Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 2 |
М.Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837 – 1838
М.Ю. Лермонтов. КРЕСТОВАЯ ГОРА. 1837 – 1838 |
Исследователи называют поэзию М.Ю. Лермонтова романтической, имея в виду присущую ей устремлённость к высоким идеалам, мечтательность. Но эта мечтательность — особого рода. Даже в самых ранних юношеских произведениях поэта отразился напряжённый поиск смысла жизни, труд духа, ведущий к глубочайшим озарениям и прозрениям. Современникам Лермонтов казался холодным, замкнутым гордецом. Но когда мы знакомимся с его поэзией, перед нами предстаёт совсем другой человек: тонкий, страстный, мудрый, искренне религиозный, человек с необыкновенно богатым внутренним миром.
Высший Мир был для поэта абсолютной реальностью. С первых лет жизни в его сознании звучало чудное пение Ангела, принёсшего его душу с Высот в этот бренный мир.
Ангел
По небу полуночи Ангел летел,
У поэта есть несколько стихотворений, названных им молитвами. В этих обращениях к Высшему выражена необыкновенная теплота и доверительность.
Молитва
В минуту жизни трудную
МОЛИТВА
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
В книге «Сердце» сказано: «Кто же в сердце своём не поймёт красоту вознесения? Кто же не ощутит в сердце тягость возвращения в дом временный, в дом угрожаемый, в дом тесный? (...) Не мысля о Высших Мирах, разве возможно выглянуть в окно тесного дома?»1
Память о другом, Высшем Мире не давала Лермонтову покоя. Тоска о нём выразилась во многих стихотворениях. Суета земная не заслонила поэту тот удивительный мир, откуда он пришёл; здесь он странник, здесь он пленник, а там он свободен и спокоен.
На всём творчестве Лермонтова лежит отпечаток трагизма. Вчитываясь в его стихи, начинаешь понимать, откуда этот трагизм. Поэт был словно распят между двумя мирами: земным, со всеми его ограничениями, и Миром Высшим, космическим, истинным домом поэта. Лермонтов ощущал себя существом вселенским, дом которого простирается далеко за земные пределы. Своё мироощущение он выразил в одном из стихотворений, написанном поразительно рано — в 16 лет.
Мой дом
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Михаил Лермонтов жил как бы вне времени, его сознание вышло за рамки одной жизни. Он жил в вечности. Так, он пишет:
...Немного долголетней человек
Читая некоторые его поэтические строки, начинаешь больше осознавать законы духовного бытия, в котором нет времени в нашем понимании:
...Как часто силой мысли в краткий часСказано, что чувство одиночества неизбежно для идущего впереди, идущего путями необычными. Этим чувством буквально проникнуто всё творчество Лермонтова. «Одиноко стоит вершина — чувство одиночества не покидает её. Если это чувство знакомо вам, благо вам»2, — говорится в книге «Зов». Остро чувствующий все несовершенства мира, ощущающий боль других как свою, он не имел рядом никого, кто бы понимал его. Находясь среди людей, он чувствовал себя более одиноким, нежели пустынник в своей келье.
Гляжу на будущность с боязнью,
* * *
...Никто не дорожит мной на земле
Тема одиночества звучит и в одном из известнейших стихотворений «Белеет парус одинокий», в котором поэт воспевает красоту устремлений и исканий, жажду борьбы: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!». Радость творческого поиска, нескончаемости труда и преодолений утверждается и в Живой Этике: «Не песнопение с арфами, — сказано в книге «Надземное», — но труд и борьба»3. Тема труда и борения звучит в отрывке из стихотворения «1831-го июня 11 дня»:
...Так жизнь скучна, когда боренья нет.
Извечная борьба добра и зла образно отражена Лермонтовым в стихотворении «Бой»:
Сыны небес однажды надо мноюЛермонтов обладал удивительной способностью слияния с природой и всем сущим. Отсюда его единение с космосом. Звёзды для него — дальние, но родные миры, с которыми он сливается душой, и душа его испытывает свободу. В книге «Община» сказано: «Наиболее абсолютное тяготение будет к дальним мирам. Красота земная теряется в сиянии лучей надзвёздных»4.
Светись, светись, далёкая звезда,«Вряд ли кто... превзошёл Лермонтова в описании природы, во всяком случае, редко кто достигал такого мастерства», — считал Карл Маркс. К природе Лермонтов относился особенно проникновенно. Она была для него подлинным источником счастья. Немало вдохновенных строк он посвящает природе. Поэт умел оживлять, оживотворять созданные им образы: утёс, тучи, дубовый листок, пальма, облака, дружные волны наделены у него человеческими чувствами — им ведомы радости встреч, горечь разлуки, свобода и одиночество, глубокая грусть.
Когда волнуется желтеющая нива,
Весь мир в этом стихотворении наполнен ощущением Божественного присутствия, поэт передаёт состояние полной гармонии между земным и надземным, чувство полноты жизни. Яркие и почти осязаемые образы — сочная слива, студёный ключ, нежный ландыш — наполнены таким волшебством красоты и очарования, что кажется, поэту удалось запечатлеть те самые мгновения, когда хочется сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Ещё строки о природе:
...Кто посещал вершины диких гор
«Кто близ небес, тот не сражён земным» — эта мысль близка всем изучающим Учение, и она удивительно перекликается со строками стихотворения Н.Д. Спириной: «А каменный дождь из житейских забот тогда у тебя под ногами пройдёт».
По-особому говорит Лермонтов о любви к Родине. Испытывая глубокую, непобедимую рассудком любовь к ней, он одновременно терзается болью за её страдания.
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!Проникновение в Мир Горний даёт Лермонтову возможность предвидеть и предчувствовать. Он рано прозрел свою роковую судьбу:
...Я предузнал мой жребий, мой конец,— так пишет поэт в 17 лет, а следующие строки написаны ещё ранее — 15-летним юношей:
...Настанет день — и миром осужденный,* * *
Нет, я не Байрон, я другой,«...Что же ещё он сделал бы? — спрашивал Белинский в статье "Герой нашего времени", написанной после безвременной, столь ранней кончины поэта. — Какие поэтические тайны унёс он с собой в могилу? Кто разгадает их?.. Лук богатыря лежит на земле, но уже нет другой руки, которая натянула бы его тетиву и пустила под небеса пернатую стрелу...»
Исследователь творчества поэта И. Андроников пишет: «Всё, что создано Лермонтовым за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках "Люблю отчизну я...", но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, о бессмысленном кровопролитии, о пустоте жизни...» «...Он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновлённый мыслями о родине, мечтами о свободе, стремлением к действию, к подвигу».
«Величайшее дарование — продолжая мысль, высказанную другим, выражать мысль новую, неисчерпаемо глубокую, полную поэтической силы... вот ещё одно великое свойство личности Лермонтова... гениального поэта, прозаика, драматурга».
В творениях поэта мы видим самый достоверный его портрет. Он «исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души». В них — благородство высоких стремлений, героический порыв, великая человечность, глубокая религиозность. «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, мечтательного, смелого, благородного... наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
М.Ю. Лермонтов был одним из самых любимых поэтов Н.Д. Спириной. «...Лермонтов меня затрагивал ещё больше, чем Пушкин, — рассказывала она, — каким-то своим необыкновенным драматизмом и особым чувством природы и вообще чувствованиями очень глубокими, проникновенными. Его судьба была ещё тяжелее, чем судьба Пушкина, и оба они были обречены на раннюю гибель. Это тоже накладывало отпечаток на их творчество и придавало какое-то особое значение всему, что они писали. Их предвидение своей кончины было характерной чертой для больших поэтов. (...)
Творчество Лермонтова мне больше звучит, его тематика больше затрагивает сердце.
Выхожу один я на дорогу;
Эта фраза — "И звезда с звездою говорит" — в своё время так восхитила Паустовского, что он в одной из своих статей признал её лучшей во всей русской поэзии. "В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом..." Это чувство неба и земли, природы, необычайно красиво выраженное, необычайно глубокое, конечно, не может не трогать и не впечатлять. Чувствуешь и эти звёзды, и небо, и эту дорогу в тумане горную, дорогу, по которой он шёл. О звёздах в некоторых других стихах Лермонтов так говорит: "Как ночи Украйны в сиянии звёзд незакатных" — незакатные звёзды. А в другом месте, в стихотворении "Пророк", он говорит: "И звёзды слушают меня, лучами радостно играя". Звёзды принимают участие во всём, являясь частью мироздания.
"Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я", — сказано в Учении Живой Этики, и звёзды — тоже частицы "Божественного Я", и мы, как и они, тоже Его частицы. И это сродство чувствуется особенно у Лермонтова.
Трудно представить себе, что человек, не любящий поэзию, мог бы принять Живую Этику. Также человек, живущий Живой Этикой, не может не любить поэзию. Потому что Живая Этика — это тоже поэзия, в самом высоком смысле слова. Сколько в ней метафор, сколько в ней притч, образов чисто поэтических! И если бы мы поэзию не чувствовали, то многое в Учении Живой Этики не смогли бы воспринять».
Наталия Дмитриевна утверждала, что благодаря Живой Этике нам ещё очень многое откроется в произведениях М.Ю. Лермонтова, как и в творчестве других поэтов.
Подготовлено редакцией по материалам «поэтической гостиной»,
Музей Н.К. Рериха, 27 декабря 2014 г.
1 Сердце. 333.
2 Листы Сада Мории. Зов. 7 января 1922 г.
3 Надземное. 7.
4 Община. 20.