Необходимо понять закон противления как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство. Мир Огненный, ч.3, 212 |
К 120-летнему юбилею Юрия Николаевича Рериха была приурочена выставка буддийской живописи Николая Дудко «Танка — искусство эволюции»; это уже вторая его выставка в новосибирском Музее Н.К. Рериха.
Николай Николаевич Дудко — член Союза художников России, заслуженный художник Республики Бурятия. Он активно выставляется как в России, так и за рубежом, его танка находятся во многих дацанах Бурятии, Монголии и Тибета, а также в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
В молодые годы Н.Н. Дудко получил классическое художественное образование. В середине 1990-х годов он отправился в Индию для постижения буддийской философии и изучения древнего религиозного искусства. Продолжил своё образование в Библиотеке тибетских рукописей и архивов в индийском городе Дхарамсала у личного художника Его Святейшества Далай-ламы XIV — преподобного Ген Сангей Еше. За полтора года Николай прошёл пятилетний курс обучения и получил диплом традиционного художника буддийской живописи танка стиля «менри» с правом преподавания. Кроме занятий живописью танка он изучал буддийскую философию и тибетский язык.
Один из учителей художника, Чогьял Намкай Норбу, говорит о нём так: «Мой ученик Николай Дудко изучает и практикует священное искусство Тибета более тридцати лет. Получив образование в Дхарамсале, резиденции Далай-ламы XIV, Николай полностью проникся духом традиционного искусства и овладел необходимыми навыками делать это правильно. Его цвета чисты и ярки, пропорции и рисунки верны и точны. Традиционно танка пишетсяс любовью и внимательностью, и Николай прекрасно демонстрирует такое отношение к священному искусству. Я верю, что нарисованные Николаем танка помогут всем заинтересованным укрепиться в своей практике и направят на духовном пути, а также послужат сохранению древнего тибетского искусства для будущих поколений».
За время выставки состоялось несколько встреч художника с сотрудниками и гостями музея, на которых он знакомил слушателей с историей и особенностями искусства танка. С бесконечной благодарностью Николай Николаевич говорил и о своих учителях: «Мне повезло в своей жизни встретиться с учителями, которые открывают дорогу и помогают на пути, а потом, когда их уже нет, становятся маяком, который направляет в жизни».
Николай Дудко дал интервью новосибирским журналистам. Приведём выдержки из его беседы с радиожурналистом Н.П. Шадриной.
Н.П. Шадрина: Мы живём в очень тревожное время, когда легко впасть в отчаяние от того, что мир балансирует на грани катастрофы. Для верующих точкой опоры становится религия. В нашей многонациональной стране сосуществуют разные религии, которые не антагонистичны, поэтому любой человек волен следовать той, которая
ему близка по духу.
Как Вы пришли к буддизму? И что было раньше — философия или живопись?
Н.Н. Дудко: Мой путь мало чем отличается от пути любого другого современного европейского человека. То, о чём Вы сказали, на сто процентов правда — время становится всё сложнее и сложнее. И проблемы жизни, стрессы, кризисы — кризис внутренний, кризис внешний — оставляют большой отпечаток в душе человека. 35 – 40 лет тому назад меня, молодого человека, это привело к буддизму. И прежде всего, конечно, через визуальную сторону, поскольку я художник. Красота древней Индии, древнеиндийского искусства, китайского искусства — чем больше я начинал в это погружаться, тем больше понимал, что за этим стоит философия. И философия не просто как знание и понимание каких-то вещей, а как применение этих знаний в своей жизни. И тогда на моём пути повстречались первые учителя, которые начали открывать мне глаза, объяснять, что буддизм — это не что-то внешнее, формальное, религиозное, — это современное, живое, очень практичное учение, которое я могу применять и тем самым сделать свою жизнь лучше, легче, проще. А раз моя жизнь будет проще, то и людям, которые рядом со мной находятся, в большей или меньшей степени будет со мной проще. Для меня это были первые шаги в буддизме.
Вы говорили, что танка — это своего рода икона. Но писать иконы разрешено далеко не всем. Как получилось, что Вы стали настолько широко известным и популярным художником в этой области?
Пожалуй, это благодаря моим учителям — тем моим самым первым учителям, с которыми я познакомился в пору моей молодости, и тем, с которыми мне довелось повстречаться чуть позже, учителям, которые говорили: «Ты художник, ты можешь рисовать танка». И эти же учителя говорили: «Но для того, чтобы тебе было легко это сделать, ты должен учиться».
Я учился 35 лет — в Монголии, Непале, Бурятии, Индии. И до сих пор продолжаю учиться, то есть стараюсь усовершенствовать своё искусство танка до звенящей ясности. Мне бы очень хотелось, чтобы, находясь рядом с моими работами, люди могли чувствовать эту вибрацию, чувствовать этот свет и, может быть, наслаждаться или применять этот свет для своего блага. Вот к этому я стремлюсь.
Я слышала о том, что Вы и краски применяете особенные?
Да, это древняя традиция, к которой мне довелось прикоснуться опять-таки благодаря моим учителям. Та школа, в которой я работаю, по-тибетски называется «менри». Мне посчастливилось встретиться с моим учителем по рисованию Сангей Еше в Индии в 1995 году, получить от него благословение и все знания, которые я только мог взять. Он — носитель традиции «менри», то есть его учителя учились в старом Тибете, и эта линия преемственности сохранилась. Для меня величайшее счастье, что я тоже являюсь частью этой линии — духовного буддистского знания искусства танка — и стараюсь это знание в чистоте нести дальше. В основе его лежат древние традиции. Прежде всего, используются минеральные краски, их всего пять. И это связано с философией, мировоззрением буддизма: пять — это основа всей Вселенной, её первый элемент. Традиционно используются минеральные пигменты (киноварь, лазурит, малахит и пр.), а также растительные и другие красители (шафран, индиго, кошениль). В качестве связующего вещества используется мездровый клей (на животной основе), потому что этого требует техника. Завершается работа над танка нанесением золота: самородки растворяются в ртути до пудрообразного состояния, и этим порошком я работаю.
Радость творчества танка — это ни с чем не сравнимое удовольствие.
Я посмотрела эти работы несколько раз, там изображено столько различных эпизодов, это своего рода мозаика, но ведь всё это многозначно, каждый фрагмент о чём-то говорит?
Конечно, у всего есть свои значения, причём многоуровневые, многоплановые. Танка — это тибетское слово, и оно переводится как «свиток». То есть это живопись, выполненная на полотне, которое может сворачиваться и разворачиваться. Синоним этого слова — «икона». Но есть ещё одно определение, которое можно применить для большего понимания: танка — это искусство символов. Всё, что нарисовано графическими средствами, имеет то или иное символическое значение. Эти символы, как зашифрованные знания, несут в себе информацию. И человек, который считывает эти знания, на своём уровне их понимает. Так, человек на начальном этапе духовного пути поймёт их по-своему и начнёт применять
в духовной работе на своём уровне. Человек более продвинутый те же самые символы прочитает и будет их использовать совершенно по-иному. Поэтому здесь существует многоплановость и символизм: зашифрованные знания, зашифрованная философия. Это не специальный шифр, а это форма искусства.
Например, что обозначает лотос? Будду или Тару изображают сидящими на лотосе, а лотос символизирует чистоту. В данном смысле чистота — это то, что появилось из этого цветка. Мы ведь знаем, что лотос произрастает из болота, из грязи. Таким образом, лотос — это символ сансары, символ нашего бытия, всей нашей жизни, её круговерти — возникая из этого бытия, лотос оказывается безупречно чистым.
Будда, восседающий на лотосе, — это именно чистота посреди сансары. И этот путь, который он указал, есть реальный путь. Будда был реальным человеком, который жил две с половиной тысячи лет тому назад. И своим примером он показал, как можно достичь просветления, как освободить себя от сансары, от грязи, то есть духовной нечистоты. Надо прийти к просветлению, к свету. Будда говорил: «Вы — свет». Так вот, лотос раскрывается, а внутри него — свет.
Мы начали разговор с констатации сложного периода, в котором мы живём. Что бы Вы посоветовали людям, какой сделать первый шаг для обретения духовного равновесия?
Что мы можем для себя сделать? Зеркало, которое всегда присутствует в наших домах, мы должны повернуть к себе, посмотреться в это зеркало и подумать: что я могу с собой сделать? как могу себя изменить? То есть всё надо начинать с себя. И как только мы начинаем что-то менять в себе, так и внешний мир вокруг нас начинает меняться в лучшую сторону, становится добрее, миролюбивее, дружелюбнее. И не потому, что мы его поменяли, а потому что мы сами поменялись.
Слова из Книги отзывов очень точно передают чувства гостей и сотрудников Музея Н.К. Рериха, получивших возможность созерцать произведения буддийского искусства, созданные замечательным мастером.
«Дорогому, талантливейшему Николаю Дудко! Земной поклон Вам за Ваши красивые труды! Вы услышали звон буддийских колокольчиков на земле Бурятии, стали писать религиозную живопись, этим радуете народы России. Огромное Вам спасибо за великое, тончайшее искусство!!! Вам и вашей семье желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, радости в вашем творчестве — в искусстве танка! Землячка из страны Бурятия».
«Необычайно интересно! Очень познавательно. Колоссальный труд и безграничное мастерство. Благодарю за возможность увидеть эти восхитительные работы».
«Невозможно одним словом выразить те чувства, которые возникают при созерцании танка, — восхищения красотой и изяществом рисунка, необыкновенным сочетанием цветов. Необыкновенно тонкая работа! Удивляешься кропотливости и терпению художника. Получила огромное удовольствие от выставки. Пожелание Николаю Дудко дальнейших успехов в творчестве, благополучия в жизни. Валентина».
«Очень интересные работы Н. Дудко. До самой глубины растрогали мою душу. Спасибо коллективу музея за предоставленную возможность больше познакомиться с экспозициями и трудами великих мастеров своего дела. Благодарю от всей души!!! Преподаватель Восточно-Сибирского государственного института культуры. Бурятия, Улан-Удэ».