Конечно, эволюция совершится, но зачем быть раздавленными, когда суждена песнь радости! Община, 253 |
Ориген заповедал: «Глазами сердца мы видим». Во имя этого вседостигающего языка сердца, во имя всепроникающего духовного Ока, я приветствую вас, которые собрались вокруг вечноживущего Имени Оригена.
Н.К. Рерих. Адамант
Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы «небесным камнем».
Мир Огненный. II, 201
Первые века становления христианства — время особое в истории человечества по своему духовному накалу. Это был период, когда сталкивались и смешивались мощные потоки разных религий и философий. Прежде чем говорить об Оригене и его влиянии на свою эпоху, вспомним особенности раннего христианства.
Слово «религия» происходит от латинского глагола «religare» — воссоединять. Основная и главная цель любой религии — воссоединение человека с Богом, восстановление наших утраченных с Ним отношений. Все религии мира существуют ради одной этой цели: помочь человеку обрести связь с Богом, определить своё место в мире, научиться распознавать, что есть добро и зло, что есть истинное и ложное, вечное и сиюминутное.
Истинные религии направлены на духовное развитие каждого отдельного человека, а значит, и всего человеческого общества. Религии имеют определённые каноны и заповеди. В христианстве заповедуется возлюбить всем сердцем Бога, а также полюбить ближнего своего, как самого себя. Не полюбив ближнего, мы не сможем любить и Бога.
Христианство не всегда было религией, на начальных этапах своего существования оно было сектой — не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своём изначальном значении. В.И. Даль определяет это понятие как «братство, принявшее своё отдельное учение о вере»; таким образом, религиозную секту можно определить как оппозиционное течение по отношению к официальному религиозному направлению. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство называлось Мистерией — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души. Ранние христиане использовали этот греческий термин для обозначения таинств христианства. Таинством называли раскрытие истин, которые превосходят естественный ум, или человеческий интеллект.
Раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний, способствовавших пробуждению души ото сна. И к этим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам, то есть людям духовно не готовым, считалось опасным.
Е.И. Рерих писала: «Не забудем... что все древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на экзотерическую для народа. Именно многое осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чём в Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого Христа»1.
Христианство отличалось от тех религий, которые были распространены как на Древнем Востоке, так и в греко-римском мире. В основе его лежит учение о равенстве людей между собой и перед Богом. У христиан не было различия между господином и рабом, между представителями разных национальностей. Именно поэтому христианство быстро распространилось с территорий Ближнего Востока на земли, входившие в состав Римского государства.
Одним из источников раннего христианства являются послания с поучениями, которые создавались апостолами — проповедниками, переходившими из одной общины христиан в другую. Мы знаем о двенадцати первых святых апостолах Христа, которые понесли в мир сведения о жизни Спасителя, о страданиях, смерти и чудесном воскресении Христа. Проповеди апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова получили название Евангелий2 и входят в библейский канон.
Позже, когда христианство получило широкое распространение, из него начали вытравливать его главную составляющую. Учение Христа имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус, но уже через несколько веков после Его смерти от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.
Христиане были странны и подозрительны для последователей традиционных римских культов с множеством богов — не совсем варвары и не вполне римляне. Поведение христиан было вызовом для традиционных устоев, они отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа и публично критиковали древние обычаи. Тем не менее в первые два столетия законов против христиан не принималось, хотя случались проявления общественной враждебности, стихийных преследований.
К III веку ситуация изменилась: уже среди всех слоёв населения Римской империи христианство вызывало негативную реакцию. В этот период император и представители власти начали активно преследовать христиан. Конечно, это требовало обоснования, и тогда стали появляться соответствующие трактаты. Наиболее серьёзным критиком из среды язычников был Цельс, автор сочинения «Истинное слово», в котором христианство рассматривалось как учение, полное предрассудков и фанатизма, угрожающее античному мирозданию. Долгое время это сочинение, направленное против христиан, не имело достаточно сильного опровержения.
Первую попытку сформулировать основы христианства для греков сделал Климент Александрийский, живший на рубеже II – III веков, христианский апологет3
и один из основателей Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена. Климент Александрийский не только защищал христианство от нападок и преследований, но и старался привлечь язычников к христианской вере. Истинным же основателем христианского богословия считается Ориген, который первым дал и систематическое объяснение христианству, понятное грекам, и отповедь Цельсу.
Е.И. Рерих, знаток религий мира, особенно истории христианства, большое внимание уделяла роли духовных Учителей в истории, считая их главной движущей силой в эволюционном развитии человечества. Именно духовно-нравственный опыт и подвиг Учителей человечества способствовали росту сознания людей. Одним из таких Светочей Мира был Ориген.
В Учении Живой Этики читаем: «Учитель просит прочесть труд Оригена, начнёте понимать ошибки церкви. Уставы его школы полезны современности»4.
Сведения об Оригене до нас дошли в основном от Евсевия Кесарийского (ок. 275 – 339), выдающегося церковного писателя и учёного, епископа Кесарии Палестинской5. Евсевия называют отцом церковной истории благодаря проделанной им гигантской работе по собиранию и систематизации материалов по истории церкви.
Ориген родился в 184/5 году в Александрии, которую называли воротами в Египет. Город был знаменит своей библиотекой, получившей название Александрийской, в которой, по преданию, хранилось до 700 тысяч свитков ценнейших рукописей и книг. Библиотека была создана в III веке до н.э., во время правления царя Египта Птолемея II. Была здесь и Академия наук, где работали известные учёные, которые получали жалование, не занимаясь ничем другим, кроме как науками.
Ориген вырос в зажиточной христианской семье. Его отец Леонид преподавал в христианском училище математику. Мать — еврейка, принявшая христианство. Ориген — языческое имя, означающее «рождённый Оросом», или «Сын, потомок Ора (Гора)» — египетского Бога, сына Осириса. Оригена называли также Адамантий (Алмазный).
Н.К. Рерих писал: «Адамант! Замечательно это наименование, оно лучше всего выражает сущность Великого Имени... (...) Адамант, твердейший алмаз, несломимый, режущий даже твёрдое. Ориген-Адамант!»6
Отец Оригена заставлял сына изучать Священное Писание, ежедневно заучивать отрывки из него и пресказывать их. Ориген делал это с радостью, и не просто заучивал тексты, а удивлял отца вопросами, требующими разъяснений. По словам Евсевия, «видимости ради он бранил сына, советуя ему не умничать не по возрасту и удовлетворяться прямым смыслом Писания, но в душе ликовал, горячо благодаря Бога, Подателя всего доброго, за то, что Он удостоил его стать отцом такого сына. Рассказывают, что он часто подходил к спящему мальчику, открывал ему грудь и благоговейно целовал её, как освящённую пребыванием Духа Божия; счастье своё полагал он в сыне»7.
Образование Ориген получил в христианском катехизическом училище; учился у Климента Александрийского.
С 202 года при императоре Септимии Севере началось жестокое гонение на христиан: уничтожались церкви, богослужебные книги, начались казни христиан. Отец Оригена попал в тюрьму. Сын писал отцу, чтобы тот не боялся мученичества, и просил его не менять своих мыслей из-за семьи. Отец мученически умер за веру, и Ориген тоже хотел последовать его примеру и добровольно сдаться властям. Но мать спрятала его одежду, и стыдливость не позволила Оригену выйти из дома. Всё имущество семьи было конфисковано, и на попечении Оригена остались мать и шесть младших братьев. Он стал зарабатывать на жизнь преподаванием грамматики и риторики, и в то же время был всецело поглощён религиозными, философскими и интеллектуальными интересами. Постепенно он сделался кем-то вроде христианского миссионера среди столичной языческой интеллигенции.
В 18 лет Ориген получил в управление огласительное училище, в котором постепенно наряду с религиозными предметами было введено преподавание и светских предметов, и училище стало открытым для всех желающих. Благодаря Оригену здесь установилась атмосфера широты взглядов и взаимного уважения между христианами и язычниками. Он усиленно занимался философией, был учеником Аммония Саккаса и долгое время посещал лекции этого великого учителя философии.
Ориген считал, что христианство является логическим завершением всей античной философии и изучение философии необходимо, чтобы понять все христианские истины. Слава Оригена ширилась. К нему шли и знаменитые философы, и учёные мужи, и еретики и учились у него не только божественной, но и философской мудрости.
Вот как вспоминал годы учения у Оригена один из выпускников огласительного училища: «Нам ничего не было запрещено, ничто не было от нас скрыто. Мы пользовались возможностью узнать всякое слово, варварское и эллинское, тайное и явное, божественное и человеческое, кочуя от одного к другому совершенно свободно и исследуя их, пользуясь плодами всего и наслаждаясь богатствами души... Одним словом, это поистине был наш рай»8.
В это же время Ориген с необычайным рвением предался аскетизму: ходил босой, мало спал, ограничил свои материальные нужды. Он много путешествовал. Во время гонений при императоре Каракалле Ориген удалился в Палестину, где два преданных ему епископа дали ему убежище и убедили его разъяснять учение Христа в храмах (хотя Ориген не был священником и не имел на это права, он был мирянин). За это он подвергся порицанию александрийского епископа Димитрия, который заставил Оригена вернуться в Александрию. Здесь философ пробыл до 230 года. Это время стало одним из самых продуктивных для него как писателя.
В 230 году он вернулся в Палестину, где был рукоположен в сан священника. Но уже вторично епископ выразил своё недовольство Оригеном. Он отлучает его от церкви и отправляет в изгнание.
Через год Ориген вернулся в Кесарию, где основал школу богословия.
В 250 году преследование христиан было возобновлено. Ориген был схвачен и брошен в тюрьму, прошёл через пытки, но от веры не отрёкся. Однако пытки разрушили его здоровье, и вскоре, в 253/4 году, Ориген ушёл из жизни. По преданию, он похоронен в городе Тире (ныне — г. Сур), на юге нынешнего Ливана.
Желание Оригена умереть мучеником не сбылось, но он, несомненно, принадлежит к числу людей, пострадавших за веру.
«Ориген-Адамант! — писал Николай Рерих. — Не выражено ли в этом одном слове всё почитание великим Учителем Истины, которое не могло быть потрясено ни лишениями, ни обещаниями, ни обычаями. Ориген назван Учителем Церкви. Но, конечно, он мог быть признан и Святым, мог быть признан Отцом Церкви. И мог в течение жизни иметь высшее церковное назначение и отличие. Вместо того, чтобы стать Архиепископом, Ориген оказался узником. Может быть, в одной темнице с преступниками»9.
Учительство Оригена пришлось на годы, когда ширились различия в понимании учения Христа. И это угрожало не только церкви как институту власти, но и единству христианского вероучения. Ориген хорошо понимал необходимость охранения христианской веры от извращений. В Учении Живой Этики читаем: «Теперь трудно себе представить падение Александрии. Лучше даже не вспоминать годы переходного времени. Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по ещё горячим угольям Старого Мира. Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единства Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Одиноко работал, сам страдая от слишком больших противоречий духа. При необычайной ясности и простоте духовного познания, необычайная сложность всего существа. Ориген искупил в себе бурю раннего христианства. Будучи ревнителем знания, его возмущало падение знания среди служителей»10.
В краткой статье невозможно рассмотреть всё философское наследие Оригена. Коснёмся основных положений его учения.
Ориген считал себя прежде всего экзегетом, то есть толкователем Священного Писания. Он — первый библейский критик в истории христианства. Библия написана на древнееврейском и арамейском языках; при переводах было допущено много погрешностей и ошибок, тем более что язык оригинала сам был зашифрован. Ориген первый понял, что текст Библии не является иконой и нуждается в исправлении, редакции и сверке. Непреодолимый в своём христианском рвении, не имея себе равных по учёности, всю свою долгую жизнь он посвятил изучению Священного Писания.
Он выучил еврейский язык и проделал свой главный труд по Библии, создав так называемые Гекзаплы — свод из шести различных текстов Ветхого Завета, которые он сопоставил между собой. Это были: еврейский текст, его греческая транскрипция и ещё четыре перевода, сделанные разными авторами. По оценке учёных, данное произведение являлось одним из самых грандиозных, не имеющим аналогов проектов в области библейской текстологии. Его объём достигал 6,5 тыс. страниц.
Естественно, что такое огромное сочинение не предназначалось для широкого пользования: оно хранилось в единственном экземпляре в Кесарийской библиотеке. При арабском завоевании Палестины этот труд погиб вместе с самой Кесарийской библиотекой; сохранились лишь его фрагменты.
Целью Оригена, ради которой он предпринял столь грандиозный труд, было восстановление в изначальной полноте текста Ветхого Завета. В своих толкованиях Ориген пользовался традиционным александрийским методом — аллегорией, и таким образом ему удалось соединить библейские тексты с древнегреческой философией. Только одного этого было бы достаточно, чтобы войти в историю великим богословом.
Коснёмся ещё одного труда Оригена — «О Началах», который создавался в 220 – 230-е годы, когда Ориген преподавал в Александрии. Это первое в истории произведение об основных истинах христианского вероучения, о христианских знаниях в философском контексте.
Ориген касается здесь вопросов единства Бога, его духовной природы, Троицы, воплощения Христа, церкви, истории мироздания, судьбы человеческой души и других. Он не утверждает каких-либо положений, а выдвигает идеи, гипотезы, считая, что человек свободен в своих размышлениях относительно веры. Он как бы приглашает верующего к совместному размышлению над предложенными идеями.
Подлинный текст этого трактата, за исключением немногих отрывков, утерян, он дошёл до нас в вольном латинском переводе греческого писателя Руфина (345 – 411).
Согласно Оригену, целью человеческой жизни является созерцание Бога. Оно достигается путём борьбы со страстями и освобождением от них. Под страстями Ориген понимал подчинение всему, что не есть Бог. Очищенная от страстей душа, возвращаясь к богосозерцанию, вновь обретает утраченное в грехопадении совершенство.
В учении о Боге Ориген особенно настаивает на бестелесности Божества. Бог не есть тело или личность, но есть простая Духовная природа и источник всего существующего, Бог невидим, непостижим и неоценим. Ориген утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, не допуская в себе никакой сложности. Он есть ум и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается всё то, что называется сложным, существовали раньше самого начала»11.
«Разве возможно яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца Христианской церкви?» — пишет Е.И. Рерих12.
Ориген сопоставляет слова Ветхого Завета «Бог есть Огонь поядающий» и слова Христа в Евангелии от Иоанна «Бог есть Дух», «Бог есть Свет», указывая, что Свет и Огонь — не обычные в нашем понимании величины, а исполненные другого, сокровенного смысла. Бог как «Огонь поядающий» уничтожает не тела, а духовные язвы — злые помыслы, постыдные дела, пороки и страсти. Этим восстанавливается необходимая чистота в человеке для пребывания в нём Бога.
О Боге-сыне. Ориген различает божественную и человеческую природу Христа, он впервые вводит понятие «Богочеловек»; Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человеке. «Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца; по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, через Который мы познаём Отца, Которого не знает никто другой, кроме Сына, и знает ещё тот, кому захочет открыть Его Сын. Открывает же Он Отца тогда, когда Сам служит предметом познания, потому что кто познал Его, тот познаёт и Отца, как об этом Он Сам говорит: "Видевший Меня видел Отца"»13.
Как воля происходит от ума, так и Отец родит Сына-Христа. Люди лучше воспринимают нечто невидимое через видимый образ, поэтому Иисус Христос и есть такой видимый Образ невидимого Бога. Христос есть более слабое сияние Отца-Духа.
«Душа Христа — одна из тех душ, которые никогда не охладевали в своей пламенной любви к Божеству от самого начала творения, и тем самым заслужила быть неотделимо и неразлучно "одним духом с ним". Путём нисхождения этой человеческой Души в наш грубо-материальный мир Бог стал человеком, человек Иисус — Иисусом Христом. Это нисхождение было необходимо, дабы мы своим подражанием Христу, в первую очередь совершенной любовью, достигли единения с Богом, стали также "единым духом с Ним"»14.
Признавая всё Священное Писание боговдохновенным, Ориген отмечает его различные смыслы: буквальный (исторический) и иносказательный, так как многие места в буквальном понимании представляют собой или нечто неподобающее высшему вдохновению, или даже вовсе немыслимое. Ориген считает, что причиной ложных, нечестивых и неразумных мнений о Боге служит не что иное, как понимание Писания не по духу, а по букве.
Ориген учил о предсуществовании душ, то есть о том, что души не сотворены в момент рождения и до появления на свет уже имели определённое существование. По гипотезе Оригена, ещё до сотворения мира Бог создал ограниченное число одинаково совершенных разумных существ, полностью бестелесных. Этим разумным существам была изначально присуща свободная воля. Затем в соответствии со своим волеизъявлением эти существа в большей или меньшей степени отпали от первоначального совершенства; в результате этого падения разумные существа распределились по различным рангам духовной иерархии: ангелов, людей и демонов, а следовательно, и грубо-материальный мир явился одним из результатов этого падения. Таким образом, Бог создал этот мир как своего рода «училище для душ», как среду, в которой посредством возможных страданий перевоспитывать эти души, чтобы в итоге они снова обратились к Богу. Тела грешников будут добычей огня, но, разумеется, огня внутреннего, сжигающего грехи. Но огонь мучений есть в то же время и огонь очищения. Всем падшим разумным существам, в том числе и духам злобы, в будущем открыт путь возврата к безгрешному состоянию. Падение должно закончиться всеобщим спасением.
Ориген выдвигает теорию апокатáстасиса (буквально — «восстановление»), по которой все падшие души будут перевоспитаны и спасены, но не в этом мире, а в течение множества сменяющих друг друга миров и эонов времён. Ориген называет это цикличностью миров. Наш мир регулярно разрушается, а за каждый период существования мира душа имеет одно рождение. В следующем мироздании она получит тот удел, который заслужила нынешней жизнью.
Церковь яростно выступила против теории апокатастасиса, утверждая, что по христианским канонам грешник навсегда будет находиться в аду, а праведник в раю.
В течение столетия, последовавшего за смертью Оригена, многие ведущие богословы, не понимая и искажая его мысли, перефразируя их в своих сочинениях, способствовали и критике, и неприятию трудов Оригена. Так возник «оригенизм» — направление, против которого выступила официальная церковь. Это течение очень поспособствовало осуждению и отлучению Оригена от церкви, что произошло на Пятом и Шестом Вселенских соборах (VI – VII вв.).
Закончим словами Е.И. Рерих: «Так в Христианстве я придерживаюсь веры первых Отцов Христианства. И особенно люблю Великого Оригена и Св. Великого Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чистым истокам первых веков Христианства»15. «Просветлённые духовные наставники (а такие уже есть) вернутся к истинным заветам Христа, заветам первых Отцов Церкви, к трудам Светоча христианства, мученика Оригена, положившего основу всей философии христианства»16.
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2016. С. 85 (12.02.1935).
2 В переводе с греческого Евангелие означает «благая весть».
3 Так называли писателей, выступавших с защитой веры.
4
Листы Сада Мории. Зов. 27.01.1922.
5
Кеса́рия — древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля.
6 Рерих Н.К. Адамант // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 132.
7 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 6. http://yakov.works/acts/04/1/0324000f.html
8 Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Гл. 7. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/7
9 Рерих Н.К. Адамант // Держава Света... С. 132.
10
Листы Сада Мории. 2 – X – 7.
11 Цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 84 (12.09.1934).
12 Там же.
13 Ориген. О Началах. https://textarchive.ru/c-1221034.html
14
Ориген и его время. https://www.shield-of-culture.org/viewtopic.php?t=683
15 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 462 (22.07.1935).
16 Там же. Т. 4. М., 2017. С. 207 (26.05.1936).