Мысли на каждый день

Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб.

Рерих Е.И. Письмо от 21.08.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской
ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ. "Великое искусство ведёт нас к осознанию подлинных ценностей жизни..."

Автор: Рерих Святослав Николаевич  

Другие части статьи: ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ* / ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ / ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ / Искусство и жизнь / ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ


С.Н. Рерих. ЛАХУЛЬ. КАРДАНГ. 1974

Великое искусство ведёт нас к осознанию подлинных ценностей жизни. По невежеству своему люди думают, что, умножая материальные блага, мы тем самым становимся лучше и решаем все неотложные проблемы. Но мы хорошо знаем, что богатство без направляющего света мудрости и доброты становится опасным, так же как один интеллект без света высшего «Я» не сделает человека лучше. Искусство, лишённое искры высшего, может быть декоративным, иллюстративным, но в нём будет отсутствовать качество вдохновения, способность трогать души и переживать века. Магия же великого искусства заключается в присущей ему жизненности, в том, что оно живёт своей собственной индивидуальной жизнью, которая делает нас своего рода участниками её таинства. Магия великих произведений искусства — это магия высшего осознания, высшего воплощения и высшего переживания. И чем дольше мы находимся под этим особым воздействием, тем больше поддаёмся его очарованию, тем глубже становится наше понимание, ибо нам открываются всё более широкие горизонты и новые смыслы.

 

Искусство вызволяет нас из удушливой атмосферы противоречий — противоречий как внутренних, так и внешних. Оно дарует нам надежду и восстанавливает гармонию в наших сердцах. Занятие тем или иным видом искусства чрезвычайно важно не только для развития навыков сосредоточения, координации и наблюдательности, но и в качестве средства упражнения наших творческих способностей, для развития этой самой важной стороны нашей натуры.

Искусство является профилактическим средством против болезней души и оказывает заметное воздействие на наши физические недуги.

Искусство является также наилучшим средством к достижению взаимопонимания между народами, порождая интерес и сочувствие, которые являются проводниками дружбы и формируют новые связи и понимание. Торговля и коммерция, как бы важны они ни были, принадлежат к совершенно другому плану, плану необходимости, плану выгоды и материальных средств, тогда как сердце народа раскрывается именно в его искусстве, и понимание, сформированное на этой основе, носит глубокий и продолжительный характер.

 

Служение искусству подобно служению Богу. Находят своё воплощение высшие человеческие побуждения, когда художник поклоняется высочайшей сфере духовной глубины, самому сердцу нашей проявленной Вселенной. Это молитва веры, осознание своего единства со всем сущим. Проникновение нашего «я» в тайны творения. Когда художник настраивается и вибрирует в созвучии с Высшим Сознанием, разлитым по бескрайним просторам Вселенной. И отзвуки гармонии всепроникающего сознания переходят из субъективного в объективное. С этими высшими силами соприкасаются наиболее великие художники-провидцы, становясь провод­никами этих высших сил. Раскрывать их, давать их истолкование — в этом и состоит служение, высшее поклонение тому, что мы называем Богом, а люди, которые достигают наивысшего, называются гениями, святыми, провидцами, и мы взираем на них как на богов, и они поистине являются богами этой земли.

 

Снова, как это уже не раз случалось прежде, должно произойти открытие духа в человеке. Это открытие найдёт своё воплощение в искусстве, и появится новое искусство, исполненное величия и славы. Новые широкие перспективы пробудят человека к восприятию новых идей, новое богатство впечатлений войдёт в нашу каждодневную жизнь и обогатит наши возможности её воспроизведения. Сколь истинно и всегда будет истинно, что одно лишь царство духа, цель нашего восхождения, может дать нам высшее вдохновение, когда из мук обыденности мы подымаемся в новый мир, необозримый и прекрасный, богатый и всевмещающий. Наши мысли расширятся, и новая надежда придёт к нам. Снова мы вдруг осознаем наше подлинное наследство, наше истинное «я». И тогда, только тогда наступит новое возрождение искусства, исполненного новой красоты и силы.

 

Высокое искусство правдиво, ибо оно является тем, что оно есть, и ничем иным. Тогда как посредственность пытается быть чем-то ещё и потому не искренна. Мы должны всегда стараться тянуться к лучшему. Фальшь прилипчива и, как предательский мираж, обволакивает нас своим естеством нереальности. Народное искусство искренне, потому что оно рождается из правдивого источника. Оно обладает чистотой незамутнённой и бесхитростной веры. Не может быть огня гения там, где топливо пропитано фальшью. Давайте воспитывать искренность, она поможет нам равно как понимать, так и выражать себя. И если мы устремим наши мысли к прекрасному, то уже возвысимся, потому что подлинная красота — это гармония правды.

 

На пути жизни человечество, подобно реке, следует по руслу эволюционной причинности. Наша внешняя цивилизация, со всеми её явно замечательными достижениями, уводит человека от самого себя, за пределы самого себя, и суть человека не становится лучше оттого, движется ли он со скоростью семьсот миль в час или только сто. Почему так важно искусство? Почему столь необходимы гуманитарные предметы? Потому что они имеют дело с культурой внутреннего человека, и, создавая красоту, художник не может не возвыситься сам, так как любой поиск совершенства в нашем творческом выражении непременно оказывает глубокое влияние на наше внутреннее «я», на нашу личность. Мы становимся тем, о чём мы думаем, а думая о прекрасном, мы возвышаем себя до более высокого состояния.

 

Всеобщая проблема состоит в том, чтобы определить своё собственное понимание и отношение к Божественному. Самая важная наша позиция — это стремление к высокой, возвышенной цели. Эта цель должна быть для каждого личной, индивидуальной, но если у нас не будет этой путеводной нити устремления, наше внутреннее «я» увянет, или деградирует.

 

Как только мы осознаем, что существует некое эволюционное течение, которое развёртывает и совершенствует объективные явления жизни, некий импульс, который лежит в основании нашего проявленного мира, — проблема красоты становится естественным следствием жизни, проявляющей себя через бесконечную цепочку живых единиц.

И мы смотрим на красоту как на знак совершенства, свидетельство достижения законченной эволюционной ступени. Мы ищем красоту, мы стремимся к красоте как к предопределённому условию, к состоянию гармоничного равновесия, заключённого в самой сердцевине эволюционного течения.

 

Лишь только тогда, когда мы переродимся в служении прекрасному, сможем мы понять великие слова: «Красота спасёт мир».

* Фрагменты из книги: С.Н. Рерих. Искусство и Жизнь. М., 2004.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской