Отвернемся от тьмы, даже травы умеют тянуться к Свету. Мир Огненный, ч.1, 585 |
Главное, что хотелось бы отметить в начале экскурсии, — это тот огонь любви к своей Родине и родной культуре, который с детства воспылал в сердце Николая Константиновича Рериха. Он пришёл в мир как деятель искусства, однако с лёгкостью постигал и разные науки. Сегодня мы будем говорить о Рерихе — археологе, историке, художнике. Отдельная большая тема — Рерих-педагог, ведь Николай Константинович долгое время возглавлял Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств и внёс большой вклад в педагогическое наследие России. Это тоже замечательная веха его жизни, и когда-нибудь она будет широко раскрыта.
Хочется отметить также, что мы приближаемся к 150-летнему юбилею Николая Константиновича Рериха, который будет отмечаться в 2024 году. 150 лет — немалый срок, и, казалось бы, можно было уже достаточно глубоко изучить наследие этого человека, но на самом деле мы только приступаем к его освоению, — столь велико и необъятно всё, что оставил он нам.
Любовь Н.К. Рериха к Родине, её истории, культуре, искусству, подобно горящему огню, передавалась и другим. Огнём своей любви к родной культуре он зажигал каждого, кто обращался к нему за знаниями. Благодаря любви к истории Отечества Рерих прослыл одним из лучших знатоков древней истории, в частности каменного века. Его называли певцом каменного века. Откуда же пришла к нему способность проникать в столь отдалённую эпоху? Несомненно, это та искра Божья, с которой приходит человек в мир, что даёт ему возможность заглянуть в далёкое, архаическое прошлое, туда, где ещё невозможно разделить людей на народности, а единое древо культуры — на отдельные «веточки» культуры.
Картина Н.К. Рериха «Ярилины зовы» (1919). Это весна, призыв Ярилы-Солнца, это важная веха — начало годового цикла, ведь раньше многие народы отмечали новый год с наступлением весны. На картине отображена столь седая древность, что это ассоциируется с образом природы, оттаивающей после ледникового периода. Природа оживает, наступает весна, заря человечества. И это проявляется в том, что люди тянутся к искусству, тянутся к красоте. Любовь к красоте рождает первые формы искусства: первые музыкальные инструменты, первые ритмические танцы — основа будущей хореографии. Уже в те далёкие времена формировалось то, что сегодня мы называем видами искусства. А приобщаясь к искусству, преображаясь тягой к красоте, люди творили свой облик, свою культуру, которая, в свою очередь, преображает самого человека. Если сказать иными словами — человек творит красоту, и она спасает человека.
Картина Н.К. Рериха «Весна Священная» (1945). И вот, как говорит поэт, «проходит тысяча мгновенных лет»1, и мы вновь видим сообщество людей, но уже прошли века, и наступила другая ступень освоения красоты. Тяга к красоте рождала и новые формы искусства — это и одежда, и хороводы, и музыкальные инструменты, которых до того не знали люди. И опять весна, опять начало года. И каждое такое начало требовало необходимости заложить нечто главное на весь годовой цикл. Из самой жизни рождаются красивые обряды. Призываются Боги, ибо дела человека без высшего благословения не будут успешны. Без благословения нельзя ни прийти в этот мир, ни уйти из него, нельзя пойти на охоту, чтобы добыть пропитание, или затеять какое-либо дело.
Картина Н.К. Рериха «Весна Священная» названа так же, как и знаменитый балет И.Ф. Стравинского. Какое же отношение имеет художник к этому балету? В 1909 году композитор Стравинский находился в поисках того, кто даст ему представление об искусстве языческой Руси. Как заглянуть в эту глубь веков, как разглядеть в этой дальности основы, на которых можно создать музыкальное произведение, отражающее и ритмы, и мировоззрение, и людей того времени? Стравинскому посоветовали обратиться к Рериху. И художник, любящий старину и готовый поделиться с каждым, кто хочет понять её, знакомит композитора с той эпохой, её людьми, их жизнью и искусством. Из этого общения Игорь Стравинский выносит самое важное. И вот он уже наполнен музыкальными фразами, он знает, какими средствами, какими инструментами передать то, что он узнал, почувствовал и к чему так же, как и Рерих, проникся любовью. Так появился балет «Весна Священная». Либретто к нему написал Рерих.
Первоначально балет назывался «Великая жертва», что соответствует сути его сюжета — встрече весны и нового годового цикла с принесением жертвы богу Яриле. Празднество древних заканчивалось тем, что избранная девушка, находящаяся в центре хоровода, в результате ритуальных танцев падает замертво. Эта жертва становится искупительной на весь год для всего рода. Конечно, само это действо может показаться нам жестоким, такая жертва кажется несоизмеримой. Но надо знать представления людей того времени, и Рерих хорошо их знает. Мы видим в руках у девушки-избранницы гирлянду из цветочных головок. Представим, что каждый цветок в ней — это жизнь человека, и из всей цепи жизней только одну он посвящает своим сородичам, отдаёт её, чтобы земля давала хороший урожай, чтобы матери рождали здоровое потомство, охотники приносили достаточно добычи, — чтобы жизнь продолжалась. И если из многих жизней только одна приносится в жертву ради ближних, тогда это уже не столь трагично. А представления древних были именно такие: более мудрые, более расширенные и спокойные. Они знали, что жизнь вечна и что одна человеческая жизнь — только часть в цепи бесконечных существований.
Год написания полотна — 1945-й — позволяет говорить и о том, что этот сюжет может быть приложим и к другому историческому контексту: в 1945 году на алтарь мировой победы была положена такая же искупительная жертва — жертва целого народа. Для Николая Рериха не случайна была эта ретроспектива — обращение к тому, над чем он работал в 1909 – 1913 годах.
Когда балет И.Ф. Стравинского «Весна Священная» был поставлен впервые, то был освистан, как это нередко случается в искусстве, но потом признан гениальным и сегодня считается одним из мировых шедевров. В основе его создания мы разглядим всё тот же огонь любви к истокам родной культуры.
Нам, ныне живущим, отошедшим от понимания законов, по которым развиваются природа и человек, особенно сложно преодолеть скорлупу незнания, сквозь которую почти невозможно увидеть истину. Сегодня любовь к знанию своей истории — явление отнюдь не массовое. Но Рерих считал, что тяга к изучению своих корней скоро возродится. Человечество, проходя очередные этапы своего развития, вновь захочет узнать, что происходило в ранние эпохи, и это перевесит многие другие интересы. И окажется, что наследие древних и их посыл к нам укладывается в очень простую формулу — в напоминание о высокой нравственности. Почему сказки не уходят из жизни народа, чем наполнены они? Нравственными уроками. Чем наполнены былины, каков их посыл, какова мораль? Она заключается в утверждении нравственных начал жизни. И мудрость, знающая, как сохранить человечеству жизнь на планете Земля, заключается именно в нравственности. Тот же посыл запечатлён и в искусстве. Этим и ценны для нас культура и искусство лучших времён человечества.
«Гонец» (1897) — дипломная работа Николая Рериха, выпускника Петербургской академии художеств, где он учился в классе Архипа Ивановича Куинджи. Известно, что исторической теме Рерих посвятил около двух тысяч своих работ, и весь этот ряд укладывается в определение, которое сформулировали ещё при жизни художника, — «историческая панорама Руси Великой с древнейших времён, от каменного века до современности». Этому была посвящена огромная часть первого периода творчества Рериха. Затем в его искусство вошла тема Азии, Востока, которая постепенно расширялась, не вытесняя при этом русскую тему.
Но вернёмся к картине «Гонец». Когда Рерихом уже были получены диплом и звание художника, один из его наставников сказал ему: «Езжайте-ка Вы к самому писателю Земли Русской, и пусть он благословит Вас на звание быть русским художником». И Николай Рерих едет к Льву Николаевичу Толстому, чтобы показать ему свою работу.
Сюжет картины относится к очень важному, переломному моменту в истории нашей страны: здесь изображены те земли, которые потом станут Русью, когда племена, населяющие их, призовут варяжского князя Рюрика и начнётся новый этап объединения земель и преодоления вековой смуты. Полное название картины включает слова из летописи: «Гонец. Восста род на род». Что значит «восста род на род»? Это не нашествие каких-то иноплеменных завоевателей, это «свои против своих», один род восстаёт против другого, — вот какое известие несёт плывущий в лодке гонец своим сородичам, живущим на другом берегу реки. Старец словно склоняется под тяжестью этой горькой вести.
Когда художник показал Л.Н. Толстому свою картину, тот задумался, а потом сказал напутствие, которое Рерих запомнит на всю жизнь и не раз повторит его в своих статьях и дневниках: «Случалось ли вам в лодке переплывать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё равно снесёт. Пусть гонец ваш очень высоко руль держит, тогда доплывёт». Такой завет Толстой дал Рериху — в области нравственности, самый ценный завет! И Рерих, воплощая его, прошёл по жизни именно так, всегда направляя ориентир своих нравственных запросов как можно выше. Жизнь, конечно, вносила свои коррективы, но в целом ничего не было утрачено, и все великие замыслы Рериха осуществились. Так, например, идея сохранения памятников культуры, независимо от их местонахождения, — эта идея охватила весь мир и вылилась в создание международного пакта, который так и называется — Пакт Рериха. Николай Константинович предложил также и охранный знак для памятников культуры — Знамя Мира.
Рерих был хорошим историком, но учебников он не писал. Николай Константинович увлекает нас историей и делает это очень искусно, как бы расставляя вехи для будущих исследователей и дальнейших изысканий. Порой одного его намёка бывает достаточно, чтобы перед нами развернулась огромная по глубине и времени перспектива. Известно, что Николай Константинович мечтал составить описание развития всех видов искусств за период в полтора миллиона лет. Для нас это звучит непостижимо, а у него была такая мечта. Исследуя первые ростки культуры, их развитие на протяжении веков, Рерих открывает замечательные перспективы, он видит спирали развития, подъёма и упадка цивилизаций и культур. И делает вывод, что расцвет народов всегда сопровождался тягой к красоте, подъёмом искусства, а упадок происходил, когда внимание людей отлетало, отвлекалось от красоты, когда нарушались законы природы. Тогда всё рушилось, и новое созидание начиналось только там, где появлялось стремление к красоте.
«Кришна-Лель (Святой пастырь)» (1932). Кришна — один из героев индийского эпоса; для Индии это один из главных образов в пантеоне индуистских богов. Лель — известный герой славянского эпоса. У Рериха оба этих образа сливаются в одном, и это не случайно — художник обращает нас к тому времени, которое отстоит от нас очень далеко, когда неразделённая общность людей формировала единое поле культуры. Рерих много пишет об индо-русских связях, о том, что Россия — сестра Индии, что культура России и Индии вышли из одной колыбели и только с течением времени произошло дальнейшее разделение, наслоились новые этапы развития, — и вот наши народы, казалось бы, уже не имеют ничего общего. А ведь мы с вами говорим на языке, который на треть сохранил связь с древним санскритом. Идея единства индо-русских корней прослеживается у Николая Рериха в целом ряде картин. В Новосибирском художественном музее есть замечательная работа «Кришна-Лель» (1935 – 1936). На ней изображён пастушок, сидящий на небольшом холме среди трав и играющий на дудочке.
Затронем ещё одну картину Н.К. Рериха — «Заморские гости» (1901). Более десяти раз художник обращался к этому сюжету. Картина, созданная в 1901 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1902 году она была впервые представлена на выставке и приобретена царской семьёй. Эта картина посвящена прибытию Рюрика на Русь. Здесь чувствуется та же любовь художника к старине, которая даёт ему возможность развить духовную дальнозоркость, проникнуть вглубь веков и увидеть почти с фотографической точностью образы, которые он переносит на свои картины. Для нас это удивительно, но у великих людей — великие возможности. Вот почему все детали этой картины точно соответствуют далёкой исторической эпохе, включая сложившийся в те времена рельеф изображённой на картине местности.
Ладьи с заморскими гостями плывут по реке Волхов, которая впадает в Ладожское озеро. На холмистом берегу озера расположена Любшанская крепость, названная так по имени реки Любша (приток р. Волхов). В 1997 году доктор исторических наук Е.А. Рябинин из Санкт-Петербурга занимался раскопками в этой местности, и уже тогда археологи были удивлены, насколько точно Рерих отобразил на картине расположение обнаруженной ими древней крепости. Дело в том, что к нашему времени ландшафт местности сильно изменился по сравнению с тем, что было здесь тысячу лет назад. Из-за понижения уровня воды в Ладожском озере берег отодвинулся от этого холма более чем на 10 км на север, и крепость, которая стояла в том месте, где река впадала в озеро и где была удобная гавань, утратила своё значение и была заброшена, заросла лесом и разрушилась. Откуда Рерих знал, что здесь была крепость, что именно тут был берег озера, что рельеф изменился? На эти вопросы можно ответить так: горячая любовь к старине рождает и возможности, которые проявляются в предвидении.
Хочется сказать ещё об одном замечательном таланте Николая Константиновича Рериха. Как живописец — это гений, но не менее гениально он живописует словом, и это тоже Божья искра. Статьи Рериха часто проливают свет на сюжеты его картин. Поэтому в них мы можем почерпнуть много замечательных сведений, например, о том, что ладья с плывущими в наши земли заморскими гостями несёт зерно будущего расцвета искусства Киевской Руси. Николай Константинович уточняет, что это зерно — часть угасающей эпохи варягов. Там костёр уже отпылал, и последний огонёк, который содержит в себе весь этот потенциал, передаст его новому культурному, географическому и историческому пространству, которое мы называем Киевской Русью.
Стоит сказать и о том, что Н.К. Рерих предлагает новую периодизацию эпох развития человечества. Мы знаем технологическую периодизацию: каменный век, бронзовый век, век научно-технического прогресса и т.д., имея в виду развитие технологий. А Николай Константинович предлагает ещё одну периодизацию — по времени расцвета искусства. И он заложил первый камень в основание этого совершенно нового подхода к осмыслению эволюции человечества — с точки зрения значения Красоты, Искусства и Культуры в жизни людей.
О призвании Рюрика на Русь поговорим у картины «Сходятся старцы» (1898 – 1902). У священного дуба сходятся старейшины родов — решать важнейший, судьбоносный вопрос. Решат, что будет мир, — значит, между этими родами будет мир; не смогут договориться — не бывать и миру. А на дворе смута великая, и едут гонцы во все концы с вестью о том, что род восстал на род. Должен быть назначен человек — не просто храбрый военачальник, но вождь, избранный богами, тот, кому на роду написано эту смуту закончить. Представим, как на совете мудрейших кто-то из старцев говорит: «Есть среди варягов молодой князь Рюрик. Ему и предназначено закончить эту смуту». Видимо, старцу был знак Свыше, что именно Рюрик сможет это сделать. Рюрик был призван — и вот рождается новая Русь, которая продлится не менее трёхсот лет и которую условно можно назвать Рюриковской Русью. Потом, в следующие триста лет, новое имя напитает Владимирскую Русь и т. д.
«Святогор» (1938), «Микула Селянинович» (1910), «Илья Муромец» (1910), «Вольга Святославович» (1910).
В 1926 году Николай Рерих во время своей экспедиции, плывя на пароходе от Новониколаевска до Барнаула, а затем до Бийска, запишет в своём путевом дневнике о том, что гроб Святогора — на Алтайских горах. И вновь за этим намёком — очень значительные сведения. Это значит, что истоки былинного эпоса рождались здесь, в этом географическом пространстве.
Святогор, как и Микула Селянинович, — один из старейших богатырей нашего эпоса. В былинах нет упоминаний о том, за что Святогору воздаётся почитание как полубогу. И это в отличие от Ильи Муромца, о котором в былинах достаточно много сведений — где родился, как жил, какие подвиги совершал. Из былин известно, что Святогор не может ходить «по сырой земле», то есть покинуть горы, потому что земля его не выдерживает. У него такая огромная сила, что если конь его богатырский пойдёт по земле, то провалится по колено. Потому Илья Муромец сам едет на поклон к Святогору в Святые горы, географическое положение которых не обозначено. Былинное повествование заканчивается тем, что Илья Муромец посетил Святогора, и нашли они «домовину каменную» — гроб. В те стародавние времена была традиция: человек сам, не обращаясь ни к кому, должен был при жизни приготовить себе домовину, чтобы не возлагать это на других. А тут лежит никому не нужная домовина — как не воспользоваться? Решили примерить. Илья лёг в домовину, а она ему велика оказалась. Он и говорит: «Нет, не по мне, не могу себе взять». Святогор лёг — и вдруг захлопнулась домовина, и осталась только маленькая щель. Святогор просит: «Илья, помоги мне». Илья своим мечом богатырским начинает сечь крышку, но где ударит — там волшебным образом кованые обручи появляются. Понимает Илья, что таким способом нельзя открыть домовину, пытается щель расширить, но тоже ничего не получается. И тогда Святогор ему говорит: «Ну, Илья, видно, пришёл мой срок, не отпустит меня домовина. Наклонись
ко мне, я тебе всю свою силу богатырскую передам». Говорит Илья: «Не смогу я с этой силой справиться, она меня разорвёт. Дай мне только половину».
Всё это язык символов. Что означают слова «домовина захлопнулась»? — Эпоха закончилась. Святогор — представитель предыдущей исторической эпохи, Илья Муромец — человек нашей эпохи, и этот человек уже не может всю силу богатырскую взять на себя. Что же это за эпоха, если были носители такого огромного потенциала? Что мы знаем о ней? Оказывается, почти ничего. Даже былины не донесли до нас, какими подвигами прославился Святогор-богатырь, чем заслужил он столь великое почитание.
Про другого старшего богатыря, Микулу Селяниновича, кое-какие сведения всё же до нас дошли. Так, Н.К. Рерих поясняет, откуда идёт почитание Микулы, говорит, что это «Бог хлеба» — тот Великий Дух, который на заре человечества принёс людям знание о хлебе, о том, как его возделывать. Вот кому человечество должно быть благодарно за приобщение к хлебной культуре — тому, чей образ выведен в былине как богатырь Микула Селянинович, богатырь-пахарь! У него тоже силушка так велика, что его соху все богатыри дружины Вольги Святославовича не могли выдернуть из земли, а Микула одной рукой выдернул да за ракитов куст и закинул.
Всё это — дошедшее до нас знание о той эпохе и живших тогда людях, запечатлённое в символах и иносказаниях. Образы былинных богатырей — это образы полубогов, именно они и зарождали ту архаичную культуру, наследниками и носителями которой мы являемся.
Николай Константинович Рерих — исследователь совсем не кабинетного типа. Если он интересуется Древней Русью, то он и отправляется искать эти древние города. В 1902 – 1903 годах по заданию Петербургской археологической комиссии Рерих объехал более сорока древнерусских городов, с тем чтобы обследовать состояние памятников культуры и истории — тех святынь, благодаря которым Русь называли Святой. Из этих поездок Рерих возвратился с тревогой в сердце, потому что обнаружил, что большинство памятников содержится недостойно. Он столкнулся с небрежением, равнодушием, неумелой реставрацией, часто губившей памятники. И у него возникает идея о том, что в Российской Империи должен быть принят закон, охраняющий памятники культуры. Рерих, любивший старину, много сил отдавший её изучению, воплощавший её в своих картинах, поднимает свой голос в защиту нашего наследия.
Во время этих поездок художник создаёт так называемую архитектурную серию — девяносто этюдов, запечатлевших памятники древнерусской архитектуры. Часть этих памятников сохранилась только на этюдах Рериха, потому что две мировые и Гражданская война сделали своё чёрное дело, оставив опустошительные отметины в нашем культурном наследии. Жена художника, Елена Ивановна, сопровождавшая его в этой поездке, одновременно фотографировала памятники старины, и эти снимки тоже сохранились.
Что же такое Святая Русь? Почему Святая? Это отдельная большая тема, которая никогда не будет исчерпана. Это означает, что, какие бы трудности ни были у нашей страны, её всегда охранит Помощь Свыше. Это совсем не просто — иметь право получать Высшую Помощь, этому надо соответствовать, это надо заслужить. Потому все тяжёлые испытания, войны и бедствия, выпадающие на долю нашей страны, учат преодолевать все немыслимые трудности, укрепляют силы народа, приумножают веру и духовную мощь.
Процитирую слова Николая Константиновича: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Что же это за чудесные камни? На одном таком камне можно выгравировать завет о высокой нравственности. Второй камень — искусство, которое всегда являлось опорой нравственности, вдохновляя людей на подвиги. Красота вдохновляла. И сам Рерих воплощает на своих картинах дивные иконоподобные облики святых людей. Они связывают нас с тем временем, о котором мы уже и представления не имеем, но знаем, что у нашего народа, у нашей культуры есть прошлое.
«И Мы видим», «И Мы открываем врата», «И Мы продолжаем лов», «И Мы приносим Свет», «И Мы трудимся», «И Мы не боимся» — эти шесть картин составляют единую серию, которая называется «Санкта», или «Священная» (1922). Священная — это Русь Святая. Думается, что это понятие очень близко по смыслу словам: «Феникс, возрождающийся из пепла». Это значит, что даже если наступают трудные времена и приходит опустошение, — Феникс, или Русь Святая, всё равно возродится.
Картины из серии «Санкта» повествуют о том, что высшая, духовная жизнь держится на святых людях.
«И Мы приносим Свет»: из храма после литургии выходят иноки, каждый со своим источником огня, и идут в мир. Они — Светочи, они несут людям свет знания, свет понимания, свет вдохновения.
«И Мы трудимся»: иноки несут живую влагу из святого источника в море людское.
На картине «И Мы видим» Ангелы развернули во всё небо огромный плат с изображением Спаса Нерукотворного. Есть замечательная фраза в Учении Живой Этики: «Новая Эпоха блеснёт новым осознанием Учения Христа». И вот оно — огромное видение — полыхает над городом так, что люди удивляются.
«И Мы открываем врата» — открываем врата в будущее! А кто открывает врата? Инок. И врата эти — как рубеж между эпохами. Одна эпоха наполнена деяниями людей, что символически отражено во фресках на стенах и вратах. А там, вдали, — чистое пространство, пока ещё ничем не заполненное, и лишь одно зерно будущего мира — часовенка. Уже кто-то проторил туда дорогу, построил там часовню, заложил зерно, и теперь оно будет обрастать новыми деяниями людей. Вот что такое временная перспектива — дорога уже проторена. Мы не идём в никуда, святые люди уже позаботились о том, что пригодится нам в пути. Но самый главный завет, опять же из древности исходящий, — это завет о нравственности.
«И Мы не боимся». Высокая нравственность святых и подвижников привлекала даже зверей, которые приходили к ним за лаской и помощью. Ведь звери — тоже создания Божии, и они тянутся к свету сердца. Все тянутся к источнику Света, для всех он является жизнедателем. Святой Сергий Радонежский много лет жил в диком лесу отшельником, и первое время к нему только звери приходили, это потом уже стали приходить люди. А первый, кто пришёл к нему, был медведь.
«Странник Светлого Града» (1933). Эту картину можно назвать автобиографической для Н.К. Рериха. Вот идёт он, странник Светлого Града, идёт по миру и ищет Град Светлый. С одной стороны, ищет, а с другой — создаёт. На картине мы видим один град земной, а другой — небесный. Облака как бы повторяют формы земных строений. Сам путник устремляет взгляд выше земных строений, прозревая построения будущего.
«Земля Славянская» (1943). Азия — прародина многих культур. В те времена, когда это была прародина народов, они не разделялись и не считали себя чем-то друг от друга отличным. Земля Славянская на картине Рериха располагается на чистых местах, здесь возник уже целый город с крепостью. А крепость — это символ обороны Культуры. У Н.К. Рериха есть замечательные статьи, написанные во время Великой Отечественной войны, которые мы собрали в одну книгу — «Огонь — на меня!». В статье «Оборона Родины» Николай Константинович даёт своё определение того, что есть оборона Родины. И превыше всего он ставит оборону Культуры, а потом уже оборону земли. Цитаделью народа является Культура. Именно её и надо защищать прежде всего.
«Свет побеждает тьму» (1933). Это исток того понятия, которое мы называем богатырством, подвижничеством, — древнейший образ борьбы Света с тьмой, пришедший к нам из предыдущих цивилизаций. Это не только христианский символ, он выходит далеко за пределы христианской эпохи. Этот образ у Николая Константиновича встречается неоднократно. Он берёт его из глубокой древности, доносит до нас современными изобразительными средствами, делает его ближе к нам.
«Богатыри проснулись» (1940). В основе картины лежит былина о том, как перевелись на Руси богатыри. Возгордились богатыри, и Мать сыра Земля превратила их в камень. И вот в 1940 году Рерих пишет эту картину, которая как бы является продолжением этой былины. Накануне грозных событий, когда уже было не до гордости и надо было всю силу богатырскую явить, Мать сыра Земля освобождает из плена богатырей, и они собираются под водительством своего князя, чтобы родную землю защищать.
«Ковка меча» (1941). В теснинах, в каменных пещерах куётся меч победы. Ещё до победы далеко, но он уже скован, и может быть, скован он ещё в глубокой древности. Ведь мощь, развернувшаяся в годы войны и принёсшая Победу в 1945-м, — это следствие вековых и тысячелетних накоплений. Такая мощь не может родиться из ничего. Это Мать сыра Земля питает силу своих богатырей.
«Настасья Микулична» (1943); картина находится в Новосибирском художественном музее.
Русская богатырша изображена с азиатским ликом, и это не случайно. Это тоже символ: с одной стороны, признак древней прародины, а с другой — того пространства, о котором Николай Константинович говорит: «Где бьётся сердце будущей Руси, Руси Азиатской? На русском Алтае». Вот почему тема Азии очень важна. Она входит в творчество художника, не вытесняя, а развивая русскую тему. Русь Азиатская — будущая Русь, она проявится центром на русском Алтае. Это предвидение ближайшего будущего.
Азиатские черты русской богатырши здесь не случайны и в контексте года написания этой картины — 1943-го. Вспомним, что самые страшные битвы пришлись на 1943 год. Но, с другой стороны, это год, когда на фронтах Великой Отечественной войны всё разворачивается на 180 градусов.
Можно сказать, что в образе Настасьи Микуличны, которая держит своих сынов в богатырской длани, Рерих отобразил нашу непобедимую Родину. Посылает она своих богатырей, чтобы они привели народы к победе.
«Победа» (1942). Эта картина с 1976 года находится в новосибирском Академгородке, в Доме учёных. Она посвящена обороне Родины, обороне Культуры. А ещё она связана с Алтаем.
Это полотно написано в 1942 году, а мы знаем, что именно зимой 1941 – 1942 года решалась судьба Москвы. Почему художник назвал картину «Победа»? Была ли это мечта о победе или это уже предвидение? Думаем, что скорее второе. Для художника важно то, что происходит в духовной жизни народа. Рериха, как и наших великих писателей, таких как Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, можно назвать сердцеведом. Он ведает сердце народное, он чувствует, чем живёт народ, и понимает, что когда Родина в опасности, всё зависит от того, куда двинется дух народа и восстанет ли в нём сила богатырская. Это зависит не от экономического потенциала и не только от военного и политического руководства страны, это зависит от доброй воли каждого человека.
И Рерих почувствовал, что двинулся дух народа, поднялась сила богатырская, и победа над мировым злом — теперь только вопрос времени. Сам факт победы уже состоялся — он состоялся в невидимой области, в том, что называется духовным миром. И вот уже богатырь отрубил голову страшному дракону. А за спиной у русского богатыря-победителя сияет гора Белуха — священная вершина Алтая и всей Сибири.