Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное. Мир Огненный, ч.2, 96 |
После возвращения из Парижа весной 1901 года Н.К. Рерих активно включился в общественную жизнь Санкт-Петербурга. Это было ему необходимо по многим причинам. Но самая главная из них — назначенная на осень женитьба на Елене Ивановне Шапошниковой.
Возвратившись, он занял новую должность — 22 мая на собрании действительных членов Императорского Общества поощрения художеств его выбрали и утвердили секретарём Общества. До поездки он занимал должность помощника секретаря и помощника директора музея. Многие связывали с его приходом на это место перемены к лучшему. О Рерихе писали: «...живой, понимающий и преданный делу человек, и при его участии и инициативе намечается ряд новых путей, могущих оживить Общество, снова привлечь к нему внимание публики...»1 Небольшие отчёты о деятельности Общества Н.К. Рерих стал печатать в журнале «Художественные сокровища России». Тогда же в русской прессе появились его статьи «К природе», «Парижские салоны. 1901 г.», «Заботы о старине», «За русское дело», «На пороге нового течения». В сентябре в журнале «Новый мир» художественный критик Иван Лазаревский познакомил читателей с молодым талантливым художником и археологом Н.К. Рерихом, поместив о нём статью с портретом художника и его парижскими рисунками натурщиков. По делам службы Рериху приходилось всё время общаться с разными людьми, в том числе и с царскими особами, быть в курсе многих происходящих событий, помогать устраивать выставки, аукционы и прочее. Так постепенно стало обозначаться особое место Николая Константиновича в культурной и общественной жизни города.
Первая выставка, на которой Рерих показал свои новые произведения после приезда из Парижа, была экспозиция, устроенная кружком «Мюссаровских понедельников» для поддержки вдов и сирот художников. Она проходила в октябре – ноябре в залах Общества поощрения художеств. На ней Рерих выставил только одну новую работу — «Ждут».
Журналист и художественный критик Н.Н. Брешко-Брешковский писал об этой картине: «...приятно отдохнуть на картине г. Рериха "Ждут". Она целиком переносит нас в далёкий мир, настолько далёкий, что он кажется теперь легендарным. Тусклое утро, раннее-раннее. Край горизонта чуть-чуть окрасился пока ещё бледным огнём зари. За пригорком притаились два дикаря — не то скифы, не то славяне. Один из них замер с натянутой тетивой узорного лука. Виден краешек воды с отблеском зари. Наивное спокойствие и вместе напряжённое ожидание чего-то царят в картине Рериха. Дикари ждут — человека ли, зверя ли? Вероятно, зверя, что тихой, беспечной поступью придёт на водопой. Но не всё ли равно, кого они ждут?.. Несмотря на молодость свою, г. Рерих успел обнаружить в картинах своих самобытное дарование, и от него можно ожидать многого»2.
Невзирая на загруженность, Рериху нужно было готовиться к Весенней выставке в залах Императорской Академии художеств. Он постоянно работал над картинами, в том числе и над теми, которые привёз из Парижа, о чём сообщал в письмах Елене Шапошниковой летом 1901 года: «Сегодня, сейчас буду переделывать "Городок"»; «"Идолы", когда я поставил их на прежнее место, — опять стали много интереснее. Совершенно переписал небо у "Городка"; оно стало синее с розовыми разрывами туч»; «Знаешь, я думаю в "Идолах" сделать одно изменение. На правой стороне пробить забор и показать уходящих воинов — они, вероятно, более свяжут картину и более выдвинут понятие похода по реке. "Городок" выходит не худо»; «"Идолов" опять привёл в старый вид»3.
О чём говорят эти строчки из писем? О том, что Николай Константинович, кроме нескольких рисунков и полотен, не привёз полностью готовые живописные произведения из Парижа. Уже находясь в Санкт-Петербурге, он всё время пытался их улучшить и подготовить для участия в предстоящих выставках. Этому есть подтверждение и в одной статье, вышедшей осенью 1901 года: «...секретарь Общества поощрения художеств, талантливый живописец Николай Константинович Рерих привёз в Петербург из Парижа, где он пользовался советами Кормона, несколько начатых работ на сюжеты русского доисторического быта. Одна из наиболее интересных картин, теперь уже оконченная, носит название "Идолы". На холме, на берегу реки, под открытым небом стоит языческое капище. Четыре резных и размалёванных идола водружены на высоких деревянных столбах, окружённых частоколом, по которому развешены черепа животных. Среди идолов стоит сгорбленный старик, всматривающийся в даль и с удивлением замечающий появление на реке редких гостей, каких-то лодок с неведомыми незнакомцами. Картина эта обратила на себя внимание венских художников, приезжавших недавно в Москву и Петербург для выбора картин на имеющую вскоре открыться в Вене выставку Общества Secession. Н.К. Рерих согласился на уступку своей картины, которая уже увезена в Вену. В Великом посту она появится в Петербурге на "Весенней" выставке в Императорской Академии [художеств]»4.
Картины Рериха, вероятно, приезжие гости осматривали и выбирали в мастерской художника на Галерной улице, где после свадьбы проживала молодая чета Рерихов. Известно, что кроме «Идолов» в Вене экспонировались ещё два произведения художника: «Волки» и «Поход Владимира на Корсунь».
Более подробных сведений об участии Николая Рериха в венском Сецессионе мне пока не удалось разыскать, только пару упоминаний в нескольких газетных статьях. И тем не менее для молодого художника это было творческое продвижение на его пути.
В начале 1902 года картины вернулись с выставки в Вене. Газеты сообщали: «Талантливый молодой исторический живописец Н.К. Рерих, несмотря на свою новую деятельность в качестве секретаря Императорского Общества поощрения художеств, продолжает усердно работать над новыми произведениями. К весенней выставке в Академии художеств им приготовлен целый ряд картин из облюбованного им быта первобытной, языческой Руси. Кроме "Идолов", которые вернулись из Вены, где обратили на себя внимание публики и критики на выставке "Secession", Н.К. Рерихом закончены следующие произведения: "Пейзаж" — древний городок, обнесённый деревянною стеной, на горе, весь занесённый снегом. Сумерки; не видно ни души. "Зловещие" — стая воронов на камнях, лежащих на берегу зловещего пенящегося моря. Чуется надвигающаяся беда. "Соглядатаи" — несколько воинов ползком приближаются к городку, который не ведает ещё надвинувшейся беды. Все картины имеют, таким образом, связь между собой, хотя каждая из них и является законченным целым. Четвёртая картина "Заморские гости" изображает широкую реку, по которой плывёт несколько пёстрых иноземных судов, сопровождаемых стаей воздушных гостей, чаек»5.
Вскоре, в начале марта 1902 года, открылась Весенняя выставка в залах Императорской Академии художеств. Николай Константинович входил в комитет по устройству этой выставки и в состав жюри. Председателем комитета был избран А.И. Куинджи, товарищем председателя — Рерих. Он выставил 9 своих произведений: «Зловещие», «Заморские гости», «Идолы», «Княжая охота. Утро», «Княжая охота. Вечер», «Поход Владимира на Корсунь», «Волки», «Соглядатаи» и «Городок».
Критики отмечали: «Несомненным украшением выставки являются многочисленные произведения Н.К. Рериха. Этот своеобразный художник сделал большие успехи за последнее время. Целый ряд выставленных г. Рерихом картин переносит зрителя в эпоху древней Руси, которую он, как истый поэт и тонкий знаток стиля, толкует замечательно красиво и верно»6. Отмечали, что особенно удаются Рериху декоративные панно: «Его панно, изображающие "Охоту", замечательны по пониманию художником этой сферы искусства, так упорно не дающейся нашим художникам. Кто-то назвал вчера г. Рериха русским Пюви де Шаванном, и это мнение нисколько не является преувеличенным. В лице г. Рериха мы положительно приобрели замечательного мастера панно»7. Здесь критики имели в виду две картины Рериха: «Княжая охота. Утро» и «Княжая охота. Вечер», написанные для принца П.А. Ольденбургского. В статье, посвящённой выставке, автор под псевдонимом «Старовер» писал: «Затем художник выставил два декоративных панно для дворца его высочества принца Петра Александровича в Рамони8. Они изображают великокняжескую охоту. На первом — утро. Восходящее солнце едва освещает вершины деревьев и небосклон. Бодры и веселы охотники, когда скачут за сохатым. На другом — те же охотники ночью возвращаются домой усталые, обременённые добычей. Оба панно написаны эскизно, но сильно и смело. Эффект утреннего и ночного освещения передан правдиво»9.
Второго марта выставку посетил Государь император со свитой. Им было приобретено полотно Н.К. Рериха «Заморские гости». В Санкт-Петербургском государственном историческом архиве есть дело об уплате художнику Н.К. Рериху за приобретённую Государем картину, в котором в запросе от 30 мая 1902 года из канцелярии Академии художеств говорится: «Его Императорское Величество Государь Император, при посещении весенней выставки в залах Императорской Академии художеств, соизволил приобрести картину художника Рериха под названием "Заморские гости".
Препровождая названную картину, Канцелярия Императорской Академии художеств имеет честь покорнейше просить не отказать в распоряжении об уплате художнику Рериху, проживающему в С.-Петербурге Галерная 44, пятьсот пятьдесят рублей, причитающихся ему за означенную картину...»10
В июне из Министерства Императорского двора пришёл ответ — распоряжение доставить картину в Царское село, что вскоре и было сделано. Она была вывешена в коридоре Александровского дворца между покоями императора и императрицы среди других картин русских художников.
Другую картину Н.К. Рериха, «Зловещие», с Весенней выставки приобрёл музей Императора Александра III.
Несмотря на то что картины «Заморские гости» и «Зловещие» были куплены, они до поступления к своим владельцам ещё раз побывали на выставке. В апреле 1902 года Весенняя выставка из Санкт-Петербурга впервые была привезена в Москву и показана в залах Строгановского училища. Привезены были не все работы, а только небольшая их часть: 141 произведение из более чем 400, представленных в Санкт-Петербурге. У Николая Рериха были взяты на экспозицию именно те две картины, о которых шла речь выше. В московской прессе писали: «Перед "Зловещими", приобретёнными для музея Александра III, плотной стеной стоит публика»11.
В ноябре 1902 года была организована IV выставка журнала «Мир искусства». Впервые она проходила в Москве, в недавно построенном по заказу владелицы А.С. Грачёвой доходном доме на углу Петровки и Столешникова переулка. Работы художников развесили в трёх больших залах. Размещение картин проходило под непосредственным руководством С.П. Дягилева, а также художников В.А. Серова, К.А. Коровина и представителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова. Всего было показано 278 работ. Участвовали в выставке Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, О.Э. Браз, М.А. Врубель, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, С.Ю. Жуковский, К.А. Коровин, С.В. Малютин, Ф.А. Малявин, Н.К. Рерих, В.А. Серов, Я.Ф. Ционглинский, П.Е. Щербов и другие. Были представлены скульптурные произведения князя П.П. Трубецкого.
Рерих выставил 14 своих новых работ и 8 этюдов. Он впервые согласился участвовать в выставке журнала «Мир искусства», хотя Дягилев приглашал его и ранее. Николай Константинович лично приехал в Москву перед самым открытием. Об увиденном он сообщил жене: «С утра направился я на выставку и, к моему приятному изумлению, увидел, что развеску начали с моих картин, отведя им очень хорошее место в большей зале. Дягилев сказал: а пожалуй, "Город" не вернётся из Москвы, он очень нравится Серову»12. Через день следующее письмо: «Мои картины производят хорошее впечатление, все хвалят. Серов спрашивал цены "Заповедного места", "Город строят" и твоего этюда. Кажется, для Галереи. Сегодня будет публика... (...) Выставка великолепная. Я занял сразу очень хорошее положение. (...) Коровин, Серов, Сомов — все меня хвалят»13.
Художественные критики писали, что все работы Рериха — это картины русской седой старины. В каталоге выставки они все были объединены под общим названием «Русь»: «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Поход», «Город строят», «Север», «Волхов», «Заповедное место», «Поход Владимира на Корсунь» и другие. Многие из этих полотен были задуманы и начаты ещё в Париже. Конечно же, произведения Рериха вызвали неоднозначные оценки критиков, писавших в прессе об этой выставке. И тем не менее ещё до официального открытия выставки произведения Рериха начали покупать. Уже 15 ноября он сообщил в телеграмме жене, что купец Р.Д. Востряков, меценат и коллекционер русской живописи, купил «Городок», а после этого писал: «Ходила Третьяковская комиссия. Говорят, наметили мой "Город", — не знаю, что выйдет. Инженер Перцов хочет купить за 1200 р. "Лодки" и "Север"»14; 16 ноября шлёт телеграмму: «Третьяковка "Город" за 2500. "Лодки" и "Север" за 1000. Рерих»15.
Известный художник Л.О. Пастернак в письме художественному критику И.И. Лазаревскому дал такую оценку выставке: «Открылась наконец выставка "Мир искусства". Молодец (Ваш друг — кажется) — Рерих, который один из самых видных, и, пожалуй, что не будь его — выставка была бы очень посредственная, по крайней мере, для меня»16.
Картины «Лодки» и «Север», обе написанные пастелью, с этой выставки купил инженер путей сообщения и коллекционер Пётр Николаевич Перцов. Самое любопытное, что в каталоге выставки картины с названием «Лодки» нет. Нет её и в поздних перечнях картин Рериха за эти годы. Вероятно, так Николай Константинович назвал в письме другое своё произведение — «Заморские гости», вернее один из его вариантов. Перцову приглянулась эта работа, и он её приобрёл. Уже на следующей выставке, «Современное искусство», вариант картины «Заморские гости» значится принадлежащим П.Н. Перцову. Скорее всего, Николай Константинович в письме к супруге просто назвал произведение «Заморские гости» иначе — «Лодки»...
Интересно, что не только П.Н. Перцову понравилась картина «Север». Многие художественные критики выделяли это произведение Рериха среди других. Например, С. Сергеевич писал: «Не могу не остановиться и ещё на одной небольшой пастели художника "Север". На рассвете короткого полярного дня охотники в звериных шкурах настигли и убили лося. Пастель очень невелика, сделана легко и точно шутя, но в то же время от неё удивительно веет и диким севером, и леденящим полярным ветром. Может быть, в этой вещи г. Рерих не так самобытен; быть может, он напоминает в ней кой-кого из финляндцев, но картинка всё-таки остаётся одной из наиболее сильных на всей выставке и лучше всего говорит за то, что интерес картины вовсе не в её размере»17.
Покупка Третьяковской галереей картины Н.К. Рериха «Город строят» вызвала много яростных споров художественных критиков в прессе. Тем не менее это было уже второе произведение молодого художника, оказавшееся в известной галерее П.М. Третьякова. После выставки несколько репродукций картин Рериха появилось на страницах журнала «Мир искусства». Тем самым Николай Константинович прочно занял видное место в художественном мире не только Санкт-Петербурга, но и Москвы. Успех на этих выставках стал для художника большим толчком к дальнейшему развитию — и уже в следующем году на выставке «Современное искусство» в Санкт-Петербурге Н.К. Рерих выставил 145 своих произведений.
1 Лазаревский Ив. О поощрении искусств // Россия. 1901. 10 / 23 августа. № 822. С. 2. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. I: 1891 – 1901. СПб.: Фирма Коста, 2004. С. 372.
2 Брешко-Брешковский Н. Выставка кружка «Мюссаровских понедельников» // Звезда. 1901. 3 ноября. № 44. С. 13 – 14. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике... Вып. I. С. 393.
3 Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900 – 1913. М.: РАССАНТА; ГМВ, 2011. С. 127 (2.07.1901; 3.07.1901), 129 (12.07.1901), 130 (14.07.1901).
4 Художественные новости. Новые картины // Московские ведомости. 1901. 28 октября / 10 ноября. № 297. С. 4. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Дополнительные материалы: 1897 – 1918. СПб.: СПбГМИСР, 2018. С. 22 – 23.
5 Рязанец. Новые картины Н.К. Рериха // Московские ведомости. 1902. 2/15 марта. № 60. С. 4. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике... Дополнительные материалы. С. 25 – 26.
6 Меценат. Весенняя выставка картин // Петербургская газета. 1902. 3 марта. № 60. С. 3. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике... Вып. II: 1902 – 1906. СПб.: Фирма Коста, 2005. С. 23.
7 Там же. С. 24.
8 Имение великой княгини О.А. Ольденбургской «Ольгино» около посёлка Рамонь под Воронежем.
9 Старовер. Весенняя выставка в залах Императорской Академии художеств // Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 11/24 марта. № 68. С. 2. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике... Вып. II. С. 31.
10 РГИА СПб. Ф. 468. Оп. 14. Ед. хр. 1036.
11 ХХХ. Маленькая хроника // Курьер (Москва). 1902. 17 апреля. № 105. С. 3. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике... Вып. II. С. 41.
12 Рерих Н.К. Лада... С. 152 (13.11.1902).
13 Там же. С. 153 – 154 (15.11.1902).
14 Там же. С. 155 (15.11.1902).
15 Там же (16.11.1902).
16 Пастернак Е.В. Из переписки Леонида Пастернака // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М.: Наука, 1996. С. 341.
17 Сергеевич С. Выставка картин журнала «Мир искусства» // Курьер (Москва). 1902. 22 ноября. № 323. С. 3. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике... Вып. II. С. 85.