Издательский центр РОССАЗИЯ    контакты    написать нам   8 (383) 223-27-55

Мысли на каждый день

Пусть соберете вокруг себя столько Света, чтобы не было места тьме.

Мир Огненный, ч.1, 504

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «КОРОНА МУНДИ». К 100-летию со дня основания. Начальный этап (1922 – 1926)

Автор: Соболев Андрей  

Журнал:



2022 год отмечен несколькими памятными датами. Одна из них — основание Рерихами 100 лет назад Международного художественного центра «Корона Мунди» в Нью-Йорке. Активная деятельность этого центра продолжалась более 10 лет и совсем не исследована в России. В этой статье я слегка коснусь первых лет работы Международного центра, идеи его образования и творческого взаимодействия с различными организациями и людьми.

По воспоминаниям З.Г. Лихтман (позднее Фосдик), ближайшей сотрудницы Рерихов, идея создания нескольких культурных организаций в Америке была у Николая Рериха с начала его приезда в США. Её знакомство с семьёй Рерихов произошло 18 декабря 1920 года в Нью-Йорке на открытии выставки Рериха в Кингор-галерее. После церемонии открытия Николай Константинович в тесном кругу эскизно озвучил эти идеи. Известно, что все эти проекты были вдохновлены духовным Учителем Рерихов.

В ноябре 1921 года Рерихами вместе с ближайшими помощниками, супругами Зинаидой и Морисом Лихтманами, была организована Школа Объединённых искусств (позже Институт Объединённых искусств). Зимой 1922 года у Николая Константиновича появилась идея создания Международного художественного центра «Corona Mundi» («Корона Мунди»). «Мысль об этом обществе и план были у Н.К. всю зиму, но как-то раз в мае, проснувшись, он сказал Е.И. это название и весь план, которые ему, бесспорно, были посланы Учителем, и это название уже обрисовало всю дальнейшую деятельность и возможности общества»1. 11 июля того же года Н.К. Рерих нарисовал мощный знак для центра «Корона Мунди» с числом 11.VII.1922 и надписью: «Я даю, да, да, да». Так идея и название этого центра вошли в жизнь.

22 сентября Международный художественный центр «Корона Мунди» был официально зарегистрирован: подписаны все необходимые бумаги с адвокатом, распределены должности, акции и улажены многие формальности. Дело решили начать скромно, не слишком афишируя, подыскивая возможных друзей и отмечая недоброжелателей. Николай Константинович считал, что центр в первую очередь должен состояться на основе выставок и международного обмена художественными произведениями, а потом уже стоит заниматься продажей и покупкой картин.

Название центра «Corona Mundi» в переводе означает «Венец Мира». Деятельность центра должна была способствовать широкой доступности искусства разных стран и народов и объединению на основе Красоты, являющейся связующим мостом. Собрать под «одной крышей» произведения лучших мастеров Запада и Востока, а также народное искусство разных стран — являлось прекрасной задачей. «Дайте искусство народу, кому оно принадлежит»2 — так писал Николай Константинович, выдвигая идею доступности искусства для народных масс в его воспитательном, эстетическом и художественном значении. Искусство всегда остаётся единственной связью, мостом взаимопонимания и взаимодействия, средством дружеского общения между различными нациями и народами. Предполагалось привлечь к сотрудничеству не только художников и коллекционеров, но всю интеллигенцию, рабочих, студентов и даже детей, ибо дети — это творцы грядущей культуры, и объединить их с помощью языка искусства и красоты — языка всеобщего взаимопонимания.

Николай Константинович писал: «Когда "Корона Мунди" попросила меня подобрать для неё девиз, я взял цитату из своей лекции "Красота и Мудрость": "Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже «земные» люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, — мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак Красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идём радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся. И теперь произносим эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее"»3. Этот девиз Рериха публиковался на страницах многих изданий «Корона Мунди», а также в рекламе центра.

В своём очерке «Новая Эра», написанном в 1922 году, Николай Рерих ответил на вопросы о создании новых организаций в Америке: «Многие спрашивали меня в течение этого года, что за причина основания в Нью-Йорке Института Соединённых Искусств и международного художественного центра "Corona Mundi". Конечно, лицам посвящённым основание этих учреждений не случайно. Оба учреждения отвечают нуждам времени. Меня просили дать девизы этих начинаний, и я избрал две цитаты из моих лекций. И твержу, что в дни международных недоразумений и острой борьбы оба учреждения жизненно практичны.

Смысл цитаты для Института Соединённых Искусств, что красота должна сойти с подмостков сцены и проникнуть во всю жизнь и должна зажечь молодые сердца священным огнём.

Для Международного Художественного Центра было указано, что реальная победительница в жизни — Красота. И единственная прочная ценность заключена в произведениях искусства, тогда как денежные знаки превращаются в хлам. Любовь, Красота и Действие!»4

В выпущенном вскоре проспекте «Корона Мунди» были обозначены довольно обширные цели:

• проводить художественные выставки, договариваться о публикациях, организовывать постановки, лекции и концерты. Устраивать передвижные выставки в музеях, галереях, школах, на фабриках, в больницах, тюрьмах и в населённых пунктах, далёких от центров искусства;

• покупать и продавать художественные ценности и выступать в качестве агентов для всех произведений искусства;

• помогать музеям и частным коллекционерам в пополнении их коллекций;

• открывать свои агентства и филиалы в других странах;

• организовывать экспедиции для художественных и археологических исследований. Каталогизировать и систематизировать коллекции, проводить экспертизу и реставрацию художественных произведений.

Николай Рерих был избран почётным президентом Международного художественного центра «Корона Мунди», Луис Хорш — президентом, Морис Лихтман — вице-президентом, Фрэнсис Грант — исполнительным директором.

В самом начале образования центра произошёл интересный эпизод. Николай Рерих в 1921 году написал картину «Корона мира (Стражи)». Она написана в стиле древнерусской иконописи: двое святых, мужчина и женщина, стоят на символическом изображении древних городов по обе стороны от благого Древа, на котором сидят две голубки. На самом верху Древа сидит ещё одна птица, внизу изображение орла. Женщина держит в руках корону, мужчина — небольшой храм. Эта работа в числе других произведений была показана на проходящих в то время выставках Рериха в США. В августе того же года журнал «Architectural Record» поместил эту работу на своей обложке, предваряя ею материал о художнике. На одном из организационных заседаний Центра этот журнал лежал на столе, и сотрудник рериховских учреждений Морис Лихтман, рассматривая обложку журнала, увидел на картине Рериха такую сцену: «женская фигура подаёт корону, а мужская — храм, между ними древо знания, которое произрастает из американского орла»5. Он поделился с Рерихом и остальными сотрудниками своими соображениями. Все были удивлены и поражены этими символами, напрямую связанными с образованием нового центра «Корона Мунди», в том числе и Николай Константинович, который сразу же решил подарить эту картину организованному учреждению. А к картине после этого прочно прикрепилось название «Корона Мунди».

Что ещё хочется отметить: Рерихи вначале задумывали «Корона Мунди» как одно из основных учреждений, которое должно было иметь при себе издательство, выпускать книги, репродукции картин, ноты. При центре предполагался постоянный Музей картин Николая Рериха.

Деятельность Художественного центра началась с выставки Н.К. Рериха. 27 марта 1923 года в Школе Объединённых искусств был устроен «Однодневный частный просмотр новых картин Рериха». Это, можно сказать, была заключительная выставка, которая объединила новые работы Николая Рериха после его большого выставочного турне по американским городам. В напечатанном к этому мероприятию буклете было заявлено 80 разноплановых работ художника, созданных в Америке. Представлены были картины из серий «Санкта», «Мессия», «Океан», пейзажи, написанные в Санта-Фе, Гранд-Каньоне, Рио-Гранде, на острове Монхиган. О выставке писали, что в картинах воплощено обращение мастера к духу Америки, выражена его вера в глубину её духовных ценностей и человеческих традиций. Были на выставке и театральные работы художника к операм «Снегурочка» (для Чикагской «Опера Компани»), «Князь Игорь», «Тристан и Изольда» и «Псковитянка». Наряду с этим экспонировались картины «Соловецкий монастырь», «Святые гости», «Святые Борис и Глеб», «Вестник». На открытие пришло около 200 человек. Выставка произвела большое впечатление, многие желали купить работы художника и были разочарованы тем, что картины не продаются, так как, вероятно, они должны были вскоре стать частью коллекции будущего музея.

К концу 1923 года мысли Рерихов о Музее картин художника смогли воплотиться в жизнь. Тем временем в мае 1923 года Рерихи отправились через Европу в Индию. Оставшиеся сотрудники активно включились в работу организованных учреждений. В начале декабря 1923 года в газете «Нью-Йорк Таймс» появилась такая заметка:

«Мастер-Институт Объединённых искусств и Международный Художественный центр "Корона Мунди" объявили об основании Музея Рериха 17 ноября 1923 года. Музей полностью будет посвящён картинам Николая Рериха и будет включать больше 300 его работ. Дата открытия для публики будет объявлена позже»6. Так идея смогла воплотиться в жизнь. Произведения Рериха, показанные на передвижных выставках в городах США, получили достойное прибежище в Нью-Йорке. Здание Музея находилось по адресу Риверсайд Драйв, 310 и было куплено сотрудниками Рерихов.

Для публики Музей Рериха открылся 24 марта 1924 года. В газетах отметили это событие: «Музей Рериха и общество, назвавшее себя "Корона Мунди", объединились на Риверсайд Драйв. Целью "Корона Мунди" является проведение выставок, лекций, концертов, размещение временных выставок, не только в галереях и музеях, но и для населения, на фабриках и в школах, тюрьмах и госпиталях и в маленьких посёлках. Школу соединили с обществом, назвав Мастер-Институтом объединённых искусств, целью которого является объединение всех видов искусства. (...) В Музее Рериха находится постоянная выставка картин Николая Рериха. Его работы стали теперь знакомы благодаря выставке, проходившей около двух лет тому назад, передвижной выставке прошлого года, которая путешествовала по стране, а также благодаря его сценическому, очень красивому и исторически точному оформлению "Снегурочки" для Чикагского Оперного театра. Насколько точно картины Николая Рериха соответствуют идеям этих объединённых сообществ, объяснено его собственными словами: "Я никогда не рисую декорации для оперы или балета без начального близкого ознакомления с их драматургией и музыкой. Я глубоко изучаю и то и другое, чтобы понять их внутреннюю духовную составляющую, дух которой должен быть един, если произведение стремится стать великим и вечным. Погрузившись полностью в главную идею, в то вдохновение, которое дало рождение данному произведению, и позволив им овладеть мною, я затем стремлюсь выразить в моей картине ту же мысль, то же самое вдохновение, которое композитор и либреттист выразили в музыке и в словах"»7.

В том же году при участии «Корона Мунди» были изданы несколько книг на английском языке: сборник произведений Н.К. Рериха «Adamant» — статьи, написанные в Америке и отражающие философские и художественные взгляды Рериха и его веру в будущее; краткая монография «Roerich» с предисловием о творчестве художника, включающая 63 репродукции его картин; книга Нины Селивановой «The World of Roerich» («Мир Рериха») — попытка интерпретации жизни и творчества Николая Константиновича. Тогда же на почтовых карточках «Короной Мунди» выпущено несколько репродукций картин Николая Рериха в чёрно-белом изображении: «И Мы открываем врата», «Вестник», «Покаяние», «Святые гости», несколько позже «Вестник» и «Ведущая» напечатаны в цвете.

В октябре 1924 года Николай Константинович вместе с младшим сыном Святославом вернулся из Индии в США. Они привезли для собрания «Корона Мунди» множество редких вещей — коллекцию тибетских тханка, предметы искусства, вещи времён императора Акбара, редкое изображение Будды Майтрейи. Было решено коллекцию тибетской живописи показать на выставке осенью следующего года. И действительно, выставка «Редкая коллекция тибетских тханка» открылась 1 ноября 1925 года и длилась до 3 января 1926 года. К тому времени Н.К. Рерих вернулся обратно в Индию, а Святослав Рерих остался в Америке и стал директором-куратором центра «Корона Мунди». Выставка тханка состоялась уже при его участии. Он сам развешивал образцы тибетской живописи, в числе которых были представлены «Майтрейя», «Будда и шестнадцать архатов», изображения «Авалокитешвары», «Цзонгкапы», царя Шамбалы «Ригден-Джапо» и др. Приурочена выставка была к выходу в свет книги Юрия Рериха «Тибетская живопись», изданной Полем Гётнером в Париже. Книга рассказывала об истории тибетской живописи, её религиозном значении и могла служить неким каталогом к устроенной экспозиции. В буклете к выставке отмечалось, что художники Тибета черпают вдохновение в своём эпосе, который становится темой, бесконечной в своих вариациях. Технически искусство Тибета полностью иконографично, а стиль и процесс очень похожи на древнерусское искусство, за исключением того, что тибетцы рисуют на холсте.

Позже эта выставка в течение нескольких лет демонстрировалась в разных городах США.

В это же время Рерихи, находясь в экспедиции, продолжали посылать произведения искусства Тибета в Нью-Йорк: «Художественная экспедиция Рериха, продвигающаяся внутрь Центральной Азии, отправила большое количество произведений тибетского искусства и картин Николая Рериха в Музей Рериха в Нью-Йорке, в центр "Корона Мунди", где они должны быть выставлены в марте. Картины, добавленные к предыдущим работам г-на Рериха, представят панораму стран, никогда прежде не изображавшихся западными художниками.

Среди них есть изображения тибетских монастырей, скульптура, манускрипты, ритуальные кинжалы, используемые ламами, маски, надеваемые в танцах дьявола из красных монастырей, и также стол для чаепития Далай-ламы, искусный образец национального местного искусства. Всё, что собрано в Тибете, было отправлено из Ладака, места последней остановки экспедиции»8.

В том же 1925 году состоялась и ещё одна знаковая выставка под эгидой Международного центра «Корона Мунди» — первая персональная выставка картин Святослава Рериха. Сотрудница рериховских учреждений Фрэнсис Грант в письме Эдгару Ли Хьюитту, предлагая выставку для показа, так описывала её: «Экспозиция насчитывает около 100 живописных работ, выполненных в Индии и Тибете, в том числе портреты, типичные тибетские пейзажи и типажи, а также эскизы костюмов. Средний формат картин 24 х 36 дюймов9. Предполагается соблюдение общепринятых условий проведения выставки; каждый музей обеспечивает сохранность картин и оплачивает доставку к следующему месту показа. Выставку можно бы провести в течение максимум четырёх недель в любом месте и в отдельном помещении»10.

В декабре 1924 года состоялся предварительный показ картин молодого художника. Журнал «Новости искусства» отмечал: «Некоторые картины г-на Рериха сейчас выставлены в Международном центре искусств "Корона Мунди", 310 Риверсайд Драйв, до их показа в одной из нью-йоркских галерей в следующем сезоне, а также до организации для них передвижных выставок в музеях США и Канады»11.

Предваряя будущую выставку, Фрэнсис Грант поместила статью о творчестве Святослава Рериха с фотографиями его полотен в журнале «Musical America»12. В ней она писала о том, что ранее Гималаи непреодолимой стеной охраняли Тибет от нашествия Запада и труднодоступность этих мест хранила тайны искусства этого народа. Не часто западному человеку доводилось наблюдать танцы и ритуалы Тибета, на которые не оказала влияния европейская культура. Но не так давно дружеское взаиморасположение помогло всемирно известному художнику Николаю Рериху и его спутникам по экспедиции получить доступ к близкому знакомству с художественной жизнью Тибета. Вместе с Николаем Рерихом находился его сын, Святослав Рерих, также известный художник, недавно вернувшийся в Америку с более чем сотней картин, написанных в Тибете. Эти полотна он намерен выставлять по приглашению ведущих музеев в разных городах Соединённых Штатов. Наряду с талантом художника он проявил большой интерес к тибетской музыке и драме, которые глубоко заинтересовали его своим неповторимым, неискажённым духом Востока. В этом он черпал вдохновение для некоторых из своих самых блестящих полотен.

Осенью выставка Святослава Рериха открылась в Художественном музее колледжа Уэллсли. Посетителям было представлено более сотни работ молодого художника. Здесь были портреты, пейзажи и театральные эскизы. Пресса отмечала, что все картины великолепны, но особенно выделяются те, что изображают тибетскую жизнь.

Стоит отметить, что ранее для поощрения молодых талантов Международным художественным центром были устроены несколько конкурсов.

В 1923 году совместно с Зуро Гранд Опера Компани (The Zuro Grand Opera Company) был объявлен конкурс на лучший дизайн декораций и сцен для одной из следующих опер: «Аида», «Кармен», «Фауст» или «Риголетто». Членами жюри этого конкурса были Норман Бел-Геддес, Роберт Эдмонд Джонс, Хьюго Ризенфельд, Николай Рерих, Джозеф Урбан и Иосиф Зуро. В выпущенном к конкурсу анонсе говорилось о том, что современное искусство привнесло в театр новые жизненные силы. В этом омоложении декоративной стороны сцены опера была несколько забыта. Устроение конкурса должно способствовать тому, чтобы устаревшие формы могли быть заново осмыслены современными художниками. Цель конкурса — поощрение молодых талантов в благодатной области театральных декораций. Были установлены 4 приза — от 25 до 100 долларов. До 15 апреля 1923 года молодые творцы должны были представить свои произведения.

В начале 1924 года «Корона Мунди» объявляет ещё один, довольно необычный, конкурс — на «Современный дизайн костюмов в стиле Атлантиды». По мнению организаторов, он должен способствовать внедрению нового духа в современный дизайн, ибо проведённые раскопки и исследования в Мексике и других местах Америки выявили глубокое художественное видение мастеров прошлого, продемонстрировали, насколько высокохудожественные предметы быта могли создавать древние творцы. Конкурс был призван побудить современных художников извлечь всё лучшее из прошлого и использовать это в своих творениях.

Подсказка для конкурсантов была дана в словах Николая Рериха: «Каждой стране присущи свои характерные сокровища. Америка обладает величайшим наследием древней Атлантиды. Здесь мы подходим к одной из самых интересных проблем, ибо если образ Атлантиды удастся воспроизвести, то, мне кажется, мы получим подлинные элементы для воссоздания этого великого стиля. Теперь у нас есть начало некоторых новых открытий на Юкатане. Также следы обнаруживаются в Аризоне и Нью-Мексико, что приближает нас к тем границам. Кроме того, если мы почерпнём из традиции Египта, Крита, из истоков дравидийской южной Индии, то в наших руках окажется настоящий материал для работы. Как его использовать — вопрос интуиции. Одно можно сказать наверняка: на стиль Атлантиды нужно смотреть широко, с истинным пониманием цветовой гармонии»13.

Обращение «Корона Мунди» к столь необычной теме не удивительно. Ещё находясь в России до революции 1917 года, Николай Рерих написал сказку «Миф Атлантиды» (она вошла в первый и единственный том собрания его сочинений, изданный И.Д. Сытиным). Приехав на американский континент и познакомившись с его древней культурой, Николай Константинович в 1921 году создал картину «Атлант». Позже, в 1929 году, — полотно «Гибель Атлантиды». Интерес к древним цивилизациям, к наследию прошлого всегда сопровождал искания Николая Константиновича. В своём очерке «Прекрасное» он писал: «Мы слышали, что Азия и Америка когда-то составляли один континент; в красивой сказке люди Азии расскажут вам о катаклизме, разделившей эти континенты, и вы почувствуете, что образ Азии не менее прекрасен, нежели образ Атлантиды»14.

Членами жюри конкурса были Альфред Боссом, Пейтон Босуэлл, Луис Хорш, Говард Гринли, Сэмюэл Халперт. Предполагалось присудить премии за три первых места. В условиях значилось, что все рисунки должны быть цветными и иметь высоту не менее восемнадцати дюймов. Все проекты должны быть подписаны псевдонимом. К ним должен прилагаться запечатанный конверт, содержащий имя и адрес конкурсанта, с псевдонимом на внешней стороне. Организаторы оставляли за собой право провести выставку представленных проектов. Всего было шесть номинаций: дизайн костюма, дизайн интерьера, текстильный, архитектурный и др. Пока не известно, чем закончился этот конкурс, но сама идея его проведения достойна уважения.

Международный художественный центр в своей новаторской работе по представлению в Америке искусства как связующего международного языка первым устроил передвижную выставку «Русские иконы и рисунки». Было собрано около 95 произведений с XVII по XIX в. Среди них: «Покров Вероники», «Св. Иоанн Креститель», «Неопалимая Купина», «Святые Борис и Глеб», «Троица», «Святой Тихон» и др. Искусство русских иконописцев решено было показать во многих местах США.

Представляя эту выставку, организаторы отмечали, что ни одно искусство не отразило так глубоко дух первых христиан, как русские иконы — эти удивительные творения, образцы древнего уникального искусства. Во всех представленных иконах явлены полное благоговение и преданность избранному предмету, ибо в творчестве русских иконописцев присутствует глубокая сакральность и целый нравственный кодекс, определявший жизнь художника. В то время, когда современное искусство на новом витке снова стремится выразить себя простым языком, можно новым взглядом увидеть эти первые творения великих мастеров. Все представленные на выставке образцы известных школ иконописи различаются по своему выражению, но не по духу. В Музее Рериха выставка прошла с 14 декабря 1924 года по 4 января 1925 года и называлась «Выставка византийских и русских икон и рисунков».

Среди самых разнообразных выставок, устроенных «Corona Mundi» и объединивших некоторые из лучших произведений разных стран, можно упомянуть «Выставку старых мастеров итальянской и фламандской школ» в 1923 году, где были представлены блестящие творения признанных мастеров: Эль Греко, Симоне Мартини, Паоло Веронезе, Питера Пауля Рубенса, Марко Пальмеццано, Дирка Хальса, Иеронима Босха, Яна Брейгеля и др.

С 17 января по 23 февраля 1926 года Художественным центром проводилась выставка «Современная американская живопись и скульптура». На ней было показано более 60 работ мастеров искусства. Такие же экспозиции устраивались Международным центром и в последующие годы (с 1927 по 1931-й). Этими выставками стремились поощрять творчество американских художников, демонстрируя их произведения широкой публике и тем самым открывая новые имена и таланты и стимулируя их к дальнейшему творчеству.

С 27 февраля по 28 марта 1926 года проходила выставка «Картины американских индейцев» из коллекции известного исследователя, археолога, путешественника, профессора антропологии Государственного педагогического колледжа в Сан-Диего Эдгара Ли Хьюитта. Была представлена 41 работа, написанная акварелью. В заметках о выставке отмечалось, что индейские художники, к счастью, остались совершенно верны своим традициям и не пытаются смотреть на мир глазами белого человека. Представленные талантливые работы отличаются чистотой рисунка и стиля, в них вложена та же любовь к труду, что и в создание изысканной глиняной посуды, ковров и изделий других ремёсел. В живописи индейцев чувствуется та же родная стихия, та же близость к природе, острое чувство ритма и формы. Индейский художник не стремится выразить себя в реализме, чуждом его естественному выражению. Источником его вдохновения являются местные мифы и предания, романтизм церемоний и обрядов. То, что индейский народ до сих пор бережно сохраняет творческую искру, очень важно для Америки, так как его творения являются весомым вкладом в общественную жизнь этой страны.

В 1925 году при участии «Корона Мунди» было организовано шесть конкурсов и выданы премии. В 1926 году — ещё два. Были награждены самые достойные студенты в разных областях искусства, тем самым организаторы пытались вдохновить других их примером и привлечь к занятию творчеством. Конечно же, Международный художественный центр участвовал и во многих других проектах, в частности помогал музеям и коллекционерам в приобретении картин. Позже вся деятельность Художественного центра была отражена в опубликованных отчётах и документах.

Пресса не осталась равнодушной к деятельности Международного центра: «Свободные художественные выставки в общественных школах Нью-Йорка будут продолжены в следующем году, об этом было объявлено вчера Луи Л. Хоршем из Международного Художественного центра "Корона Мунди", который субсидировал выставки. Кроме того, произведения искусства будут разосланы по библиотекам, фабрикам и местам для собраний в соответствии с программой Художественного центра, чтобы донести искусство как можно ближе к людям. В прошлом году картины были показаны даже в тюрьмах, и передвижную выставку отправили в другие части страны»15.

Для более широкого распространения искусства при Музее Рериха был создан Экспериментальный театр под руководством бывшего артиста труппы Московского художественного театра И.В. Лазарева. Задача театра — поиск новых выразительных средств, утончение художественного видения и выражения на сцене, расширение кругозора и взаимодействия между людьми, ибо только в театре наиболее полно можно раскрыть единство искусства, собрав всё лучшее из многочисленных творческих источников для представления художественного произведения. 24 марта 1925 года под эгидой «Корона Мунди» состоялось открытие театра. Была показана программа, состоящая из сцен из «Былины о Микуле Буяновиче» Георгия Гребенщикова, «Святой милости» (из поэмы «Россия») Аркадия Руманова и «Банкрота» А.Н. Островского.

В 1926 году частным книжным издательством «Brentano’s» на английском языке выпущена книга «Гималаи. Монография по искусству Рериха» при непосредственном участии «Корона Мунди». Это было выполненное по самым высоким стандартам уникальное издание, посвящённое Н.К. Рериху, со статьями Ф. Грант, Г. Гребенщикова, И. Народного, М. Сигрист. Название издания говорит само за себя.

Книга посвящена прекрасной странице творчества Николая Рериха — любимым им Гималаям. Не зря же его называли «певцом гор». Перед читателями представала величественная панорама красоты, переданная русским художником. С каждой страницы книги звучала песнь искусства Рериха — песнь о победе духа человеческого, о грядущем единении всех народов во имя Красоты и Истины, во имя Мира и Труда. Перед белыми, сияющими вершинами гор космической нотой звучал призыв мастера и раскрывалась незабываемая картина мудрости и победы духа. Здесь Николай Рерих, провозглашая формулу международного языка: Любовь, Красота, Действие, — призывал к объединению человечества на основах Культуры, на основах Почитания Света.

В книге была и статья Рериха «Знамёна Востока», представляющая собой дневник путешественника и философа, впечатления художника, записанные во время экспедиции. В примечании составители отмечали, что эти мысли записывались Рерихом в блокнот на вершинах гор, в храме, в палатке во время остановки каравана и повествуют об Индии, Тибете и Средней Азии, передавая тонкое ощущение автором Востока с его древними обычаями и культурой, осмысление его религиозной и духовной жизни. Монография была проиллюстрирована репродукциями картин Рериха (представлены более 100 ил., 24 цветных и 78 тонированных), дополнена списком его работ и библиографией и выпущена ограниченным тиражом.

Деятельность Международного Художественного центра «Корона Мунди» была неразрывно связана с Мастер-Институтом объединённых искусств и Музеем Рериха. Сотрудники рериховских учреждений старались реализовывать планы и задачи, очерченные Николаем Константиновичем. В основу всего был положен международный язык искусства как средство взаимопонимания и общения между странами и народами. Только через искусство и культуру можно достичь более широкого понимания друг друга. Только путём привлечения молодых талантов можно идти вперёд, в будущее и раздвигать многие условные границы. С каждым годом деятельность Центра расширялась.

Через 10 лет после основания «Корона Мунди» Н.К. Рерих писал в своём очерке, посвящённом этому Центру: «...вся история человечества подтверждает, что лишь сокровищами Культуры человечество получило право на существование. Лишь мыслями о прекрасном человечество могло двигаться вперёд и могло надеяться на лучшее будущее.

Представьте себе на минуту целую страну из граждан, открытых сердцами к познанию и к Прекрасному. Если даже при единичных геройствах духа страны могут прогрессировать, то какой же золотой век мог бы ожидать государства сотрудников, пылающих о Культуре?

От трубного звука пали стены Иерихонские. Как бы были сметены твердыни тьмы от созвучия сердец пылающих, культурных! Какие бы проблемы жизни решились бы легко и свободно. И какое бы равновесие духа и тела снизошло к человечеству, освобождая его от болезней и телесных, и духовных»16.


1 Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922 – 1934). М.: Сфера, 1998. С. 80.

2 Рерих Н.К. Credo // Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 170.

3 Рерих Н.К. Красота-победительница // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996. С. 180 – 181.

4 Рерих Н.К. Новая Эра // Пути Благословения. Рига: Угунс, 1992. С. 87 – 88.

5 Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. С. 105.

6 Художественные выставки за неделю // Нью-Йорк Таймс (США). 1923. 2 декабря. Перевод с англ. В.Н. Загорской.

7 Искусство. Выставки за неделю // Нью-Йорк Таймс (США). 1924. 30 марта. Перевод с англ. В.Н. Загорской и А. Тульской (Нью-Йорк).

8 Показ тибетского искусства. Экспедиция Рериха посылает произведения искусства в музей в Нью-Йорке // Нью-Йорк Таймс (США). 1926. 17 февраля. Перевод с англ. В.Н. Загорской и А. Тульской (Нью-Йорк).

9 Примерно 60 х 90 см.

10 Мельников В.Л. Индия в переписке Н.К. Рериха и Эдгара Ли Хьюитта // Дельфис. 2020. № 2. С. 26.

11 Sviatoslav Roerich Exhibits // The Art News. 1924. December 27. P. 2.

12 Grant Frances R. American Museums to House Portrayal of Tibet’s Musical Life // Musical America. 1925. January 17. P. 3.

13 Corona Mundi, International Art Center, Announces a Competition for A Modern Costume Design Based on the Style of Atlantis. New York, 1924. Flyer. Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. Перевод с англ. О. Кудзоевой.

14 Рерих Н.К. Прекрасное. Приветствие Школе Дальтона // Держава Света. США: Алатас, 1931. С. 40.

15 Искусство для общественных школ. «Корона Мунди» продолжает свою выставочную политику // Нью-Йорк Таймс (США). 1926. 15 августа. Перевод с англ. В.Н. Загорской и А. Тульской (Нью-Йорк).

16 Рерих Н.К. Корона Мунди (К десятилетию) // Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 215 – 216.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: