Не нам судить, кто больше или меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение порученной нам работы. Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934 |
Н.К. Рерих. ГУРУ-ГУРИ-ДХАР. 1931
Нам дан Завет: «Держать имя Рериха выше высшего».
Е.И. Рерих
Мы живём в эпоху великих перемен, эпоху переустройства мира. Иерархия Сил Света ведёт человечество по эволюционному пути в будущее. Через Посланников Иерархии, ближайших Доверенных Великого Учителя — Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов — нам дано Учение Живой Этики. Именно Учение является основой для понимания всех процессов, происходящих в мире, оно несёт человечеству идеи Новой Эпохи, идеи сотрудничества, братства, Общины мира.
Живая Этика раскрывает роль Иерархии Света в жизни человечества, она утверждает: «Цепь Иерархии законно ведёт мировое построение»2. Глубоко закономерно, что в Учении Николай Константинович Рерих именуется Гуру — духовный учитель. Елена Ивановна Рерих объясняла: «Ибо что есть власть Иерарха, власть Гуру? (...) Власть эта есть высшее знание. (...) Иерарх и Гуру есть те опытные Кормчие, которые в губительную бурю ведут поверх всех сокрушающих волн, поверх всех подводных рифов доверенную Им ладью...»3 Для всех, кто следует путём Учения, в книге «Иерархия» дано суровое и вдохновляющее утверждение: «После избрания Владыки и Гуру не может быть отступления, путь лишь вперёд; и рано или поздно, легко или трудно, придёте к Учителю»4.
Николай Константинович Рерих был по праву назван Вождём Культуры. Ведь строительство будущего и дальнейшая эволюция планеты невозможны без осознания человечеством великого и многогранного понятия Культуры, которое «охватывает всю жизнь, от её земных проявлений и до духовных высот»5. «Никто из самых выдающихся мыслителей и деятелей нашей эпохи не раскрыл так просто, ясно и неоспоримо значение Культуры, как Н.К. Рерих»6. «Его формулы определения культуры и искусства останутся на века»7.
Вся жизнь Николая Рериха была Великим Служением, «которое осуществлялось с поразительным постоянством и красотой»8.
«Великий художник с мировым именем, мыслитель, глубочайший философ и мощный организатор — таковым представляется Н.К. Рерих, — писал Н.В. Кордашевский, один из участников Центрально-Азиатской экспедиции. — В нём сочеталась мудрость Востока и культура Запада»9.
А вот слова о Н.К. Рерихе, сказанные Рихардом Рудзитисом, руководителем Латвийского Общества Рериха: «Интеллигентности его духа присуща, истинно, универсальная амплитуда, поле его деятельности и идей изумительно широко и благозвучно. Нас в личности Рериха особенно привлекает то, что... он не провозгласил ни одной идеи, которую невозможно было бы реализовать и для осуществления которой он уже не клал бы первые непоколебимые основы»10.
В Слове Н.Д. Спириной «Семь недель с Рерихом» сказано: «...все его писания проникнуты величайшим гуманизмом, призывами к миру, добру, объединению людей, любовью к Родине и утверждением её светлого будущего, которое непреложно будет, несмотря на все противодействия её врагов, мыслями о Культуре... Поражает, как актуально и современно звучат его слова, написанные в самом начале [XX] века и на всём протяжении первой его половины. Ибо ушёл из жизни Николай Рерих в 1947 году, заготовив для нашего рокового времени... именно то, что нам сейчас так насущно необходимо»11.
Высоко было сказано Наталией Дмитриевной о трудах Н.К. Рериха как писателя-философа: «Его книги — это мощные призывы к свету, мудрые и вещие. Одни названия их говорят за себя: "Пути Благословения", "Твердыня Пламенная", "Держава Света", "Священный Дозор", "Сердце Азии". В них Николай Рерих касается самых основных граней жизни, высветляет их, даёт правильную точку зрения на всё происходящее в нашу сложнейшую эпоху. Нет той сферы, которой бы не коснулась его возвышенная и возвышающая мысль»12.
Обратимся к трудам Н.К. Рериха, коснёмся некоторых мыслей Гуру.
Он пишет: «Без неустанного познавания прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве»13. «"И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. (...) Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идём радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесём эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее". Именно только единением, дружелюбием и справедливым утверждением истинных ценностей можно строить во благо, в улучшение жизни. Многие исконные понятия затмились в обиходе. Люди произносят слово Музей и остаются далеки от мысли, что Музей есть Музейон, по-гречески Дом Муз. Обиталище всех Муз, прежде всего, является символом Объединения»14.
«Именно до рисунка на мозгу нужно твердить о насущности Культуры. Нужно твердить во всех возрастах, во всех положениях, во всех народах. Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она ещё не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона — Дома Муз? Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход...»15
Удивительной красоты слова сказаны Рерихом о Культуре: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»16.
Особо нужно сказать о Знамени Мира — великой идее, претворённой в жизнь Вождём Культуры. Вселенское значение Знамени Мира человечеству ещё предстоит осмыслить.
Учение Жизни говорит: «...нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры»17. «Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. (...) Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. (...) Истинно, спасение в культуре»18. «...Великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла»19.
«Всему миру приходит трудное испытание, — писал Н.К. Рерих. — После средневековых испытаний огнём, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры, но если сила духа возносила людей против огня и железа, то та же сила вознесёт их на ступени знания и красоты. Но это испытание труднее древних искусств. (...) ...Вопрос культуры будет краеугольным»20.
В очерке Рериха «Постоянная забота» мы находим пророческие слова о нашем времени и о том, что нам заповедано: «Крестный путь культуры вовсе не перестанет быть трудным. Кроме того, многие будут истерически вопить о культуре и в то же время не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти. Будут продолжаться дни культуры, на которых будет внешне повторяться это слово, но никаких действенных последствий не будет происходить. Не будем перечислять всякие препоны, воздвигаемые человеконенавистничеством. Пребудем только готовыми всегда всеми способами утверждать в жизни высокое священное понятие культурных ценностей»21.
«Граница Света и Тьмы проходит по всему миру, и, различая её, мы становимся защитниками Культуры Света», — говорил Николай Рерих22.
Великий Учитель заповедал утверждать имя Гуру — Вождя Культуры. Эту миссию взяла на себя Елена Ивановна Рерих. Она писала: «...я беру на себя утверждать имя это, ибо знаю, что нет сейчас действия более нужного и неотложного для дел. (...) Ставка велика, и лишь утверждением пройдём. Утверждайте, сейте намёки, пользуйтесь каждой вестью для широкого оповещения, поймите всю великую мастерскую создания новой ступени мира»23. «...Гуру дан для почитания, для продвижения, для объединения, для построения. Бережливость к словам Гуру земного есть понимание Учения»24. «Не умалим же великое имя из-за скудости воображения легкомыслием, небрежением, самостью и забывчивостью. (...) Утверждение имени всеми способами есть самая насущная задача наша»25.
Елена Ивановна поясняет: «Аура Гуру есть самый верный измеритель, самый лучший пробный камень для приближающихся, и те, кто начнут умалять Гуру, будут умалять и Иерархию Света»26.
«Все светлые умы, смотрящие в будущее, подходят и группируются вокруг светлого и мощного облика Н.К. [Рериха]. С гордостью могу сказать, что имя это звучит как в Европе, так и в Америке и на Востоке»27.
В Записях Бориса Николаевича Абрамова — «Гранях Агни Йоги» — прослеживается мощное утверждение Великим Учителем имени Гуру, что является одной из важнейших задач на пути к Новому Миру. Сказано: «Ближайшей задачей будет широкое оповещение имени Гуру, его деятельности и творчества, целью которых было утверждение Учения Жизни. Конечная цель — передача Учения Жизни народу. (...) Великое время!»28 Обратим внимание на основополагающие идеи, которые стоят за утверждением имени Николая Константиновича Рериха. «Так за лицезрением всеми картин усмотрите наполнение именем [Гуру] пространства, за ним Пакт и Знамя, за ними книги, за ними Имя Владыки, за Ним Учение Жизни и утверждение Матери Агни Йоги и Матери Мира. Так по вехам свершения дел в настоящем увидите шаг непреложности явлений, стремительно идущих в суждённое будущее, ибо свершится оно, и нет никого и ничего, что могло бы ему помешать»29.
Невозможно переоценить значение картин великого Мастера. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Если каждая картина — магнит, где сосредоточилась огненная энергия её создателя, то можете представить себе психотехнику процесса воздействия каждой на сознание тех, кто на неё смотрит. (...) Уже если даже внешне светятся краски, то какова же их внутренняя светимость!! Каждая картина соединяет зрителя с её творцом и с Стоящими за ним. Так устанавливаются незримые нити связи с каждым проснувшимся сердцем. (...) Большие творятся дела»30.
О том, как будут распространяться принесённые Н.К. Рерихом идеи и шириться его дела, в «Гранях Агни Йоги» сказано: «Сперва картины, потом труды прочие — всё будет освещено. Как снежный ком будет расти явление утверждения посланников Наших. (...) Имя, труды и всё, связанное с Гуру, ярой послужит причиной усугубления и ускорения процесса последнего разделения. (...) Всё будет, как Сказал, — утверждает Учитель. — (...) Цель всех заданий одна — к Приходу людей подготовить. (...) Будет Музей, и будут репродукции всех возможных размеров, начиная с открыток. Появятся книги его. Носители меча Гессер Хана руку приложат к углублению культурных связей. (...) ...Оживает то, что было как бы забыто на время, и Пакт Мира, и всё то, чему заложил основание Гуру, но на новой ступени возможностей и с силою удесятерённой — и Пакт Мира, и объединение, и содружество на основе культуры»31.
Наталия Дмитриевна Спирина, претворяя в жизнь Заветы Учителя, всей своей многогранной деятельностью утверждала имя Вождя Культуры. Она призывала: «Огненно нести надо имя Н.К. Рериха»32. Поражает, как много было сделано нашей Ведущей для проведения в жизнь великих идей и замыслов, двигающих нас по пути эволюции в Новый Мир. Наталия Дмитриевна подчёркивала, что Вожди всегда опережают своё время и ведут за собой народы в суждённое Будущее. В Слове «Гигант духа» она говорит: «Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения... (...) И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено. Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа»33. «Подходя в этом аспекте к Учению Живой Этики, — пишет Н.Д. Спирина, — мы начинаем понимать, что оно формирует человека как носителя культуры. Призыв к совершенствованию есть призыв к реализации культуры в каждом из нас»34.
Учение Живой Этики мощно насыщает пространство России высокими эволюционными идеями.
«Моя Страна, — говорит Великий Учитель, — и стрелы летят туда Наши, щит оперяя победы. Будьте счастливы сознанием, что можете себя назвать сынами Великой Страны, которой суждено вести за собой людей всего мира»35.
Как и предвидел художник, в России началась великая духовная стройка. Пробуждается сознание народа к Знаниям и требует духовной пищи. Велика «ответственность сторонников Нового Мира — за всю Землю, за мир на Земле, за новую жизнь, за счастье человечества всего мира»36, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова.
«...Наше небывалое время требует срочного проведения в жизнь всех высоких утверждений, которые нами провозглашаются. Только так сможем мы помочь и людям, и планете»37, — говорит Н.Д. Спирина на одном из «круглых столов» СибРО в 1991 году.
А вот фрагменты её выступлений, прозвучавших в конце 1990-х — начале 2000-х годов: «И в большом, и в малом начертании закон строительства един, поэтому мы можем порадоваться и строительству двух наших Музеев Н.К. Рериха, идущему в настоящее время на Алтае (с. Верхний Уймон) и в Новосибирске. Эти стройки — веление нашего времени, они подсказаны самой эпохой...»38
«Мы расцениваем Музей как воплощение Учения в действии. Слова, чтобы иметь силу, должны материализоваться. И активность Музея есть материализация слов, сказанных нам Учителем. Почему Музей строится именно в России Азиатской?.. [Она] находится в самом центре огромного и мощного материка, не подвергающегося никаким землетрясениям и катаклизмам, и потому новое созидание основывается именно на этом мощном фундаменте. (...) Так начинается Новая Эпоха, и именно в Россазии, как называла этот огромный регион Елена Ивановна Рерих»39.
В настоящее время оба Музея Н.К. Рериха построены. С каждым годом расширяется и набирает мощь их деятельность, а мы продолжаем строить себя, строить заповеданную Общину. Несмотря на громоздящиеся на нашем пути препятствия, мы полны оптимизма, нас окрыляют слова Учителя: «Действуйте, а Мы вам поможем».
Завершим словами Н.К. Рериха из очерка «Путь твёрдый»: «Вы знаете, что мы не можем оставаться без движения. Или мы идём вперёд, или отступаем. Во имя постоянного восхождения, во имя неутомимой битвы против всех зол невежества шлю вам пожелание несломимого мужества, терпения, радости в труде и истинного прогресса в грядущем Золотом Веке человечества»40.
1 Доклад на конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения Н.Д. Спириной.
2 Иерархия. 195.
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 84 (24.02.1930).
4 Иерархия. 112.
5 Спирина Н.Д. Грани Культуры // Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 306.
6 Спирина Н.Д. Четыре знаменательные даты октября // Там же. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 261.
7 Спирина Н.Д. «Небесный камень» // Там же. Т. 1. С. 509.
8 Там же. С. 507.
9 Цит. по: Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 2. М., 1996. С. 80 (28.06.1937).
10 Цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 310 (6.06.35).
11 Спирина Н.Д. Семь недель с Рерихом // Полное собрание трудов. Т. 1. С. 437.
12 Спирина Н.Д. «Небесный камень» // Там же. С. 507 – 508.
13 Рерих Н.К. Познавание Прекрасного // О Вечном... М., 1991. С. 16.
14 Рерих Н.К. Врата в Будущее // Там же. С. 24.
15 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Там же. С. 77.
16 Рерих Н.К. Культура — почитание Света // Там же. С. 86.
17 Иерархия. 324.
18 Там же. 331.
19 Там же. 381.
20 Рерих Н.К. Адамант // О Вечном... С. 102.
21 Рерих Н.К. Постоянная Забота // Там же. С. 143.
22 Рерих Н.К. Мир и Культура // Там же. С. 209.
23 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 237 (21.08.31).
24 Там же. С. 59 (13.10.1929).
25 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 248 (13.09.1931).
26 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 80 (21.01.31).
27 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 253 (24.09.1931).
28 Грани Агни Йоги. 1958 (II). 884 (Новосибирск, 2013).
29 Там же. 908.
30 Там же. 654.
31 Там же. 631.
32 Капли мудрости: Из бесед с Н.Д. Спириной // Восход. 2021. № 2 – 3. С. 14.
33 Спирина Н.Д. Гигант духа // Полное собрание трудов. Т. 2. С. 66.
34 Спирина Н.Д. Культура и человек // Там же. С. 67.
35 Грани Агни Йоги. 1960. 199 (Новосибирск, 2015).
36 Там же. 1962. 53 (Новосибирск, 1994).
37 Спирина Н.Д. Грани Культуры // Полное собрание трудов. Т. 1. С. 306.
38 Спирина Н.Д. «Город строят» // Там же. Т. 2. С. 215 – 216.
39 Спирина Н.Д. Явление Музея // Там же. С. 516.
40 Рерих Н.К. Путь твёрдый // Культура и цивилизация. М., 1997. С. 71.