Мысли на каждый день

Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются.

Рерих Е.И. Письмо от 21.09.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

КУЛЬТУРА ДУХА И ПУТИ РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Автор: авторы одной статьи   Трофимюк Виктор




…Культура духа стоит над всеми границами2.

...Молодёжи предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию — культурой духа, творить и создавать3.

Н.К. Рерих

...Не за горами светлое будущее, и приближение его в наших руках. Предуказанные события следуют суровою чередою, неся смещение народам и огненное очищение от пережитков одряхлевшего мира. Среди грозных звуков реквиема доносятся до нас и восторженные голоса молодых ищущих душ, прозревших в грядущий Новый Век, Век великого Сотрудничества и Культуры духа4.

Е.И. Рерих

Сегодня понятия «Культура духа» и «расширение сознания» вошли в научный оборот среди философов и культурологов, учёных, преподавателей вузов и определённого круга отечественных и зарубежных мыслителей. Утверждение этих понятий в общественном сознании произошло прежде всего благодаря вхождению Учения Живой Этики в мир, а также многогранной творческой деятельности Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Эти понятия, органично вошедшие в общественное, духовно-практическое и рационально-теоретическое сознание, стали востребованы и получили прописку в современном категориально-понятийном аппарате отечественной, восточной и западной философии, в развивающейся науке и современном образовании. Закономерно и естественно, что они стали чаще использоваться в научном и культурно-педагогическом дискурсе философами и психологами, медиками и физиками, социологами и религиоведами. Происходящее сегодня насыщение общекультурного и научного пространства этими глубокими по своему эволюционному содержанию и смыслу понятиями органично воспринимается научным сообществом как в России и во всём русскоязычном мире, так и за его пределами. Научное, философское, художественное, литературное наследие всей семьи Рерихов предоставляет нам, современникам, реальные возможности его глубинного освоения, понимания и применения на практике в самом рериховском движении, в жизни и деятельности культурно-общественных организаций. Духовное наследие Рерихов имеет непреходящее, жизненно важное, первенствующее значение в выборе путей эволюционного развития всего человечества и, безусловно, в определении и осуществлении практических шагов культурного строительства в нашем государстве.

Общество и государство в нынешних условиях общесоциального кризиса не могут игнорировать всю эволюционную ценность философских, научных, общекультурных идей, нравственных ценностей, художественных открытий — всего содержательного богатства великого духовного наследия семьи Рерихов.

Культура, как величайший феномен созидания и творения в истории человечества, его эволюционном развитии, является весьма сложным объектом теоретического исследования для многих социально-гуманитарных наук. И тем не менее, несмотря на множество концепций, учений и представлений о Культуре в истории философии и социологии, необходимо всегда иметь в виду общечеловеческие нравственные основы её существования. В Учении Живой Этики убедительно и ясно сказано: «Много говорят о Культуре, но и это основание не должно быть усложнено. Проще нужно понимать улучшение жизни и возвышение нравственности. Каждый познающий лучшую жизнь уже отнесётся бережно ко всему прекрасному. Нужно быть добрее»5. «...Состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни»6.

Философы, культурологи и другие гуманитарии, не знакомые с Учением Живой Этики, могут возразить, что «каждый народ имеет свою культуру». На это можно «легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах»7. Однако Учитель утверждает: «...Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремлённость. Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах "чаши" уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастёт, и потому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности. (...) Поистине люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.

Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность, и каждый человек уже гражданин всех миров»8.

Обобщение и осмысление этих положений Учения Живой Этики позволяет утверждать, что Культура имеет своей главной составляющей высший для каждого исторического и эволюционного периода духовный стержень в эволюционирующем сознании человека. Н.К. Рерих обращает наше внимание на глубинную сущность понимания Культуры: «Культура вовсе не модное... фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скреп­лённый высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции. (...) ...Каждый, устремлённый к Культуре... находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разрушительному. Он-то может повторять мудрое изречение: "Благословенны препятствия, ими растём". Для него каждое выявление препятствия есть лишь возможность возвышения качества»9.

По глубочайшему убеждению Н.К. Рериха, именно «Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца. В этом очищенном мышлении понятно станет, где оно, самое нужное, неизбежное, и где лишь наносы преходящих волн. Как благостно касание крыла Культуры, благословляющего колыбель на подвиг и несущего отходящего путника в просветлённом сознании. В несказуемых, неизречённых мерах облагораживается он касанием Культуры. Не смутный, туманный оккультизм и мистицизм, но Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры»10.

На протяжении последних ста лет истории человечества широко употребляемые пары философских категорий «человек и культура», «общество и культура», «цивилизация и культура» выявляли своё содержание и наполненность определёнными жизненными смыслами, раскрывали глубинную диалектическую связь друг с другом. Какова Культура, духовные ценности и нравственные идеалы общества, в котором живут, действуют и мыслят люди, таковы и их цели, устремления, надежды и мечты о будущем, таков и их образ жизни. Каково состояние духовной Культуры, доминирующий вектор её развития, — такова и цивилизация.

Намечая линию рассмотрения понятия «Культура духа», целесообразно воспроизвести известное высказывание Н.К. Рериха о ступенях роста человеческого сознания, развития человеческого духа: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры»11. Да, человечество в своём духовном восхождении проходило этапы роста, взросления, этапы своего совершенствования, этапы космической эволюции. Оно в своём развитии двигалось от невежественного состояния к ступени цивилизованности. Далее, осваивая мир как материально-практически, так и духовно-теоретически, оно по мере овладения и освоения им восходит на уровень определённой образованности, общей и научной осведомлённости, интеллектуальной просвещённости и эрудиции. Эта интеллектуальная просвещённость и образованность составляет уровень интеллигентности. Однако Е.И. Рерих отмечала двойственность сознания современной ей интеллигенции, говоря о её неразвитости в духовном отношении: «...ничто не вызывает столько возмущения в среднем интеллигенте, как понятие Иерархии»12. «...Приходится убеждаться, как искажённо представляют себе Великих Учителей и Спасителей человечества даже очень интеллигентные и начитанные люди»13. И современная нам русская интеллигенция не так далеко продвинулась в своём развитии, особенно после разрушения СССР. Сознание человечества растёт медленно. Только в результате определённых внутренних, индивидуально-духовных достижений, приобретения духовного опыта в течение многих воплощений на Земле вырастают личности цельные, высокообразованные и универсальные благодаря всестороннему освоению духовных накоплений отечественной и мировой культуры.

По всей вероятности, этот процесс утверждения нравственно-этических принципов в творческой жизнедеятельности человечества займёт ещё многие столетия. И тогда, в результате духовной эволюции, будут взращены высокие качества духа: подлинная любовь и преданность Высшему Началу, избранному Духовному Идеалу, устремление к Учителю, мужество и самоотверженность, сострадание и милосердие. Люди Земли станут жить, мыслить и действовать во имя Общего Блага, единой цели духовного совершенствования всего человечества. Однако уже и сегодня богатые накоплениями духа личности вдохновляют своим зовущим примером служения ближнему, служения эволюции человечества. Они восходят к великому синтезу через утончение, расширение сознания и возвышение своего духа. Человечество же в целом только благодаря осознанному сотрудничеству с Иерархией Света достигнет высоты духовного синтеза. Именно на этой ступени ему предстоит вступить во врата Высокой Культуры — Культуры Духа. Эволюционно развитое, а значит, ответственное, расширенное сознание, сознание синтеза соединит земной и космический уровни бытия человечества. Ему предстоит свершить в своём эволюционном развитии революцию в сознании. В ХХI веке человечество подошло к качественно новому духовному рубежу: «Рождение нового человека свершается ныне на сломе времён».

Понятие «Высокая Культура» созвучно и едино с понятием «Культура духа человека». Когда мы употребляем понятие «культура человека», очевидно, что его содержание включает в себя культуру поведения, общения, деятельности человека, то есть имеет непосредственное отношение к чувственно-интеллектуальному и духовно-интуитивному развитию индивида. В этом случае сочетание понятий «культура» и «человек» выражает внешний, видимый, проявленный в самой жизни аспект Культуры.

Когда же мы употребляем понятие «Культура духа человека», то здесь речь идёт о внутренней культуре, внутреннем самодвижении, об осознанном строительстве внутреннего человека, его высшего «Я». И это открытие сознания происходит как возвышение его свободной творческой индивидуальности, как становление и расширение его мировоззренческого потенциала в едином направлении начинающейся космизации самого общественного сознания. Через целенаправленное формирование духовных качеств, их развитие и утончение индивидуальность движется по пути сознательного самоусовершенствования, всестороннего и целенаправленного духовного саморазвития. Это уже движение индивидуальности, стремящейся к высокой цели, эволюционно значимой и благой для всего социума. В процессе этого движения происходит реализация сущностных сил человека, воплощение его индивидуально-космической духовной сущности на земном плане в продуктах её деятельности, и прежде всего в мышлении.

Культура духа человека опирается на наработанные духовные, нравственные качества личности, проявляемые и в самой её деятельности, и в отношении к другим личностям, коллективам и в целом ко всему человечеству. Культура духа немыслима без воплощения в жизни человека его нравственных ценностей, без свободного сознательного выбора, совершаемого индивидом. Она живёт устремлённостью к идеалам красоты, творческого и честного труда, свободы, идеалам добра, истины и справедливости. Культура духа человека особенно выявляется и в то же время воспитывается в процессе реального практического сотрудничества, во взаимоотношениях единомышленников. Расширение сознания индивида в коллективе осуществляется в самом творческом совместном труде на Общее Благо, в культурном строительстве на благо своей Родины. Процесс расширения сознания человека выявляет себя в духовном горении, проявлениях сердечного огня, любви, постоянной и возвышенной, к Учителю, родным и близким по духу, единомышленникам и сотрудникам. Культура духа индивида обнаруживается на уровне творческого синтеза в научном познании, в способности к вмещению противоположностей, в творении добра и справедливости, проявлении подвижности и находчивости, в строительстве прогрессивных, эволюционно оправданных общественных отношений. Весьма значимым по своей утончённости и силе воздействия на процесс расширения сознания, целостным элементом культуры духа является радостное эстетическое освоение мира природы Земли и Космоса, созидание красоты в искусстве, творчество истинно духовных, дружественных отношений между людьми, исполненных доверия и искренности, сердечности и добротолюбия.

Во всей своей духовной мощи проявилась в истории накопления общечеловеческого духовного опыта Культура Духа Учителей человечества, Светочей Мира, их последователей, религиозных и культурных подвижников. Она и в высоком религиозном опыте, стяжании Святого Духа, и в глубинном, одухотворённом понимании мира земной жизни. Она утверждалась в их подвигах на Земле, их сострадании, жертвенности ради спасения и возвышения ближних своих, в переживаниях и реализации в жизни высочайших этических, общечеловеческих нравственных ценностей. Все эти и многие другие характеристики элементов Культуры духа, её проявлений на земном плане самой великой своей опорой имеют устремлённость к высокому качеству мысли, устремлённость к Общему Благу. Развитие Культуры духа человека немыслимо без целостного осмысления и одухотворённого понимания единства мира и человека, Космоса и эволюционирующей индивидуальности, без ищущей и устремлённой в будущее вдохновенной и творческой мысли. Глубинное проникновение в понимание высокого смысла эволюционного понятия «Культура духа» нашло своё живое воплощение в синтетическом определении Н.К. Рериха:

«Культура есть истинное просветлённое познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всём её творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра — во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа»14.

В настоящее же время человечеству ещё только предстоит сделать первые практические шаги для утверждения в общественном сознании космического мировоззрения. Но время не ждёт, новые энергии пронизывают Землю и её обитателей. Человечество в своём технократическом угаре подошло к особо опасной черте — к сползанию в экологический и военный кризис. Техногенно-потребительская цивилизация не способна подготовить народы и самое широкое общественное сознание к осознанному принятию и трансмутации высоких космических энергий. Это можно обнаружить в последних событиях идеологической и политической жизни как в родном Отечестве, так и во всём мире. Первенствует в сознании большей части человечества материальная составляющая, она стала мерилом главных ценностей и жизненных целей большинства народов. К сожалению, развитые страны не выбрали приоритетом и национальной идеей развитие Культуры. Наше же рериховское движение ещё не стало единым и сплочённым, не сделалось той силой, которая могла бы оказывать существенное влияние на общий духовный климат своих стран и народов. Н.К. Рерих писал единомышленникам и сотрудникам, что им (а значит, и нам) ещё предстоит «научиться ценить разнообразие» как «верный подступ к Культуре. (...) К этому широкому пониманию всем нашим сотрудникам нужно приготовиться, чтобы при встречах священно охранить достоинство Культуры. Всякая ссора уже будет признаком акультурности. Всякое сомнение в правоте собрата тоже будет довольно антикультурно. Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту не может служить признаком культурности. (...) Стремление к высокому качеству, сердечная преданность ко всему эволюционно-строительному, творческий труд, преклонение перед Красотою и почитание Знания — вот что свяжет всех этих светлых путников духа. (...) Понимание эволюционно-стро­ительных основ жизни, широкие, самые запредельные устремления так расширят сознание, что вмещение даже самых нежданных особенностей будет происходить благожелательно. Там же, где есть основное благожелание, там получается и Благодать, которою крепнет духотворчество и чувствознание»15.

«Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать»16.

Культура — единственная сила в мире, способная оживить и наполнить дух народов силой Мудрости и Красоты, единством с Высшим и Вечным Началом, Беспредельным Миром бытия Духа, высшим эволюционным смыслом жизни. Только сознательное принятие человечеством Иерархии Света и сотрудничество с Ней повернёт народы на путь эволюционного развития.

Доклад на X Рериховских чтениях. Новосибирск. 21 – 23 марта 2020 г.

Литература

1. Знамя Культуры / Cост. М. Скачкова. Минск: Звёзды Гор, 2008. (Учение Жизни). — 392 с.

2. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез «Живой Этики». Барнаул: Алтайский Дом печати, 2012. — 512 с.

3. Учение Живой Этики: В 4 т. Т. 3 – 4. Новосибирск: ИЦ «Россазия», 2006 – 2008.


2 Рерих Н.К. Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 101.

3 Рерих Н.К. Адамант // О Вечном... М., 1991. С. 103.

4 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 301 (24.09.1931).

5 Братство. 137.

6 Надземное. 373.

7 Там же.

8 Там же.

9 Рерих Н.К. Качество // Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 54 – 55.

10 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная // Там же. С. 4 – 5.

11 Цит. по: Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 91 (29.05.1931).

12 Там же. С. 337 (10.10.1934).

13 Письма с Гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 2. Минск, 2000. С. 25 (8.02.1938).

14 Рерих Н.К. Оборона // Нерушимое. Рига, 1991. С. 212 (курсив — В. Т.).

15 Рерих Н.К. Разнообразие // Твердыня Пламенная. С. 44.

16 Рерих Н.К. Привет конференции Знамени Мира // Держава Света. Священный Дозор. С. 77.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Доклады