Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Мир Огненный, ч. 3, 395 |
16 мая 1941 г.
Родные наши... Понимаю, как трудно сейчас, как тяжко бывает на душе, когда пламя доверия начинает колебаться под натиском бури. Именно, знаю, родные, что даже мужественный и закалённый в житейских невзгодах дух может испытывать иногда жуть при виде безумия, творящегося в мире. Истинно, даже ему может порой казаться, что выхода нет, что всё зашло в какой-то адский тупик, о который сокрушаются все лучшие возможности. Но мы знаем, что подобное чувство нужно сознательно и твёрдо изгонять, не давать ему укореняться в сознании. Заветы Учения должны ярко пылать в сердце, помня, что очевидность не есть действительность. Зоркий глаз, непредубеждённое, открытое сознание усмотрит и среди хаоса разрушения и разложения неуклонную линию нового порядка вещей, нового строительства и нового воскрешения духа. Именно в Учении Жизни можно найти руководящую линию, найти истинное направление эволюции и сохранить необходимое сейчас равновесие и спокойствие духа. Каждодневный труд, как бы ни был он порой тяжек, является в такое время благом. Немало лет прошло в подготовке к принятию трудностей конца чёрного века, и сейчас мы подходим к самому насыщенному сложностями трудному времени, но зато оно принесёт и разрешение многого. В жестоких муках рождается новый лучший мир.
Путь совершенствования, путь Учения Жизни, истинно, не лёгок, но как он богат, как широк он и как все трудности его преображаются в лучшие достижения наши, когда мы идём, неся в сердце всерастущую любовь к Тому, Кто указал нам, где и в чём наша истинная радость. Эту радость никто и ничто не может отнять от нас. Радость расширения сознания, радость сотрудничества, радость любви и приближения. Родные, больше всего храните эту любовь Вашу, ибо способность любить, или, лучше сказать, дар любви, является сезамом от всего. Любовь — основа всех достижений, всех дарований, любящее сердце — залог всех возможностей. Даже страдания в любви лишь способствуют очищению и утончению чувств наших. Любовь всё берёт, но она и всё даёт. Истинно, любовь включает всю Вселенную, потому не бойтесь ничего, ибо всё самое тяжкое может быть пережито, изжито и преображено любовью в самое прекрасное. Ведь любовь есть основа и величайший рычаг Мироздания. Все миры зачинаются космическою любовью, всё держится лишь любовью. Помня этот основной вселенский закон, отнесёмся бережно, со всею устремлённостью к развитию в себе этого величайшего дара, хранителем которого является наше сердце.
Сейчас, когда мир переполнен ненавистью, самою жестокою формою человеконенавистничества, которое может привести к рушению планеты, будем утверждать о любви в её космическом значении. Так открывайте Ваши сердца в горячем порыве любви ко всему Прекрасному и в ответ получите бесценные искры благодати, несущиеся в пространстве, из Сокровищницы Мирового Сердца.
Пусть молодые сердца, не отравленные ещё лицемерием, этим ядом, погубляющим лучшие ростки сердца, прислушаются к словам любви, рассыпанным, как жемчужины, в книгах Учения Жизни. Пусть зажгут свои светильники огнём неугасимым в стремлении к красоте беспредельного совершенствования, символом которого является Облик Вечного Учителя. Родные, любите Учителя!
Тот, кто любит, тот и доверяет, тот знает, что пламя преданности и признательности подымается выше других приношений, потому пусть пламя и радость этих приношений освещает и согревает нас в пути к цели, нами избранной, к прекрасной любви в служении Общему Благу. На этом пути служения каждое очищенное и утончённое сердце находит ответную себе вибрацию и сливается с нею в гармонии высокой, когда час его пробьёт. Любите Учителя! Любите в радости и ещё больше в часы трудностей. В любви будем щедрыми дарителями, а не лавочниками, и тогда вся радость придёт. Христианство, насыщенное любовью мучеников, мощно [и] стихийно смело' разлагавшийся мир старых богов, так пусть светлая вера в живое воскрешение духа омоет и залечит все язвы, столпившиеся у преддверия в новое, лучшее будущее человечества, окрылённое всеми достижениями истинного Знания, подтверждённого светлой наукою завтрашнего дня.
Родные, шлю Вам всю радость мою в предчувствии Светлого Дня. Горите мыслью, горите сердцем! (...)
Сердца, открытые к любви, так ценны в дни всеобщего ожесточения, они как светильники во тьме. Я люблю Вас.
Апрель – май 1940 г.
Очень горюю о всех недоразумениях, возникших за последнее время среди некоторых сотрудников. Конечно, если бы основы Живой Этики жили бы в сердце, то при спокойном размышлении и дружественном обсуждении все недоумения тотчас же рассеялись бы. Каждому вступавшему в Общество предлагалось читать и изучать книги Учения... Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает всё жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его.
Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всём бытии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим законом и планом эволюции.
Если мы возьмём Евангелие, то увидим, что сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в её самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишённые этих качеств, осуждены на рушение.
Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы — «Цель оправдывает средства». Такие сознания ещё не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.
Как пример целесообразности действия приведу место из Евангелия от Марка, гл. 12, ст. 14–17. «Они же, пришедши, говорят Ему: "Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь: позволительно ли давать по'дать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?" Но Он, зная лицемерие их, сказал им: "Что искушаете Меня, принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его". Они принесли. Тогда говорит им: "Чьё это изображение и надпись?" Они сказали Ему: "Кесаревы". Иисус сказал им в ответ: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"... и дивились Ему...»
Также и из Евангелия от Матфея, гл. 17, ст. 24–27. «Когда же пришёл в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: "Учитель ваш не даст ли дидрахмы?" Он говорит — да. И когда вошёл в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: "Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины... — с сынов своих или с посторонних?" Пётр говорит Ему: "С посторонних". Иисус сказал ему: "Итак сыны свободны, но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир (4 драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя"».
Сколько снисхождения к условностям жизни, к малым сознаниям и сколько целесообразности в самом поступке и словах — «чтобы нам не соблазнить их!». Но, может быть, кто-то усмотрит в этих словах Христа иезуитский ответ? Всё Учение, все притчи Христа полны благой целесообразности, и потому полезно перечесть их с этой точки зрения.
Не Христос ли заповедал: «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»? Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идёт извиваясь, обходя все неровности пути, но голова её устремлена в одном направлении.
Также и в Учении сказано: «Если волна несёт ценный предмет, то не всё ли равно, каков узор этой волны, важно, чтобы она донесла ценный предмет». Отравленное и затемнённое сомнением сознание и здесь учует всё ту же иезуитскую формулу. Но спросим себя честно — кто из нас будет задаваться вопросом, чисты ли руки спасающего жизнь близкого нам человека? Самый отъявленный преступник не явится ли для нас в этот момент лишь благим спасителем?
Так же точно и другое изречение — «Джинны строят храмы» будет, вероятно, отнесено к той же формуле. Но на самом деле, смотря с точки зрения целесообразности, мы увидим и поймём, что величие Высших Сил в том и проявляется, что они обращают всё худое на пользу и в конечном итоге заставляют противников добра служить Общему Благу. Не есть ли это великое достижение?
Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции — значит очутиться под пятою Гиганта? (...)
Потому не печалуйтесь, но бодро несите ношу дней сих. Армагеддон не вечен.