Не вечный странник, но гонец стремящийся – Наш путь. Озарение, ч. 2, гл. 6, п. 17 |
Во многих исследованиях и докладах на рериховскую тематику часто используется понятие «Учение Жизни». Оно многозначно. Поэтому считаем необходимым пояснить его содержание. Нами выделены три его значения. Два из них имеются в Живой Этике и письмах Е.И. Рерих.
Во-первых, понятие «Учение Жизни» является ближайшим синонимом Учения Живой Этики. Именно в таком значении оно чаще всего употребляется. «Учение Жизни, или Живой Этики, — писала Е.И. Рерих, — никого не зазывает, даётся широко и свободно...»2 «На основании даваемого нам Учения Жизни скажу, что во всём должна быть проявлена соизмеримость или, иначе говоря, целесообразность, которая царит во всей Вселенной»3.
В Живой Этике Учитель отмечает: «...Учение Жизни, направленное Мною, кратчайший путь для достижения явления понимания Космоса»4. «...Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлечённую этику Учением Жизни»5.
«Учение Жизни, или Учение Живой Этики, тем и отличается от абстрактного знания, что вводит сознание в самую гущу жизни и даёт возможность изучать её практически»6.
«И если раньше что-то давалось для какого-то определённого народа, то теперь Учение Жизни даётся для всех, ибо это диктуется наступлением конечных сроков и приближением начала Нового Цикла»7.
Во-вторых, в широком смысле под Учением Жизни имеются в виду все Духовные Учения, на протяжении столетий исходящие из Единого Источника знаний, Братства Света. Приведём яркую цитату из книги «Сердце»: «Во все времена, беспрерывно, Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым Миром. Как якорь спасения, как свет ведущий, укрепляет Учение продвижение среди тьмы [невежества]»8. «Сравните поток дававшихся человечеству Учений жизни. Каждое из них, не трогая предыдущего, приоткрывает новые врата к знанию»9.
Е.И. Рерих писала: «Книги Учения, в которые, конечно, входят все жемчужины Востока и "Тайная Доктрина" и "Письма Махатм", дают огромную пищу духу и знанию, и вряд ли одной жизни хватит, чтобы изучить их как следует»10. «Я так люблю изречение из "Бхагавад-Гиты", этой лучшей жемчужины восточных писаний...»11
«Именно, непременным условием каждого Учения Жизни и будет распознавание ликов»12.
«...Ни в каком Учении Жизни не заповедано непротивление злу, наоборот, указано на борьбу со злом и тьмою, и всюду говорится о доспехе духа...»13 Ещё один пример из письма Елены Ивановны: «...как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо»14.
«В различных формах и одеяниях давался неизменный вечный Лик Истинного Огненного Учения Жизни... но в выражении земном зависящего от ступени воспринимающего сознания человечества или народа, получившего крупицы Великого Знания»15.
«Учение Жизни даётся человечеству как якорь спасения. (...) Термин "Учение Жизни" в этом случае следует понимать очень широко, во всём его объёме и во всех формах, даваемых людям через Иерархию Света и Её Посланников в настоящее время или данных раньше, в прошлых веках, и скрытых под позднейшими нагромождениями и толкованиями»16.
В отношении древних Учений всегда следует помнить о возможных на протяжении столетий искажениях, внесённых переписчиками и переводчиками, о постепенном нарастании вокруг первоисточников весьма неоднозначных комментариев и толкований. Рассматривая соотношение Живой Этики и Учений Жизни в широком значении, Е.И. Рерих утверждала: «Истинно, "Учение Жизни" [здесь — как синоним Живой Этики] не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений»17. Ещё одна созвучная мысль из книги «Надземное»: «Самые точные Учения страдали от всяких толкований, рассекающих истину»18. Поэтому следует с большой осмотрительностью относить конкретные тексты и высказывания из древних источников к Учению Жизни.
Выделим и третье значение, когда «Учение Жизни» употребляется исследователями для обозначения литературно-философских источников, охватывающих столетний период: с 1870-х по начало 1970-х годов. Собственно говоря, в таком понимании Учение Жизни, включающее обозначенный круг первоисточников, гармонично входит как часть во второе, широкое значение этого понятия, рассмотренное нами выше.
Литературно-философские источники выделенного периода объединяются в три группы, которые соотносятся с тремя основными этапами их формирования:
– теософские источники,
– источники духовной традиции Живой Этики,
– Записи Б.Н. Абрамова.
Необходимо отметить, что каждая из групп первоисточников имеет свой неповторимый фокус приёма знания — выдающуюся личность, обладавшую особыми тонкими способностями. Каждой группе присущи свой круг ключевых тем и проблем, специфика стиля и т.д.
Вместе с тем все эти группы первоисточников имеют близкий понятийный аппарат, содержат общие проблемы и философские подходы к их рассмотрению, созвучны по образному строю изложения. Принимавшие и составлявшие данные книги провозвестники сотрудничали с одной и той же Группой Духовных Учителей.
1. Теософские источники.
В качестве основных книг назовём «Письма Махатм» (1880 – 1884), «Письма Мастеров Мудрости» (1870 – 1888), «Тайную Доктрину. Синтез науки, религии и философии» Е.П. Блаватской (1888, 1-й том — «Космогенезис», 2-й том — «Антропогенезис»). Сюда же относятся фрагменты из «Книги Золотых Правил»: «Свет на пути» (1885), «Голос Безмолвия» (1889), «Два пути» (1889), «Семь врат» (1889), которые были опубликованы во второй половине 1880-х годов. Источник этих книг принадлежит к той же серии древних манускриптов, из которых были взяты станцы Дзиан, положенные в основу «Тайной Доктрины». К этой группе следует отнести и послания Махатм (Духовных Учителей), полученные американским теософом Франчиа Ла Дью (1849 – 1922). Эти Записи, ориентированные на людей западной христианской культуры, в первую очередь американцев, легли в основу книг «Теогенезис» (1906 – <1918>) и «Учение Храма» (1900 – <1923>).
Для теософских источников главным фокусом приёма Знаний была Е.П. Блаватская (1831 – 1891), создавшая в третьей четверти XIX века Теософское общество. Е.И. Рерих писала: «...Е.П. Блаватская была послана в мир дать великий труд "Тайная Доктрина" для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик...»19 «Сказано Великим Учителем — "одна Блаватская знала"...»20
Теософские книги охватывают обширный круг разнообразных философских проблем онтологии, гносеологии, космогонии, антропогенеза, теории эволюции Земли и человечества, многомерной природы космоса и человека и т.д.
В книге «Мир Огненный» поясняется идейная преемственность теософского наследия Е.П. Блаватской и Учения Живой Этики: «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает "Тайную Доктрину" Блаватской»21.
2. Источники духовной традиции Живой Этики.
Прежде всего, это серия книг Живой Этики — Агни Йоги (1920 – 1944), составляющая ядро, главный стержень всего корпуса первоисточников Учения Жизни. Учение Живой Этики, писала Е.И. Рерих, «ляжет в основу Нового Мира»22, а сами книги она именовала «Океаном Учения Живой Этики»: «Сейчас даётся Океан Учения "Живой Этики", изучив его, человек будет вооружён на дальнейший путь...»23
К ним непосредственно примыкают книги «Криптограммы Востока» Жозефины Сент-Илер [составитель Е.И. Рерих] (1929), «Основы Буддизма» Н. Рокотовой [Е.И. Рерих] (1926 – 1940), «Напутствие Вождю» (1933), очерк «Преподобный Сергий Радонежский» Н. Яровской [Е.И. Рерих] (1934), ряд ещё не публиковавшихся трудов Е.И. Рерих из её тетрадей с Записями. Ко второй группе относится и богатое эпистолярное наследие Елены Ивановны. В своих статьях и духовно-философских письмах к ученикам и последователям она давала подробные пояснения к различным положениям и параграфам Живой Этики, комментировала неясные для европейского человека идеи восточных учений, термины и образы, используемые на страницах Учения. Девятитомное издание её писем (М.: МЦР, 1999 – 2009) не является полным. Особую ценность имеет увидевший свет при её жизни, в 1940 г., двухтомник писем Е.И. Рерих, где она сама выступила редактором-составителем.
В эту серию источников включаются также те поэтические и литературно-публицистические работы Н.К. Рериха, в которых преимущественное внимание уделено идеям Живой Этики. Отдельные аспекты философии Живой Этики освещены в работах Ю.Н. и С.Н. Рерихов.
Для второй группы источников фокусом была Е.И. Рерих (1879 – 1955), выдающийся мыслитель и духовная подвижница, закономерно названная Духовными Учителями «Матерью Агни Йоги». Е.И. Рерих обладала исключительной близостью к Братству, достигнув высочайшего уровня духоразумения. Она первая прошла ступенями «Огненной йоги» и овладела уникальной способностью дистанционного общения с различными Учителями Гималайского Братства — «пространственным проводом Братства».
Елена Ивановна Рерих отмечала: «...ни одна книга [Учения]... не написана без моего участия, более того, имеются книги, которые написаны и продолжают даваться только при моём участии, но самое главное то, что все эти книги даны на основании моего огненного опыта. Вот почему и пояснение этих книг, и очищение Учения Белого Братства [здесь речь идёт об Учениях Жизни в расширенном значении] от накопившихся нагромождений доверено Великим Владыкой именно мне. Говорю это не для своего возвеличения, но для утверждения, ибо для пользы дел это необходимо»24.
В принятии текстов Учения Живой Этики особо важную роль играл Н.К. Рерих.
Учение Живой Этики сосредоточивается прежде всего на вопросах космической эволюции, философско-антропологических, социальных и этических положениях, проблемах медицины, педагогики и многих других. «Кн[иги] Учения Жизни, — утверждала Е.И. Рерих, — по своей космосопространственной широте мысли именно дают ответ на все вопросы»25.
3. Творческое наследие Б.Н. Абрамова.
Б.Н. Абрамов (1897 – 1972) — духовный ученик Н.К. и Е.И. Рерих. Третья группа источников включает Записи Бориса Николаевича, изданные в серии книг под названием «Грани Агни Йоги» (1951 – 1972), а также вошедшие в книгу «Устремлённое сердце» (1951 – 1971) (из архива Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2012).
Здесь преимущественное внимание уделяется теме нравственного преображения человека в проекции каждодневной жизненной практики. Вместе с тем поясняются философские грани Живой Этики, раскрывается смысл некоторых восточных понятий и христианских изречений, освещаются перспективы развития науки и т.д. «Грани Агни Йоги» представляют собой практическое руководство для людей, устремлённых к совершенствованию своего сознания.
Таким образом, Учение Жизни в третьем значении этого понятия объединяет большой корпус книг. В настоящее время опубликовано около 65 томов. Вот такое чрезвычайно богатое наследие неисчерпаемых Знаний!
Остановимся на соотношении Записей Б.Н. Абрамова и текстов Живой Этики. Следует отметить: мы не считаем, что эти Записи являются продолжением книг Живой Этики. После ухода с земного плана Е.И. Рерих это в принципе невозможно. Так не считал и сам Б.Н. Абрамов. В основе Живой Этики лежит уникальный огненный опыт Е.И. Рерих. В основе Записей Б.Н. Абрамова — его духовный опыт. Полученные Б.Н. Абрамовым Знания прошли через его сознание и естественным образом несут на себе отпечаток особенностей его мышления и личности в целом. Мы сознаём большую разницу в масштабе и напряжённости деятельности Елены Ивановны и Бориса Николаевича. Однако, не уравнивая эти Записи, нельзя умалять ценность трудов Бориса Николаевича.
Мы относим Записи Б.Н. Абрамова к первоисточникам Учения Жизни по нескольким причинам. Прежде всего — на основании неоднократного подтверждения этого самой Е.И. Рерих. Так, в одном из писем к Борису Николаевичу она писала: «Родной мой Борис, отбросьте все сомнения. Помните, что, пока Вы связаны любовью, преданностью к Великому Образу, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи, и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника»26. В процессе изучения архивных документов, воспоминаний людей, знавших Б.Н. Абрамова, мы убедились, что пройденный им трудный жизненный путь и его духовно-нравственный облик созвучат идеям и направленности Учения Живой Этики.
В книгах «Грани Агни Йоги» содержится оценка этих текстов Духовным Учителем: «Записи эти имеют особую ценность, ибо найдена узкая тропа, ведущая в жизнь. Для тех, кто идёт после, послужат они источником Света, указующим путь»27. «Спросят, почему Записи эти так тесно переплетены с Учением Жизни, что даже выдержки из него не всегда поставлены в кавычки. Ответьте: ибо Источник един»28.
Следует подчеркнуть, что в Записях Б.Н. Абрамова не только комментируется и поясняется ряд идей Живой Этики, но они именно развиваются, то есть в них заключается определённая новизна.
Духовная ученица Бориса Николаевича Н.Д. Спирина характеризовала его самоотверженный труд во многих статьях: «Накопленные Записи — это подвиг жизни, — писала она. — И мы, знавшие об этом подвиге, всегда относились к ним с благоговением. ...Мы, много лет изучавшие книги Живой Этики, постоянно отмечали, что в Записях даются новые аспекты положений Учения, дальнейшее развёртывание его беспредельного смысла и значения. Таким образом, его [Бориса Николаевича] труды являлись для нас также ценным пособием для постижения и изучения Живой Этики»29. «...Записи незаменимы как спутники книг Живой Этики. Они делают книги [Живой Этики] ближе к нам»30.
В своих исследованиях сотрудники тульского Центра сознательно и системно утверждают единство и преемственность философских положений «Писем Махатм», «Тайной Доктрины», Учения Живой Этики, Писем Е.И. Рерих и «Граней Агни Йоги». С этой целью мы всегда стремимся приводить в своих работах созвучные высказывания из перечисленных Источников.
* Доклад на XXV Абрамовских чтениях. г. Венёв, Тульская обл. 1 августа 2021 г.
2 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 263 (25.10.1936).
3 Там же. С. 453 (8.03.1938).
4 Листы Сада Мории. Зов. 20.11.1921.
5 Сердце. 155.
6 Грани Агни Йоги. 1956. 886 (Новосибирск, 2009).
7 Там же. 1969. 384 (Новосибирск, 1996).
8 Сердце. 17. Здесь и далее квадратные скобки внутри цитат — от автора статьи.
9 Агни Йога. 142.
10 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 169 (27.01.1933).
11 Там же. Т. 2. С. 384 (11.09.1937).
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 279 (23.11.1938).
13 Там же. Т. 4. М., 2017. С. 461 (14.12.1936).
14 Там же. Т. 7. М., 2007. С. 66 (апрель – май 1940 г.).
15 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 456 (Новосибирск, 2014).
16 Там же. 1969. 438.
17 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 252 (30.06.1934).
18 Надземное. 482.
19 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 352 (15.11.1934).
20 Там же. С. 217 (6.05.1934).
21 Мир Огненный. I. 79.
22 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 301 (6.05.1937).
23 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 357 (31.07.1937).
24 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 350 – 351 (30.08.1934).
25 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 377 (2.09.1937).
26 Цит. по: Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 530 (28.12.1954).
27 Грани Агни Йоги. 1961. 128 (Новосибирск, 1994).
28 Там же. 1963. 377 (Новосибирск, 2019).
29 Спирина Н.Д. Подвиг земной и надземный // Б.Н. Абрамов Устремлённое сердце. С. 554 – 555.
30 Спирина Н.Д. О Записях Б. Н. Абрамова // Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 376.