Мысли на каждый день

Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость.

Надземное, 47

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«УЧЕНИЕ — МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»*. Из бесед Н.Д. Спириной

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  Наталия Спирина (отзывы и обращения)

Если опросить обычных людей о смысле жизни, то мы услышим типичные ответы: «жить, чтобы радоваться жизни, растить детей», то есть жить ради жизни. А ведь жизнь — это не самоцель, цель — это совершенствование, а жизнь — это средство.
Очень важно отметить, что обычные люди ответили бы: «жизнь у нас одна, и надо её прожить как можно лучше». А наша концепция — жизнь вечна и никогда не прекращается, а земная жизнь — это только этап. И когда мы так рассматриваем свою земную жизнь, мы уже не цепляемся за эти очень кратковременные и часто сомнительные земные блага, а делаем всё на далёкую перспективу. Мы знаем, что наша земная жизнь короче самой малой остановки поезда и что поезд идёт дальше, мы двигаемся в будущее, мы меняем земную жизнь на Тонкий Мир, потом снова воплощаемся, и так очень длительный период времени. И тогда, конечно, очень многое переосмысливается, а главное, для чего нам надо совершенствоваться, — для нашего же дальнего будущего, а не одной этой жизни, которую прожил — и конец, «нечего себя ограничивать в чём-то». Это то важное, что даёт Учение.
Как сказал Вивекананда, человек приходит на землю, чтобы получить знания и потом бескорыстно трудиться на общее благо, и когда он выполняет своё назначение, в качестве награды он получает счастье и самоусовершенствование.
Труд по самоусовершенствованию — это труд на общее благо, потому что, как уже говорилось, мы не можем ни улучшаться, ни ухудшаться, не влияя при этом на других. Это тоже большой труд, и, конечно, это приведёт к каким-то и экономическим, и политическим последствиям. Мы все мечтаем об Общине Мира, но ведь она должна состоять из общинников, а общинники — это мы. Наше Учение и готовит общинников, для того чтобы эта Община состоялась. И мы не можем только эгоистически себя совершенствовать, мы очень влияем при этом и на других. И самосовершенствования нет там, где эгоизм. Улучшая себя, мы влияем этим на других и думаем при этом не только о себе. Благодаря этому и общее благо процветает, потому что мы частицы его, а не какие-то отдельные существа. Мы все вместе.
Духовная сила человека постоянна или может меняться?
Духовная сила человека может увеличиваться в связи с самосовершенствованием, точно так же как психическая энергия, она всё время находится в процессе увеличения, духовного роста. Об этом — о самосовершенствовании — говорят все книги Живой Этики.
В Учении сказано, что самое главное — самоусовершенствование себя. Многие применяют Учение, только читая его. Правильно ли это?
Чтение — ещё не применение, а только информация о том, как применять.
Скажите, зависит ли эволюция духа от возраста человека и есть ли для духа самый благоприятный период земной жизни?
Человек может начать совершенствоваться с любого возраста, с момента пробуждения его духа. Любой период может быть благоприятен, если в этот период дух пробуждается.
В Письмах Елены Ивановны Рерих сказа­но, что при переходе на новую ступень эволю­ции, когда идёт конечный отбор, все стремятся воплотиться на земле, для того чтобы сделать последний выбор. Как совершится отбор людей шестой расы?
Останутся те, кто, несмотря на свои недостатки, могут эволюционировать дальше, если они хотят их изживать и двигаться вперёд. Недостатки всегда будут, но важно, что все будут поделены на людей доброй воли и людей злой воли. Вот тут и будет происходить отбор.
Видя примеры высоких духов, ощущаешь, как не хватает тебе этой человечности, самоотверженности и любви. Каким образом их растить?
Настраивать себя на эти более высокие чувства. Сытый голодного не понимает — он должен сам поголодать, то есть карма поставит его в эти условия, когда он поголодает и будет более сочувственно относиться к другим. Это тоже продвижение. Но это длинный и тяжёлый путь. Не лучше ли настроить себя на доброжелательное отношение? Если твой ближний голоден, хочется его накормить, может быть, сначала даже над собой усилие сделать, но всё-таки это действие надо произвести, а потом это войдёт в привычку, и уже будешь тогда жалеть голодных. Это к примеру.
В «Гранях Агни Йоги» (IV, 456) есть выражение: «Красота — это купол Великого Храма Жизни». Настолько надо вносить в жизнь эту красоту — и через искусство, и даже через обыденность.
Понятие «красота» можно отнести к этическим категориям. «Какой некрасивый поступок», — мы говорим, или наоборот: «Как красиво человек поступил». Поэтому красота, так же как и всё в Учении, понятие очень многогранное, очень обширное. Не только искусство, но и поступок, и мысль, и слово, и главное — чувство. Чувство сердца — красивое чувство. А чувство самости или животные чувства — они безобразны. Так что и к этому можно приложить слово «красота».
Наталия Дмитриевна, объясните, пожалуйста, для чего мы должны объединяться?
Цель, мне кажется, — изучение Учения и проведение его в жизнь. Учитель говорит: «В Новую Россию Моя первая Весть», это в первой книге сказано. Значит, надо эту Весть до людей донести. Изучив самим, дать по возможности по сознанию и другим. Учение необходимо всем — это мировоззрение Новой Эпохи. Что может нам заменить Учение, где всё дано? Благодаря ему мы понимаем и прошлое, и настоящее, и будущее, и видим на перспективу — на Новый Мир. Там есть всё. Мы делаем подборки из Учения на разные темы, это нам очень помогает его понять. Это бездна премудрости, которую я изучаю с 1941 года, и не могу сказать, что я знаю Учение. Я раскрываю книгу, которую читала уже много раз, и нахожу всё новое и новое, потому что время движется, события идут вперёд, и то, что тогда не замечали, в 1950 – 1960-х годах, теперь вдруг начинает выявляться. Даже читая столько лет, воспринимаешь всё время по-новому и всё время приобретаешь какие-то новые знания. Вот это самое главное. И на этом можно и объединиться, и давать людям по сознанию, но распространять Учение нужно только среди тех, кто хочет этого, кто не удовлетворяется такой бездумной жизнью: непонятно, зачем живёшь, «ешь, пей, веселись, потому что завтра умрёшь», как говорили древние римляне. Это что — мировоззрение? Мы необычайно счастливые и богатые люди, нам так много дано в этих книгах. Надо помочь и другим обогатиться в той степени, в какой они могут принять.
Наталия Дмитриевна, Вы всё время говорите, что любые ситуации и события нужно рассматривать через призму Учения Живой Этики.
Обязательно, всё с этой точки зрения. Что бы ни происходило — соответствует ли это целям эволюции, ради которой дано Учение? Понять, что такое эволюция человечества, куда оно идёт, то есть всюду прилагать меры Учения. Учение — это мера всех вещей, всего, что происходит. Но для этого надо его постоянно изучать и прилагать ко всем проблемам. В Учении так многое разбирается, там всё предусмотрено. Дети уже начинают появляться необыкновенные. Уже начинает зарождаться шестая раса. На каких основах она будет расти, воспитываться и действовать? Только на основах Учения Живой Этики, которое дано в преддверии шестой расы и на всю шестую расу. С 1920-х годов началась Новая Эпоха. «Новая Заря уже светит на тёмном горизонте» (Мир Огненный, III, 139).
Учение Живой Этики помогает нам по-другому смотреть в будущее.
Мы счастливые, потому что имеем в руках знание, даваемое нам Учением Живой Этики. Нам даны предупреждения, и глаза наши открыты, и мы знаем, что нас ждёт и как нам быть. Мы очень счастливые люди, несмотря на все наши житейские трудности, невзгоды, но дело не в этом — это всё пройдёт. Наше счастье, что с этим знанием мы можем войти в новую жизнь, с открытыми глазами и с открытым сердцем. И как просто — от нас требуется сердце, никаких приёмов, магии, мантр, заклинаний и прочего, что только уводит и осложняет. Открытое сердце, и любовь, и устремление. Простота — это качество надо понять. Простота как прямая, кратчайшая линия к тому, к чему мы стремимся.
Вы говорили, что наша задача — успеть за Новой Эпохой. А если наши качества не соответствуют, мы можем отстать и не войти в эволюцию?
Надо, чтобы мы соответствовали, и изживать мы всё будем постепенно. Но самое главное — убрать то, что мешает. Ведь прошлый век — это век индивидуализации максимальной, особенно XX век — век мозга, век утверждения своей личности. А теперь мы уже заменяем куцее «я» творящим «мы», в этом-то и будет наша сила. Мы от этого не только не потеряем, но и выиграем. И объединяться будем во имя Новой Эпохи. В Учении указано, какие именно качества для этого нужны, только нужно направить мысль на то, чтобы соответствовать Новой Эпохе и не отстать от неё. Люди индивидуализированы, и они очень боятся общины — «как же я потеряю свою личность!» Наоборот, она расцветёт, но не надо этого бояться, а надо работать на Общее Благо, тогда и собственная личность будет обогащаться и процветать, и будут приходить идеи и вдохновение, если человек настроен в правильном направлении.
Есть люди, которые принимают Учение, а другим оно чуждо. Почему так?
Сознание одних уже дозрело до Учения, они уже в прежних жизнях прикасались к духовным основам, к основам религий, философий, а другие ещё только начинают, им это ещё чуждо, они ещё не скоро к этому придут. Вот вся разница: одни уже готовы принять, а другие не готовы.
Вы говорили сегодня, что наша главная задача — дожить до наступления Новой Эпохи. А что будет потом — это второстепенно?
Это не второстепенно. Будет Новая Эпоха, которая достаточно описывается в Учении. Из Учения можно понять, что желательно и что будет в Новой Эпохе. Желательно — воскрешение духа, желательно — расцвет искусств и наук. В Учении очень много сказано о будущем; если сделать выборки на тему будущего, тогда мы и будем представлять, что нас ждёт в Новой Эпохе и что мы сами должны в Новой Эпохе делать, потому что за нас этого никто не сделает. Сами люди должны создавать своё будущее. То, что в Учении указывается как положительное и желательное в Новой Эпохе — будущая новая страна и другие темы — в этом русле надо думать, и это, конечно, поможет.
Хотелось бы услышать более подробно о человеке будущего.
Если мы, читая Учение, будем представлять, что есть люди, которые уже это выполняют, — это и есть человек будущего. Мы пытаемся, хотя бы частично пока, что-то выполнять. Чем больше нам удаётся это делать, тем больше мы будем приближаться к человеку будущего. А человек будущего должен воплощать собой Учение, как воплощали его Рерихи.
Взаимосвязаны ли процессы познавания и расширения сознания?
Ясно, что без познавания не может быть и расширения сознания. Когда расширяется и растёт наше сознание, тогда мы познаём; и познаём без конца в разных отраслях и знания, и философии, и законов бытия.
Можно ли сказать, что формы работы только тогда будут эволюционны, когда сохранены этические законы? Как это сделать? Как строить взаимоотношения?
Взаимоотношения — не только внешние, но и внутренние отношения каждого друг к другу — решают всё. Раньше взаимоотношения часто строились на чисто внешних приёмах. Думали, что только вежливость, приятные манеры или ещё что-то имеет значение. А теперь настраиваемся внутренне, и только так может состояться община — когда мы верим друг другу, помогаем, радуемся и понимаем друг друга. Когда успех или достижение друга — это и наше достижение. А если у него неудача, то, значит, и мы тоже в чём-то виноваты: что-то недосмотрели, недопоняли, недосказали.
Почему в Живой Этике идёт подразделение на путь Света и путь тьмы? Ведь тьма — это отсутствие Света, то есть то, чего не существует, и, по логике вещей, слово «путь» к понятию «тьма» неприменимо.
Тьма — не только отсутствие Света, тьма также и очень активное состояние. Нельзя сказать, что это отсутствие Света и, значит, к тьме можно относиться нейтрально. Когда кто-то развязывает войну против другого народа и убивает беззащитных людей — это не просто отсутствие Света, это очень активное состояние тьмы. Также и во всех наших пороках и недостатках она очень активна.
В чём выражается расширение сознания? Развитие интеллекта — это расширение сознания?
Это вместимость того, что уже выше интеллекта. Интеллект — это рассудок, разум. А сознание больше этого, и у тех, кто подошёл к Учению Живой Этики, явное расширение сознания, потому что они вмещают то, чему их не учили, чего у них в голове не было. Но то, что они чувствуют чем-то внутри себя, что понимают сердцем, — это и будет расширять восприятие.
В Учении говорится, что, только победив себя, можно победить мир. Что нужно делать человеку, чтобы победить себя?
Выражение «победить себя» в Учении подразумевает победить свои собственные худшие недостатки, победить свой эгоизм, стать добрее, лучше, любить людей — вот это называется «победить себя». У каждого из нас много недостатков, у кого-то есть пороки или вредные привычки. Если человек побеждает себя, тем самым становится лучше и миру, в котором он живёт, он же частица этого мира.

* Составлено по «Собеседованиям» (Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5 – 7. Новосибирск, 2014 – 2016).

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Собеседования. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы