Мысли на каждый день

Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа.

Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Музыка — универсальный язык Вселенной

Автор: Полтавская Людмила  



Теги статьи:  музыка

Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах однажды сказал: «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душой».

Может быть, на языке музыки мы можем говорить со всей Вселенной? Ответ на этот извечный вопрос искали многие великие умы человечества.

В письме Б.Н. Абрамова к Н.Д. Спириной от 12 октября 1970 года есть такие строки: «Прочтите книгу Германа Гессе "Игра в бисер", она имеется в библиотеке. Очень своеобразная вещь»1. И в следующем письме, от 4 ноября того же года, Борис Николаевич написал Наталии Дмитриевне: «В книге "Игра в бисер"... которая есть в Вашей библиотеке, очень интересен взгляд на искусство вообще и музыку в частности. Её полезно прочесть интересующимся искусством»2.

Роман немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» впервые был опубликован в 1943 году. Это один из самых знаменитых романов первой половины XX века. Исследователи творчества Г. Гессе отмечали в его произведениях большое влияние религий и философий Востока.

Автор описывает общество, в котором существует некая республика духа — Касталия. Касталийцами становятся те, кто избрал способом познания мира и сущности вещей так называемую Игру в бисер. Эта игра представляет собой особый вид духовно-интеллектуальной деятельности, в основе которой лежит, по словам Гессе, «всё та же вечная идея» — «попытка примирения между искусством и наукой или между наукой и религией»3.

В романе Гессе мастер Игры в бисер оперирует не только языком искусств — музыки, поэзии, литературы, но и понятиями философии, формулами математики, физики и других наук. Он «играет как органист на органе, и совершенство этого органа трудно себе представить — его клавиши и педали охватывают весь духовный Космос. Его регистры почти бесчисленны... Отдельному умельцу Игры открыт целый мир».

В основе же Игры в бисер лежит музыка, которая, по мнению Гессе, является универсальным ключом, или тем видом творчества, который зиждется на законах, единых для всех искусств и всех процессов жизни. В каждой партии игроки в бисер стремились найти «общий знаменатель для всего сущего», используя магические символы древнего языка. Так в романе выразилось стремление писателя-философа найти единый, универсальный язык, с помощью которого можно описать связь между всеми явлениями мира. В своих философских поисках Гессе действительно был близок к истине.

Так, в Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Был и есть один священный язык. Он вневременен, и он выражает понятия космические и вечные. К нему близок язык математических символов»4.

Роман Гессе представляет собой жизнеописание Мастера Игры Йозефа Кнехта. Встретившись со своим первым учителем, Магистром музыки, Йозеф испытал чудесное переживание. Музицируя вместе с ним, он почувствовал, что музыка своими ключами «открыла ему сердце», и, следуя за её чарующими звуками, он «воспарил мыслью» над Землёй. Впоследствии, во время каждой Игры в бисер, его сердце открывалось для всей красоты, существующей внутри и вовне человека. Музыка возвышала его и приносила то совершенство, которого жаждет каждая душа.

Мы не будем детально рассматривать все сюжетные линии романа. Поговорим подробнее лишь о том, что привлекло внимание Б.Н. Абрамова, а именно о взглядах Германа Гессе на искусство и музыку, ибо по своей сути они близки тем знаниям, которые Борис Николаевич получил из книг Учения Живой Этики и высоких Собеседований с духовными Учителями.

Что же такое музыка? Существует много самых разных определений этого понятия, из которых ясно, насколько оно многогранно. Так, в античности музыкой называли и музыкальное ремесло, и «тайное знание о предметах божественной деятельности Муз». Н.К. Рерих писал: «У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества...»5

Современные словари дают следующее определение музыки: «Это искусство организации звуков во времени для создания композиции через элементы мелодии, гармонии, ритма и тембра». Иными словами, музыка — это серьёзная наука, основанная на физико-математических законах и числовых соотношениях тонов. Так звучит научное определение, но человек искусства скажет, что музыка — это, прежде всего, голос души, тот особый язык высоких чувств, на котором можно общаться без слов со всем миром.

В своей книге Гессе в иносказательной форме выражает мысль о том, что в основе создания Вселенной и зарождения жизни лежит музыка: с неё всё начинается и музыкой же завершается, чтобы начать всё сначала. Все религии также учат, что начало Творения есть звук.

Е.И. Рерих писала: «...первоаспект [Божественного] Проявления есть Божественный трепет в Лоне Великой Матери. Трепет, или вибрация... слагает формы»6, и далее она приводит слова Священного Писания: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В нём была жизнь, и жизнь была Cвет человеков...»7

Многие сказания и легенды народов мира также говорят о том, что первым языком древних людей была именно музыка. Зародившись в начале времён, музыка сопровождала жизнь людей в их трудах, празднествах, в обращении к Высшему. Также и в последний, «судный день», перед тем как придёт «конец мира», как сказано в древних пророчествах, будут звучать трубные гласы. Таким образом, музыка связана с началом Творения, его продолжением и его концом.

Гессе приводит фрагменты из трактата древнего китайского философа Люй Бувэя, в котором говорится о божественном происхождении музыки: «Истоки музыки лежат далеко. Она рождается из меры, и корни её в великом Едином. Великое Единое рождает два полюса: они рождают силу тёмного и силу светлого.

Когда на земле мир, когда все вещи пребывают в состоянии покоя и всё в своих превращениях следует своему Верховному началу, музыка может быть завершённой. Если страсти не толкают на неверный путь, она достигает совершенства. Совершенная музыка имеет свои истоки. Она возникает из равновесия. Равновесие рождается из справедливости, а справедливость рождается из смысла Вселенной. Поэтому о музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл Вселенной».

Древние знания о божественном происхождении музыки отразились в почитании богов и богинь, покровительствующих искусствам. Так, богиню красоты, знания и искусства Сарасвати в Индии изображают с ви'ной. А греческого бога Аполлона, олицетворяющего Солнце и возглавляющего содружество всех Муз, на древних изображениях мы видим с лирой или кифарой в руках.

Все народы Земли бережно хранят сказания о Светочах, которые «познали смысл Вселенной» и пришли на Землю, чтобы передать это знание людям. И далеко не случайно многие из этих Светочей, Пророков и Подвижников были и великими музыкантами.

Существует легенда из жизни Моисея, которая рассказывает о том, что Моисей услышал божественное повеление на горе Синай в словах Muse ke (Муса ке), что в переводе с арабского означает «Моисей, внемли», «а откровение, снизошедшее на него, состояло из тона и ритма, и он назвал его тем же самым именем: Музыка»8.

Христос поощрял хоровое пение, ибо оно являлось сильнейшим средством гармоничного объединения людей. Орфей, знавший тайну тона и ритма, благодаря этому знанию имел власть над скрытыми силами природы. В образе индусского божества Кришны, всегда изображавшегося с флейтой, воплотилась идея о влиянии музыки на всё живое. И этот ряд можно продолжить.

Не только великие Светочи и Пророки, но и многие мудрые правители государств знали о магической силе музыки и её воздействии на людей. Так, в романе Гессе рассказывается, что «в сказочном Китае "древних императоров"... музыке отводилась в государстве и при дворе ведущая роль; благосостояние музыки поистине отождествляли с благосостоянием культуры, нравственности, даже империи, а капельмейстеры должны были строго следить за сохранностью и чистотой "древних тональностей". Если музыка деградировала, то это было верным признаком гибели правления и государства. И поэты рассказывали страшные сказки о запретных, дьявольских и чуждых небу тональностях... "о музыке гибели": как только в императорском дворце раздались её кощунственные звуки, потемнело небо, задрожали и рухнули стены, погибли владыка и царство».

А это слова трактата Люй Бувэя, которые цитирует Гессе: «Музыка покоится на соответствии между небом и землёй, на согласии мрачного и светлого.

Гибнущие государства и созревшие для гибели люди тоже, правда, не лишены музыки, но их музыка не радостна. Поэтому: чем бурнее музыка, тем грустнее становятся люди, тем больше опасность для страны, тем ниже падает правитель. Таким же путём пропадает суть музыки.

Все священные правители ценили в музыке её радостность. (...) Если музыка не радостна, народ ропщет, и жизни причиняется вред. (...) Поэтому музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности».

Говоря о значении музыки в истории человечества, Гессе пишет: «...музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних и законных средств магии... была мощным и испытанным средством одинаково "настроить" множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на мольбу вечным силам, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие».

В книге «Надземное» сказано: «Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса»9.

Музыка может обладать необычайной по мощи силой воздействия, которая, по словам Н.К. Рериха, способна вести человека «к подвигу, к каким-то лучшим выявлениям жизни»10.

Если говорить о нашем времени, то ярким примером такого воздействия на советский народ в годы Великой Отечественной войны была песня композитора А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Начинаясь аккордами, напоминающими набатные удары колокола, а затем звучанием могучего запева на словах «Вставай, страна огромная», эта песня поднимала миллионы людей на «священную войну с фашистской силой тёмною».

«Может ли народ совершать своё восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство?»11  — говорится в Учении Жизни.

Почему же музыка имеет такую власть над людьми? Если принять, что в основе Бытия лежит музыка, гармония звуков и ритмов, а человек — это частица Мироздания, то, значит, и в основе сущности человека тоже лежит музыка, или, другими словами, определённая комбинация тонов и ритмов.

Композитор и художник-космист Микалоюс Чюрлёнис говорил: «Вселенная представляется мне большой симфонией. Люди — как ноты». Вдумываясь в эти слова, мы понимаем, что и душа, и тело человека, и окружающая нас природа — всё имеет своё звучание, своё музыкальное выражение. И это действительно так. По словам Е.И. Рерих, «каждый человек имеет свою тональность, свою гармонию»12.

А вот что сказано в Записях Б.Н. Абрамова: «В природе и в Космосе звучит всё: растения, камни, лучи и грома раскаты, звучит даже северное сияние»13. «...Расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство»14.

В книге «Братство» читаем: «Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы. И конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будут лишь рёвом. Ветер не принесёт мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого»15.

«Урусвати слышала гимны природы... Они почти те же, что и музыка сфер, но более принадлежат Земле, нежели высшим пространствам. Люди отбрасывают каждый намёк на высшую гармонию. Если она всё же звучит, люди скорее признают, что у них звенит в ушах. (...) Так обычно музыку сфер или гимны природы слышат те, кто имеют сердце, напряжённое любовью. Кто требует формул о сердце, о любви, о сострадании, тот не откроет ухо для высших гармоний»16.

Услышать музыку природы, почувствовать гармонию, созвучие с природой — всё это помогает человеку настроить свою душу в лад со всем Сущим, открыть сердце для всего прекрасного, подойти к пониманию гармонии Высших Миров.

Гессе проводит мысль о том, что именно музыка является основой всех искусств. Подобные мысли неоднократно высказывались многими великими деятелями культуры. Например, композитор А.Н. Скрябин говорил: «Искусства были когда-то ранее слиты воедино, ведь они потом разъединились»17. Музыка для Скрябина являлась высшим искусством, он говорил: «Музыка — путь откровения. Вы не можете себе представить, какой это могущественный путь познания. Если бы вы знали, сколь многому я научился через музыку!»18

Художник С.Н. Рерих утверждал, что все виды искусства взаимосвязаны и их нельзя разделять и что музыка, несомненно, влияла на многие темы его картин19.

Каждое искусство выражает прекрасное своим, присущим только ему языком. Но есть то, что объединяет все искусства, — это стоящая за ними гармония, или музыка. В Живой Этике сказано: «...музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность»20.

Что заставляет душу поэта слагать стихи и поэмы, художника — писать картины, музыканта — создавать прекрасные песни и симфонии? Это — Вдохновение, которое даёт Красота. «Много говорят о Красоте, но мало понимают значение гармонии. (...) ...Музыка сфер состоит из гармонии и ритма. Именно это качество несёт человечеству вдохновение»21, — говорится в Живой Этике.

Созерцая прекрасное, например цветы, в совершенстве их форм и красок, планеты и звёзды, красоту великого женского начала, мы испытываем Восторг, Восхищение и Любовь в самом высоком их значении. Именно красота гармонии и совершенство прекрасных образов вдохновляют человека создавать музыку, чтобы выразить то, что невозможно высказать словами. Музыка есть голос Красоты. Она — язык Красоты. На языке музыки можно говорить с Богом. Музыка поднимает душу человека даже выше, чем так называемые внешние формы религии. Она может вознести человека над пределами физического мира, в самые Высокие Миры — туда, где звучит Музыка Сфер.

