Каждая мысль добра есть уже стрела Света. Мир Огненный, ч.2, 286 |
В Санкт-Петербурге на площади Островского стоит памятник Екатерине Великой, открытый в 1873 году. Возвышение, на котором находится статуя императрицы, окружают бронзовые фигуры её сподвижников. Среди многочисленных мужских фигур мы видим и женскую — это княгиня Дашкова.
Деятельность Петра Первого расчистила дорогу многим здоровым веяниям, в числе которых было и возрастание роли женщины в общественной жизни.
Л.В. Тычинина, кандидат исторических наук, писала: «XVIII столетие не без основания называют царством женщин, и не только потому, что во главе многих европейских государств, в том числе России, стояли женщины. В эту эпоху мы видим женщин-дворянок в традиционных ролях жены, матери, хозяйки имений, а также в качестве участников политической и культурной жизни общества. Феномен Е.Р. Дашковой — выдающегося деятеля русской истории и культуры, — с одной стороны, вписывается в указанную тенденцию: Екатерина Романовна в течение своей долгой жизни исполняла все указанные роли. С другой стороны, личность княгини уникальна: это не просто участница политической жизни, но первая в русской истории женщина нецарского происхождения, занявшая высокие государственные посты; это не просто деятель культуры, но женщина, руководившая развитием российской науки и культуры в течение двенадцати лет и в значительной степени направлявшая культурные процессы в этот период»1.
Екатерина Романовна Дашкова родилась в Петербурге 17 марта 1843 года в семье графа Романа Илларионовича Воронцова и Марфы Ивановны Сурминой, происходившей из богатого купеческого рода. Воронцовы в своё время помогли взойти на престол Елизавете Петровне и были осыпаны царскими милостями, занимая высокое место при дворе. Крёстными родителями маленькой Екатерины стали императрица Елизавета и великий князь Пётр Фёдорович (будущий Пётр Третий).
Жизнь Екатерины с самого детства складывалась непросто. Когда ей не было ещё и двух лет, она лишилась матери и была взята на воспитание бабушкой в далёкую деревню. В 4 года девочку забирает к себе её дядя Михаил Илларионович Воронцов, канцлер Российской империи. Она получала образование наравне со своей кузиной Анной. Дядя не скупился на достойное обучение девочек. Они владели несколькими языками, хорошими манерами; умели рисовать и танцевать. Это было хорошее образование для женщин того времени, но Екатерине хотелось чего-то большего, того, что выходило за рамки общепринятого.
И, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». В 14 лет она заболевает корью, а так как семья была приближена ко двору, её отсылают в дальнее поместье, дабы не заразить наследника. Там от одиночества её спасают книги — в поместье была огромная библиотека. Екатерина читает труды европейских просветителей. Её любимыми писателями стали Бейль, Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций. Вернувшись в Петербург, она продолжает чтение. Иван Иванович Шувалов, любимец императрицы и меценат, помогал ей доставать книжные новинки Европы.
В 1759 году Екатерина Романовна выходит замуж за Михаила Ивановича Дашкова, представителя древнего княжеского рода. Она очень любит мужа и страдает при разлуках. У них рождаются дочь и сын. Счастье семейной жизни длилось недолго: после 5 лет совместной жизни Михаил Иванович умирает от лихорадки во время военного похода, оставив жену с двумя детьми на руках и многочисленные долги. И в этом, казалось, безвыходном положении обозначился характер княгини Дашковой. Оправившись от потрясения, она переходит к строжайшей экономии и проявляет талант хорошего управляющего своим поместьем, что позволило ей рассчитаться с долгами мужа.
В 1758 году произошло знакомство Екатерины Романовны с великой княгиней Екатериной Алексеевной, супругой наследника престола, и они обе нашли друг в друге достойных собеседниц в обсуждении тем, столь не типичных для большинства женщин того времени. Так началась эта необычная дружба Екатерины Великой и Екатерины Малой.
В 1761 году умирает Елизавета Петровна и к власти приходит наследник — Пётр Третий, не отличавшийся ни любовью к России, ни уважением к её славе. Русские офицеры оскорблены его действиями. Зреет заговор, в котором приняла участие и Екатерина Дашкова. Приближённая ко двору, она знает о намерении императора избавиться от жены, сослав её в монастырь. Дашкова старается склонить дворян на сторону Екатерины Алексеевны и не знает, что в то же время военную часть заговора осуществляет граф Орлов. Во время захвата власти она рядом с Екатериной. В мундирах офицеров Преображенского полка они бесстрашно скачут к месту событий вместе с заговорщиками.
Получив награды вместе с другими участниками дворцового переворота, Дашкова неожиданно чувствует охлаждение к ней со стороны Екатерины. О причинах этого существует ряд догадок. Дашковой было 19 лет, когда Екатерина взошла на престол. Молодая женщина была влюблена в свою старшую подругу и верила ей. Она была полна планов относительно лучшего обустройства государства. Считала, что, прежде чем говорить об освобождении крестьян от крепостной зависимости, надо наладить просвещение среди простого народа. Она также думала, что надо допустить до управления государством лучших представителей дворянства. Екатерина Романовна была энергична и талантлива и считала, что может служить России.
А.И. Герцен пишет о Дашковой, полемизируя с Кэтрин Уилмот2. На слова Кэтрин, что Дашкова «родилась быть министром или полководцем, её место во главе государства», Герцен отвечает: «Всё это верно, но мисс Уилмот забывает, что сверх того Дашкова родилась женщиной и женщиной осталась всю жизнь. Сторона сердца, нежности, преданности была в ней необыкновенно развита. Для нас это особенно важно. В Дашковой русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заявляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России — и смело становится рядом с Екатериной»3.
В те времена мечта о конституционной монархии, ограничивающей императорскую власть, занимала умы многих дворян. Но у Екатерины Второй были другие планы на этот счёт: она хотела быть самодержицей. Был раскрыт ряд заговоров против неё. Имя Дашковой среди заговорщиков не звучало, тем не менее ей было предписано покинуть Петербург и жить в имении. Возможно, Екатерина считала, что если Дашкова когда-то не побоялась пойти за ней, то может выступить и против неё.
В 1769 году Екатерина Романовна просит императрицу разрешить ей выехать за границу для поправления здоровья. Она посетила Англию, Швейцарию, Пруссию и Францию. Знакомилась с достопримечательностями, памятниками культуры, имела беседы с великими просветителями того времени, приобретала книги. Вторую заграничную поездку она посвятила образованию сына, составив программу его обучения и выбрав ему лучших учителей.
Позже в своих «Записках» она вспоминала: «Я познакомилась с профессорами, достойными уважения за ум, просвещённость и нравственность. Им были чужды самомнение и зависть — удел мелких душ, они жили между собой как любящие друг друга братья, и было приятно находиться в обществе этих глубоко образованных людей, во всём согласных между собой; разговоры с ними являлись неисчерпаемым источником знаний»4.
В 1782 году Дашкова возвратилась в Россию уверенной в себе женщиной, с большим чувством собственного достоинства. Императрица встретила её ласково и неожиданно предложила возглавить Академию наук, которая в те годы пребывала в довольно плачевном состоянии. Екатерина направляет энергию и таланты Дашковой на исправление этого положения.
30 января 1783 г. Е.Р. Дашкова вступила в должность директора Петербургской академии наук. Назначение сопровождали поздравления и восхищённые отклики европейских и российских учёных. Работа Дашковой в Академии началась с решения хозяйственных и экономических вопросов. Надо было обеспечить деятельность Академии и создать благоприятные условия для жизни и работы учёных и всех служащих заведения. Для поддержки научных исследований и экспедиций, а также просветительных начинаний была введена строгая финансовая дисциплина; для увеличения средств — организована предпринимательская деятельность. Княгиня вела строгий учёт расходования средств, которые выделяло государство, а также и тех, которые были получены за счёт коммерческой деятельности. Пресекая попытки чиновников вмешиваться в хозяйственные дела Академии, она сделала её экономику абсолютно прозрачной, что автоматически исключало коррупцию.
Благодаря принятым мерам возникла материально-техническая база, создавались новые лаборатории, приобретались приборы и инструменты, пополнялась библиотека, шли модернизация и расширение академической типографии. На фоне хозяйственных преобразований развивалась просветительная деятельность.
11 октября 1783 года в Петербурге указом Екатерины II была основана Российская академия. В отличие от Академии наук, опекавшей точные науки, задача Российской академии состояла в способствовании развитию наук гуманитарного цикла, русского языка и литературы. Её работа была тесно связана с Академией наук. Многие сотрудники старой Академии вошли в состав новой. Дашковой было повелено возглавить её работу.
О русском языке. Первое серьёзное знакомство Екатерины Романовны с русским языком произошло, когда она, выйдя замуж, переехала из Петербурга в Москву, к родителям мужа. Там и выяснилось, что на французском и английском она говорит лучше, чем на русском, в то время как родители мужа иностранными языками не владели. Из уважения к ним она приложила все силы, чтобы выучить родной язык. Тогда, наверное, и началось её более глубокое знакомство с языком своей родины.
Будучи убеждена, что успешное развитие страны должно начаться с развития культуры и просвещения, она видела главную задачу Российской академии в способствовании развитию родного языка и литературы. В рамках издательского и переводческого проектов было издано полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова в 6 томах. Переводились на русский язык и издавались значимые работы европейских учёных. Академия наук выпускала научную, научно-популярную и учебную литературу, карты Российской империи и других стран, газету «Санкт-Петербургские ведомости», журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения».
Были организованы публичные лекции на русском языке по математике, истории, географии, физике, имевшие большой успех.
Исключительным вкладом Дашковой в развитие отечественной культуры стала публикация шеститомного «Словаря Академии российской», который был создан в достаточно короткие сроки — за 11 лет, в то время как словарь Французской академии, например, создавался 59 лет. Среди авторов «Словаря» были российские учёные, писатели, общественные деятели. Екатерина Романовна не только руководила работой, но и сама принимала в ней участие. Ею лично было собрано более 700 слов на буквы «ц», «ш», «щ» и даны им толкования. Также княгиня предложила ввести букву «ё», заменив ею буквосочетание: «iо».
Дашкова была знакома с европейскими трудами по педагогической науке того времени, при этом наиболее симпатизировала взглядам английского педагога Джона Локка. Свою педагогическую программу она отразила в статьях «О смысле слова "воспитание"», «О истинном благополучии», «Да будут русские русскими», ставя во главу угла добродетель. Статьи эти публиковались в периодических изданиях Академии. Она считала, что образование должно идти вместе с воспитанием человека сердечного, что будет являться залогом добродетельной жизни.
Считают, что Дашкова была первой феминисткой, хотя она никогда не выступала за равенство полов. Своей жизнью она доказала, что женщина в своей деятельности может не только стоять рядом с мужчинами, но и по дерзновенности замыслов и эффективности их результатов превосходить многих из них.
В начале 1790-х годов из-за того, что в типографии Академии были напечатаны произведения, впоследствии запрещённые цензурой, Дашкова попадает в опалу, подвергается травле со стороны чиновников и в 1795 году подаёт прошение на высочайшее имя об отставке «по состоянию здоровья». Императрица не принимает отставку и отпускает её в двухгодичный отпуск. Екатерина Романовна уезжает в Москву и живёт в своём поместье в Михалково. В 1796 году, после смерти Екатерины, пришедший к власти Павел I отправляет Дашкову в ссылку в отдалённое имение её сына под Новгородом, и лишь спустя время, при содействии императрицы Марии Фёдоровны ей было разрешено вернуться в своё имение в Калужской губернии, а затем в Москву.
4 января 1810 года княгиня Дашкова ушла из жизни в возрасте 66 лет и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком Калужской губернии.
Огромный вклад, внесённый Екатериной Романовной Дашковой в развитие культуры России, во многом подготовил приход золотого века русской культуры.
Данная статья не имела цели охватить все грани жизни Е.Р. Дашковой. Дитя своего времени, она впитала в себя как сильные, так и слабые его черты. Мы выбрали только вершинные достижения, те жемчужины, которые были ею поистине выстраданы. И таковых, достойных быть возложенными на алтарь будущего, оказалось достаточно много.
Сегодня, когда на наших глазах происходит агония старого мироустройства и среди его обломков встают ростки Нового Мира, — нам нужны только лучшие достижения наших предков. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего!» — это завет Николая Рериха будущим поколениям.
1 Тычинина Л.В. Княгиня Е.Р. Дашкова и российская культура // Е.Р. Дашкова и русская культура: От эпохи Просвещения к современности. М., 2014. С. 11.
2 Кэтрин Уилмот — ирландская путешественница; с 1803 по 1808 год жила у Е.Р. Дашковой, став её добрым другом.
3 Полярная звезда. Лондон, 1857. С. 207 – 208.
4 Тычинина Л.В. Княгиня Е.Р. Дашкова и российская культура // Е.Р. Дашкова и русская культура: От эпохи Просвещения к современности. С. 15.