Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: всё стоит она!
А.С. Пушкин
Для жителей России самым священным праздником последнего времени является День Победы 9 мая. Перед мысленным взором проходят ежегодные торжественные военные парады и бескрайний Бессмертный полк, объединяющий весь народ в чувстве благодарности нашим предкам, одержавшим Победу в жесточайшей войне. Мы побеждаем, потому что любим свою Родину, потому что верим в свою непобедимость и верим в то, что с нами Бог. Верили в победу нашей страны Рерихи и их последователи, находясь вдалеке от Родины. Перечитаем их утверждения и устремимся к новым победам во всём!
Ещё в 1938 году, в преддверии мировой войны, Е.И. Рерих писала: «...фюрер победил Европу одним только устрашением и превосходно поставленной подпольной пропагандой. Мысль сильнее всего. (...) И настолько велик страх, внушённый фюрером, что он уже принял форму эпидемического психоза в мировом масштабе... Счастлива, что это психологирование не коснулось моей страны, и там народ готов защищать границы своей родины. Также немало зарубежных русских, которые готовы отдать свою жизнь в случае нападения на неё. Страна, не утерявшая мужества, будет жить и получит Помощь Высшую, ибо Помощь эта воспринимается лишь мужественным духом...»1
За год до начала войны Н.К. Рерих пишет статью «Не замай!», в которой предвидит скорое нападение Запада на Россию и утверждает непобедимость русского народа: «Сколько новых, незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия зло толковались. То, что в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова. При этом потрясающе было видеть неслыханное враньё, которое никогда не было опровергнуто. Малейшая кажущаяся неудача русская вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием. Всё это остаётся во внутренних архивах.
Останется также и то, что победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний. А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то это делалось шёпотом в самых пониженных выражениях. И об этом остались нестираемые памятки... Для иноземных катастроф находились в международной печати самые выспренние восклицания. Понесённые удары провозглашались победами, и преувеличению не было границ. Обо всём этом тоже остались печатные листы — бумага всё терпит, а сознание людское всё принимает, что отвечает его внутреннему желанию. (...) Ох, хотели бы стереть с лица Земли пятую часть Света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей — не замай!»2
В том же 1940 году Николай Константинович утверждает, что Россия уже занимает ведущее место в мире: «Даже закоренелые в предрассудках поняли, что мировая ось зиждется на русской мощи. "Разве не зришь, как нагнетается ось мировая?" — спрашивал Вергилий. Тогда поэт не мог знать, что лишь образовывался народ, которому суждено будущее. И какое славное будущее! Вот и пришло оно, когда уже опочили и первый и второй Рим.
Прекрасно, что нелегко завоевалось это будущее. Лёгкое строение от первого вихря и развалится. Великие камни сложил народ русский. На диво всем воздвиг не вавилонскую, но русскую башню. Стобашенный Кремль солнценосцев!
К чему пышные слова? Уж очень ликует сердце»3.
И всё же начало войны стало большим испытанием и для нашего народа, и для Рерихов, которые всем сердцем стремились помочь в битве с врагом. В июле 1941 года Николай Константинович пишет несколько статей об обороне Родины. «Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схоронённую, как силушка Ильи Муромца. История русской Культуры ещё недостаточно обследовала поток народных нарастаний. Сам народ сказал: "Не бывать бы счастью, да несчастье помогло".
Не успели прогреметь пять недель войны, а уже многие знаменательные знаки проявились. Обозначилось народное единение, оно несёт верную победу. На заводах и в сельских хозяйствах заработала русская смекалка. Рвение увеличило продуктивность. Оборона Родины научила многим полезным приспособлениям. Изобретателен русский человек, а тут поддала жару ярость против врага и повелительно захотелось преодолеть. (...)
Вместо горького испытания русский народ являет великое преуспеяние. Возникло общее дело, а ведь такое осознание не может родиться на бесплодном пустыре. Плодоносна русская нива. Когда ударит набатный колокол, все спешат помогать. Уже поняли, что не "моя хата с краю", а "на людях и смерть красна". Многое такое совершится, что даже самые заядлые враги содрогнутся и оценят достоинство народа русского. (...)
Радио говорит о подвигах воинских и о смекалистых достижениях в труде. Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду — и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти герои — Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, Великий Наставник народа, — все положившие жизнь свою во благо Родины. В грозе и в молнии рождаются герои»4.
Рерихи всегда верили в победу русского народа над страшным врагом. Н.К. Рерих в статье «Могуча Русь» вспоминает, что говорили о мощи нашего народа великие русские писатели: «"Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!". И Гоголь знал это, и Лермонтов, и Пушкин, знали все провидцы русских путей, русской славы.
Достоевский не однажды говорил о русской непобедимости. И ещё сказал он: "Могуча Русь! И не то ещё выносила. Да и не таково назначение и цель её, чтоб зря повернулась она с вековой своей дороги, да и размеры её не те. Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она всё решительно, даже и вопросы, и останется в сути своей таковою же прежнею, святой нашей Русью, как и была до сих пор, и сколь ни изменился бы, пожалуй, облик её, но изменения облика бояться нечего, и задерживать, отдалять вопросы вовсе не надо: кто верит в Русь, тому даже стыдно это. Её назначение столь высоко, и её внутреннее предчувствие этого назначения столь ясно (особенно теперь, в нашу эпоху, в теперешнюю минуту, главное), что тот, кто верует в это назначение, должен стоять выше всех сомнений и опасений. "Здесь терпение и вера святых, как говорится в священной книге".
И ещё напоминал он: "Объединение славян под началом России означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия во главе объединённых славян скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его своё новое, здоровое и ещё неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским всемирным союзом, начало которого лежит в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обречённого на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения много горьких и самых роковых недоразумений западноевропейской цивилизации. Вот к этому-то отделу убеждённых и верующих принадлежу и я"». И от себя Рерих добавляет: «Русский народ, искатель блага, строит новую жизнь. Смерти он не страшится, да и что она, смерть? И в ней жизнь, и в ней познавания и достижени»5.
В одном из бомбейских журналов за 1942 год Рерихи увидели русских героев. Николай Константинович восклицает: «Сколько замечательных снимков, и военных и народных! (...) На обёртке журнала славный старик и молодец — сын его. Надпись: "За Русь, мой сын!" Такие победят. Елена Ивановна хочет обрамить этот снимок. Такие славные русские люди живы. Они ведь там, превозмогают и улыбаются. Отрадно, что напоказ всему миру можно дать лики таких героев. Не напыщенны они, не загордились, и нет имён их. Просто русские люди — и какие здоровые, какие светлые, несломимые. Увидать бы их»6.
Будучи русскими, Рерихи знали сокровенное чувство любви к своей стране. Николай Константинович пишет об их стремлении приблизить победу: «До чего хочется сделать что-то на пользу русского воинства, Русского Красного Креста, русского народа! Давали мы индийскому Красному Кресту. Давали — на самолёты. Всё это ладно, но хочется и в Индии устроить что-то полезное для русской победы. Дали мы четыре больших картины — две моих и две Светика, которые должны дать не менее двадцати тысяч рупий. (...) Только даже и в дни русских героических побед в Дели не любят всё русское. А может быть, кто-то и гримасничает, слыша о победах. Много говорили о пятой колонне, "но где она гнездится?" Каковы её намерения?
Святослав телеграфирует: "Выставка должна быть отложена". Значит, он натолкнулся на непреоборимые трудности. Чуяли мы, что в Дели неладно. В Лондоне будут устраивать трёхдневный национальный праздник. Будут флаги, и речи, и слова, слова и слова. В Австралии тоже национальный праздник в честь русского воинства, но в Дели будет глухо и немо. (...)
Слушаем каждое радио. Русские победы перевернули великую страницу истории»7.
В 1943 году произошёл перелом в войне, и уже забрезжила победа нашего народа. Радостно пишет Николай Константинович: «Развернулись блистательные крылья Победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные русские воины возвращают Родине сотни городов и селений. Неудержимо стремится славное воинство через все вражеские препоны. Так много побед сообщает московское радио каждое утро, что весь день ходим в высоком подъёме и шлём от Гималаев сердечные мысли богатырям Русского Народа.
Победоносная хартия вписана в Русскую Историю. Так неудержимо наступают богатырские дружины, что не успеваешь передвигать значки. И всё это немалые места! Не успели отметить Харьков, а тут и весь Донбасс, и Новороссийск, и Красноград, и Брянск, и Мариуполь, Чернигов, Полтава, а теперь подступы к Смоленску, и Киев не за горами. (...) Слава Великому Народу Русскому!»8
Но не легко давались эти победы. Их цена — самопожертвование всего народа! «Из Москвы много раз передавали этот героический приказ: "Огонь — на меня!" Высота самопожертвования грозно звучит в слове, самообрекающем на верную гибель. Воин — собою, своею жизнью велит направить орудия на него, ибо около много врагов. Памятник должен быть на месте такого героизма. Молодое поколение должно запомнить, как славно отдавали жизнь за Родину русские воины. В полном сознании, имея возможность отступить, герой предпочитал гибель за Родину. Другой телом своим закрывал дуло пулемёта, чтобы спасти своих товарищей. (...)
Сейчас по бездорожью, по осенней распутице воинство гонит врага на диво всему миру. Пожимают иноземцы плечами, шепчут: "Невероятно". Но что может быть невероятного для великого народа, сплотившегося во спасение Родины! Наполеоновщина кажется малой сравнительно с размахом нынешних событий. И теперь шли не одни немцы. Вели они за собою всякие народы. (...)
Немецкая армия шла непобедимо, пока не толкнулась о русские твердыни. (...) Русский воин зычно на весь мир кликнул: "Огонь — на меня!" Принял герой все стрелы в свой щит, в своё сердце! И спас Родину»9.
«Достойно отмечены ратные герои, — пишет Рерих. — Народы будут ими гордиться, зная, сколько самоотверженности внесло на страницы мировой истории Русское Воинство. Какие только препятствия не были преодолены во славу Родины! Создался великий эпос, запечатлённый в грядущих поколениях. Победа, победа! Но какая небывалая победа! Победа всенародная, выдвинувшая рать героев»10.
Значение этой победы для всего мира трудно переоценить. Родина наша отстояла своё право на существование и право идти своим путём. Е.И. Рерих в 1946 году утверждала: «Русский народ явил такой героизм, такую жертвенность, такое доказательство силы духа и стойкости нации, что следует преклониться и понять, что такой народ займёт предназначенное ему достойное место в идущем Переустройстве Мира. Атомическая энергия духа человеческого, когда она пробуждена в жертвенном героизме, во много раз превышает механику атомных бомб»11.
Но враги России не успокоились и сразу же после окончания войны начали строить новые планы уничтожения народа-победителя. В наше время открылось много фактов, как бывшие союзники, Великобритания и США, готовились воевать против СССР, в том числе с применением атомных бомб.
На протяжении 1940–1950-х годов Е.И. Рерих не уставала писать беспокоившимся о судьбе России корреспондентам о предстоящих ей победах над всеми врагами. «Ненавистники Новой Страны ненавидят её, прежде всего, за её живую мощь духа и природные богатства, но такое низкое чувство не может уявить геройства, а породит лишь разложение. Знаю все недочёты, все ужасы и страдания страны, но также знаю, что из всех испытаний страна выйдет победительницей, ибо в ней живёт самоотверженность»12.
«Испытания человечества ещё не закончились, и приуготовляются новые столкновения в широком размахе. Но мы твёрдо знаем о победе нашей страны и о краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит. Но Новый Мир грядёт в сиянии лучей новых»13, — пишет Елена Ивановна в сентябре 1948 года.
«Лучшая страна будет охранена. Ничто не устрашит её, она устоит, и многое злое минует её. Суждённое исполнится. Знамя развернётся на небесах от края до края»14.
В одном из своих последних писем в марте 1955 года Елена Ивановна призывает друзей сохранять бодрость и мужество, так как «события сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. (...) Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями. Но не опасайтесь, Щит Света над новыми сознаниями...»15
О прошлых и будущих победах русского народа говорится и в Записях Б.Н. Абрамова за 1960 – 1970-е годы. Это время «холодной войны» между СССР и Западом, когда начали переписывать историю и умалять роль нашего народа в победе над фашизмом.
«В последнем великом столкновении народов победила Новая страна, — говорит Учитель, — победила всему вопреки, победила, несмотря на чудовищную силу направляемой против неё военной машины. ...Величию её будущего ничто не сможет преградою стать, ибо Мы Помогаем и ручательство Даём победы»16.
«Великие жертвы, которые принёс великий народ, чтобы добиться победы, не были принесены понапрасну. Напрасно пытаются враги аннулировать её результаты»17.
«Много героизма явлено было великим народом в борьбе с силами зла и разрушения, пытавшимися задержать Эволюцию и разрушить Родину нашу. Героизм и есть победа духа над личным, и над немощью тела, и над страхом смерти. Великий народ проявит силу свою в строительстве Нового Мира и в окончательной победе над теми, кто стремится его сокрушить, над врагами человечества, над злобными разрушителями, над идущими против Света и жизни»18. «Народ, проявивший массовый героизм духа, показывает этим свою историческую жизнеспособность и пригодность к эволюции»19.
И вот сегодня, в XXI веке, вновь поднялась волна ненависти и желания уничтожить Россию. И снова народ встаёт на защиту своей любимой Родины, демонстрируя героизм и самоотверженность. Слова из «Граней Агни Йоги» сейчас звучат актуально как никогда:
«В мире сейчас столкновение полярностей достигает своего апогея. Тёмные сбрасывают маски. Открыто идут в наступление против Родины нашей. На кого поднимают они руку? Последняя битва закончится славной победой Родины над всеми врагами её, хотя и богаты они, и сильны, и собрали все силы для того, чтобы сокрушить её. Но коротки руки. Воинство света и Иерархия Блага на стороне Новой Страны»20.
«Спокойно наблюдайте события, зная, что против Нас никто не силён. Пусть изменяют и предательствуют те, кому она помогала, и помогает, и кого спасла от порабощения, — всем против идущим суждено поражение, хотя бы и казались они сильными»21.
Призыв Е.И. Рерих из 1953 года звучит очень своевременно для нас: «Сплотиться нужно всем в одном устремлении оградить нашу чудесную страну от посягательств вражеских. Думается, что сознание народных масс выросло и продвинулось в понимании грозного времени, когда все силы страны нужно напрячь, чтобы явить единый фронт перед разъединителями. Народы, соседние с нашей страной, выдержат [и] уявят мощный союз в отпор всех вражеских попыток — так заповедано и древнейшими Пророчествами»22.
Ещё раз мысленно утвердим неизбежность полной и окончательной победы России над всеми врагами человечества. Нашей Родине предстоит победа во всём, на всех фронтах, внутренних и внешних.
«Всё победит и преодолеет великий народ с Помощью Нашей. Веру в конечную победу Света храните превыше всего»23.
1 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 214 – 215 (22.10.1938).
2 Рерих Н.К. Не замай! // Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 329 – 330.
3 Рерих Н.К. Красный флаг // Там же. С. 373.
4 Рерих Н.К. В грозе и молнии // Там же. С. 430 – 431.
5 Рерих Н.К. Могуча Русь // Листы дневника. Т. 2. С. 470 – 471.
6 Рерих Н.К. За Русь! // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 22.
7 Рерих Н.К. О будущем // Там же. С. 95 – 96.
8 Рерих Н.К. Крылья Победы // Там же. С. 141 – 142.
9 Рерих Н.К. «Огонь — на меня!» // Там же. С. 150.
10 Рерих Н.К. Герои // Там же. С. 243.
11 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 243 – 244 (14.01.1946).
12 Рерих Е.И. Там же. С. 288 (12.02.1947).
13 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 1. М., 1996. С. 306 (16.09.1948).
14 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 38 (28.04.1951).
15 Рерих Е.И. Там же. С. 525 – 526 (18.03.1955).
16 Грани Агни Йоги. 1971. 617 (Новосибирск, 1997).
17 Там же. 1965. 124 (Новосибирск, 1995).
18 Грани Агни Йоги. 1967. 289 (Новосибирск, 1995).
19 Там же. 1968. 404 (Новосибирск, 1996).
20 Там же. 1971. 116 (Новосибирск, 1997).
21 Там же. 1967. 308.
22 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 255 (10.03.1953).
23 Грани Агни Йоги. 1972. 253 (Новосибирск, 1998).