Мысли на каждый день

Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя, и ты для него.

Надземное, 310

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«УЧЕНИЕ ВСЕГО БЫТИЯ»*. Из бесед Н.Д. Спириной с сотрудниками Рериховских обществ

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  Учение Живой Этики

Н.К. Рерих. БЕЛЫЙ ГОРОД (АРХАНГЕЛ). 1916

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Этот путь становления заключается в слиянии сознаний — Моего и идущего за Мною» (4.08.1960). «При общении мир свой вытесняется Миром Моим совершенно» (22.08.1960). Не означает ли это утрату индивидуальности человека?

Когда мы начинаем изучать Учение, данное Великим Учителем, то этим самым расширяем сознание, обогащаем его. И мы очень хотим приобщиться к знанию, к тому, чтобы наше мировоззрение расширилось, утончилось, очистилось. Всё это и означает приближение к миру сознания Учителя. Это не только никак не угнетает нашу индивидуальность, но, наоборот, обогащает её. Мы её не теряем, но Мир Учителя до какой-то степени становится нашим миром. Это великое благо. Представьте себе, что было бы с каждым из нас, если бы книги Учения не встретились в нашей жизни. И когда мы начинаем об этом думать, нам становится страшно: как бы мы жили? — как обыватели, которые не знают, для чего живут; впереди только смерть, несчастье и никакого смысла. И вдруг мы озаряемся таким знанием! Это и есть знание Учителя. И мы не только никаким образом не теряем свою индивидуальность, но и обогащаем её, приближаемся к Учителю и тем самым становимся выше, растём. Поэтому нет никакой опасности потерять своё сознание. «Вытесняется Миром Учителя» обывательское, низкое сознание, уже отмирающее, ненужное нам самим.

26 декабря 1993 г.

Надо размышлять: а что было бы у вас в жизни, если бы вы не встретили Учение, не были бы знакомы с ним? Жили бы как-то, но совсем не так, как сейчас. Подумайте: что бы тогда с вами было? И тогда вы начнёте невольно чувствовать признательность и любовь за то, что вы получили. Потому что без Учения кто мы такие? Бессмысленная жизнь, отрезок неизвестно откуда и неизвестно куда, а впереди могила. Кого устраивает могила? Никого. А когда знаешь, что никакой могилы нет, а есть продолжение, и в Учении очень много говорится о Тонком Мире, об условиях пребывания там, — то это преображает всю жизнь. Вы поднимаетесь уже в иное измерение и чувствуете себя совсем по-другому. Вы, конечно, продолжаете заниматься хозяйством, растить детей и так далее, но уже совсем по-другому. И вы знаете, что у вас есть перспектива. А если что-то случилось, если тяжёлая карма — вы платите долги и у'читесь, ведь карма — наш учитель. Если кто-то не накормил голодного — сам должен поголодать, если больному не помог — поболей сам. И всё тогда можно объяснить.

1993 г.

 Можно ли в Тонком Мире продолжать изучать Учение Живой Этики?

Судя по тому, что об этом сказано в Учении, там есть возможность обучаться всему, чему мы хотим, в том числе, конечно, продолжать изучать Живую Этику. Ведь это — Учение всего Бытия, а значит, это беспредельное Учение. В Тонком Мире есть все возможности для такого обучения: там должны быть и библиотеки, там есть и Руководители, которые готовы объяснить и помочь. Я сама очень хотела бы продолжить там изучение Учения, потому что, читая его с 1941 года, я могу утверждать, по собственному опыту, что каждый раз, читая очередную книгу, я всё время нахожу там что-то новое, чего я раньше не замечала. Что-то я уже помню наизусть, а что-то открываю впервые. Значит, если мы захотим, там будет продолжение: устремлённый к познанию обязательно его получит.

7 апреля 1994 г. 

...Мы должны сейчас очень контролировать наши мысли, поскольку борьба переключается больше всего на этот план. И сомнения, и неуверенность, и отложенчество, и лень, и всё, что нужно делать, надо делать именно согласованно и без промедления и всё сверяя с тем, как об этом говорится в Живой Этике. Поэтому ещё одна важнейшая задача и на этот год, и на всё будущее — изучать и изучать книги Живой Этики. Мы их знаем ещё недостаточно. Читаем каждый раз как заново. Книги Учения, Письма Е.И. Рерих и «Грани Агни Йоги». И когда мы будем больше подкованы, у нас будет больше возможности вспомнить — а как говорится об этом в Учении? И тут уж тёмные не смогут так подкопаться. Это я знаю на личном примере. Приходят и задают массу вопросов. Я всегда делаю паузу и думаю: «А как об этом в Учении говорится?» Не я говорю — а что говорится, на что ориентироваться. Ничего своего у нас нет, но мы, внедряя наше сознание, наше разумение, нашу память в тексты Живой ­Этики, настолько этим проникаемся, что начинаем уже и думать так, как надо думать. Иначе, если мы только самодеятельностью займёмся, это нас может очень далеко увести в сторону. Потому что — кто мы сами? Как говорил Борис Николаевич [Абрамов]: «Мы без Иерархии — ноль без палочки». Ведь Учение дано из Высочайшего Источника, и поэтому всё надо соразмерять с Ним.

Иногда даются возможности, и тут нужно очень быстро действовать, чтобы эту возможность не упустить, но понимают это не все. И как быть, если одному кажется, что действовать нужно немедленно, а у другого сомнение, что, может быть, это не тот путь, не та возможность, которая необходима для дела?

Прежде всего, обратиться всем вместе к Учителю. И ответ, я думаю, будет подсказан, потому что когда мы вместе и действуем — «действуйте, а Мы вам поможем». То есть Они могут приложить свою энергию, только когда мы обращаемся к Ним. Как по телефону — не позвонишь, и никто тебе не ответит. Так же и тут. Это первое. И второе — опять приложить Учение. Надо очень быстро всё сообразить, взвесить и, главное, просить о том, чтобы решение было правильное, потому что многого мы снизу не видим, а сверху всё это видно. И поэтому крепить контакт с Иерархией — это главнейшее дело, потому что в эти страшные последние времена только этим и можно удержаться. И тёмные напасти, и карма наша сворачивается очень быстро, нам от этого нелегко, и обстоятельства очень сложные, сгущённые, и потому обращение к Иерархии, постоянное памятование — это совершенно необходимо. Вспомним пример подвижников и святых, они всегда находились в состоянии контакта, в состоянии молитвы. И Серафим Саровский говорил, когда к нему обращались тысячи людей со всякими проблемами: «Это не я говорю. Когда я начинаю думать сам, я могу сказать не то. Первое, что приходит, когда я обращаюсь к Богу, это и будет правильно». Но он всегда был в этом молитвенном состоянии. Нам надо к этому приучаться. И это возможно, потому что это и есть йога, то есть связь, и йог настоящий — не то, что под этим подразумевают люди, а это живая связь земли с Небом. Религия, «religare» — тоже связь с Высшим Миром, и без этого нам сейчас просто невозможно ни поступать правильно, ни выжить. Это только часть борьбы, и не самая тяжёлая. А самая тяжёлая часть борьбы — это бороться с собой и создавать должную атмосферу в Обществе. Нужно в два раза увеличивать всё хорошее и в десять раз уменьшать явления несовершенства у сотрудников, «иначе останетесь прежними» (Зов. 15.06.1921). И если думать о каждом хорошо, мы друг друга полюбим, а любовь создаёт такую атмосферу! Помните стихотворение Уолта Уитмена? «Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной. Это был город друзей, и крепкая там ценилась любовь, и в ней была главная суть». И никто не мог этот город ни одолеть, ни приступом взять. Наша община, наше Общество — оно есть и должно быть этим «градом, врагам на озлобление»**

 12 декабря 1994 г.

На чём сконцентрировать внимание при изучении книг Учения и при внешней деятельности: в педагогике, издательской работе? Что сейчас наиболее важно?

Всё, конечно, важно. Но прежде всего надо заняться самим собой: самосовершенствование, контроль над мыслями, над словами, над поступками. И имейте в виду, что мы все взаимосвязаны. Мысли и чувства наши передаются другим. «Никто, — сказано, — не может подниматься или падать один», он обязательно кого-то за собой тянет. Значит, в первую очередь каждый должен очень сознательно и самокритично отнестись к самому себе: проследить, о чём он думает в течение дня, много ли он обращается к Учителю, нет ли лишних мыслей, нет ли каких-то отрицательных к кому-то эмоций. Надо вызывать в себе лучшие чувства, желание добра миру, и, конечно, также и внешняя деятельность обязательна. Это всё совмещается. И то и другое надо делать, потому что сейчас наступило время внешней деятельности, иначе люди ничего не получат. Если бы мы только сидели и работали над своими мыслями и чувствами, то никто бы ничего не получал, только мы сами. Будда сказал про одного монаха, который ушёл в лес и там совершенствовался: «Для него это польза, а для людей мало пользы», потому что он там только собой занят. Занимаясь собой, в первую очередь помнить нашу взаимосвязь. Никто не может ни подниматься, ни падать один. Если кто-то хорошо мыслит, он своими вибрациями, своей аурой помогает другому, и наоборот.  28 января 1995 г.

Должно быть не только изучение Живой Этики, но и претворение в жизнь? Ведь многие экстрасенсы тоже изучают и ставят опыты.

Мы только на практике это и претворяем. Опытов мы никаких не ставим. Если думаем благожелательно — то чувствуем себя лучше, чем когда думаем неблагожелательно. Когда у нас чувства радостные или унылые, когда подъём или спад энергии — это всё жизнь, это практика. Как отнестись к одному и тому же обстоятельству? Можно совершенно по-разному. Вот в этом мы и проверяемся. И совсем не нужно ставить какие-то опыты, вся жизнь нам ставит опыты, и от них никуда не денешься. 29 января 1995 г.

Как Вы видите реализацию Учения в жизни? Что должны делать Общества и каждый человек, который читает Учение?

Что мы делаем в нашем Обществе? Знакомим с Учением путём бесед, семинаров, радиопередач, слайд-программ, то есть несём это в массы, несём в жизнь. Тем, кто хочет ближе познакомиться, мы даём эту возможность. Я думаю, что вы, наверное, тоже проводите лекции, семинары, выпускаете издания. Мы издаём газету, считаем, что она тоже распространитель, потому что это единственная газета в России по Живой Этике в её чистом виде. Работа над собой — это самое главное. Помимо того, что мы делаем, ещё идёт незаметная, но постоянная работа над собой. Потому что сказано, что не может человек подниматься или падать один, он обязательно кого-то за собой тянет. Поэтому, помимо всех наших внешних дел, которые очень нужны, надо, как говорил Святослав Николаевич: «Делайтесь каждый день немного добрее, делайте свою работу немного лучше, думайте, развивайте благое мышление, боритесь со своими недостатками». Улучшая себя, мы посредством наших излучений, нашей ауры влияем и на других людей — или в хорошую сторону, или в плохую. Вы знаете, как может кто-то, впавший в какой-то порок, потянуть за собой, и люди станут вместе с ним и пьянством заниматься, и развратом и т.д. И наоборот, улучшая себя, устремляясь к Высшему, можно помочь и нашим ближним. Мы не знаем меры распространения в пространстве наших излучений, наших мыслей, наших чувств и как они влияют на других людей, созвучных нам. Это ведь очень важно, чтобы люди были созвучны, они улавливают все наши состояния и, сопереживая им, или поднимаются, или опускаются. И ответственность при этом, конечно, очень велика. Эта незримая ежедневная работа над собой, в конце концов, самое главное, что мы черпаем из книг Учения. А там ведь очень много говорится о том, какими надо быть и какими не надо быть, как аккумулировать свою психическую энергию и тем самым помогать другим и себе и что её растрачивает. Есть такой сборник — «Психическая энергия. Накопление и расточение», это практика для тех, кто принял Учение Живой Этики. И мы можем и себе, и другим помогать. То есть контроль за собой. И, как говорила Елена Ивановна, «нужно распинать себя, себя и только себя!» Мы же чаще распинаем других, осуждаем, видим их недостатки. Конечно, недостатки других виднее, чем свои. А Христос говорил: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, когда в твоём глазу бревно?» Вот это бревно и надо увидеть, и тогда можно помочь и сучок из глаза брата вынуть. Я считаю, что работа на внутреннем плане — это, конечно, самое главное. 12 марта 1995 г.

 В Учении говорится о воспитании крылатой подвижности. Расскажите немного об этом качестве. Как его воспитывать?

Это имеет отношение к мысли. Уже говорилось о том, что мысль нельзя сковывать, нельзя диктовать мыслить так или иначе, нельзя ограничивать мысль. Крылатая подвижность прежде всего должна явиться именно в мыслях, чтобы они не были прикованы к чему-то одному, чтобы не иметь предубеждений, узости мышления, а свободно и легко благодаря мысли продвигаться по пути жизни. Часто люди очень привыкают к своему быту, к своему дому, они обрастают массой привычек, которые не дают им свободно продвигаться. Люди всё время чего-то боятся, что-то их ограничивает. А крылатая подвижность свободна, ничего не опасается, она помогает перемещаться с места на место и мысленно, и физически. Такие люди любят путешествовать, любят менять место жительства, не боятся этого. И жизнь становится интересной и богатой. Эта крылатая подвижность проявилась в том, как проходила выставка Н.К. Рериха на Севере. Казалось бы, что там люди имеют, кроме буровых вышек и шахт? И вдруг — такое понимание Рериха как мыслителя. Разве это не крылатая подвижность, которую эти простые люди так неожиданно и прекрасно выявили?

Как воспитать в своём сердце любовь, если её нет даже к близким?

Прежде всего, надо понять, что такое любовь. В Учении говорится: любовь стремится наверх, а сострадание вниз. Сострадание — это тоже вид любви. И легче всего воспитать должное отношение к ближним через сочувствие, сострадание. Для этого надо думать об их положительных сторонах, жалеть их, потому что каждому очень трудно. И тогда, постепенно воспитывая себя, думая не только о себе, но и о них, об их тяготах, можно вызвать в себе сострадание, а это ведь тоже вид любви. Бывает эгоистичная любовь к собственному ребёнку. Как пишет Елена Ивановна Рерих, исключительная, ненормально разросшаяся любовь только к своему ребёнку — это вид животного эгоизма. Тут надо применить меру правильного отношения. И всё-таки начинается это всё с сочувствия, а потом уже приходит и чувство любви. Если вы захотите воспитывать любовь и будете думать и вызывать, то вы её вызовете, но это придёт не сразу, а постепенно. Вообще, каждое чувство можно вырастить, если к тому будет определённое желание и мысль будет направлена в эту сторону 26 марта 1995 г.

Расскажите о 24 Марта, почему именно этот день считается Днём Владыки?

Во-первых, потому что астрологически это начало нового цикла — третий градус Овна. Овен — это первый знак Зодиака. И это, собственно говоря, и есть настоящий Новый год. У всех есть книга «Зов», где сказано, что книга была начата 24 марта 1920 го­да — в этот знаменательный день. Это День Учителя, потому что сам Учитель пишет: «Пусть этот день будет Днём Моим; и объединитесь во имя Моё и проведёте его совместно с Иерархией Света». И в этот день, как день подлинного Нового года, астрологического и оккультного, закладываются зёрна будущих достижений и построений на текущий год. В этот день особенно плодотворно планировать: что мы хотим сделать в этом году, чего достичь. И тогда это имеет особую силу для успеха тех дел, которыми мы занимаемся. Это и объединение всех людей, принявших Учение, в этот день всегда чувствуются те, кто его вспоминает, как будто мы — все вместе. Потому этот день особый, но на широкую публику мы его не выносим, потому что тут нужен всё-таки определённый настрой, и только в своих гармонических группах можно собраться, и подумать об этом, и обратиться, и провести эти часы общения так, как до'лжно. 26 марта 1995 г.


* Составлено по «Собеседованиям» (Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014).

**У Н.К. Рериха есть картина «Пречистый град — врагам озлобление».

 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы