Мысли на каждый день

Когда идут за грибами, не ищут орехов – так нужно знать каждый час самое нужное.

Мир Огненный, ч.1, 413

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«КРАСОТА ЕСТЬ ЗВЕЗДА ПУТЕВОДНАЯ...». О конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения Н.Д. Спириной

Автор: Подготовлено редакцией  



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней)

В 2011 году Сибирское Рериховское Общество отметило 100-летний юбилей Наталии Дмитриевны Спириной. С тех пор пролетело 10 лет, наполненных трудом, осуществлением того, что было намечено нашей Ведущей. Была построена Часовня во Имя Преподобного Сергия Радонежского, проведены две конференции «Рериховские чтения», совместно с Тульским Рериховским исследовательским центром создан Музей Б.Н. Абрамова в Венёве, в настоящее время строится художественная галерея на территории Музея Н.К. Рериха в Верх-Уймоне. Изданы очередные три тома Полного собрания трудов Н.Д. Спириной, подготовлено много докладов, посвящённых её жизни и творчеству, взаимодействию с деятелями рериховского движения. За эти годы множество людей узнало о миссии Наталии Дмитриевны, вдохновилось её стихами.

В течение минувшего года, когда в мире началась пандемия и общественная жизнь словно замерла, СибРО и Музей Н.К. Рериха в Новосибирске не прекращали свою работу ни на день. Менялись лишь формы деятельности, что позволило ещё большему количеству людей узнать о Наталии Дмитриевне Спириной и деле её жизни — популяризации творчества Рерихов, Учения Живой Этики. Всю нашу любовь, помыслы и стремления мы, сотрудники СибРО, вкладываем в то, чтобы своими делами достойно продолжить начатое Наталией Дмитриевной, — это единственный путь, который выбран нами и по которому мы будем идти и в этой жизни, и в последующих.

И нет счастливее судьбы —
Стремясь лишь горними путями,
Тропой любви, труда, борьбы
Из жизни в жизнь идти за Вами.
                                                                                     Н. Кочергина

Так СибРО подошло к новой юбилейной дате — 110-летию со дня рождения своей Ведущей. Посвящённая этому событию конференция состоялась 1 и 2 мая 2021 года в новосибирском Музее Н.К. Рериха. Как всегда, она собрала многих друзей, съехавшихся на юбилей из ближних и дальних мест. Те же, кто не смог приехать, присоединились к конференции через прямую трансляцию.

Утреннее заседание первого дня открыл Сергей Деменко: «Сибирское Рериховское Общество приветствует всех, кто собрался в этом зале и кто смотрит и слушает нас в прямом эфире! Приветствуем всех, кто открыл для себя светильник сердца нашей Ведущей, основательницы Сибирского Рериховского Общества и Музеев Рериха — Наталии Дмитриевны Спириной!

Мы рады каждому, кто узнал в ней посланницу Света, человека, обладавшего великим сокровищем духа! Её неразрывная связь со своим руководителем Борисом Николаевичем Абрамовым, преданность ему, а через него и Учителям человечества зримо явили для нас неисчерпаемый источник Света и мудрости, пример сердечного распознавания и безграничной щедрости! Принесём нашу благодарность Наталии Дмитриевне Спириной, в честь которой мы собрались на юбилейную конференцию в Музее Н.К. Рериха в центре России Азиатской».

От Рериховских обществ и частных лиц в адрес конференции поступило много приветствий, они продолжали приходить в течение всех дней работы, включая и День Рериховской поэзии.

Рано утром 1 мая курьер доставил в музей большую корзину роз от сотрудников Московского представительства СибРО и поздравление, в котором, в частности, говорилось: «Пусть эти праздничные дни торжеств будут особенно наполнены нашей признательностью, бесконечной благодарностью и огромной любовью к Наталии Дмитриевне за Негасимый Огонь Её Сердца!»

Разнообразны были темы выступлений, основная часть которых посвящалась Наталии Дмитриевне Спириной. Начало положил доклад Ольги Андреевны Ольховой «Словно победное Знамя Свет Вашей жизни для нас», исполненный огромного почитания по отношению к руководителю СибРО. В докладе прослеживалась мысль о том, что с годами растёт и всё более углубляется наше понимание роли Наталии Дмитриевны в выполнении великой задачи — духовного возрождения нашей Родины. Было также подчёркнуто, что Н.Д. Спирина, как и её духовный учитель, обладала редчайшей способностью к Высоким восприятиям.

Как и десять лет назад, в зале зазвучал радостный голос Н.Д. Спириной: «Дорогие мои друзья, сотрудники...»1. В это мгновение исчезли преграды, отделяющие нас от Наталии Дмитриевны, и наши сердца наполнились особой радостью, которую трудно выразить словами.

На одном дыхании, с большим вниманием участники конференции смотрели новый фильм студии СибРО «Непостижимую Вашу звезду мы постигаем от мая до мая...» — поэтическое приношение друзей и сотрудников СибРО к юбилею Н.Д. Спириной. В фильме звучали стихи многих сибровских поэтов, посвящённые Наталии Дмитриевне. Языком возвышенных образов их авторам удалось выразить своё отношение к самому почитаемому, высокому и прекрасному — светоносному сердцу нашей Ведущей и всему делу её жизни. Фильм включил в себя документальные кадры, фотографии, фрагменты выступлений Наталии Дмитриевны и её бесед с сотрудниками, воспоминания друзей о встречах с нею. Думается, многим запомнятся слова Наталии Дмитриевны о взаимном духовном обогащении при встречах, о духовном родстве, которое длится веками: «Приезжайте, приходите, приносите плоды ваших духовных трудов. Это прекрасно...».

Сергей Деменко, чьи стихи тоже звучали в фильме, после его просмотра отметил: «Высокая миссия Наталии Дмитриевны, помимо всего прочего, заключалась и в том, чтобы всех нас — и тех, кто был рядом с ней, и тех, кто сейчас соприкасается с её творчеством, — поднять над обыденностью, устремить ввысь, показать путь свободы. А это неминуемо даёт импульс для собственного творчества. Поэтому поэтические приношения, которые прозвучали в фильме, — это не только дань признательности Наталии Дмитриевне, но и естественный отклик на то, что творит она в наших душах».

Сокровище Трудов своих оставив нам,
Ты перешла в иное Измеренье.
Но знаем мы, что, пребывая Там,
Живёшь Ты здесь,
                в своих земных Твореньях!
И, постигая истину от них,
Тебя благодарим
                         за Свет Трудов Твоих!

Л. Ровина

Сразу после демонстрации фильма стали поступать отклики. Вот что написала Елена Толкач из Беларуси: «Поздравляю с высококачественной работой — выпуском фильма к 110-летию Н.Д. Спириной "Непостижимую Вашу звезду...". Поразило качество архивных материалов, уровень новых интервью, стихи, музыка — всё гармонично слилось в благодарственную оду и летопись одновременно. Студия СибРО продемонстрировала новую ступень творческих достижений, молодцы!»

Огромен объём архивных документов, касающихся истории СибРО. Нина Василькова, изучающая их много лет, выступила с докладом «Поход Культуры», в котором, в дополнение к уже известным фактам, рассказала о том, какое широкое освещение получила деятельность Н.Д. Спириной в прессе, на радио и телевидении, а также о том влиянии, которое оказала Наталия Дмитриевна на становление и работу Рериховских обществ во многих регионах страны.

Цветокорректор Светлана Ковалёва работает с фотодокументами, которые публикуются затем в изданиях СибРО, используются в видеопрограммах. Знакомство с фотоплёнками 1960 – 1970-х годов из архива Н.Д. Спириной дало ей возможность подготовить к конференции сообщение, которое она озаглавила строкой одной из «Капель» Наталии Дмитриевны, посвящённой Учителю: «Твой Образ сердце сохранит...». Многие фотографии, которые сопровождали рассказ о Н.Д. Спириной, были показаны впервые. Среди них — сделанные Наталией Дмитриевной во время поездок в Троице-Сергиеву Лавру, во Львов, Минеральные Воды, Кисловодск и другие места.

В программу первого дня конференции вошло открытие скульптуры медведя у Часовни Святого Сергия. Эту часть праздника открыла Надежда Жарий: «Наталия Дмитриевна Спирина основала два музея Рериха, причём дерзнула на это в самое непростое, самое трудное время, когда это казалось невозможным. Она сумела сплотить людей и с полной верой в успех позвала за собой. Музеи она называла делом всей своей жизни.

Наталия Дмитриевна мечтала, что на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске обязательно будет Часовня Святого Сергия. Издавна на Руси в честь великих святых было принято возводить храмы или часовни. В 2014 году к 700-летию Сергия Радонежского на территории нашего музея была открыта Часовня-мемориал, посвящённая этому Светочу, на фасаде которой — мозаичное изображение Святого с покрова XV века.

Наталия Дмитриевна говорила, что и внутри Часовни должен быть образ Святого Сергия. И, переступая порог, мы оказываемся перед мозаичным изображением Сергия. Н.К. Рерих, написав полотно "Святой Сергий Радонежский", предполагал в будущем воплотить его в мозаике или витраже. Этот образ, так же как и все другие мозаичные панно, украсившие Музей Н.К. Рериха и Часовню, был выполнен новосибирским художником-монументалистом Сергеем Юрьевичем Шишковым.

Как продолжение темы Святой Руси — справа от Часовни, на фасаде музея запечатлено в мозаике стихотворение Наталии Дмитриевны "Россия", которое начинается со слов "Страна Твоя стоит как факел Света". Страна Святого Сергия — Россия.

В жизнеописании этого великого подвижника есть трогательное повествование о привязанности к нему дикого зверя — медведя. Когда Сергий в начале своего подвига, оставшись один в глухом лесу, в трудах и лишениях начинал строить новую Русь, к нему пришёл голодный медведь. Святой спас зверя, и тот, почуяв доброту и любовь человека, стал приходить к нему. Так первым сотрудником Сергия стал медведь.

Н.К. Рерих создал несколько картин, где рядом со Святым изображён медведь: "И Мы не боимся", "Сотрудники", два варианта картины "Сергий Строитель". У Наталии Дмитриевны есть сказ под названием "Медведь". Мы знаем, что он, наряду с её "Каплями", был послан Елене Ивановне Рерих и получил её одобрение.

Когда Музей Н.К. Рериха ещё только начинал строиться, Наталия Дмитриевна высказала пожелание, чтобы на его территории когда-нибудь в будущем появилась скульптура медведя — как напоминание о подвигах Святого Сергия и его необычном лесном друге.

Медведя вырезал из кедра известный алтайский художник и резчик по дереву Родион Зиновьев (с. Аскат, Республика Алтай). Мы благодарны ему за создание этой замечательной скульптуры, которая нам сразу очень понравилась. Теперь она всегда будет здесь, у Часовни — как символ великого Сердца Подвижника, к которому тянулись даже дикие звери».

Юлия Цыганкова продолжила: «Мы неоднократно слышали от Наталии Дмитриевны пожелание — возвести на территории музея Часовню Сергия и поставить скульптуру медведя. Благодаря тому, что многие из нас вели записи бесед с Наталией Дмитриевной, обнаружилось, что одна из первых записей на эту тему была сделана в декабре 1997 года: Наталия Дмитриевна говорит, что здесь, на территории музея, "будет скульптура медведя, как на картине Николая Константиновича Рериха". В то время стройка только-только начиналась, и уже тогда она видела весь этот комплекс: парковую зону с цветами и деревьями и скульптуру медведя рядом с Часовней...

Наталия Дмитриевна рассказывала, что сказ "Медведь" "пришёл" к ней сразу: проснувшись рано утром, она записала его полностью. Сейчас мы понимаем, что означает выражение "пришёл сразу" — это было послано Свыше. Образ медведя, который она описала, трогает всех читателей. Часто Наталия Дмитриевна говорила, что даже у дикого зверя есть чувство любви, есть сердце, и это очень важно. Это удивительный сказ, удивительный образ. И все мы рады тому, что сегодня воплощается ещё одна мечта Наталии Дмитриевны».

В аудиозаписи в исполнении автора прозвучали отрывок из сказа и стихотворение «Медведь».

Сергей Сапунков, прочитав стихотворение Н.Д. Спириной «Подвиг», напомнил слова Николая Константиновича Рериха: «"Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа"2. У Б.Н. Абрамова есть стихотворение, посвящённое Святому Сергию, — оно звучит как напутствие, как утверждение в жизни его подвига и веры в нашу Страну:

Наш жизненный путь — тернистый.
Бегут чередой года,
Но мудрый, простой и чистый
Твой Образ храним всегда.

Когда от труда, заботы
Почувствуем боль в плечах,
Мы вспомним, как Сам работал
И храм воздвигал в лесах.

Когда ужаснёмся дикой
И злобной душе людей —
Мы вспомним, как Сам Великий
Был другом лесных зверей.

Когда устаём от битвы,
Сомненьем полны, тоской,
Мы вспомним, как Сам с молитвой
Людей посылал на бой.

  Как луч, как маяк ведущий
Нам Имя Твоё в пути,
И встретим Тебя, Зовущий,
У врат, что должны найти».

К юбилею была подготовлена выставка, посвящённая Н.Д. Спириной. Открывая её, Людмила Толстихина сказала: «Вы, конечно, знакомы с биографией Наталии Дмитриевны. Жизнь её разделилась на два основных периода: харбинский и новосибирский. Мы знаем, что главную миссию жизни Наталии Дмитриевне было предназначено выполнить здесь, в России, в Сибири, — принести Учение Живой Этики в Россию Азиатскую. Как писала она сама, "весь харбинский период был подготовкой к этой работе". Теперь мы знаем, что она приехала на Родину, чтобы выполнить Указ, данный Великим Учителем Б.Н. Абрамову и его ученикам ещё в Харбине, — ехать на Родину и "к Приходу людей подготовить".

Планируя выставку, мы решили посвятить её второму, самому значительному периоду жизни Наталии Дмитриевны, а именно её культурно-просветительской деятельности по продвижению идей Н.К. Рериха в то время и в тех условиях, когда о Рерихе говорить было ещё очень сложно из-за идеологических препон».

В рамках одной выставки невозможно показать всю деятельность руководителя СибРО.

Л. Толстихина рассказала о том, какие материалы выставлены сейчас в залах музея. Но о каком бы направлении деятельности Наталии Дмитриевны ни говорилось, не упомянуть её стихи малой формы — «Капли» — невозможно. «"Капли" навсегда останутся особым разделом её поэтического творчества, — подчеркнула Л. Толстихина. — Люди, никогда не видевшие Наталию Дмитриевну и ничего не знавшие о ней, писали ей, называя "Капли" молитвами, говорили о том, что её стихи не просто помогают — они спасают в тяжёлые моменты жизни, возрождают, поддерживают желание жить и бороться, устремляют, вдохновляют, дают силу, вселяют надежду и радость».

Был сделан акцент ещё на одну грань творчества Н.Д. Спириной — такое уникальное явление в искусстве, как синтез поэзии и живописи. «Стихи Наталии Дмитриевны по картинам Н.К. Рериха не просто соединение художественных и поэтических образов, но глубокое проникновение в духовное содержание картин. Подобное явление — редчайшее в истории искусства. О стихах этой серии сама Наталия Дмитриевна говорила, что они "рождены восхищением небывало прекрасными полотнами Рериха", что это "попытка выразить в слове весть Красоты, которую он посылает людям через свои картины". Чтобы почувствовать глубинный смысл картин и передать его в стихах так, как это сделала Наталия Дмитриевна, нужно было не только обладать поэтическим талантом, но и находиться на большой духовной высоте».

Татьяна Деменко свой доклад «Горят надземные Огни!» посвятила теме Дальних Миров в творчестве Н.Д. Спириной: «В своих выступлениях, стихах и прозе Наталия Дмитриевна часто касается темы Дальних Миров, межпланетного Братства, космического сотрудничества. Далеко в будущее забрасывала она якоря мысли. Сейчас, в начале Новой Эпохи, мы стоим на пороге осознания земной общины. Человечеству предстоит огромный труд — приступить к её созданию, чтобы когда-то, в будущих столетиях, она засияла своими отшлифованными гранями в планетном масштабе. А Наталия Дмитриевна впервые говорит нам — не отвлечённо, а просто и доступно — о том, что существует межпланетная община, что она суждена человечеству. О том, что должно состояться вхождение Земли в межпланетное Братство».

Юлия Цыганкова рассказала о кабинете Н.Д. Спириной в новосибирском Музее Н.К. Рериха и его экспонатах: «Этот кабинет планировался сразу, как только был задуман музей. Сотрудники мечтали, что Наталия Дмитриевна будет приезжать и там работать, принимать посетителей. Когда место под кабинет было определено, в этом помещении, одном из первых, началась отделка.

Сейчас в кабинете расположена экспозиция под названием "Учитель есть Маяк Ведущий", демонстрирующая преемственность от Бориса Николаевича Абрамова, Николая Константиновича Рериха и всех Рерихов. Наталия Дмитриевна говорила: "Сама я не смогла бы ничего сделать. Было Указано, что будет Помощь, и, действительно, мы видим, как Помощь идёт. И, несмотря на трудности, все сюда едут"».

Далее Ю. Цыганкова обратила внимание на акварели Б.Н. Абрамова: «Ко всем значимым датам мы стремимся вывешивать акварели, хотя они и очень капризны в плане их демонстрации — их нельзя выставлять надолго и нужно беречь от прямых солнечных лучей. Но мы знаем и другое, что "лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию", об этом сказано в книге "Надземное". Потому, предпринимая все защитные меры, мы ненадолго их выставляем. Сейчас вы видите четыре акварели, точнее, три подлинника, написанные рукой Бориса Николаевича, а четвёртая, которая называется "На всех путях хранит", — это репродукция. Дело в том, что где находится подлинник — пока неизвестно, а эту репродукцию Наталии Дмитриевне прислала из Австралии Ольга Адриановна Копецкая. Поэтому для нас она тоже имеет ценность подлинника».

Ю. Цыганкова показала витрины c бесценными для нас тетрадями Наталии Дмитриевны, в которые она записывала беседы с Б.Н. Абрамовым. Особое внимание Юлия Викторовна обратила на тетрадь с записью нот музыкального произведения, ранее нам не известного: «Это произведение не случайно открылось именно сейчас, к этому сроку, что и для нас было удивительно».

Она указала на планшеты с текстами сказа Наталии Дмитриевны «Храм Истины» и её стихотворения «Так будет!»: «Они тоже здесь не случайно. Я хочу сказать о силе мысли; прочту слова, произнесённые Наталией Дмитриевной в конце 1990-х, когда музей ещё строился: "В какой-то из наших дней соберёмся в музее около камина — с цветами, розами, с радостью. В центре города — тихий оазис Света; в центре Вавилона — убежище для духа. А ездить будут! — Только чтобы там побывать! Привозить будут памятные дары, и картины будут. Внутри — так красиво, так чисто, не запятнано бытовым, словно где-то в Надземном мире, душа отдыхает. ...Будут приходить дышать духовным воздухом. Фундамент музея — прочный, так как он на основе эволюции".

Сейчас мы с вами всё это видим воочию. Мы находимся в этом оазисе, о котором она говорила, который она представляла мысленно. И, читая стихотворение "Так будет!" и "Храм Истины", мы должны быть абсолютно уверены: это тоже будет! При нашей жизни или нет — мы не можем сказать, но так будет. Все в мире станут друзьями, и будет построен Храм Учителей Человечества. Вот почему эти тексты находятся в кабинете Н.Д. Спириной, и пусть образы, созданные её творческой мыслью, работают на пространство, а мы своими мыслями будем крепить этот фундамент будущего, помогая Наталии Дмитриевне.

Благодаря ей мы открыли для себя и полюбили Образ святого Николая Чудотворца, который всегда будет находиться в её кабинете. Приведу её слова: "В духовных поисках на мой коренной запрос к Святому Николаю пришёл ответ — пришли книги Учения". Святой Николай вёл её всю жизнь. Духовно вёл, духовно укреплял. И нам она заповедала: "Он скорый помощник. Обращайтесь к нему. Никола никогда не оставит"».

Юлия Цыганкова рассказала о стоящих в кабинете макетах Часовни Святого Николая и алтайского музея Рериха, которые появились у нас благодаря Галине Токаревой, о мебели в кабинете, которую, согласовывая каждую деталь с Наталией Дмитриевной, изготовил Виктор Лихачёв. «Наталия Дмитриевна говорила Виктору Николаевичу: "Всё, что меня окружает, — Ваших рук дело". Она восхищалась его мастерством, называла его "человек с золотыми руками". Низкий ему поклон за его труд во имя любви к Наталии Дмитриевне».

Продолжая экскурсию, Юлия Викторовна показывает на срез минерала, на котором виден силуэт женской фигуры: «Прежде чем рассказать об этом образе, приведу слова Наталии Дмитриевны: "Мы знаем, что наступает эпоха Матери Мира, и сердце теперь особенно тянется к Её великим Обликам, многочисленно отражённым в разных эпохах в виде икон, картин и статуй"3.

Немногие знают, как появился этот экспонат в кабинете Н.Д. Спириной. История его такова. Более десяти лет назад в киоске Музея Рериха на Алтае продавались срезы камней. В.Н. Лихачёв выпиливал их из алтайских минералов, вставлял в рамы, и многие посетители приобретали и увозили с собой эти оригинальные сувениры. И вот однажды приносит он срез из алтайской яшмы и выставляет на полочку в киоске, но ставит его вертикально, не так, как он стоит сейчас. Людмила Викторовна Бугаева, которая тогда была экскурсоводом, вдруг говорит: "Посмотрите, какой образ!" — и поворачивает камень горизонтально. И что мы видим? — Женщина в белых одеждах приближается к входу, откуда идёт Свет. Конечно, тогда все в изумлении замерли и поняли, что это творение природы должно находиться в музее, в кабинете Наталии Дмитриевны. И сейчас мы уже не представляем себе кабинет без этого нерукотворного образа».

Рассказав об иконе Божией Матери «Умиление» (с келейной иконы Святого Серафима Саровского) и о танке «Зелёная Тара», которые также размещены в кабинете Н.Д. Спириной, Юлия Викторовна в завершение прочла своё стихотворение, написанное в 2003 году и посвящённое Светочам Мира. И всё, что сказано в нём о великих святых, можно полностью отнести и к жизненному подвигу нашей Ведущей.

Великие Святые на Земле...
Они приходят, чтобы нас спасти,
Чтоб мы не заблудились в страшной мгле
И к Солнцу Духа путь смогли найти.

Великие Святые по земле
Прошли путём страдания и бед,
И подвиг Их, сияющий во тьме, —
Как на скрижалях выжженный Завет.

Первый день конференции завершился концертом, на котором звучала музыка любимых композиторов Н.Д. Спириной.

Во вступительном слове Наталья Кочергина сказала: «Наталия Дмитриевна Спирина — профессиональный музыкант, в Харбине она много лет работала концертмейстером у вокалистов и инструменталистов и прекрасно знала весь классический репертуар. По её словам, она не пропускала ни одной значимой оперной постановки, ни одного концерта, проходившего в городе; ей посчастливилось слушать блистательных исполнителей мирового уровня. У неё была богатейшая фонотека, которую она постоянно пополняла лучшим, что появлялось в музыкальном мире.

С Наталией Дмитриевной было необычайно интересно и вдохновляюще беседовать о музыке, вместе слушать музыкальные записи. Её особенно привлекали композиторы с ярко выраженным мелодическим даром. Она говорила: "В произведениях этих композиторов я находила большой отклик для души, так как я очень люблю мелодию и считаю, что мелодия — это душа музыки. Таких композиторов было много, и каждый по-своему обогащал".

Сегодня в ряду её любимых произведений мы услышим несколько пьес, которые можно назвать примером гениального сотворчества двух авторов, живших порой в разные эпохи. Примеров подлинных шедевров, возникших в результате такого "сотворчества через века", не так уж много. Сегодня прозвучат одни из самых известных — это "Аве Мария" Баха — Гуно, Прелюдия си минор Баха — Зилоти и Адажио Марчелло — Баха. Все эти сочинения можно назвать высочайшими образцами молитвы в музыке.

Наталия Дмитриевна особенно выделяла жанр оперы, любила этот вид искусства, потому что, как она говорила, "это синтетическое искусство, там есть всё: и музыка, и поэзия, и балет, и драматическое действие". "Музыка умеет сублимировать даже земные страсти, — говорила она. — Они становятся более красивыми, тонкими. Земная любовь — это исконная тема вообще всего искусства в мире. Но как красиво подаётся она в той же «Пиковой даме», — она становится утончённее, изящнее".

Сегодня будет исполнена знаменитая ария Тоски из одноимённой оперы Дж. Пуччини. Это тоже молитва — героиня обращается к Богу в самый драматический момент своей жизни.

Музыку П.И. Чайковского, задушевную и глубочайше русскую, Наталия Дмитриевна называла воротами в мир большой музыки, которые не минует ни один музыкант. Сегодня прозвучит романс П.И. Чайковского "День ли царит", музыка которого проникнута ликующим, жизнеутверждающим пафосом. По традиции в праздничные майские дни у нас исполняются и пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского "Времена года". Сегодня мы услышим две миниатюры: "Апрель. Подснежник" и "Май. Белые ночи".

В этот праздничный концерт мы не могли не включить произведения С.В. Рахманинова — величайшего из мелодистов. Широко известные его сочинения — "Вокализ", Прелюдию соль минор и романс "Сирень" — мы услышим в иcполнении голоса, фортепиано и в переложении для виолончели с инструмента, который считают особенно близким голосу человека, а точнее, голосу его души. Будет исполнено одно из любимейших произведений Наталии Дмитриевны — Романс Д.Д. Шостаковича из музыки к кинофильму "Овод", который она часто слушала в грамзаписи в исполнении знаменитого Ансамбля скрипачей Большого театра. Вспомним сегодня и то, как много внимания Наталия Дмитриевна — музыкальный педагог — уделяла разучиванию ансамблей с учениками своего класса. У неё сохранилось немало сборников пьес для фортепиано в четыре руки, и среди них — сюита С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Сегодня будут исполнены две пьесы из этой замечательной сюиты.

Конечно, наш праздник не может быть полным без музыки Б.Н. Абрамова. Сегодня мы услышим его произведения "Кавказ, Алтай и Гималаи", довольно редко исполняемое, и наше любимое — "Устремлённое сердце". Также с большой радостью сообщаем, что сегодня нас ожидает премьера — впервые будет исполнено вокальное произведение Б.Н. Абрамова, которое было обнаружено во время работы над тетрадями Наталии Дмитриевны с записями её бесед с Б.Н. Абрамовым. В тетради была записана только мелодия, но за короткое время композитор Игорь Константинович Дмитриев сделал обработку для концертного исполнения, а Ольга Колобова и Эльвира Полонская подготовили его. Низкий им поклон за их труд, благодаря которому мы с вами являемся первыми слушателями этой прекрасной музыки. В концерте примут участие лауреаты международных и всероссийских конкурсов: солист Новосибирской филармонии Алексей Гребёнкин, солистка Новосибирского академического театра оперы и балета Ольга Колобова, известная пианистка Эльвира Полонская, преподаватель Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки Наталья Якименко, студент консерватории Иван Шилин».

Концерт, длившийся почти полтора часа, пролетел как один миг. Исполнители и слушатели словно слились в едином творческом порыве, а музыка объединила сердца всех на волне высокой радости искусству.

Второй день конференции совпал с главным праздником православных христиан — Пасхой. Людмила Полтавская из Уральского Рериховского Общества подготовила доклад «Великий Путник и Его простое и краткое Учение». Выбрав из книги «Надземное» всё сказанное о Великом Путнике, Л. Полтавская составила удивительное повествование об этом Светоче Мира. Оно сопровождалось музыкой Баха, Альбинони и Рахманинова, что очень усиливало впечатление. В завершение Л. Полтавская привела такие слова: «...многие Великие Учителя претерпевали искажение Их мыслей. В пространственных скрижалях лучше сохранились мысли Учителей. Как благодатная роса, они нисходят к тем, кто может принять их. Зная это, Учителя не огорчаются земными искажениями. Суждённое дойдёт, и открытое сердце воспримет»4.

Доклад Натальи Кочергиной «Мы приходим к миру Красоты...» касался одного изображения, которое находится в квартире Н.Д. Спириной. «Бывая в гостях у Наталии Дмитриевны, невозможно было не обратить внимание на репродукцию с изображением восточного Лика. Этот Лик словно притягивал к себе — в нём ощущался какой-то особый магнетизм. В квартире Наталии Дмитриевны не было случайных предметов, и всё, что её окружало, имело и имеет особое значение» — этими словами Н. Кочергина начала свой доклад о древней японской скульптуре Бодхисаттвы Майтрейи, или, по-японски, Мироку. Много интересного о почитаемом в Японии Владыке Грядущего узнали участники конференции. Также многие впервые услышали о знакомстве Наталии Дмитриевны с президентом Японского Рериховского Общества и представителем Теософского Общества Японии Джеффом Кларком, приезжавшим в 1992 году в Новосибирск по своим делам. Но, как он сам впоследствии отмечал, знакомство и беседа с Наталией Дмитриевной помогли ему понять, что смыслом его приезда в Сибирь была именно встреча с ней.

Эпиграфом к своему сообщению «Утверждение имени Н.К. Рериха» Наталья Малышева взяла слова из письма Е.И. Рерих: «Нам дан завет: "Держать имя Рериха выше высшего"». Обобщая сделанное Н.К. Рерихом и сказанное о нём в Живой Этике, в письмах Е.И. Рерих, Записях Б.Н. Абрамова, Наталья Анатольевна отметила, как мощно утверждала имя Вождя Культуры Наталия Дмитриевна Спирина: «Поражает, как много было сделано нашей Ведущей для проведения в жизнь великих идей и замыслов, двигающих нас по пути эволюции в Новый Мир. Наталия Дмитриевна призывала: "Огненно надо нести имя Н.К. Рериха"».

Сообщение Сергея Деменко называлось «Наталия Дмитриевна Спирина о Вожде». Заявленная тема говорит сама за себя. «Казалось бы, что ещё можно сказать о Вожде после того, как мы через Елену Ивановну Рерих получили бесценное сокровище — книгу "Напутствие Вождю"? — говорит Сергей Александрович. — Однако наше земное сознание так устроено, что требует и повторения, и "вращения" предмета изучения — показа его с разных сторон. А такое под силу только тому Наставнику, который сам владеет знанием этого предмета и имеет возможность (следует добавить: и имеет право!) подробно и многогранно осветить его для любого уровня сознания. В данном сообщении прозвучит только малая часть цитат из конспектов бесед с Наталией Дмитриевной за период с 1994 по 2000 год». Далее были приведены отдельные высказывания Наталии Дмитриевны на эту тему.

«Войти в Сад Прекрасный» — так назвал свой доклад Игорь Щербаков, начав его со стихотворения Б.Н. Абрамова «Смысл жизни»:

Для любви, красоты и мечты
В этом мире живём мы теперь,
Чтоб найти, распахнуть и войти
В Сад Прекрасный ведущую дверь...

В докладе автор обращается к вопросу, который обязательно встаёт перед каждым человеком, — о смысле жизни, а также к вытекающему из этого второму вопросу: нужно ли трудиться для личного совершенствования или сделать целью жизни служение общему благу? Рассматривая разные аспекты затронутой темы, приводя примеры из жизни святых разных религий, автор говорит и об истинной радости — «радости труда духа над утончением материи. И цель эта во все времена обозначалась как познание Духа Святого».

О новых изданиях СибРО, приуроченных к конференции, рассказала Юлия Цыганкова. Представляя книгу «Искры Света: Записи Бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной», она подчеркнула, что почти треть материала, вошедшего в книгу, ранее не публиковалась. Также была представлена переизданная в новом оформлении книга «Весть Красоты» — стихи Н.Д. Спириной по картинам Николая и Святослава Рерихов. Юлия Викторовна поблагодарила всех, кто принял участие в сборе средств для выхода в свет этого сборника к юбилею автора.

Свои воспоминания о встречах с Наталией Дмитриевной прислал Виктор Лихачёв. Они были прочитаны на квартире Н.Д. Спириной, во время посещения её участниками конференции.

С большим вниманием было воспринято видеовыступление руководителя Кыргызского Рериховского Общества Ильвины Куликовой, рассказавшей об истории возникновения в столице Кыргызстана Музея Н.К. Рериха и о том, какую роль в этом сыграло её знакомство с творчеством Н.Д. Спириной.

Людмила Кашеутова посвятила Наталии Дмитриевне небольшое эссе, в котором есть такие слова: «Земной Учитель — кто для нас? Люди говорят: "Вам повезло, вы были рядом". Да! Нам повезло, мы были рядом. Ходили, как и она, по тем же тропкам и любовались тем, на что она смотрела. Её глазами мир мы узнавали. На Рерихов глаза открыла нам и на картины их. Мечтой о будущем объединила нас — в него так верила сама, и мы чтоб верили, хотела. Конечно же, нам очень повезло. Музей работает, и мы всё больше постигаем то, что дано ею. И хоть она сегодня — Там, но чувствуем её намного ближе, Она ведь с нами, здесь, вошла в сердца навечно — нас направляет вверх и всех благословляет!»

Так сложилось, что именно весной этого года начался капитальный ремонт крыши дома на Цветном проезде, 23 — дома, где жила Н.Д. Спирина и на торце которого установлена посвящённая ей мемориальная доска. Ремонт — дело, конечно, необходимое, но в результате на небольшом газоне у мемориальной доски образовалась гора строительного мусора, складировались строительные материалы. Казалось, что к юбилейным мероприятиям привести этот участок в порядок и посадить здесь цветы не представляется возможным. А так хотелось, чтобы ко дню рождения Наталии Дмитриевны всё было красиво, чисто и радовало глаз! И вдруг, как по мановению волшебной палочки, всё преобразилось! Наш добрый друг Светлана Бурилова — руководитель одного из ТСЖ Академгородка — пришла на помощь. Ей удалось договориться с компанией, проводившей здесь ремонтные работы, и газон очистили от строительных материалов. К 1 мая Светлана сама привела в порядок территорию, привезла три небольших кустика первых весенних цветов и высадила их в вазоне у доски. Гости и сотрудники, приехавшие посетить квартиры-музеи Н.Д. Спириной, были приятно удивлены: рядом с только что проклюнувшимися тюльпанами радовали глаз анютины глазки, первоцветы... Вспомнились строки Наталии Дмитриевны: «Сказал Ты: "Дар сердца сияет во тьме..." И тьма отступает, теснимая светом...»

Мемориальные музеи-квартиры можно было посетить во все дни конференции. Кто-то смог приехать вечером, кто-то побывал там 3 мая — в этот день двери обеих квартир не закрывались, люди шли непрерывно. В однокомнатной квартире на круглом столе были разложены фотографии статуи Мироку, присланные Наталии Дмитриевне Джеффом Кларком. Посетители увидели отреставрированную В.Н. Лихачёвым тумбочку из маньчжурского ореха, привезённую Н.Д. Спириной из Харбина. Было море цветов, звучала аудиозапись голоса Наталии Дмитриевны, люди делились воспоминаниями о дорогом им человеке — Учителе жизни, ведь память навсегда сохранила эти мгновения счастья.

В конце первого и второго дня конференции, по вечерам, в неформальной дружественной обстановке, без трансляции и видеозаписи, проходили «круглые столы» — это было общение не просто единомышленников, но друзей. Демонстрировались редкие видеозаписи из архива СибРО, представители разных Обществ делились своими впечатлениями от встреч с Наталией Дмитриевной. Вспоминали её слова о единении, о том, что земля в будущем без кооперации жить не сможет, что нужно уже сейчас закладывать эти зёрна — зёрна Нового Мира. Наталия Дмитриевна говорила: «Сейчас пришёл срок для общины. Но для общины нужно себя переродить. Заменить куцее "я" творящим "мы"» (1996 г.). В душах людей каждая встреча с нею оставила неизгладимый след. Очень точно и тонко передала эти чувства Юлия Стройнова в своём стихотворении, посвящённом Наталии Дмитриевне:

Благословенны дни общенья с Вами,
Благодарим за них мы всякий час.
Открыв сиянье дальних звёзд над нами,
К высотам духа Вы зовёте нас.

Оставят в сердце след все встречи с Вами!
И, прикоснувшись к мысли огневой,
Пойдём путями трудными за Вами,
Огонь свой сохранив во тьме земной.

Работа конференции подошла к концу. Закрывая вечернее заседание и конференцию в целом, Сергей Деменко обратился к присутствующим: «Дорогие друзья! Чтобы приблизиться к Небу, мы должны подняться на высоты земли. Образно говоря, наша конференция — это коллективное восхождение на максимально возможную для нас высоту, чтобы приблизиться к Образу Наталии Дмитриевны Спириной, 110-летний юбилей которой мы отмечаем. И вот мы поднялись на эту вершину, но это не последняя, а лишь очередная вершина в длинной цепи юбилеев и памятных дат наших Старших, наших Учителей и Воспитателей, тех, кого наше сердце избрало Маяком ведущим, образцом для подражания.

Ведь важны не столько слова, которые прозвучали на конференции, сколько чувства, которые мы испытали и кристаллизовали в сокровищницах наших сердец. Область взаимочувств полна и встреч, и чудесных открытий, и внутренних преображений. Мы все — организаторы и участники — постарались создать достойную атмосферу для этих незримых присутствий.

Нужно сказать, что юбилеи дают замечательную возможность приблизиться, протянуть нити добрых чувств от наших сердец к Тем, Кто выше и впереди нас. И в ответ на наши усилия мы получаем Помощь, видим тот Маяк, который позволяет нам сориентироваться. Ведь природа наша, во многом ещё несовершенная, требует постоянной корректировки направления. Мы унесём с собой это чётко ориентированное направление наших устремлений, постараемся его сохранить и передать тем, кто будет нас слушать, будет расспрашивать — что' было и как. Ведь не все могли приехать или трансляцию посмотреть. Всем, кто присутствовал, — в добрый путь! С теми, кто нас смотрел и слушал, — надеемся, что соберёмся когда-нибудь вместе в этом зале, и никакие препятствия не помешают этому. Ничто не заменит такие встречи, когда мы можем говорить и сопереживать вместе. Магниты наших сердец — пусть пока ещё слабые, но собранные вместе — создают определённую силу. Эта сила нас взаимообогащает и приближает к Тем, ради кого мы собираемся.

Ещё раз принесём цветы признательности дорогой Наталии Дмитриевне!»


1 Встреча с Н.Д. Спириной в день её 80-летия, 4 мая 1991 г. // Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 11.

2 Рерих Н.К. Душа народов // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 151.

3 Спирина Н.Д. Всех радостей радость // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 363.

4 Надземное. 176.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина