Горный Алтай — место удивительное, особенное, это ощущается и посетителями, и сотрудниками Мемориального дома-музея Н.К. Рериха в Верх-Уймоне. Николай Константинович Рерих писал о суждённом небывалом расцвете этого края, откуда пойдёт духовное возрождение России, а затем и всего мира.
В музей Рериха со всех концов страны и зарубежья едут люди прикоснуться к необычному творчеству Мастера, за чем-то ещё не осознанным... За тем, что поможет разобраться в себе и происходящем в мире, сформировать своё мировоззрение.
Лето на Алтае — пора горячая, а в этом году особенно, ведь с 7 июля по 31 августа музей принимал выставку «Алтай — Гималаи» — картины Н.К. Рериха из «Центра Искусств. Москва». Событие это уникальное. Выставки такого масштаба
в Республике Алтай ранее не бывало. Надо отметить, что лишь небольшая часть посетителей уже знала о выставке, многие узнавали о ней из афиши на воротах музея. Такой вот удивительный подарок — встреча с полотнами Рериха — ждал этим летом наших гостей.
Лишь немногие посетители предпочитают осматривать экспозицию самостоятельно, большинство настойчиво просят экскурсию. Бывают такие заинтересованные люди, которые проводят в музее полдня или даже весь день и слушают нескольких экскурсоводов.
Многие приезжают с детьми разного возраста. Некоторые малыши остаются играть на детской площадке, другие идут с родителями в музей. С каким не по-детски серьёзным видом и вниманием они слушают экскурсовода! На какие картины обращают внимание, какие книги просят купить в книжном киоске — это удивляет не только работников музея, но и родителей, которые как бы заново открывают своих детей. В основном подобный интерес к картинам Рериха проявляют младшие школьники, а иногда и малыши. Пусть на своём, детском уровне, но они что-то понимают из рассказа экскурсовода, и эти зёрнышки уже отложились в их душе и к своему сроку созреют. На экскурсии дети часто задают вопросы, например: «Почему на картинах много синего цвета?»
Рассказывает экскурсовод: «Бывает, что дети молча слушают полуторачасовую экскурсию, не отрывая глаз от экскурсовода. Запомнилась девочка лет семи, которая очень внимательно слушала рассказ о Рерихе и его творчестве, а в конце, на балконе, когда я прочитала стихотворение Н.Д. Спириной "Пусть будет миру хорошо...", пристально посмотрела на меня, как будто чего-то ожидая, в её взгляде читалась тревога за мир. В это мгновение мне вспомнились слова Наталии Дмитриевны, и, несмотря на большое количество людей вокруг, глядя в глаза девочки, я сказала: "Детская молитва быстрее всего доходит к Богу, и все твои мысли Услышаны". Надо было видеть, с каким облегчением она вздохнула и посмотрела вдаль — всё её существо желало блага всему миру. Никто не нарушил наступившей тишины, все замерли в едином устремлении, посылая миру добрые мысли».
В музей приходит много молодёжи — и группами (вело- и мототуристы, просто путешественники), и семьями, и поодиночке. Молодым сейчас очень непросто разобраться в том, что происходит в мире. Когда экскурсоводы рассказывают о том, что писал Н.К. Рерих о России и о суждённом ей расцвете, о непобедимом духе русского народа, о том, что «не перевелись богатыри на Руси, народились и новые» — богатыри духа, — молодые люди слушают очень серьёзно и внимательно. По их глазам видно: что-то важное пробуждается в их душах, может быть, они неосознанно ждали именно этих слов. Тут-то и начинается самое интересное — начинается общение. Сколько вопросов задают они, пытаясь понять этот мир, сколько боли в глазах при упоминании о войнах и безумстве людей!
Запомнилась беседа со студентами-третьекурсниками — 19 человек, и все парни. Основной их вопрос был такой: «Что происходит, почему на Россию ополчились все страны? Её же уничтожат!» На это экскурсовод ответил: «Россию можно уничтожить только в одном случае: если уничтожат вас, молодых, — не физически, а нравственно: растлят, одурманят наркотиками, переполюсуют сознание...». Поразил ответ молодёжи: «Не выйдет у них ничего, мы про это знаем!» Как радостно было слышать эти слова! Ведь в такие моменты люди бывают очень искренни, открывают самое сокровенное, что хранят их сердца, и это дорогого стоит. Мы это понимаем и ценим доверие молодых, их открытость. Конечно, молодёжь разная бывает, случается и обратное слышать, но не о них сейчас речь, а о тех, у кого сердце живо.
Сегодня во многих молодых людях живёт дух патриотизма, и, защищая Родину на полях сражений, российские воины повторяют подвиги прадедов. Это заложено в генах нашего народа — таков русский характер. Приходят в музей и воины СВО, обычно очень скромные, лишь иногда в конце экскурсии тихо скажут о том, откуда они вернулись. Но чаще мы узнаём об этом от их родственников. Трудные времена в каждом поколении рождают своих героев. История повторяется на новом витке эволюции.
Посещение музея Рериха практически никого не оставляет равнодушным. Уходят уже другими, может быть не сразу осознавая это. Нередко люди оставляют такие отзывы: «Мы ехали, даже не подозревая, что здесь услышим такое, об этом
ни в одном музее не рассказывают». «Это была самая необычная экскурсия в моей жизни. Спасибо!» «Ехал с вопросом в душе, сейчас многое прояснилось». Часто после окончания экскурсии спрашивают: «С чего начать изучать мировоззрение Рериха?» «Я хочу быть достойным человеком, скажите: что почитать?» О деятельности семьи Рерихов, об Учении Живой Этики литературы сейчас много, сотрудники, работающие в книжном киоске, обстоятельно отвечают на подобные вопросы, и люди уходят с большими пакетами книг и репродукций.
При общении с посетителями чувствуется, что в последнее время сознание людей заметно меняется, и стремительность этих изменений поражает. Многие начинают осознавать, что в мире происходят сложные и не случайные процессы. Соглашаются с тем, что время сейчас очень необычное, человечество переходит на новый виток развития, в мир входят новые энергии, новые обстоятельства. Многие отмечают, что всё выявляется, идёт последняя битва добра и зла и что все мы, человечество, принимаем в этой битве участие, от всех нас зависит дальнейшая жизнь.
Сколько благодарных слов звучит после таких бесед-экскурсий! Говорят: «Теперь начинаем понимать многое, словно глоток чистого воздуха вдохнули!» «Будто гора с плеч свалилась! Как хорошо, что мы к вам заехали!»
Да, в наше время «трудно, но чудно», мы знаем, каким будет будущее, — оно прекрасно! Счастье — нести эти знания людям, помочь духовно пробудиться, устремиться в суждённое будущее.
В июле в музей приезжала известная актриса, кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств России Н.С. Бондарчук. К 150-летнему юбилею Н.К. Рериха она снимала фильм об Алтае.
В музее состоялась творческая встреча с Натальей Сергеевной, на которой она анонсировала будущий фильм и поделилась впечатлениями о встречах со Святославом Николаевичем Рерихом. Творческая встреча с Натальей Сергеевной прошла в тёплой обстановке и вызвала большой отклик у посетителей.
Этим летом важным событием в жизни музея стала выставка подлинных работ Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи». О том, как она проходила, рассказывают и делятся своими впечатлениями те, кто по зову сердца приехал сюда из разных мест, чтобы поработать на выставке смотрителями.
А.В. Бочкарёва (с. Тихонькая, Усть-Коксинский р-н): «За мой трудовой более чем 20-летний опыт это самая приятная работа: ты приходишь и с утра до вечера слышишь слова благодарности, восхищения, радости посетителей. Такого я нигде не встречала. Людям здесь очень нравилось, приятно было смотреть на их восторженную реакцию. Конечно, всех потрясали картины. И ещё приятно было отметить, что людям очень нравилось убранство зала. Всем хотелось потрогать гладкие поверхности стен, мебели. Люди были благодарны организаторам выставки за то, что для них подготовили такую красоту в таком прекрасном зале, в таком удивительном месте. Очень интересно было наблюдать преображение людей».
Л.В. Исакина (г. Лесной, Свердловская обл.): «Больше всего восхитило то, что дети, школьники, были неравнодушны не только к картинам, но даже к графическим эскизам Рериха. Хочется привести отзыв девочки тринадцати лет: "Получили невероятный восторг от рассказа экскурсовода, почерпнули много интересных взглядов на наш мир. Получился волшебный обмен мировоззрениями, провели исторические параллели. Практически побеседовали с Рерихом через творчество. Благодарю каждого, кто к этому причастен!"».
И.М. Комарова (г. Новосибирск): «Впечатления у людей исключительно позитивные. Конечно, они отмечали красивую, ухоженную территорию музея. Затем подходили к новому зданию выставочного зала, и это их впечатляло. Но когда посетители поднимались по роскошной лестнице и заходили в залы, тут реакцией было немое удивление или восторженные отзывы. Здесь шаг замедлялся, разговор становился тише, чувствовалась торжественность: люди понимали, что попали в какое-то совершенно особенное место. Многие говорили, что когда они ехали сюда, то не верили, что здесь, в таком отдалённом населённом пункте, между горными хребтами, вдалеке от больших центров, может быть выставка оригинальных работ всемирно известного мастера. Поэтому они были поражены. Запомнилась женщина, одна из тех, кто разбирается в искусстве. Она была очень удивлена и сказала, что в этой совершенно необычной обстановке картины Рериха произвели на неё очень сильное впечатление.
Все отмечали необыкновенное освещение, которое во многом способствовало успеху выставки. Спрашивали, что будет в этом выставочном зале после окончания выставки. Мы отвечали, что, безусловно, такой замечательный выставочный зал не будет пустовать.
Нам, смотрителям, выпало такое счастье — находиться здесь! Полотна Н.К. Рериха производят очень сильное впечатление. Спасибо Николаю Константиновичу, что он создал эти удивительные творения!»
Л.В. Крусь (г. Екатеринбург): «Иногда в жизни бывают события и моменты, о которых трудно говорить, потому что не выразить те чувства, которые они вызвали. Поездка на Алтай, в Верхний Уймон, в музей стала для меня таким событием. Мне сказочно повезло — я соприкоснулась с красотой искусства, с красотой природы и с образом общины будущего. Я благодарна всем сотрудникам, с которыми познакомилась во время работы в музее, за их доброту и доброжелательность по отношению ко мне. Будучи смотрителем в выставочном зале, кроме того, что я находилась среди шедевров, напитывалась их красотой, энергией, я имела возможность слушать экскурсоводов, слышать и видеть реакцию посетителей. Я прослушала экскурсии почти всех наших экскурсоводов. Все они были очень интересные, разные, но в одном ключе. Я обратила внимание, что все экскурсоводы в конце своих лекций подводили слушателей к беседе о нашем времени, о необходимости менять своё сознание, своё отношение к жизни, чтобы она стала лучше. Равнодушными не уходил никто. Благодарили экскурсоводов, благодарили за возможность видеть эти чудесные картины, соприкоснуться с чем-то неземным. За редким исключением, все были восхищены подсветкой картин, говорили, что такого они нигде не видели. Отмечали и то, что само помещение выставочного зала тоже как бы усиливает впечатление от картин.
Интересно отметить, что некоторые мужчины обращали внимание именно на выставочный зал. Был такой случай: мужчина заглянул за створку двери большого зала на втором этаже. Подхожу, спрашиваю: "Вы что-то ищете?" "Знаете, — говорит, — я сам строитель, но не пойму, как они так смогли всё сделать?" Его жена в это время смотрела картины, а он пытался понять технологию построения дома.
Хочу отметить, что для меня сами картины и, конечно, рассказы экскурсоводов дали очень многое. Я почерпнула для себя много нового и признательна всем, благодаря кому я смогла приехать в музей и узнать так много интересного, и нужного, и познавательного».
А.Н. Новожилова (с. Верх-Уймон): «Я очень счастлива, что мне довелось присутствовать на открытии выставки. Все хотели увидеть подлинники, и поэтому на открытие приехало очень много людей. Самое большое впечатление на всех произвело освещение выставки. Когда мы вошли в зал, был зажжён общий свет, а когда его выключили и осталась только подсветка картин, по залу пронёсся вздох восхищения. У людей было торжественное настроение, они радовались, любовались картинами, и никому не хотелось уходить, все долго ходили по залам, смотрели, наслаждались красотой.
Потом, во время работы выставки, я видела, как посетители подолгу останавливались перед каждой картиной. Сначала я думала: "Ну что они там рассматривают?" А потом сама поняла: когда перед каждой картиной постояла, я увидела очень много интересного — как Николай Константинович писал эти картины. Несколько мазков, а отойдёшь в сторону — уже видно образ. Это просто необыкновенно!
Люди почему-то благодарили нас, смотрителей. Я отвечала: "Благодарите Николая Константиновича, это он создал такую красоту, а мы можем смотреть, любоваться, радоваться и унести это с собой". Но люди всё равно улыбались и благодарили.
Бывало, спрашивали с недоверием: "Это всё оригиналы?" А потом: "Как нам повезло! Мы приехали в музей Рериха, а тут такая выставка!" Мне кажется, что вся Уймонская долина наполнилась радостью от присутствия этих картин. Некоторые люди
подходили к картинам, подолгу смотрели и говорили: "Вы знаете, а картины-то живые, они с нами разговаривают". У кого-то даже появлялись слёзы, оттого что они смогли почувствовать это тепло от картин. И нам эта радость передавалась».
Е.Б. Борисова (г. Омск): «В этом году мне посчастливилось в первой половине августа побывать на Алтае и поработать смотрителем в выставочном зале Музея Н.К. Рериха. У меня появилась прекрасная возможность ближе познакомиться с подлинниками, которые вряд ли можно увидеть где-либо ещё, ведь некоторые работы выставлялись впервые. Я получила эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. Иногда удавалось послушать экскурсоводов, и это доставляло особое удовольствие: профессионализм, с которым они делятся своими знаниями, никого не оставляет равнодушным. Это же отмечали и многие наши посетители. Не просто интересный рассказ — люди слышат что-то такое, что заставляет задуматься о смысле жизни, обо всём происходящем с нами, о будущем. Ведь это волнует всех думающих людей. Многие уходили с искренней благодарностью за полученную возможность познакомиться с подлинными работами всемирно известного художника. Хочется надеяться, что у посетителей сохранится эта искорка, эти светлые чувства, зарождённые здесь, в музее, и им захочется ближе познакомиться с творчеством Николая Рериха».
А.В. Неганова (г. Мыски, Кемеровская обл.): «На выставку приезжали люди из разных уголков России. Были те, кто что-то знал о Рерихе, имел о нём какое-то представление, но были и такие, кто впервые слышал это имя. Вспоминается группа молодых людей, которые пришли после экскурсии в выставочный зал, и один из них всё сокрушался, что он не знал, кто такой Николай Константинович, и был совершенно не подготовлен. Но теперь он понимает, кто такой Рерих, какой величины это художник, и когда приедет домой, обязательно почитает о нём и вернётся, чтобы ещё раз послушать экскурсию.
В другой раз пришёл молодой человек, который сразу заявил о том, что он не поклонник Н.К. Рериха, что его больше интересует А.И. Куинджи, например его "Лунная ночь на Днепре", И.И. Левитан и другие художники. И когда я спросила, а что он знает о Николае Константиновиче, какую литературу читал, какие картины видел, он ничего не смог конкретного сказать. Он ходил из зала в зал, очень долго рассматривал картины, а уходя, сказал: "Да, это великий художник, это глыба, это человек, который достоин, чтобы о нём узнал весь мир! Каждая его картина — это шедевр! Это очень великий человек". И добавил:
"Я обязательно привезу сюда своих друзей, они должны это увидеть".
Выставочные залы — большие, светлые, уютные. Благодаря кадрированному освещению люди как бы погружались внутрь картины, как бы входили в неё. Подолгу рассматривали, фотографировали. Многие высказывали своё восхищение выставкой. Равнодушных практически не было, люди уходили и очень благодарили за выставку, за оформление».
Н.В. Момотова (г. Краснодар): «Я благодарна судьбе за то, что мне довелось поработать смотрителем на выставке подлинных картин Н.К. Рериха, окунуться в эту атмосферу картин, атмосферу любви, красоты, чистоты, увидеть, как люди реагируют на картины Николая Константиновича.
Посетители шли на выставку сплошным потоком; кто-то смотрел картины самостоятельно, кто-то слушал рассказ экскурсовода. Хочется отметить, что на выставке была очень доброжелательная обстановка, все были вежливы, никто друг другу не мешал смотреть картины. Многие посетители приходили по несколько раз, старались прийти к самому открытию или поймать момент, когда в залах мало людей, чтобы побыть наедине с картинами. Отмечали профессионализм наших экскурсоводов, и даже те, кто давно изучает наследие Рерихов, говорили, что они почерпнули для себя новые знания, новые впечатления.
Люди отмечали профессионально составленную экспозицию и необычное выставочное освещение и даже говорили, что бывали на выставках в Москве и нигде не видели такого высокого уровня, такого красивого оформления».
Много прекрасных отзывов оставили посетители о выставке «Алтай — Гималаи», и устно, и письменно выражали они свою благодарность. Вот некоторые из отзывов.
«Сказать спасибо — этого мало! Я из Санкт-Петербурга. И Рериха воспринимала иначе, наверное, мифичней. Но, побывав здесь, в Уймоне, в долине, я увидела реальность и философии, и картин художника. Это достойная выставка и в правильном месте! Ирина, г. Санкт-Петербург».
«В Благостном месте удивительный подарок Миру: приезжаешь в гости к Рериху... и вдруг реальное (невероятное) чудо — работы Мастера. Безгранично благодарю. С Любовью и Уважением к вашим трудам, Наталья Антипова».
«Огромная благодарность создателям выставки! Всё сделано с большим мастерством, со вкусом, с сердечным отношением и любовью к личности и творчеству великого нашего соотечественника Н.К. Рериха. Особо следует отметить освещение: и деликатно, и бережно, и так, что цвета обретают свежесть, яркость и достоверность. г. Барнаул».
«Огромная благодарность устроителям выставки. Выставка во всех смыслах великолепная. Здесь, в глуши, в деревне алтайской, живой дух Николая Константиновича присутствует. С любовью и вкусом сделана экспозиция картин, великолепно освещение работ. В Москве такого не увидишь. Перцева Ирина, г. Королёв, Московская обл.».
«Благодарю торжественно и тихо. Мощно и трепетно. Сердце звучит, и ширится эта песнь, рождённая вибрациями полотен и вдохновенных сопроводительных текстов, помогающих подключиться к атмосфере картин. Прекрасно! Благодарю! с. Замульта».
«Благодарим за бесподобную экскурсию, эмоции не выразить словами. Браво! Великолепная экскурсия! Хранители и работники Музея с большой любовью и интересом относятся к тому, чтобы передать сакральные знания семьи Рерихов каждому сюда приходящему. Благодарю от всей души!»
Летний сезон работы музея завершился, но экскурсии в сентябре продолжают активно проводиться. Радостно, что в юбилейный для Н.К. Рериха год такой спрос на творчество Мастера, которого по праву называют «Гигантом духа и мысли», «Творцом будущего».