«Кому много дано, с того больше и спросится». Рерих Е.И. Письмо от 14.07.1932 |
А.П. СОБОЛЕВ
президент «Исследовательского Фонда Рерихов», г. Санкт-Петербург
Николай Константинович Рерих — это личность мирового масштаба. Его взаимодействие с людьми разного уровня культуры, стран и народностей было естественным для его образа жизни и деятельности, для его планов и задач. И конечно же, на его пути попадались выдающиеся личности, причём принадлежавшие к разным религиозным конфессиям. Думаю, об этих встречах можно написать не одно интересное издание.
В процессе подготовки материалов для книги «Николай Рерих: молитва Земли Небу» меня заинтересовала личность выдающегося американского проповедника Роберта Норвуда. Он не принадлежал к деятелям православной культуры, поэтому материалы о нём в книгу не вошли. Тем не менее он заслуживает самого пристального внимания.
Роберт Норвуд был знаком с Н.К. Рерихом. О нём есть упоминания в письмах Рерихов, например в письме Елены Ивановны к сотруднику Латвийского общества К.И. Стурэ: «Так, нашим другом был знаменитый проповедник Епископальной Церкви епископ Роберт Норвуд. Наш Музей он называл Храмом Рериха и местом Истинного Общения Святого Духа. В его кабинете висели портреты Вел[иких] Учителей. Так, он удостоился видения Самого Вл[адыки], и это навсегда осталось радостью и Светом его чудесной жизни. Дух его понял, кто есть Вел[икий] Вл[адык]а. Он всегда говорил, что все проповеди его были внушены ему Вел[иким] Вл[адыкой]. К великому прискорбию нашему, он недавно скончался. Церковь его была самая большая в Нью-Йорке, и толпы шли на его проповеди. Именно в его церкви произошло чудо, о котором писали все газеты англосаксонских стран. В алтаре в рисунке мрамора было обнаружено очертание фигуры Христа, и, говорят, настолько Изображение это было ясно, что толпы посещали этот Храм»1. В другом письме Е.И. Рерих писала, что Норвуд в свои проповеди вводил понятия воплощения и кармы.
Пока не известно, как произошло знакомство Норвуда с Рерихом. Вероятнее всего, это случилось в 1929 году, когда Н.К. Рерих в очередной раз приехал в США. Тогда в Нью-Йорке 17 октября был торжественно открыт Мастер-билдинг, или Дом Мастера, представляющий собой 29-этажный небоскрёб. Это событие было приурочено к 40-летию творческой деятельности Н.К. Рериха. К открытию было получено множество приветствий, состоялись памятные торжества с приглашением известных людей из мира науки и искусства. Было представлено на обозрение около тысячи работ Николая Константиновича. И конечно же, Роберт Норвуд не мог не заинтересоваться этим событием.
Биография Норвуда весьма и весьма любопытна. Родился он в 1874 году в Нью-Россе (Новая Шотландия, Канада). Его отец служил настоятелем в различных приходах и церквях Канады и США, он умер в 1901 году. Детство юноши было счастливым. Позже это нашло отражение в его стихах:
О счастливое детство!
Моё Сердце, которое знало
Жизнь бесконечную, божественную,
Святую и Истинную
Во всех её проявлениях.
Камень, растение, дерево
Имели душу и были близкими со мной.
В 1897 году он окончил Королевский колледж и стал дьяконом, а в 1898 году был рукоположен в священники. Тогда же, в 1898 году, он опубликовал свой первый небольшой сборник стихов «Дрифтвуд» совместно с Чарльзом Верноном, одним из членов литературного клуба в колледже, его бывшим соседом по комнате. В 1899 году Норвуд женился. От этого брака у него были сын и две дочери. К сожалению, в 1925 году ему пришлось пережить потерю сына, который погиб в результате несчастного случая на охоте. В 1917 году Норвуд был назначен на службу в приход в Филадельфии (штат Пенсильвания) и стал гражданином США в 1923 году. Знакомые Норвуда отзывались о нём как об искромётном собеседнике и глубоком мистике. В частности, его мистицизм и его вера основывались на том, что он является всего лишь инструментом, обученным выражать послания Свыше.
С 1925 года до своей смерти в 1932 году Норвуд служил настоятелем Епископальной церкви Святого Варфоломея в Нью-Йорке. В этом качестве он стал популярен, как один из самых известных ораторов и красноречивых проповедников Северной Америки. Церковь Св. Варфоломея являлась неким центром богословского модернизма и одним из крупнейших и богатых приходов протестантской епископальной церкви. Построена она была в 1918 году в византийском стиле, внутри украшена мозаикой. Эти семь лет служения Норвуда были крайне успешными. Его проповеди регулярно привлекали более 1000 прихожан к зданию церкви на Парк-авеню. К тому времени церковь была ещё не достроена. Строительство завершилось к 1930 году под руководством Норвуда. Он был инициатором и движущей силой возведения общественного Приходского дома Св. Варфоломея, в котором были открыты гимназия, прачечная, типография, бюро по трудоустройству, кредитная ассоциация, поликлиника и социальные клубы — бассейн, спортзал, театр и другие объекты, предназначенные для удовлетворения потребностей молодых рабочих, которые активно эмигрировали в город.
Пастор Роберт Норвуд, «поэт и энергичный проповедник, собирал в церкви еженедельно большое число последователей. Особой популярностью пользовались его проповеди среди молодых преуспевающих жителей города, и это послужило толчком к созданию большого числа молодёжных групп по интересам, которые выбирали своим местом собраний общественный центр»2. Привлекательность его поэтического дарования, широкий кругозор, вдохновенное красноречие и поэтический стиль проповедей сделали церковь Св. Варфоломея одной из самых многолюдных в Нью-Йорке. И стар и млад нашли в пасторе Норвуде друга — современного, понимающего проповедника, сломавшего многие устаревшие стереотипы.
Несмотря на своё положение, все эти годы Норвуд находил время для поэзии. Писали, что по своей сути он являлся лирическим поэтом, который предпочитал объективизировать свою чувствительность в драматических монологах, сонетах, поэтических драмах и повествовательных стихах, видимо для усиления внутреннего выражения и более яркого воздействия на читателя или слушателя. Из-под его пера вышли сборники «Его леди сонетов» (1915), «Волынщик и тростник» (1917), «Модернисты» (1917, 1918), «Билл Борам» (1921), «Мать и сын» (1925), «Исса» (1931); драмы «Эндорская ведьма» (1916), «Человек Кериота» (1919) и другие. Были изданы также четыре сборника проповедей и богословских медитаций и несколько произведений в прозе, отражающих его либеральный взгляд на христианство: «Человек, который осмелился быть Богом» (1929), «Его славное тело» (1930) и др.
Норвуд много выступал с лекциями. Не раз он посещал Музей Николая Рериха в Нью-Йорке и был знаком с сотрудниками рериховских учреждений. Так, З.Г. Фосдик писала о его встрече с Н.К. Рерихом в январе 1930 года: «Затем вечером был Норвуд, пастор Епископальной церкви, и рассказал Н.К., что на Рождество он прочёл проповедь об Н.К. Вообще он считает Н.К. Учителем, распространяет Агни-Йогу и говорит, что 15 лет тому назад имел видение — Мастера в лилово-серебряном свете. Н.К. его очень хвалил»3. Известно о двух выступлениях Норвуда в Музее Рериха на Риверсайд Драйв: 7 января 1932 года он выступал с лекцией «Лорд Исса», 19 апреля того же года — читал поэму «Король красоты» из своего сборника «Билл Борам». Старался он участвовать и в других мероприятиях рериховских учреждений. Например, выступал в Центре Спинозы и позже приводил туда группу молодёжи из числа посетителей своего храма для обсуждения этических вопросов. Был председателем на вечере в Музее Рериха, проведённом 31 марта 1932 года в честь выхода нового сборника стихов известного ирландского поэта д-ра Дж. Г. Казинса. 27 декабря 1931 года он участвовал в торжественном мероприятии, происходившем в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, на котором было объявлено о начале культурного шествия Знамени Мира по всей планете. Там же было оглашено послание Ватикана в поддержку Знамени Мира. Конечно же, пресса не могла пройти мимо этого события. Хочется полностью привести заметку из «Нью-Йорк Таймс»:
Музей Рериха будет проводить церемонию
Знамени Мира Рериха, которое будет отправлено в путешествие по всему миру, как несение призыва к всеобщему миру через взаимное понимание национальных культур, посвящён будет сегодняшний день в Музее Рериха, 310 Риверсайд Драйв. Среди выступающих будут преп. д-р Роберт Норвуд из Епископального собора св. Варфоломея; Луис Л. Хорш, президент Музея Рериха, мисс Франсис Р. Грант, вице-президент; д-р Чарльз Флейшер и д-р Г. Казинс, ирландский поэт, который будет читать свою «Оду Миру».
Знамя Мира Рериха и Пакт Мира, разработанный, чтобы защитить музейное имущество, библиотеки, художественные галереи в военное время, должны послужить символом, объединяющим культурные силы в мире в движении за мир через культуру.
Оно поддерживается Генеральной федерацией женских клубов, Международным музейным комитетом Лиги Наций, Французской академией, Папой Пием XI, государственными деятелями, учителями, учёными и культурными лидерами4.
Во время этой церемонии Роберт Норвуд освятил Знамя Мира во имя мира среди всех живущих. В своём обращении, предшествующем освящению, преподобный доктор Норвуд подчеркнул необходимость достижения мира через сердце, а не через мозг. «Мы не можем обрести покой, полагаясь на свои глупые умы», — заметил доктор Норвуд. — «Пока мы обдумываем, что выбрать: один план или другой план, этот союз или это объединение, мир всегда будет недостижим»5.
Обращаясь к Знамени Мира, он произнёс такие слова: «Мир придёт, о чудесное Знамя! Мы посылаем тебя вперёд, во исполнение твоей миссии. И посылая тебя вперёд, мы, которые касаемся твоего полотнища и взираем на твою белизну, обязуемся посвятить себя, наши души и плоть почитанию Добра во Всевышнем... Итак, Мир придёт наконец с победным реянием твоей белизны... Иди же вперёд и побеждай во имя Любви; желаем тебе успеха во Имя Всевышнего!»6 После этого Знамя, в качестве первого шага, должно было быть отправлено в Брюгге, с которого начнётся его мировое паломничество. Задача Знамени Мира — донести до всех стран своё послание культуры как силы, содействующей всеобщему миру и братству.
На следующий день в «Нью-Йорк Таймс» вышла заметка:
Освящение «Знамени Мира».
Музей Рериха начал движение по защите культур всех народов
«Знамя мира», предложенное Николаем Рерихом как символ международного культурного сотрудничества, было освящено вчера в Рерих Холле, 310 Риверсайд Драйв, перед несколькими сотнями мужчин и женщин. Знамя будет отправлено в Брюгге (Бельгия) на этой неделе и продолжит путешествие через Европу, Азию и Южную Америку с миссией, которая будет являться залогом защиты культур всех наций.
Флаг представляет собой большое белое прямоугольное полотнище с алой окружностью, вмещающей три небольших круга. Национальные эмблемы всех тех народов, где знамя примут, будут прикреплены к Знамени мира для празднования «Знамени мира Рериха в День мира» в 1933 г.
Обращение было сделано преп. д-ром Робертом Норвудом, пастором церкви Св. Варфоломея, который заявил, что мир может быть достигнут только через объединение всех религиозных мировоззрений и через культурное сотрудничество всех народов.
Стихотворение, посвящённое знамени, было прочитано его автором д-ром Джеймсом Г. Казинсом, ирландским поэтом, сейчас живущим здесь. Другими выступавшими были Джон Гордон Баттль и Франсис Р. Грант, вице-президент Музея Рериха. Сообщение от Николая Рериха, который находится сейчас в Гималаях, было зачитано Луисом Л. Хоршем, президентом Музея.
Д-р Чарльз Флейшер, писатель и лектор, был председателем. Музыкальная программа была представлена певцами Дуглас7.
После этого события Роберт Норвуд получил письмо от Н.К. Рериха8.
Наггар, Кулу, Пенджаб, Бр. Индия
31 дек. 1931
Преподобному доктору Норвуду,
Нью-Йорк
Мой дорогой друг,
Ваше участие в праздновании Десятилетия наших Учреждений и Дня Знамени Мира 27 декабря наполнило меня искренней радостью.
Мы хорошо знаем, что в наши дни, когда все тёмные силы активно атакуют, так необходимо сердечное единение всех сил Света. Вы сделали так много
в области духовного просвещения, вы такой опытный воин Света, что можно быть спокойным за надёжность защиты дела Света там, где вы находитесь.
Мы хорошо знаем, что сейчас время особых духовных потрясений. Силы тьмы, силы невежества используют любую возможность, чтобы причинить вред и помешать Пути к Великому Будущему. Если силы добра не будут сейчас держаться вместе, то многим уже предопределённым возможностям может быть нанесён вред. Конечно, Предопределённое придёт. Но какие ненужные, болезненные раны наносятся везде, где не была проявлена бдительность.
Есть много так называемых друзей, которые в нужный момент исчезают. Но сердца настоящих друзей объединяют духовные заповеди, наполняя их безграничным энтузиазмом, который Вам так хорошо известен.
Я не знаю, когда мы встретимся снова. Но я чувствую Ваш Дух так близко, как если бы мы были рядом.
Как раз в тот момент, когда Вы участвовали в наших торжествах, миссис Рерих услышала Благословенный Голос, дважды произнёсший: «Норвуд, Норвуд», — настоящее Благословение было в этом священном утверждении. Я знаю, что вы поймёте всю глубину этого Благословения. Мы сразу почувствовали, что вы стали ещё ближе к нам, и так мы радовались этому духовному общению в нашем узком кругу.
Я вкладываю Вам фрагмент моей последней картины «Мадонна Орифламма». Возможно, он будет благословлён в Вашей прекрасной церкви Святого Варфоломея.
Пусть Новый Год окажется благотворным во всех ваших делах. Я заканчиваю старый год этим письмом к Вам и считаю это лучшим знаком. Мы оба не только верим, но и знаем Великих, Святых Защитников. Объединённые их великими Именами, мы можем в высшей радости утвердить наше духовное общение.
Во Имя Святого Духа с вами.
Получив это письмо, Роберт Норвуд вскоре ответил Рериху.
Церковь св. Варфоломея. Парк Авеню
и 51-я стрит, Нью-Йорк, 25 января 1932
Дорогой Николай Рерих,
Спасибо за ваше исполненное благородства письмо. Но, прежде всего, спасибо за дружбу, которая у меня сложилась с вами, миссис Рерих, и музеем Рериха. Я также должен поблагодарить вас и за прекрасную дружбу с мисс Лихтман и всеми её чудесными коллегами. Всегда, когда я открываю двери Музея и хожу по нему, я счастлив, чувствуя этот дух дружеского общения. Как и вы, я верю в единую общность детей света. Так что, если мы будем трудиться во имя её, мы сможем совершить великие дела на этой сбитой с толку планете. Для меня будет радостью всегда, когда я смогу, служить вам и нашему делу.
«Мадонну Орифламму» не описать сбивчивыми словами, она слишком хороша, и я благодарю вас за эту красоту и даримое ею вдохновение.
С сердечным приветом вам обоим,
Остаюсь вашим другом,
Роберт Норвуд
К сожалению, Норвуд скончался в октябре 1932 года. На его похоронах в храме святого Варфоломея присутствовали 2200 человек. 30 ноября 1932 года в Музее Рериха прошёл вечер памяти Роберта Норвуда. А Николай Константинович посвятил ему небольшую статью «Венок Преподобному д-ру Норвуду», которая вышла на английском языке в сборнике произведений Н.К. Рериха «Твердыня Пламенная». На русском она издана не была и публикуется впервые.
Н.К. Рерих
Венок Преподобному доктору Норвуду
Когда преподобный д-р Роберт Норвуд приехал в 1930 году, чтобы попрощаться перед моим отъездом, его последними словами были: «Мы ещё встретимся!» Кто знает, когда состоится эта встреча! Но я знаю одно, что это будет происходить под тем же знаком сердечной радости, под которым происходили наши земные встречи.
Много ли среди стоящих на страже религии столь просвещённых духом людей? Много ли таких, кто привносит в повседневную жизнь высокое чувство воплощения Божественного? Много ли служителей церкви, которые могут с таким неослабным энтузиазмом выражать вечную красоту? Много ли среди нас людей, способных понять и переплетения повседневной жизни, и сияние великих достижений? И много ли среди нас тех, кто бы продолжал нести свет своего дружелюбия и благожелательности сквозь все бурные потоки нашей земной жизни?
Спросите любого старовера с далёких Алтайских гор, много ли таких хороших людей. Он ответит: «Их так же мало, как колосьев пшеницы после сильного града».
Спросите тибетского ламу: «Много ли в нашем мире таких хороших людей?» «Их столь же мало, как самых высоких снежных вершин», — скажет он.
Спросите бхикшу на Цейлоне: «Много ли в нашем мире таких хороших людей?» Он укажет на трудящихся слонов и скажет: «Даже этих хороших слонов осталось немного».
Так говорят на Востоке.
«Много ли таких хороших людей?» — спросите кого-нибудь на Западе. «Вы сами знаете, как они редки; но, кстати, количество высоких радиоантенн также очень мало. Но даже этим немногим удаётся объединять мир».
Эти отрывки приходят мне в голову, когда я вспоминаю один из наших разговоров с доктором Норвудом. «Ну, хорошо, — добавил он, — даже если такие хорошие люди редки, тем легче им объединиться. Дело не в количестве, а в качестве». И теперь, когда доктор Норвуд находится в невидимой Обители, я помню эти слова, как и приведённые выше отрывки из нашего разговора.
Не для восхваления скажем, что такие люди, как преподобный доктор Норвуд, действительно редки. Именно они, как высокие антенны, объединяют весь мир во всём, что есть лучшего у человечества. Особенно сейчас, когда мир, как после града, так резко разделён по линии Света и тьмы. Когда силы тьмы пытаются нанести Культуре смертельный вред, тогда появляются такие хранители добра и благости, как доктор Норвуд.
Он родился в Новой Шотландии. Это место овеяно множеством чудесных легенд. Такие области известны своей высокой духовностью. Своим сияющим крылом чудесное коснулось и доктора Норвуда. Я вспоминаю, как воодушевлённо он описал мне одно из своих блаженных видений. Чувствовалось, что только человек, который действительно был связан с высшими сферами, мог говорить такими возвышенными словами. «Мне показалось, — заключил он, — что это продолжалось мгновение, но часы показали, что прошло три часа».
Тем же самым высоким вдохновением были проникнуты и проповеди д-ра Норвуда. Неудивительно, что его прихожане были столь многочисленны. И неудивительно, что последователи так сильно любили его. Когда он говорил, слушатели бывали так взволнованы, что не вспоминали о времени. Так ценно, что в наши дни общего беспокойства существуют люди, возвышающие и направляющие наш дух. Мы никогда не забудем, как прекрасно он благословил наше Знамя Мира.
Воистину, доктор Норвуд знал, что такое дружелюбие и что такое любовь. Он был щедрым, широко раздавая свои дары настоящей любви и сострадания. Когда он говорил об украшении своей любимой церкви святого Варфоломея, он, воплотив в жизнь самые высокие замыслы, вдохновил аудиторию к действию. Он не был абстрактен. Он был активным пахарем, который сознательно трудился на поле культуры. И он знал всю красоту ежедневного неутомимого труда. Он знал высокое искусство сотворения служителей Света. Его любили здесь и будут любить там.
Сейчас, выбирая доктора Норвуда бессрочным членом нашего Общества, мы также не действуем абстрактно. Для нас он жив, и мы знаем, что встретим его с той же душевностью, что и прежде.
Пусть Мир и Свет ведут его восхождение!
Гималаи, октябрь 1932 9
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 309 (22.08.1934).
2 St. Barts's. Буклет церкви Св. Варфоломея (на рус. яз.).
3 Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. М., 1998. С. 567.
4 Нью-Йорк Таймс. 1931. 27 декабря.
5 Roerich Museum Bulletin. 1932. January. No. 1. P. 8.
6 Дзанти Дзамбулат. Пакт Рериха // Осетия (Париж). 1933. № 7–8–9. Июль – август – сентябрь. С. 7.
7 Нью-Йорк Таймс. 1931. 28 декабря.
8 Перевод с англ. двух писем, публикуемых ниже, выполнен П.И. Крыловым (г. Санкт-Петербург).
9 Перевод с англ. П.И. Крылова (г. Санкт-Петербург).