге от тщательно выписанных деталей, от жизнеподобия изображений, от игры света и тени. Картины Рериха потрясли меня ещё и тем, что они оказались совершенно иными. Я до сих пор не в силах забыть состояние, близкое к экстазу, которое охватило меня при виде огромных полотен, сиявших совершенно необычным сочетанием красок, с акцентом на красные, оранжевые, индиговые и синие тона, при виде величия и одухотворённости панорамы гималайских вершин, написанных смелыми красивыми мазками.
Должен признаться: моя влюблённость в Гималаи началась с картин Рериха, хотя задолго до того, как я увидел их, моё воображение поразили стихи о Гималаях великого поэта урду Икбала.
Мне довелось увидеть и самого художника в окружении его полотен, когда он зашёл на выставку. Одетый в свободный плащ, с чёрной шапочкой на голове, Рерих излучал какое-то удивительное благородство.
Я переживал в те годы сильное увлечение Рабиндранатом Тагором, и когда несколько лет спустя Тагор приехал в Лахор, мне посчастливилось побывать на встрече с ним. Мне бросилось в глаза поразительное сходство этих двух великих людей. Тагор был прежде всего поэтом, но искусство рисования было его страстью, он оставил свыше трёхсот картин и рисунков. Рерих же, который был прежде всего художником, известен и как поэт, и как учёный.
Значительно позднее я где-то прочитал, что в 1920 году Тагор и Рерих встретились в Лондоне и что их дружба длилась много лет.
Столько общего было даже в их внешности — сильные, красивые люди, с таким изяществом носившие свои свободные одежды; оба производили огромное впечатление на окружающих естественнейшей простотой, которая была в то же время и изысканностью.
На выставке Рериха перебывал весь город, газеты печатали восторженные отзывы критиков, много писали о жизни Рериха, о его экспедициях в Тибет и Монголию.
Я до сих пор помню выставку, где меня особенно поразили два полотна: "Канченджанга" — одна из гималайских вершин, а на другой картине был изображён йог в ритуальной позе на фоне гималайской панорамы захватывающей мощи»6.
В прессе отмечали, что в последние годы Лахору везло с проведением ряда художественных выставок, однако сейчас Пенджаб впервые имеет возможность увидеть шедевры двух художников с мировым именем, чьи картины находятся в самых известных музеях и художественных галереях разных стран.
Отделение искусств Пенджабского университета следует поздравить с этой инициативой. Выставка интересна довольно редким и многомерным сплетением — философии, поэзии, ритма, цвета и формы... При созерцании полотен Рерихов человеку раскрывается книга восточной мудрости, духовный мир тайн и величия Гималаев. С этих вершин смотрит Дух Химавата, запечатлённый этими художниками. И подсказка их величия может содержаться в словах Будды, где он говорит: «Тот, кто держит факел, чтобы осветить путь человечеству, всегда почитаем мною».
Шейх Ахмед вскоре после окончания работы выставки опубликовал статью «Искусство Рерихов» в индийском журнале «The Northern India Observer», вышедшем в январе 1941 года. В ней он ещё раз попытался изложить свои впечатления о выставке, о Рерихах, об их искусстве и философии.
Он писал, что достижение взаимопонимания между Востоком и Западом, которое английский прозаик и поэт Редьярд Киплинг считал невозможным, профессор Николай Рерих пытается осуществить посредством Красоты и Знания.
С этой целью он основал в различных странах культурные учреждения, несущие распространение искусства и культуры среди широких масс.
Наиболее важным аспектом творчества Николая Рериха является убеждённость в том, что жизнь можно сделать возвышенной посредством внесения искусства в жизнь и что истинный дух международного братства может основываться на почитании красоты и искусства. И в этом Рерих видит начало новой эры, где искусство будет играть очень важную роль.
1 Ахмед Анна Молка. Письмо Н.К. Рериху. 18 ноября 1940 г. // Архив Музея Рериха (АМР), ГМВ, Москва. Реф. № DD-093 – 0001. Перевод с англ. О.Б. Кудзоевой.
2 Информация об Анне Молка Ахмед предоставлена автору О.Б. Кудзоевой.
3 Рерих Н.К. Письмо Ахмед Анне Молка. 22 ноября 1940 г. // АМР. Реф. № DD-093 – 0002. Перевод с англ. О.Б. Кудзоевой.
4 Proceedings of the Indian History Congress by Not Available. Fourth Session. Lahore, 1940. P. 32 – 33. Перевод с англ. О.Б. Кудзоевой.
5 Exhibition of the Paintings of Prof. Roerich and S. Roerich. December 16 to December 28. Catalogue. Lay-out Designed by Sheikh Ahmed. Lahore: printed at the Ripon Printing Press, 1940.
6 Друг Индии. Вишванатх (Индия) // Огонёк. 1982. 2 октября. № 40. С. 25.