Не всякий способен услышать эти дивные звуки, но лишь тот, кто утончил своё сердце и чувство прекрасного. Музыка Сфер «открывает сердце человека», возносит его в Миры Надземные, чтобы их отзвук, коснувшись тончайших струн сердца, озарил душу радостью о том, что Бог услышал молитву, обращённую к Нему.

Приведём стихотворение Татьяны Деменко, посвящённое И.С. Баху.

  ГДЕ РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА

Не плачьте обо мне, ибо я ухожу туда,
где рождается музыка
И.С. Бах

Оттуда, где звёзд океан,
Дары красоты мироздания,
Пришёл Иоганн Себастьян,
В душе сохранив для землян
Тех Сфер неземные звучания.

Он создал космический мир,
Творца прославляя деяния.
В нём скрипка, орган и клавир
Возносят песнь в вечный эфир
И к отзвукам высшего Пламени.

В нём только лишь Богу хвала
В потоках любви и гармонии.
Да, музыка Баха вела
Во всех голосах полифонии
Лишь к Богу. Лишь к Богу звала.

Великий, космический Бах,
Предстал он в бессмертных творениях,
Возжёг предстоянье в сердцах
Огнём своего вдохновения
Пред Обликом Высшим, в веках.

Свой путь на Земле завершил,
Не связанный смертными узами, —
Бах ввысь от Земли уходил
В пределы далёких Светил,
Туда, где рождается музыка22.

 Гессе в романе «Игра в бисер» приводит изречение немецкого поэта-философа Новалиса: «Меняясь вечно, смертным шлёт привет музыки сфер таинственная сила». В чём же заключается «таинственная сила» музыки? Наблюдая жизнь Космоса, где всё совершенно, мы постигаем, что разгадка тайны — в законе гармонии и ритма, действующем во всей Вселенной. Это закон, осуществляющий равновесие. Он удерживает Вселенную в целости и направляет её к выполнению предназначенного. И Музыка Высших Сфер, как маяк во мраке ночи, устремляет человека к своей цели. В «Гранях Агни Йоги» говорится: нужно памятовать о том, что «человек только путник на этой Земле и что путь его — к звёздам»23.

Н.К. Рерих писал: «Разве мы не должны считать гармонию звука нашим водителем к мирам высшим? (...) Пусть же всегда, когда вы думаете о прекрасной гармонии, о возвышающей музыке, пусть же всегда забьётся сильнее сердце ваше, предчувствуя, что для вас открываются ещё одни чудесные Врата... Вы, конечно, любите музыку. Не только продолжайте любить её, но постоянно утончайте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте её больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне. Смотрите на музыку как на раскрытие сердца вашего, а что же может быть и нужнее, и прекраснее?..»24

Учитель говорит: «Приходит время, когда люди особенно нуждаются в симфониях пространства, когда гармония звучаний явится действительной панацеей»25. В Записях Б.Н. Абрамова неоднократно говорится о том, что в Космосе звучит всё. Эти «Зовы Пространства» не замолкают ни на мгновение.

Для каждого из нас во Вселенной предназначена своя, неповторимая мелодия. Услышим ли?


1 Стойкость Духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2017. С. 270.

2 Там же. С. 272.

3 Здесь и далее цитаты из романа Г. Гессе приводятся по изданию: Гессе Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992.

4 Грани Агни Йоги. 1963. 823 (Новосибирск, 2019).

5 Рерих Н.К. Познавание прекрасного // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 239.

6 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2017. С. 139 (2.04.1936).

7 Там же.

8 Хан Х.И. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1997. С. 45.

9 Надземное. 42.

10 Рерих Н.К. Музыка Сфер // Твердыня Пламенная. С. 248.

11 Братство. 292.

12 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 98 (8.05.1937).

13 Грани Агни Йоги. 1957. 595 (Новосибирск, 2011).

14 Там же. 1964. 9 (Новосибирск, 2020).

15 Братство. 292.

16 Надземное. 80.

17 Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000. С. 248.

18 Там же. С. 139.

19 См.: Спирина Н.Д. Значение музыки в творчестве С.Н. Рериха // Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 111, 113.

20 Надземное. 42.

21 Там же.

22 Деменко Т. «Путь человека — по звёздам». Новосибирск, 2023. С. 42.

23 Грани Агни Йоги. 1963. 613.

24 Рерих Н.К. Музыка Сфер // Твердыня Пламенная. С. 247 – 248.

25 Надземное. 608.

 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады