Лишь напряжением всех сил победим. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937 |
Н.К. Рерих. ПЕСНЬ ВОДОПАДА. 1937
Песнь, звук и цвет не должны быть запертыми в искусственных теплицах. Эти ценности должны сопровождать жизнь, анонимно окружая народ лаской красоты.
Община, 180
Обращение к музыкальным понятиям встречается в текстах Учения Живой Этики, в Письмах Е.И. Рерих и Записях Б.Н. Абрамова. Отчего именно музыка, её особенности и возможности привлекают внимание создателей Учения? Вспомним о том, что музыка близка внутреннему миру человека; она тесно связана с его чувствами и психофизиологией, и нередко эта связь способствует раскрытию у слушателя новых душевно-духовных сил. Эти процессы во многом созвучны идеям и направлениям Учения. «Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства»2, — говорится в Учении. Гармония музыкального искусства не только «собирает наши чувства», но и помогает настроить их на нужную высоту. По мнению учёных России, Японии, США, определённые музыкальные стили способствуют повышению интеллектуального потенциала человека (о чём свидетельствует «эффект» музыки Баха и Моцарта), а также помогают формированию благородного характера. Дело в том, что все элементы музыки, этой сложной иерархической системы, подчинены главному, а именно: её этической наполненности, которая является как бы сердцевиной произведения. Опора на духовно-этическую составляющую, возможно, объясняет обращение создателей Учения к музыкальным понятиям — Гармонии, Симфонии, Консонансу, как неким прообразам тончайших явлений одухотворённого Космоса. Несмотря на их глубинное родство с высоким искусством, эти явления пока недоступны земному сознанию. Но сама возможность провести параллель со знакомыми элементами музыкального языка становится ещё одним шагом к созвучию с Беспредельностью. Кратко остановимся на необычных качествах звука и созвучия, а затем попробуем определить, каким образом музыка помогает развитию наших возможностей.
Известно, что всякий звук — это энергия, потенциально способная принять разную форму и вызвать неожиданные ассоциации. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Тайна звука заключается в том, что звуковая шкала воздействует на нервную систему человека... Звучание каждой ноты соответствует тому или иному центру... Каждый тон или нота, в свою очередь, соответствует звуку, запаху, числу, вкусу, геометрической фигуре и так далее. Отсюда — значение звука»3. Не случайно эзотерическая наука уделяет феномену звука особое внимание, отмечая, что «каждый звук в мире видимом пробуждает соответствующий ему звук в сферах невидимых...»4. Как пишет Е.П. Блаватская, «каждый звук соответствует цвету и числу (силе духовной, психической или физической), а также чувству на каком-нибудь плане»5. Примечательно, что Елена Петровна касается здесь такого удивительного явления, как синестезия, и поясняет, что способность видеть звуки преобразует звук в цвет. А.Р. Лурия, основатель нейропсихологии, в работе «Маленькая книжка о большой памяти» рассказывает о необычной форме синестезии: согласно протоколам Института неврологии Академии медицинских наук, у испытуемых была отмечена особая реакция на звуки, каждый из которых вызывал яркий зрительный образ, имеющий форму, цвет и вкус. Феномен «цветного слуха», при котором созвучия вызывают цветовые ассоциации, встречался у таких известных композиторов, как А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов, Н.А. Римский-Корсаков. В одном из писем Е.И. Рерих пишет о семи астральных чувствах, когда к пяти известным добавляются интуиция (чувствознание) и седьмое — «синтетическое, или духовность»6. Кто знает, не являет ли собою синестезия начальный этап проявления этих высоких качеств?
Не вызывает сомнения, что академическое искусство (и русская музыка в особенности) является ценнейшим достоянием земной цивилизации, способствующим эволюционному процессу преображения духа. Интересно, что у истока этих глубинных процессов мы обнаруживаем древнерусскую традицию, согласно которой музыка существует в форме слышимой (естественной) и неслышимой («богогласной»). Крюковая запись древних песнопений XI – XVI веков считалась столь же многозначной, как иероглифы. И главным условием верной расшифровки в процессе исполнения крюкового, или знаменного, пения была полноценная духовная жизнь поющего, которая и способствовала сердечному проникновению в суть древнего напева и его безошибочной расшифровке7. «Таким образом, — отмечают исследователи, — крюковое знамя является живым символом нерасторжимого синтетического единства жизни (чистой, лишённой самости. — Л. Я.), молитвы и пения; единства, в котором каждый элемент обуславливает два других элемента»8. Не случайно и ранее, и теперь в сложные минуты жизни люди интуитивно обращаются к резервуару энергий — искусству, и особенно к музыке, которая помогает восстановить утерянные психические силы и обрести желанное равновесие. Вспомним наборы пластинок в багаже семьи Рерихов во время экспедиций, диски в домашних фонотеках, переполненные концертные залы...
Наш современник, врач и исследователь Егор Резников, живущий во Франции, активно внедряет в медицинскую практику вокальную терапию, и в частности пение в древнем натуральном строе на слог «ОМ». Он убеждён, что звуки и пение проникают в сознание глубже, чем речь, поэтому мелодии, которые человек слышал в раннем детстве, при травмах головного мозга способствуют восстановлению его глубинных участков. Практика показывает, что большинство известных музыкальных произведений как бы воссоздаёт возвышенную атмосферу, к которой устремляется наше сознание в лучшие минуты. А это и радует, и вдохновляет.
О скрытых возможностях музыки можно судить и по фактам её истории. У большинства древних народов существовали песни-заклинания, которые имели огромную силу, считались сокровенным духовным действом и передавались напрямую от учителя к ученику. В V в. до н.э. Пифагор Самосский впервые зафиксировал звучание Вселенной. «Священное число Пифагора есть равновесие Красоты»9, — свидетельствует Учение. Действительно, красота и гармония — это основа Мироздания и величественной Гармонии сфер. Поэтому пифагорейцы считали музыку Вселенной (Musica Мundana) сокровенной, звучание которой доступно лишь высокому сознанию в момент творческого озарения. «Древние уже знали необходимость искания общений с Космосом»10, — говорится в книге «Надземное». Musica Humana, или музыка души, в отличие от первой, доступна человеку как Голос внутреннего «я». Третий вид музыки (Musica Instrumentalis), по мнению пифагорейцев, создаётся человеком, звуча с помощью «посредника» — лиры, арфы и других инструментов. Во времена Пифагора к музыке относились серьёзно, и если какой-либо лад или мелодия оказывали нежелательное воздействие, то на них налагался запрет. Например, эолийский лад в военной музыке использовали ограниченно, так как он производил расслабляющее действие. В настоящее время финансово поддерживаются любые, самые неожиданные, а порой и опасные направления. Возможно, в этом — один из истоков проблемы, связанной с широким наступлением массовой культуры, куда попадает и некачественное творчество (которое, собственно, уже перестаёт быть настоящим искусством).
В то же время существует некий парадокс, когда профессиональные музыканты создают далеко не гармоничную музыку. Обратимся к примеру. Если сочетание звуков, их созвучие воспринимается как мягкое и приятное, то оно именуется консонансом (благозвучием). Если же сочетание звуков непривычное или резкое — то это диссонанс (несозвучие). Подчеркнём, что диссонанс не только оттеняет благозвучие, но и содействует обновлению застывшей структуры, будь то форма или внутренняя энергия. До 20-х годов ХХ века диссонанс не был самостоятельным элементом в музыке. Он был окружён консонансами, которые следовали за ним в обязательном порядке. Подобные строгие законы музыкальной гармонии и составляют крепкую основу жизнедеятельности «музыкального организма». Но драматизм событий Первой мировой войны открыл ящик Пандоры, выпустив диссонанс в «свободное плавание». Так возник музыкальный авангард, и музыка многих наших современников принадлежит к этому направлению. В Учении читаем: «Рычание наполняет сферы. Помогите каждый удержать равновесие»11. И действительно, негармоничная музыка может повлиять на самочувствие человека, изменяя давление, пульс и глубину дыхания.
В качестве примера свободно парящего диссонанса можно назвать Речитатив из «Concerto Grosso» № 1 А.Г. Шнитке. Кажется, что звуки выбраны случайно, но это не так. В основе музыкальной ткани лежит тонкий расчёт, в результате которого «диссонанс превращает гармонию в неблагозвучие, любовь — в ненависть, мир — в битву»12. К счастью, обращение к гармоничной звуковой атмосфере помогает обновить жизненные силы организма и усилить приток психической энергии.
Как уже было отмечено, воздействие различных музыкальных стилей способно активизировать или, напротив, угнетать наши чувства. Однако участие музыки в жизненных процессах происходит скрыто, неявно, и поэтому оно носит название каталитического (А. Юсфин). Результаты исследований японского учёного Масару Эмото свидетельствуют о внешне незаметном, но реальном влиянии звуков речи и музыки на тонкую структуру вещества. Учёный выяснил, что звуковые воздействия меняют структуру кристаллов льда, а именно: симфоническая музыка и молитвы создают красивые звёздчатые кристаллы, а после звуковой «обработки» стилем «тяжёлый рок» кристаллы напоминают разорванную паутину, а их структура разрушается.
Но не каждому даже чудесная музыкальная гармония приносит радость. В одной из газетных публикаций говорится о том, как «Бетховеном пугают наркоманов»: звучание классической музыки на вокзалах и в других общественных местах освобождает помещение от потребителей наркотиков, заставляя алкоголиков и наркоманов нервничать и поспешно «капитулировать». «Алкоголизм и опий являются уродливыми попытками приблизиться к Миру Огненному, — читаем в Учении. — ...Ничто не доставляет такого несчастья в Тонком Мире, как эти противоестественные попытки вызвать Огонь без соответственного очищения»13. И в то же время именно музыка в её массовых формах, таких как хоровое пение или танец, способствует объединению собравшихся, поскольку обладает уникальным свойством: она способна гармонизировать психическую энергию различных (!) сознаний. Как свидетельствует Учение, именно «звук и цвет... могут дать весь синтез для высших чувствований»14. Слушатель словно входит в созвучие с высокими сферами бытия, что «даёт утончение всего образа жизни»15. Возможно, эти процессы сумеют затронуть и энергии буддхического плана сознания, ведь оттуда, по мысли Е.П. Блаватской, исходят все самые прекрасные вдохновения в искусстве, поэзии и музыке. Так гармоничные музыкальные вибрации, воплощаясь через земное сознание в реальные звуки, способствуют совершенствованию человечества.
Думается, раскрытие музыкальных понятий в ином, космическом значении помогает выявить скрытые силы и связи различных планов многомерного Космоса. Интересно, что оркестр музыки сфер15 трактуется в Учении как созвучие, образованное космическими излучениями; симфония мира17 подразумевает всеобщую одухотворённость процессов во Вселенной и указывает на внутреннее звучание вибраций духовного плана. А понятие гармонии в текстах Агни Йоги имеет разное значение, одно из которых — «чуткость Сотрудничества»18; в книге «Братство» гармония — это бережность к окружающим19. В том же томе «гармоническим излучением» названо Высокое Собеседование с Учителем20. Уникальная многозначность нотных символов позволяет каждому из нас, а также исполнителям по-своему воспринимать и трактовать нотный текст, музыкальное звучание, то есть мы слышим в одном и том же произведении свою тему и свои образы, в зависимости от внутреннего и слухового опыта. Иногда возникает мысль: нет ли в нотных знаках, так похожих на иероглифы, иного смысла, помимо музыкального? Может быть, музыка — это обращённая к нам речь, космический язык неведомой цивилизации, который ещё предстоит расшифровать?
И наконец, обратимся к необычным возможностям искусства. Кажется удивительным тот бесспорный факт, что в момент звучания музыка словно воссоздаёт или моделирует атмосферу тех или иных жизненных ситуаций и вызывает у слушателя реакцию на них. Благодаря этому в сознании возникает желаемое направление мыслей и определённых чувств — как психическая «репетиция перед спектаклем», говорится в «Гранях Агни Йоги»21. Например, слушая прелюдии и баллады Ф. Шопена, музыку С. Рахманинова, человек погружается в атмосферу радости или печали, волнения, горести, а затем и преодоления их в духе. Это происходит плавно, без разрушительных для психики последствий (что, к сожалению, иногда бывает в реальной жизни, когда мы сталкиваемся с необычным или волнующим явлением). Как видим, это своего рода «жизнь под знаком». Ведь «имеют значение не самые события, а реакция на них, даже если они происходят в воображении человека»22.
Так, под впечатлением прослушанных произведений формируется личность, чей психоэмоциональный и чувственный опыт намного шире житейских переживаний. Благодаря высокой музыке слушатель устремляет сердце и мысли в будущее. Не случайно гениальный английский учёный Джон Кили говорил, что гармоническое созвучие «вызывает в человеке лучшие силы души, прокладывая в нём путь к новому, более совершенному сознанию»23. Поскольку «человек мыслит формами», музыкальная форма, создаваясь по законам гармонии, магнитно устремляет сознание в сферу Красоты. Великий Парацельс из 500-летнего далека свидетельствует, что царство звёзд и идей бесконечно, и поэтому источник изобретений и открытий неисчерпаем24. Музыкальное искусство находится в постоянном взаимодействии с этим неисчерпаемым источником идей — космической сферой — и дарит нам музыкальные произведения в качестве готовой модели одухотворённой реальности.
Тексты Учения насыщены музыкальными понятиями, и это не случайно, ведь именно Е.И. Рерих, талантливая исполнительница, глубоко понимавшая музыку, явилась Матерью Агни Йоги.
«Будьте прекрасны в мыслях и действиях ваших, чтобы привлечь к себе волны сияющей материи, насыщенной красотою»25, — призывает нас Матерь Агни Йоги. «Творите в сердце и наполняйте мир прекрасными созвучиями»26.
1 X Рериховские чтения. Новосибирск, 21 – 23 марта 2020 г.
2 Мир Огненный. I. 330.
3 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 587 (Новосибирск, 2014).
4 Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 221.
5 Там же.
6 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 238 (21.07.1934).
7 См.: Мартынов В.И. Игра, пение и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы. М.: Филология, 1997. С. 24.
8 Там же. С. 46.
9 Мир Огненный. II. 133.
10 Надземное. 605.
11 Сердце. 226.
12 Учение Храма. Т. 1, кн. 2. М.: МЦР, 2001. С. 192.
13 Мир Огненный. I. 120.
14 Там же. III. 265.
15 Там же.
16 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 7.
17 Там же.
18 Там же. 3 – VI – 1.
19 Братство. 136.
20 Там же. 556.
21 Грани Агни Йоги. 1962. 22 (Новосибирск, 1994).
22 Там же. 1961. 119 (Новосибирск, 1994).
23 Кили Д. Амплитуда силы // Дельфис. 2000. № 1.
24 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Алетейа, 1998.
25 Грани Агни Йоги. 1956. 105 (Новосибирск, 2009).
26 Надземное. 827.