Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Мир Огненный, ч. 2, 292 |
Идёт второе столетие, как Великий Учитель дал человечеству Земли Учение Живой Этики. Оно давалось как Новое Провозвестие людям перед наступлением Космической эпохи — Сатия Юги.
Елена Ивановна Рерих, ближайшая ученица Великого Владыки, не только записала Учение, но под её непосредственным руководством были изданы первые книги Живой Этики на русском, английском и других языках. Она — Матерь Агни Йоги, как назвал её Учитель, — являла собой всю полноту даваемого Учения.
Учение записывалось, собирались книги, и тут же шла работа по их изданию — на русском языке в Париже и Риге, на английском в Нью-Йорке. Члены Обществ имени Рериха, занятые подготовкой к изданию книг, знакомились с положениями Учения, изучали его, и среди них началась работа по применению его в жизни. Елена Ивановна направляла первопроходцев. Она писала: «Каждому вступавшему в Общество предлагалось читать и изучать книги Учения по мере их выхода из печати. Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает всё жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его»1.
«Со всею силою духа и моим личным опытом я утверждаю, что нет другого Учения, которое бы вмещало столько сокровенного Знания...»2 — писала Елена Ивановна. «Будет время, когда Учение это станет мировым и ляжет основанием воспитания и появления нового человечества, нарождение которого ускорит мечту человечества об уничтожении смертельных заболеваний и достижения долголетия земного и появления человека в новой утончённой оболочке. А там можно будет помечтать и о бессмертии, но, конечно, через многие тысячелетия»3. «Я так люблю Учение Живой Этики и горюю иногда, что не могу посвятить себя лучшему, всестороннему изучению его...»4 «Всё преображается в свете этого великого Откровения...»5
«...Прошу Вас во имя общего блага проявить ещё немного терпения. Не оставьте поля битвы в самый трудный час, — призывает Елена Ивановна. — Вы видите, как развивается Армагеддон. И каждый имеющий в себе хотя бы искру признательности должен был бы сейчас послать горячую благодарность Силам Света, укрывшим его от ужасов разрушения. (...) Человеконенавистничество дошло до своего апогея, и всем людям, особенно же подошедшим или прочитавшим книги Живой Этики, предстоит проверить свои чувства над огнём испытания действиями жизни. Именно огонь жизни испытывает все наши чувства, все побуждения, и многие ли выдержат это огненное испытание? Часто так называемые "лучшие чувства" бывают окрашены самостью, а, как мы знаем, огонь самости особенно жгуч и разрушителен»6.
Елена Ивановна иногда получала отзывы об Учении как о некой «отвлечённости», на что она отвечала, что «реальность Учения может проявиться, лишь когда люди применят его в жизни. Именно, беда в том, что во все времена большинство, не имея желания и силы духа приложить Учение в жизни, принимали его как нечто отвлечённое и недоступное для жизни каждого дня. Но все Учения без исключения являлись и являются именно самыми конкретными наставлениями для такого же конкретного приложения, и лишь духовная
незрелость заставляет людей видеть в них какую-то отвлечённость. Учение Живой Этики указует устои, которыми мир держится... В Учении неоднократно подчёркивается, что нет никаких отвлечённостей, но лишь самые реальные, самые конкретные и неотложные указания для применения в жизни, чтобы тем скорее оздоровить тяжкую атмосферу, окружающую нашу планету и не пропускающую целительных лучей, идущих от Высших Миров. Что может быть конкретнее такого совета?»7
«Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции — значит очутиться под пятою Гиганта?»8
Издание книг Учения — это важнейшая задача по уявлению Агни Йоги на Земле. Большую радость приносило Елене Ивановне каждое известие о выходе из печати очередной книги Учения. И большое огорчение приносила каждая задержка в печатании книг.
Е.И. Рерих пишет друзьям в Америку: «Книги Учения — наше Сокровище Неоценимое!.. Когда и где встретим Душу, которая настолько бы загорелась Учением Света, что всю жизнь свою положила бы на то, чтобы уявить Учение это всему Миру. Утвердить прекрасные переводы, печатать красиво, широко и в достаточном количестве, чтобы насытить голодные души! Какое Прекрасное и Высокое Задание!»9 При этом она подчёркивает, что тот же Высокий Источник, откуда даются огненные тексты Учения, питает и творчество Николая Константиновича Рериха: «Но книги Учения, Учения Огненного, я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество — ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ. "Рерих Фаундешен"10 и было бы таким учреждением. Мечта эта должна осуществиться и, конечно, ближе всего в Лучшей Стране!»11
Стоит отметить, что мечту Елены Ивановны в полном объёме осуществила Наталия Дмитриевна Спирина в России Азиатской. Из Сибири книги Учения и репродукции картин Н.К. Рериха беспрерывным потоком разлетаются по всему миру.
Друзья! Всеми силами духа будем стремиться выполнить порученное нам дело по изданию книг Живой Этики, его распространению среди голодных душ и утверждению Учения в жизни каждого дня.
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 66 (Апрель – май 1940 г.).
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 508 (10.01.1955).
3 Там же. С. 529 (19.04.1955).
4 Там же. С. 361 (13.01.1954).
5 Там же. С. 49 (22.05.1951).
6 Там же. Т. 7. С. 73 – 74 (25.04.1940).
7 Там же. С. 69 (Апрель – май 1940 г.).
8 Там же. С. 68 (Апрель – май 1940 г.).
9 Там же. Т. 9. С. 107 (19.10.1951).
10 Фонд (Музей) Рериха.
11 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 107.