Издательский центр РОССАЗИЯ    контакты    написать нам   8 (383) 223-27-55

Мысли на каждый день

Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества.

Беспредельность, 828

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ФИЛОСОФ ОГНЯ. Посвящается ПАРАЦЕЛЬСУ — великому учителю, алхимику, врачу

Автор: Вагина Елена

Журнал: № 2 (334), Февраль, 2022


Теги статьи: 

Д.А. Кнапп. ПАРАЦЕЛЬС

...Светочи Мира есть Светочи на все времена, так как их труды и достижения базируются на двух вечных Основах Бытия — любви к Богу и любви к ближнему.

Н.Д. Спирина

Наступление XV века ознаменовало начало новой эры мысли. В историю это время вошло как эпоха Возрождения. В Живой Этике сказано: «Оглянемся на страницы истории: пришло время освобождения мысли, и запылали костры, но мысль потекла. (...) Инквизиторы и ретрограды могут строить тюрьмы и сумасшедшие дома... Но созревшую степень эволюции отодвинуть нельзя»1. Почему это время названо эпохой Возрождения? Что возрождалось? Какие времена предшествовали этой эпохе, что вызвало необходимость возрождения? Пройдёмся по страницам истории, тем более что нити тех далёких событий тянутся и в наши дни.

С падением Римской империи в V веке исчезает языческий мир. Идут столкновения на религиозной почве и непрерывные войны. Изменяется политическая карта мира. Христианство, пришедшее на смену язычеству, не смогло сохранить чистоту Учения Великого Учителя. Уход с жизненной сцены апостолов и их учеников, посвящённых в сокровенные знания, и трудность поиска достойных учеников привели к тому, что знание, передаваемое из уст в уста, постепенно утрачивалось.

Дух христианского учения, предстояние, подражание Высшему стали заменяться внешними, формальными действиями и обрядами. Возникли искажения в толковании Учения; всякое инакомыслие преследовалось.

Заповеди Христа, в основе которых лежат космические Законы, стали умаляться и подгоняться под невежественное сознание. Окончательный удар Учению Христа был нанесён Пятым Вселенским Собором, который признал один из основополагающих Законов бытия — о перевоплощении — ложным, не соответствующим духу Учения. С утратой истинного знания было утеряно и существовавшее со времён античности единство между религией, философией и наукой, следствием чего стал и упадок общественной морали.

В этом водовороте событий церковь не смогла удержать истинное знание; узость мировоззрения, фанатизм и нетерпимость к проявлению свободной мысли привели, при деятельном участии тёмных сил, к инквизиции с её кострами и пытками. Наступило время крестовых походов с поголовным истреблением всех инакомыслящих.

Почти на тысячелетие западный мир погрузился во мрак средневековья с его невежеством, нетерпимостью и разъединением. Далее — опять войны, вызванные уже появлением Лютера и Реформации — нового религиозного движения, преследование и уничтожение ереси и еретиков.

Но человечество живёт в мире, мудро управляемом космическими законами, в мире причин и следствий, где ни одно самое малое явление не было бы следствием ранее заложенных причин, тем более когда речь идёт о событиях «столь большого масштаба, как переселение народов, как распад мирового государства, как изменение мировоззрения народов...»2. Все эти события «не были случайностью, но были результатом действия законов эволюции, результатом наступления планетных сроков...»3.

XV век, отмеченный великими открытиями и началом европейского Возрождения, стал соединительным мостом между двумя эпохами — Средневековьем и Новым веком.

Эпоха Возрождения и распространение идей гуманизма отчасти погасили религиозную нетерпимость и связанное с ней взаимоистребление. На волне новой общественно-политической мысли появляются люди-титаны, которые своим примером показали, как можно жить, основываясь на идеалах добра, красоты, гармонии с природой, в стремлении к Высшему. Нужно было обладать исключительным мужеством, чтобы говорить о тех вещах, которые противоречили установленным правилам. История оставила нам примеры такого бескомпромиссного служения Истине и людям: в искусстве — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Дюрер, в архитектуре — Палладио, Альберти, Брунеллески, Делорм, в литературе — Шекспир, Петрарка, Сервантес, Монтень, в философии — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, в науке — Джордано Бруно, Коперник, Галилей. В ряду этих творцов стоит и великий Парацельс — философ, алхимик, врач. Наша статья посвящена этому великому учёному эпохи Возрождения.

«Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание»4.

Настоящее имя Парацельса — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Он родился в 1493 году в Швейцарии в маленькой деревушке вблизи местечка Айнзидельн недалеко от города Цюриха. Его отец Вильгельм Бомбаст в окрестностях Айнзидельна был известен как врач. О матери Теофраста ничего не известно, видимо, она рано ушла из жизни. Известно только, что женился Вильгельм Бомбаст в 1492 году на сестре-хозяйке из лечебницы местного аббатства.

Самые тёплые воспоминания детства Теофраста связаны с отцом, который был его первым учителем и наставником. Учёный говорил, что тем, чему он научился и кем стал, он обязан одному лишь отцу. Отец обучал мальчика основам алхимии, хирургии и терапии. По достижении 16 лет Теофраста отправили на учёбу в университет города Базеля. Позже он продолжал образование в разных университетах Европы, а диплом врача защитил в Феррарском университете в Италии.

После окончания обучения началось время странствий. Вот что он сам пишет о том времени: «Врач не может обрести умение в университетах: возможно ли за три или четыре года осмыслить человека, астрономию, алхимию и физику? (...) Это невозможно, ибо искусство врача вмещает в себя так много, что незрелый юноша двадцати четырёх лет от роду не может ознакомиться со всем этим и не готов быть врачом. (...) Одно лишь знание минералов и их лекарственных препаратов не рождает врача...»5 «В поисках истины, — говорит Парацельс, — я рассуждал сам с собою, что если нет настоящих преподавателей медицины, — как я могу научиться этому искусству? Не иначе как только по великой открытой книге природы, написанной рукой Бога...»6 В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причём не только от учёных, врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с простым народом — пастухами, цирюльниками, повитухами.

Парацельс путешествовал по Придунайским странам. Участвовал в нескольких военных кампаниях, оказывая помощь раненым. Побывав в странах Восточной Европы, он посетил и Россию. Считают, что из Москвы он отправился в Константинополь, где провёл некоторое время в обществе одного известного адепта алхимии и получил от него философский камень7. Из писем Е.И. Рерих мы знаем, что венцом странствий Парацельса стали Гималаи: «Много людей искало и до сих пор тщетно пытается пройти в эту Твердыню, но доходят лишь те, кто позваны. История знает немало выдающихся личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так, в своё время и Парацельс провёл несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию...»8 Там пополнились и окончательно сложились в систему его удивительные познания в медицине, которые он позже изложит в своих трудах.

Проведя в скитаниях около десяти лет, применяя на практике своё врачебное искусство, приобретая знания и делясь ими, в возрасте тридцати четырёх лет Парацельс возвращается в Германию, где вскоре становится известным врачом.

В 1527 году Парацельса приглашают в швейцарский город Базель. Городской совет назначает его профессором физики, медицины и хирургии в университете, а также предлагает должность главного врача города. Лекции Парацельса, в отличие от его коллег, не были простым повторением мнений врачей древности, изложение которых было единственным занятием профессоров медицины того времени. Учение Парацельса было его собственным, основанным на огромном знании и личном опыте.

Говоря студентам о том, каким должен быть врач, Парацельс отмечал: «Врач, который хочет лечить разумно, должен знать строение Вселенной так же хорошо, как строение человека; он должен быть анатомом, физиологом, астрономом...»9

«Одним из краеугольных камней медицины Парацельс считал "Virtus" — этику, и его полная милосердия душа являлась вечным источником глубочайшей любви к человечеству. "Врач не смеет быть лицемером, старой бабой, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть правдивым человеком". "Знайте, что врач должен денно и нощно думать о своём больном и ежедневно наблюдать его; все свои думы и помыслы он должен направлять на хорошо обдуманное лечение больного". (...) "Сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь"»10. И в Живой Этике говорится, что подлинный врач лечит не одними только медикаментами, но прежде всего — своей психической энергией.

Парацельс направлял внимание студентов к античному пониманию мира как единого организма, единого живого существа, тело которого состоит из звёзд, подобно тому как наше тело состоит из атомов. Он говорил: «Природа жизни Вселенной едина, и источником её может быть лишь одно Вечное Единство»11. Эти слова соотносятся с выражением из «Изумрудной скрижали» Тота-Гермеса: «Как наверху, так и внизу». Парацельс говорил о том, что всё мироздание подчинено Великим Законам. И человек, и Вселенная состоят из одних и тех же элементов, предстающих в разных физических формах. Поэтому, зная законы Вселенной, мы можем понимать происходящее в человеке, а изучив человека, лучше поймём то, что происходит в великом мире. Его лекции вызывали восхищение у студентов и раздражение и зависть врачей и учёных, представителей догматической науки, где самомнение и скептицизм шли рука об руку, не давая дорогу свободному творческому исканию. Всё новое должно было пробивать себе путь к умам и сердцам людей.

Парацельс, на правах главного врача Базеля, обратился в городской совет с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли провизоры знают своё дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства, — так он мог предотвратить неоправданное завышение цен и проверить качество лекарств. Как и следовало ожидать, этим он навлёк на себя ненависть всех городских аптекарей и врачей, завидовавших его успехам в преподавании медицины и исцелении недугов. Начались преследования, нелепые обвинения, требования доказательств — является ли он «настоящим врачом». В июле 1528 года Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель, чтобы избежать нежелательных осложнений.

После этих событий он снова становится странствующим врачом, но теперь за ним следуют многочисленные ученики, привлекаемые кто жаждой познания, кто желанием овладеть его искусством врачевания и использовать его в собственных целях.

После нескольких лет странствий Парацельс остановился в Зальцбурге, куда был приглашён герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским. Там учёный наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести заслуженную известность.

Жизнь Парацельса оборвалась трагически: в 1541 году в возрасте 48 лет он погиб от рук неизвестных. Его портрет до сих пор можно увидеть в Зальцбурге, на стене дома, где он жил (Линцер-штрассе, 365, напротив церкви св. Андрея).

 

Учение Парацельса. Философия

Время, в которое жил Парацельс, отмечено большими потрясениями в религиозной жизни Европы. В борьбу с католицизмом вступает движение Реформации. В Германии его возглавил Мартин Лютер. Столкновение мнений часто переходило в политическую борьбу и войны. В то же время подавляющее большинство простых горожан и крестьян не могло разобраться в богословских спорах и пребывало в растерянности.

Наблюдая это, Парацельс не мог оставаться в стороне. В начале 1531 года он выступает в роли религиозного проповедника и, подобно другим великим Учителям человечества, берёт на себя миссию очищения Учения Христа.

Сословным различиям Парацельс противопоставлял равенство людей. В его воображении рисовалось прекрасное будущее — Царство Божие на земле, когда исчезнет всякое неравенство, а с ним зависть и корысть. Он много говорил о святой обязанности человечества — труде. «Не должно быть жизни благородных бездельников, не должно быть нищенства; не место существованию за счёт процентов и поземельных налогов, но каждый обязан поддерживать своё существование собственной работой, чтобы Божья воля исполнялась на земле, как и на Небе»12.

«Парацельс был христианином в истинном смысле слова... Вера, — говорит он, — есть сияющая звезда, ведущая честного искателя к тайнам природы. Ты должен искать свою точку опоры в Боге и уповать на святую, искреннюю, чистую и сильную веру, быть верным ей всем сердцем, душою, чувствами и мыслями, исполненными любовью и доверием. Если есть у тебя такая вера, Бог (Мудрость) не лишит тебя Своей истины, но обнаружит перед тобою Своё присутствие достоверно, зримо и ободряюще»13.

Философ утверждает: «Всё, что происходит, происходит по воле Всевышнего. Совесть — это то, что дано нам Богом, то, что позволяет нам увидеть самих себя... Мы должны делать то, что подсказывает наша совесть, — не по какой-либо другой причине, а именно в силу того, что этого требует совесть. (...) Вера во что-либо земное должна основываться на Священном писании и учении Христа, и тогда основание её будет неколебимо. Следовательно, нам надлежит утвердить фундамент... нашей мудрости на трёх основных положениях: первое из них есть Молитва, или сильное желание и стремление к тому, что есть благо»14. «Молитва бесполезна, если её произносят только губы, в то время как сердце желает зла»15. «Следующий принцип есть Вера; не простая убеждённость, что может быть истинным и не истинным, но вера, основанная на знании, непоколебимая убеждённость, вера, которая может двигать горы и низвергать их в океан и для которой возможно всё, как доказал Христос. Третий принцип есть Воображение. Если сила эта должным образом пробуждена в нашей душе, нам не составит труда привести её в гармонию с нашей верою»16.

 

Парацельс и наука

Мы не можем обойти стороной научную деятельность этого мужественного человека. Его труды на века опередили науку XVI столетия.

Парацельс был основателем теории о животном магнетизме и открывателем невидимых свойств магнита. «Взгляды Парацельса по оккультным свойствам магнита полностью изложены и частично объяснены в его знаменитой книге ["Archidaxarum"], в которой он описывает чудесную настойку, лекарство, извлечённое из магнита и называемое Магиструм Магнетис...»17

«Далее он доказывает, — пишет Е.П. Блаватская, — что в человеке находится скрытая некая ЗВЁЗДНАЯ СИЛА, которая есть та эманация из звёзд и небесных тел, из которой возникла духовная форма человека — астральный дух. Тождественность эссенции (сущности), которую мы можем назвать духом кометной материи, всегда находится в непосредственной связи с теми звёздами, из которых она была извлечена, и, таким образом, между ними обеими существует взаимопритяжение, так как они обе магниты. Тождественный состав Земли и всех других планет с человеческим земным телом был основной идеей его философии. "Тело происходит из элементов, астральный дух происходит из звёзд... Человек ест и пьёт элементы, необходимые для поддержания его крови и плоти; от звёзд же его интеллект и мысли, пребывающие в его духе..."»18

В «Разоблачённой Изиде» сказано об открытиях Парацельса и в области химии: «Из субстанций, которые были известны как входящие в состав человека, в звёздах уже открыты водород, натрий, кальций, магний и железо»19. «Кроме того, мы не должны забывать, что Парацельс был открывателем водорода и хорошо знал все его свойства и состав задолго до того, как ортодоксальные академики начали думать о нём»20. Также современная наука в долгу перед учёным за открытие азота.

«Ещё один важный пункт Учения Парацельса — Архей, или "Нервный эфир", или психическая энергия, по выражению Живой Этики. "Архей обладает магнетическою природою и привлекает или отталкивает другие... силы, принадлежащие к тому же самому плану. ...Жизненная сила излучается вокруг человека наподобие блистающей сферы [т.е. ауры], и её можно заставить действовать на расстоянии... Она может отравлять кровь и причинять болезни, или она может очищать её, ставшую нечистой, и восстанавливать здоровье"»21.

«...Вы знаете, — пишет Е.И. Рерих, — что психическая энергия называется энергией Всеначальной, следовательно, она включает в себе все остальные энергии, которые являются лишь её дифференциациями»22. «Жизнедеятельность поддерживается тонкими энергиями организма. Трудно привыкают люди к осознанию тонких энергий и к деятельности всех незримых сил. Потому происходит такая разобщённость с Космосом и физическое тело так ограничивается основами материи, вместо развития тонкости восприятия. Так мало чуют вибрации космических сил и так мало являют распознавания, где заложено тонкое распознание! (...) Так нужно воспитывать поколение на понимании тонких энергий, ибо вибрации пространства приближаются к Земле...»23

Выше говорилось о животном магнетизме, — этот вид энергии тоже является одним из проявлений психической энергии, он «обладает текучестью и может исцелять болезни, переливаясь в виде жизненной энергии от донора к пациенту»24.

«Медицина есть искусство, и оно требует практики» (Парацельс).

«Все болезни, за исключением тех, что вызваны механическими причинами, — говорил Парацельс, — проистекают из невидимого, и об источнике их обычная медицина знает весьма мало. Люди, лишённые силы духовного восприятия, не способны постичь, что существует нечто такое, что невозможно увидеть. (...) Однако число болезней, возникающих по неизвестным причинам, значительно превышает число тех, что возникают по механическим причинам, и от таких болезней наши медики не знают лекарств, ибо, не ведая причин, они не могут устранить их. Самое благоразумное, что могут они делать, это наблюдать больного и высказывать предположения о его состоянии... Лучшие из наших известных врачей те, кто приносят наименьший вред»25. Лишь в XIX веке с развитием психологии и психотерапии появляются труды врачей, которые начинают изучать причины болезней, коренящиеся в скрытой связи психологии (то есть науки о здоровье души) и физиологии.

В высказываниях Парацельса часто встречается утверждение о том, что мысли человека, его настроение и сила воображения оказывают непосредственное влияние на его здоровье. Указывая на значение воображения, учёный говорит: «Сила воображения есть великое орудие в медицине. Она может вызвать болезнь у человека или животного, и она может исцелить их. Но болезнь и исцеление происходят... воображением, руководимым волею»26. «Воображение укрепляется и совершенствуется верой, и всякое сомнение разрушает плоды его работы»27. Он также указывает, что страх делает человека слабым, легко поддающимся инфекции. Во время эпидемий дольше всего остаются здоровыми те, кто не боится заразиться.

Исследования современной науки в области терапии и психологии подтверждают, что эмоции действительно влияют на здоровье. Сердечно-сосудистыми, язвенными заболеваниями, артритами болеют те, кто постоянно испытывает чувство тревоги.

Приведём пять вызывающих болезни причин, на которые указывал Парацельс.

1. Астральные влияния, то есть излучения небесных светил. (Если отрицательные качества нашей души сильны, они могут притянуть астральные влияния, способные вызвать заболевания.)

2. Шлаки, ядовитые вещества и внутренние закупорки.

3. Аномальное состояние физиологических органов вследствие злоупотреблений или вредных воздействий.

4. Психологические причины, такие как желания, страсти и пороки, а также болезненное воображение.

5. Духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением Божественному Закону (Карме).

Некоторые заболевания могут иметь не одну из вышеуказанных причин, а две и более, и пока человек не научится распознавать все причины, он будет страдать.

Перечисленные Парацельсом причины заболеваний могут дать направление будущей науке в области охраны здоровья человека.

Кроме исследований в медицине учёный был великим предтечей таких наук, как биохимия, металлотерапия, гомеопатия.

Парацельс считал, что природа лечения должна быть подобна природе болезни: «Идя от подобного к подобному и употребляя разум, мы помогаем природе». В XVIII веке немецкий врач Самуэль Ганнеман, взяв за основу этот универсальный принцип, разработал новое направление в терапии — гомеопатию, и до настоящего времени врачи-гомеопаты пользуются принципами, заложенными Парацельсом.

Е.И. Рерих в письмах своим корреспондентам пишет: «Мы находим у древних упоминание о науке "Характеристик, или сигнатур". Человек, зная характеристику (т. е. форму, запах, вид) растения, мог применять его для лечебных и других целей без необходимости "опытов вслепую и случайных открытий". То же самое относится и к минеральному, и к животному царству. Это есть наука "Соответствий". И так как вся природа построена по определённому плану, то исследователь, имеющий открытые глаза, усмотрит во всём эти "соответствия". Парацельс знал эту науку. Его чудеса были результатом применения этих принципов. Астрология — первая ступень в области этой науки...»28

 

«...В цветах оседает небо на землю»29.

Парацельс писал: «Каждое растение состоит в симпатической связи с Макрокосмом, а потому также и с Микрокосмом... и всякое растение есть словно бы земная звезда. Каждая звезда на великом небесном своде и на небесном своде человека обладает своим особым влиянием, и так же растение, и оба они находятся в соответствии. Если бы мы знали в точности отношения между растениями и звёздами, то могли бы сказать: "Эта звезда есть Stella Rorismarini" (звезда розмарина), это растение есть "Stella Absynthii" (звезда полыни) и так далее. Таким образом можно было бы собрать herbarium spirituale sidereum30...»31

Следуя мысли Парацельса, немецкий учёный XVIII века Карл Эккартсгаузен создал такой гербарий. Он приводит в нём названия целебных растений и названия планет, с которыми они связаны.

В статье мы только коснулись некоторых основ философии, науки и медицины Парацельса. Скольким врачам и учёным труды Парацельса, одного из Братьев великого Гималайского Братства, дадут истинную творческую радость и направят к новым научным открытиям на благо всего человечества. Когда читаешь книгу Франца Гартмана «Жизнь Парацельса и сущность его учения», приходит понимание, что учение Парацельса является продолжением сокровенных учений Востока. И в то же время его учение было предтечей «Тайной Доктрины» и «Разоблачённой Изиды», а также приблизило появление Учения Живой Этики.

Благодаря удивительным способностям, живому уму и кипучей энергии Парацельс совершил большой сдвиг в науке своего времени. Его работы по философии, медицине, пневматологии (учении о ду'хах), космологии, антропологии, алхимии, астрологии — неисчерпаемый кладезь знаний для учёных наступающей Новой Эпохи. Многое из того, что сегодня не принимается или толкуется превратно, грядущими поколениями исследователей будет принято и положено в основание Храма Мудрости и Знания.

Жизнь Парацельса — как полёт кометы, прочертившей яркую линию на небосклоне великого космического знания.

Прямая линия ведёт
Путём кратчайшим и скорейшим.
Пойти ты можешь и в обход,
И станет легче жизни ход,
Но дух восставший изберёт
Без страха путь наитруднейший32.

1 Община. 248.

2 Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Новосибирск, 2019. С. 90.

3 Там же.

4 Аум. 440.

5 Цит. по: Стоддар А.М. Жизнеописание Парацельса или Теофраста фон Гогенгейма. Самара, 2021. С. 53.

6 Цит. по: Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М., 1993. С. 241.

7 См.: Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994. С. 83.

8 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 168 (30.03.1936).

9 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2009. С. 185.

10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 268.

11 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. С. 77.

12 Цит. по: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. С. 273 – 274.

13 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. С. 35.

14 Там же. С. 35, 37.

15 Там же. С. 170.

16 Там же. С. 37.

17 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. С. 245.

18 Там же. С. 246.

19 Там же.

20 Там же. С. 247.

21 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. С. 268 – 269.

22 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 338 (11.06.1937).

23 Иерархия. 349.

24 Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. М., 2004. С. 246.

25 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. С. 173.

26 Там же. С. 168.

27 Там же. С. 169.

28 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 272 – 273 (1.08.1934).

29 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – II – 20.

30 Букв. «звёздный духовный гербарий» (лат.), или астрологический гербарий.

31 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. С. 87 – 88.

32 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 94.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества