Мысли на каждый день

Если Вы приложите все умение и все силы ваши – куда может снести вас самая губительная волна, она может лишь вознести вас.

Письмо Е.И. Рерих от 12.07.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской
ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ И АЛТАЙ

Автор: Деменко Татьяна  



Теги статьи:  Елена Рерих, Алтай

Горный Алтай... Древний центр и перекрестье путей множества кочевых народов давних столетий. Величественный горный мир с уникальными природными и культурно-историческими особенностями, богатейшим духовным прошлым, едва различимым сегодня сквозь дымку — не веков, тысячелетий. Рерихи посетили этот заповеданный край и прикоснулись к его настоящему, прошлому и будущему, чтобы под руководством Великих Учителей человечества формировать суждённое грядущее на века вперёд.

7 августа 1926 года Центрально-Азиатская экспедиция, руководимая Н.К. Рерихом, прибыла в старообрядческое село Верхний Уймон. Кроме самого Николая Константиновича в её состав входили жена художника Елена Ивановна и их старший сын Юрий. На алтайском этапе в экспедиции приняли участие Морис и Зинаида Лихтманы — ближайшие американские сотрудники Рерихов. В Верхнем Уймоне с ними также были молодой ладакец Рамзана, занимавшийся хозяйственными вопросами, и помощник Ю.Н. Рериха тибетский лама Лобзанг. У каждого из семерых участников были свои задачи, некоторые исследования проводились совместно, делались выезды в горы и в отдалённые уголки Уймонской долины. Елена Ивановна, кроме того, продолжала работать над Учением Живой Этики.

В первый же день в Верхнем Уймоне, 7 августа, в дневнике Е.И. Рерих появляется запись: «Сюда доходил Будда. Скажите ламе, можно повестить народу Алтая». Так старинное предание Азии о путешествии Будды на север c прохождением через Алтайские горы около двух с половиной тысяч лет назад становится в ряд исторических реальностей. Издавна духовные Учителя посещали места, предназначенные будущему расцвету, словно осеняя их своим благословением. Это давало видимые плоды спустя столетия или даже тысячелетия.

В книге «Основы Буддизма» Елена Ивановна пишет: «Знание было ведущей тропой Великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям свободно, жизненно, как реальна сама великая материя»1. «Будда заповедал изучать жизнь мира в полной его реальности. Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира»2.

Монашеские общины Будды в глубоком прошлом и Мировая Община землян в далёком будущем — вот она, нить эволюции, которая постепенно выводит человечество из лабиринта эгоизма, индивидуализма и самости к Общему Благу.

В Верхнем Уймоне Елена Ивановна работала над книгой «Община» — третьей в серии «Учение Живой Этики». По воспоминаниям крестьян, которые с интересом наблюдали за жизнью участников экспедиции, она «возле окна обычно сидела. Всё писала, писала. Не по книгам, а на память писала»3.

Книга «Община» начинается с обращения к каждому стремящемуся к истинному знанию: «Трудящийся, горят ли в твоём сознании основы сотрудничества и общины? Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения Наших гор»4. И далее сказано: «Мудро провести черту между прошлым и будущим. (...) Также не забудем, что нет на Земле выше данного плана Общего Блага»5.

Имя Елены Ивановны в Гималайской Твердыне — «Урусвати» — в переводе с санскрита означает «Свет Утренней Звезды». Ещё в 1923 году, в самом начале путешествия, она записала слова Учителя о её глубинной взаимосвязи с Сибирью и Алтаем: «Урусвати, люби простор Сибири. Дочь, потомок Великого Царства, стань на месте прежних шатров»6. Встреча Елены Ивановны с древней землёй Алтая была не первой. Когда-то, в глубине тысячелетий, в этих местах протекала жизнь великого царства, но в короткой памяти человечества, не охватывающей и десятка тысячелетий, не сохранилось его отчётливых следов. И вот наступило время, когда вновь должен проснуться Алтай для нового расцвета культуры. Разворачивается следующий виток великой спирали духовного развития человечества, и вновь особая роль в этом процессе будет отведена пространству России Азиатской.

Посвящается Е.И. Рерих

Дни и столетия — дышит пространство,
И отодвинут с тайны покров.
«Дочь, потомок Великого Царства,
Стань на месте прежних шатров».

Свет прозренья сметает преграды,
Вновь Тебе открыты пути:
Там, на месте Нового Града, —
Вехи для тех, кто дерзает дойти.

Там — Гора белоснежно сияет,
Небу даря очертанья вершин.
Позванных — вестью о Храме встречает,
Мимо идущих — ветром с низин.

Ты принесла на создание Храма
Силу древнейших великих племён,
Ты сохранила мудрую память
И прозреваешь тайну времён.

Вновь пробудилось, запело пространство,
Луч пронзает просторы веков.
Дочь, потомок Великого Царства,
В Будущем Граде слышен Твой Зов!7

В январе 1924 года Н.К. Рерих в письме сибиряку Георгию Гребенщикову посылает, как он пишет, «заповедь чрезвычайного значения»: «Христос сказал Будде: "Негоже Самим храмы строить, Самим на колокольне звонить. Брат Будда, собери тех людей, которые могут третий глаз возжечь. Помоги им пустыню пройти. Надели их достатком строительным. Чистую звезду перед ними зажги. Воздай меру доверия — пусть Храм вознесётся руками человеческими, чтобы было куда войти Нашему Собору. Удумаем, куда посадить строителей, какою мерою честь воздать тому, кто за Нас на весь мир позвонил. Быть тому на Звенигороде"»8. Здесь речь идёт о Звенигороде — так был назван необычный наукоград, который возникнет здесь, на Алтае, — город знания и культуры, зерно Нового Мира.

«У истока каждой Новой Эпохи должен быть точный географический адрес. Но срок и место начала нового построения должны быть охранены. Лишь накануне урочных событий с Великой Тайны снимается покров и происходит долгожданное оповещение. Для этой миссии избираются особо доверенные и достойные. Такими доверенными в нашу эпоху стала семья Рерихов, которая широко возвестила об Алтае, о будущем культурном и научном средоточии в этих горах — Звенигороде.

Собирая осколки древних предвидений о пробуждении Азии, зашифрованных в эпосах населяющих её народов, Рерихи складывают из них стройное повествование о величии грядущего Века, начало которого связано с пробуждением Алтая»9.

Рерихи, приближаясь к границам Алтая, уже знали о значении Белухи и города Новой Эпохи. Они слышали и живущие среди народов Азии предания о сокровенной Белухе. Более тысячи лет на всех караванных путях говорят как о великой тайне о её значении для будущего.

И в настоящее время район Белухи является одним из самых притягательных мест Горного Алтая, привлекающим не только своей величественной красотой, но и особым природным магнетизмом, местом, окутанным многими мифами и легендами. Владычица Алтая хранит в себе и духовные сокровища, которые сокрыты до времени.

В августе 1926 года Рерихи жили совсем недалеко от Белухи, в нескольких десятках километров пути. Из Верхнего Уймона они выезжали верхом в разные точки Уймонской долины и на окаймляющие её хребты (с севера — Теректинский, с юга — Катунский), откуда хорошо видно Белуху. «Сегодня видели Белуху и долину Города», — записала Елена Ивановна 17 августа 1926 года. На следующий день, 18 августа, Рерихи — вновь в сокровенном месте Долины: «Вот мы стоим на месте Города».

Звенигород, наступление Новой Эпохи — это были не только мечты, но и предвидения. Как это символически отражено на картине Н.К. Рериха с одноимённым названием, Звенигород уже создан на Высших планах: процессия Святых выносит из Храма сложенный макет Града, чтобы передать его строителям. Но раньше положенного срока не дано людям осуществить построение Звенигорода. Нравственность народа должна так подняться, чтобы явно, а не сквозь дымку изменчивой майи смогли они разглядеть очертания грядущего этапа эволюции. Воплощение в материальные формы Светлого Града смогут осуществить только чистые духом. Елена Ивановна писала: «...нравственность есть основа Бытия, или Закон Космический, ибо эволюция основана на нравственности или усовершенствовании, и нарушение этого закона приводит к разрушению»10.

В своём пятилетнем путешествии по Азии экспедиция Рерихов следовала древними путями, задерживаясь и делая остановки именно в тех местах, которые предназначены эволюционному развитию, словно пробуждая и приуготовляя для новых времён скрытые, дремлющие возможности. «Путь считайте от Индии, от мест Будды. ...Широк путь на Алтай, явленный как дорога священная из Индии»11. «Сибирь одна отвечает будущим построениям»12. «Алтай — древо жизни»13, он заповедан.

Одну из своих картин — «Держательница Мира (Камень несущая)» — художник посвятил жене, Елене Ивановне Рерих. «На фоне горных вершин, с Белухой вдалеке, стоит стройная царственная женская фигура, держа в полуприкрытой плащом руке ларец. В этом ларце находится камень, данный Рерихам Великим Учителем. Именно о нём сказано в книге "Зов": "Камень драгий, единый, благостью в жизни сохраните". Этот камень — талисман Нового Мира, и в нём заключена судьба будущего человечества»14. И держит этот великий талисман в руках Та, которая принесла в мир Учение Живой Этики.

В своём Великом Сердце Матерь Агни Йоги несла неисчислимые сокровища — Свет духовного пробуждения и осознания Иерархического начала во Вселенной.

ВЕЛИКОЕ СЕРДЦЕ

Матери Агни Йоги

Великое Сердце — вместилище огненных сил,
Носитель его всю планету в себе заключил.
Червонный доспех окружает твердыню огня.
В том сердце
                       все зёрна грядущего Нового Дня.
Великое Сердце, как знамя, всегда впереди.
Оно открывает Врата.
                                      Услыхавший — приди!15

1 Рокотова Н. Основы Буддизма. Новосибирск, 2021. С. 6.

2 Там же. С. 8.

3 Рерих и Алтай: Сборник. Новосибирск, 2020. С. 35 – 36.

4 Община. Вступление.

5 Там же. 81.

6 Из Записей Е.И. Рерих. 13.08.1923.

7 Деменко Т. «Путь человека — по звёздам»: Сборник стихов. Новосибирск, 2023. С. 90.

8 Рерих Н.К. Письма. Т. 1. М., 2018. С. 167 (3.01.1924).

9 Деменко С.А. Интервью из фильма «Россазии дивный расцвет» (Студия СибРО, 2020).

10 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 338 (27.09.1946).

11 Из Записей Е.И. Рерих. 27.03.1926.

12 Там же. 15.12.1927.

13 Там же. 28.10.1923.

14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 274.

15 Там же. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 285.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской