Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира» |
Можно ли считать, что устремление к красоте, к самосовершенствованию — это уже попытка согласовать себя с Космическим Магнитом?
Безусловно. Это путь к тому, чтобы согласовать себя с Законами Космического Разума. И они даются нам в очень доступной для нас форме. Мы ещё не можем глобально поднять себя на космические высоты, но мы к этому идём. Эволюционный путь бесконечен. Нас подводят к тому, чтобы встать на этот путь и разумно двигаться по нему. Для этого и даётся Учение, которое исходит от Космического Разума через Иерархию Света на нашей планете, через Великих духов, которые пришли с высоких планет и жертвуют собой ради нас — остаются на нашей Земле, когда они могли бы быть уже в Высших Мирах, которым они принадлежат. Какая это страшная жертва — оставаться здесь только ради нас! В «Тайной Доктрине» есть глава о Великой Жертве, которой уже ничего здесь не надо. Она сидит у источника Мудрости, из которого Она уже не пьёт сама, потому что нет того, чего бы Она тут не знала, но чтобы усталые путники нашли этот Источник и могли из него напиться. Вот какую Жертву приносит нам Иерархия Света.
Для чего говорить о том, что будет в будущем? Для чего учить людей красоте и радости для другой, никому не известной жизни в будущем? По-моему, намного лучше учить красоте, любви, радости для реальной жизни.
Мы строим будущее в каждый момент нашей жизни. Настоящее — это только одно мгновение между прошлым и будущим. Нам указано устремляться для будущего: «Для будущего мы встаём от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы» (Агни Йога. Предисловие). Думая о будущем, мы всё время строим свою жизнь и, конечно, хотим построить её в красоте. Если сейчас кто-то ещё красоты тут не видит, так это же достигается постепенно. Ведь глазу не видно то, что в наших душах. Может быть, там и красота, и устремление, и любовь к прекрасному. Иначе зачем бы мы всем этим занимались и делали бы, например, такую выставку — «Окно в прекрасное»?
В «Гранях Агни Йоги» (IV, 456) есть выражение: «Красота — это купол Великого Храма Жизни», — настолько надо вносить в жизнь эту красоту — и через искусство, и даже через обыденность.
Понятие «красота» можно отнести к этическим категориям. «Какой некрасивый поступок», — мы говорим, или наоборот: «Как красиво человек поступил». Поэтому красота, так же как и всё в Учении, понятие очень многогранное, очень обширное. Не только искусство, но и поступок, и мысль, и слово, и главное — чувство. Чувство сердца — красивое чувство. А чувство самости или животные чувства — они безобразны. Так что и к этому можно приложить слово «красота».
В нашем городе в связи с выставкой картин Н.К. Рериха было интересное явление — зимой над городом стояли белые ночи.
Это влияние выставки. Не могут такие картины не воздействовать. Во-первых, очень важно, чьей рукой они написаны, какая в них энергия вложена, какое чувство. Даже то, что они просто очень красивы, — даже это на пространство очень влияет, потому что красота — это гармония. А раз это гармония, она и на природу влияет. Эти выставки имеют огромное значение. То, что они сейчас по Сибири ходят, это очень большая радость, и последствия этого долго будут сказываться и на многих делах, и на людях. Я не думаю, чтобы кто-то, увидев выставку, ушёл с неё тем же самым человеком, каким он на неё пришёл. Нет, это будет уже не тот человек. Что-то в нём пробудится и откроется, и глаза его откроются на красоту. Может быть, он этого не осознает, но это уже будет не тот человек, потому что он не сможет остаться равнодушным. Само влияние цвета, звука, освещения, аромата, если аромат есть, — всё это очень, очень влияет. И мы ведь не знаем, когда что скажется. Нам кажется, что, если увидели картины, это сразу должно на нас повлиять. Нет, это не обязательно. Это может сказываться и сказываться в течение долгого времени и потом дать какие-то очень неожиданные результаты. У нас ведь наука о влиянии искусства на человека ещё почти и не существует. Есть ли у нас такая наука, которая изучает влияние поэзии или музыки на человека? Человек прослушал прекрасное произведение — и никто не анализирует, что в нём произошло при этом. А если этим заняться, могут быть интересные открытия.
Если человек читает стихи или слушает их, с ним тоже что-то происходит?
«Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине» (Община, 27). Поясните это положение.
Мне кажется, что это совершенно ясно. Первое — если мысли чистые, они, конечно, ведут к истине, особенно если они напитаны красотой, красотой в самом высоком смысле слова. Поэтому и высокая поэзия, и высокая музыка, прекрасная, возвышенная, — все они ведут к истине, то есть к пониманию того самого ценного, что существует в мироздании, в Божьем Мире.
Некоторые люди умеют красиво мыслить, но так же красиво высказать эти мысли не могут; другие — наоборот, говорят красиво, а в мыслях красоты не хватает. Посоветуйте: как привести в гармонию мысли и слова?
Надо стараться и красиво мыслить, и красиво говорить. Но начинать надо прежде всего с мыслей. Если мысль красива, а мы затрудняемся её выразить, надо искать выражения, подбирать нужные, доходчивые до людей слова. Когда мы будем тренироваться в этом, мы постепенно научимся лучше выражать свои мысли уже вслух. Но нужно подыскивать специальные слова, конечно, и работать над этим.
«...Ужас без страха обращается в действо космической красоты» (Община, 58). Как понять это выражение?
* Публикуется по изданию: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5 – 7. Новосибирск, 2014 – 2016.