Великие Владыки видят и оценивают каждое приношение на пользу Их Дела. А ведь важно лишь Их одобрение. Когда эта истина твердо живет в сознании, то никакие обиды не могут укорениться в сердце. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937 |
22 июня этого года ушёл из жизни близкий друг и почётный член Музея Н.К. Рериха в Новосибирске — Марк Александрович Мокульский (1927 – 2021), известный учёный, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института молекулярной генетики РАН (в 1970 – 1988 гг. — директор Института).
Познакомившись с Марком Александровичем более десяти лет назад, мы поддерживали с ним самые добрые и сердечные контакты. По приглашению сибиряков в 2012 году он побывал в Новосибирске, познакомился с музеем и его экспозициями. В Каминном зале состоялась тёплая дружеская беседа с коллективом СибРО. Марк Александрович посетил и Мемориальные квартиры Н.Д. Спириной в Академгородке, — с Наталией Дмитриевной его связывала большая дружба. По словам учёного, он испытал чувство огромной радости от пребывания в Новосибирске и от того, что он здесь увидел.
В свою очередь, сотрудники СибРО, приезжая в столицу, неоднократно встречались с Марком Александровичем, плодотворно общались, делились новостями, касающимися работы Музеев Н.К. Рериха в Сибири, привозили новые издания.
По нашей просьбе Марк Александрович много рассказывал о своей жизни, о самых ярких и значимых её моментах. Он рос в очень творческой атмосфере, царившей в их доме. Его отец был известным литературоведом и театроведом, доктором филологических наук, профессором Ленинградского университета. Мать, переводчица по профессии, была страстной поклонницей творчества Н. Гумилёва и привила любовь к поэзии и юному Марку.
Однако юноша не пошёл по стопам родителей и избрал для себя другую профессиональную стезю — он становится физиком-теоретиком, а в последующем посвящает свою жизнь молекулярной генетике. Работа в Институте атомной энергии (Курчатовском институте) под руководством А.П. Александрова; долгие годы руководства Институтом молекулярной генетики Академии наук СССР — это этапы необычайно плодотворной научной жизни Марка Александровича.
Его коллеги, сотрудники Института молекулярной генетики, пишут, что М.А. Мокульский был «прекрасным человеком, замечательным учёным и организатором науки. Уже на ранних этапах своих исследований благодаря необыкновенной трудоспособности и жажде знаний Марк Александрович добился выдающихся результатов не только в области физических наук, но и в молекулярно-генетической биологии».
Исследования учёного отмечены государственными наградами и премиями. Он был избран членом Комитета советских учёных в защиту мира против ядерной угрозы, членом-корреспондентом Общества научных исследований США; пользовался заслуженным уважением среди российских и иностранных коллег, имел звания «Ветеран атомной энергетики и промышленности», «Почётный работник высшего и профессионального образования».
Отдельная страница биографии Марка Александровича — дружба и общение с выдающимися людьми. Как говорил сам учёный, в его жизни были два особенно замечательных человека, с кем его счастливо свела судьба, — это академик Анатолий Петрович Александров, выдающийся советский учёный, Президент Академии наук СССР в 1975 – 1986 гг., и Святослав Николаевич Рерих — младший сын Е.И. и Н.К. Рерихов, всемирно известный художник и общественный деятель.
М.А. Мокульский работал под непосредственным руководством академика А.П. Александрова, которого безмерно уважал и как учёного, и как человека. В одной из статей, посвящённых А.П. Александрову, он писал: «Своим самоотверженным служением стране, широтой образования, чувством ответственности за всё, наконец — благородной манерой поведения Анатолий Петрович подавал прекрасный пример всем, с кем работал».
Знакомство Марка Александровича со Святославом Николаевичем Рерихом произошло в 1978 году. Как рассказывал об этом сам учёный, ему позвонил писатель В.М. Сидоров, с которым они были дружны, и сказал, что приезжает Святослав Рерих и что он ищет возможность выйти на Президента Академии наук по вопросу Института «Урусвати». «Тогда я предложил устроить эту встречу. К тому времени мы с женой побывали на выставках картин обоих Рерихов, познакомились с их трудами, прониклись и "прозрели". И отношение к этой семье у нас было как к выходцам из другого пространства».
Благодаря содействию Марка Александровича встреча С.Н. Рериха и А.П. Александрова состоялась. «А спустя некоторое время, — вспоминал он, — мне позвонили и сообщили, что Святослав Николаевич хотел бы со мной познакомиться. Я приехал в гостиницу "Россия", где остановился Рерих, вышел Святослав Николаевич: "Хочу поблагодарить Вас за то, что устроили встречу с Президентом Академии". Потом мы пили чай, и Святослав Николаевич говорил: "Надеюсь, что мы с Вами будем встречаться и работать вместе". Я в глубине души удивлялся его словам, так как в связи с моей работой был человеком "засекреченным" и "невыездным"».
Однако с этого времени общение М.А. Мокульского с С.Н. Рерихом стало регулярным — и в Советском Союзе, и в Индии, куда стало возможным выезжать. Марк Александрович много рассказывал нам об этих встречах, каждый раз вспоминая всё новые подробности и детали из бесед с С.Н. Рерихом. Он говорил: «Каждая встреча со Святославом Николаевичем воспринималась как огромная ценность, потому что не только разумом, но и сердцем ты чувствовал, что находишься в обществе замечательного, необыкновенного человека, одного из тех, которые и были избранниками Богов. Это, конечно, незабываемо».
В дар Сибирскому Рериховскому Обществу Марк Александрович передал большой комплект фотографий, сделанных во время встреч с С.Н. Рерихом в Индии и в Советском Союзе.
Самые тёплые и уважительные отношения связывали Марка Александровича с Наталией Дмитриевной Спириной. Они много раз встречались и переписывались. «С первой же встречи с ней я понял, что имею дело с человеком особого склада, — вспоминал он. — Она была необыкновенной женщиной, человеком удивительной душевной крепости. Есть нечто такое, что невозможно описать словами. Находиться в обществе некоторых людей особенно ценно. Это люди высокого духовного уровня. Ощущение, что ты находишься рядом с источником какого-то очень благоприятного излучения».
Большой ценитель поэзии, Марк Александрович очень высоко отзывался о стихах Наталии Дмитриевны. Получив из СибРО книгу-альбом Н.Д. Спириной «Весть Красоты», он позвонил в Новосибирск и сказал, что все дни читает стихи Наталии Дмитриевны и не может оторваться: «Это великий поэт! Я пережил очень сильное чувство. Как много могут сказать о Наталии Дмитриевне её стихи! Этот человек знал самое главное в жизни и не побоялся сказать об этом».
Марк Александрович был удивительным человеком, светлым, жизнелюбивым, обладавшим большой внутренней культурой. Всех, кто его знал, покоряли не только его знания, богатая эрудиция, но и тонкое понимание искусства, чувство юмора, человеческое обаяние. До последних дней жизни он работал, обдумывал волновавшие его научные вопросы, мечтал о новых достижениях науки, о достойном будущем для всех людей на земле.
Марк Александрович Мокульский ушёл в лучший мир. Пусть будет светел его путь!
Сотрудники Сибирского Рериховского Общества