Знание будет плодоносно там, где оно может быть воспринято. Надземное, 245 |
Чтобы полюбить Родину, надо познать её.
Н.К. Рерих1
Тема любви к Родине всегда была близка сотрудникам Музея Н.К. Рериха, и в 2020 году этой теме было посвящено немало онлайн-мероприятий. Эти передачи нашли живой отклик у зрителей многих городов и отдалённых посёлков. Знание о героических страницах прошлого, не искажённых в угоду недругам нашей страны, в настоящее время важно как никогда.
Осенью в Сибирское Рериховское Общество неожиданно поступило предложение от Министерства культуры Новосибирской области — выдвинуть на конкурсный отбор проект патриотической тематики; победа в конкурсе давала возможность получить денежные средства, которые можно использовать для реализации проекта.
Год активных прямых эфиров показал, как не хватает музею высококачественной видеокамеры, приобретение которой наш бюджет, основанный на благотворительных пожертвованиях, не позволял осуществить. И тут вдруг появилась возможность получить целевую помощь на будущий проект, который предполагал большой объём видеосъёмок.
Непросто было перестроить текущие планы, однако сотрудники СибРО дружно включились в подготовку проекта. «Ратная слава России» — так назвали цикл мероприятий, распланированных на оставшиеся месяцы года. Министерство культуры поддержало проект.
В издательском центре «Россазия» готовилась книга «Огонь — на меня!», в которую вошли очерки художника-гуманиста Н.К. Рериха, посвящённые героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны и его славному прошлому. В октябре книга вышла из печати, и в соответствии с условиями проекта весь тираж был на благотворительной основе распределён по библиотекам Новосибирска, часть книг подарена посетителям Музея Н.К. Рериха, часть передана Областному центру развития творчества детей и юношества, Муниципальному учреждению «Центр развития образования» (г. Бердск), разослана в районные управления образования Новосибирской области. Теперь появилась возможность использовать сборник очерков Н.К. Рериха для работы в школах и учреждениях дополнительного образования.
Одновременно издательством СибРО был заказан дополнительный тираж этой книги для возможно более широкого её распространения, чтобы она могла попасть к желающим в самые отдалённые города.
Мероприятия и встречи в рамках проекта «Ратная слава России» шли в Музее Н.К. Рериха с октября по декабрь. Конечно, без трудностей не обошлось. Старт проекта совпал со второй волной ограничений, связанных с пандемией, и запланированная историко-патриотическая конференция с участием ветеранов уже не могла пройти по задуманному сценарию. И тогда был осуществлён «видео-десант»: большинство выступлений, со всеми мерами предосторожности, было записано в музее или даже на дому, а для трансляции делался видеомонтаж.
За два с лишним месяца слаженной работы в эфир вышло семь программ.
Поскольку приглашать школьников в музей мы тоже не могли, было решено подготовить помимо трансляций их сокращённую версию — своеобразные видеоуроки. Эти записи были выложены в Youtube и предложены школам для дистанционного обучения. Школьники в ответ даже сочинениями поделились.
Первый видеоурок, посвящённый 125-летию со дня рождения советского военного разведчика Рихарда Зорге, включил в себя выдержки из выступлений участников читательской конференции, организованной Александром Николаевичем Орловым — ветераном Великой Отечественной войны, полковником в отставке, членом Союза писателей России, автором книг о Рихарде Зорге. От Совета ветеранов Центрального района г. Новосибирска в организации конференции активно помогала Раиса Никитична Оробей.
Во второй видеоурок вошли представление книги Н.К. Рериха «Огонь — на меня!» и рассказ о строительстве часовни Сергия Радонежского на территории Музея Рериха и о роли Преподобного Сергия в истории нашей страны.
Третий видеоурок называется «Путь к Победе». Это экскурсия по выставке, состоящей из двух экспозиций: «Великие полководцы России» (портреты с аннотациями) и «В грозе и молнии рождаются герои» (репродукции картин Н.К. Рериха из «героической серии»).
Четвёртый урок — «Никто не забыт и ничто не забыто» — включил в себя ряд фрагментов встречи в «поэтической гостиной»: дети и взрослые читают свои любимые стихи о подвигах и Победе.
Пятый видеоурок — «Патриотизм в жизни каждого дня» — это лекция-концерт Алексея Грачёва, в которой говорится о возможностях каждого из нас помогать своей Родине и в мирное время.
Все эти мероприятия транслировались из музея на широкую аудиторию. Люди из десятков городов были с нами на прямой связи. Вот некоторые из отзывов и реплик к нашим материалам в соцсетях.
«Ваша передача напоминает нынешнему поколению, кем складывалась мощь и слава нашего государства. Великие полководцы русской земли выражали в своей сущности дух всего русского народа: его свободолюбие, его силу и бескорыстие, его стремление к правде. Русские богатыри-герои не были какими-то небожителями. Они были выходцами из глубин, иногда из самых низов нашего народа. Покрышкин, Гагарин, Королёв босиком бегали в детстве по пыльным улицам своих городов, играя в лапту со своими сверстниками. Я думаю, что герои и сегодня живут среди нас, и чем больше будет таких передач, как ваши, тем больше будет людей, стремящихся так же служить своей Родине» (Павел Галенко, Новосибирск).
«Подвиг, человечность, созидание — такие дефицитные в наше время понятия. Сейчас так важно говорить об этом, чтобы привить новому поколению все эти качества. Спасибо Вам за выпуски "Ратная слава России", пересматриваю их заново» (Людмила Прус, Бахчисарай).
Александра Бородина из Крыма пишет во время трансляции открытия выставки о полководцах: «Нахимову принадлежит знаменитая фраза: "Я из Севастополя не уйду, ни живым, ни мёртвым". Вот он и до сих пор нас охраняет, стоит на страже Родины!».
Раиса Горобцова из г. Апатиты добавляет: «Пусть Ратная Слава России будет в сердце каждого человека!».
Николай Иванов из Белгорода: «Проводимые встречи — это готовый методический и народный материал для подрастающего поколения».
Из присланных школьных сочинений:
«Иногда люди могут совершать плохие или добрые поступки, конечно, больше добрые. Эти поступки может никто не заметить, но главное, что такие поступки остаются в сердце. На основании этого могут образоваться воспоминания и любовь к Родине... Данный ролик заставил меня задуматься о том, что нужно уважать Родину, какая бы она ни была. Любой человек может вложить хоть маленький, хоть большой вклад на благо Родины» (Виктор Смирнов).
«Любовь к Родине — значит любить и ценить традиции, природу, людей, проживающих в этой стране... Этот ролик автора заставил задуматься о том, что Родина и доброта может проявляться в мелочах» (Виталий Ахметов).
«Моя родина — это в целом Россия, а потом уже моя семья. Я также была за границей несколько раз, мне там было, безусловно, хорошо, но всё равно что-то не то, что-то не так. А когда я каждый раз возвращалась в Россию, стояла в аэропорту, то меня охватывала масса эмоций. Каждый раз при возвращении я понимаю, что я дома, скоро увижу своих бабушку и дедушку. Мы снова сядем все за большим семейным столом. Россия — мой дом.
Хорошие поступки — что это? Это поступки, которые делают наш мир лучше. Я люблю свой город Новосибирск! Когда слушала песню, по коже пробегали мурашки. Я очень люблю слушать рассказы пожилых людей, ветеранов, своих бабушку и дедушку» (София Дьяченко).
Должны, однако, сказать, что среди множества благодарных откликов было и несколько таких, где нас спрашивали: зачем вы вообще всё это делаете, как вы можете говорить о патриотизме в стране, где есть проблемы, зачем вспоминаете о прошлом, о каких-то прошедших подвигах? Надо решать сегодняшние проблемы!
Что можно ответить на вопрос «зачем нужен патриотизм и зачем о нём говорить»? Каждый из многих выступавших в Музее Н.К. Рериха отвечал на него по-своему. Сотрудник музея Екатерина Грачёва, подводившая итоги проекта, ответила на него так:
«Я родилась ещё в СССР, и когда была маленькой, меня тоже волновал этот вопрос: зачем так много говорить о патриотизме? Ведь каждый школьник, думала я, да что там школьник, каждый малыш знает, что мы родились на планете Земля, в Солнечной системе, в галактике Млечный путь. Мы все дети одной Вселенной, на других планетах, наверное, тоже есть сознательные живые существа, многие не похожи на нас. Почему во всём этом бескрайнем мире мы вдруг должны особенно ценить какое-то отдельное государство на планете Земля? Даже если говорить о людях из других стран, у нас каждый дошкольник знал из мультфильмов, кто такие Пифагор, Архимед, Ньютон, Эйнштейн... Они все великие люди. Америка? Так ведь мы в средней школе проходили и американские национальные легенды, учили наизусть на английском языке волшебные переливы стихов Голсуорси, "Песнь о Гайавате" Лонгфелло — чарующую природную песню... Богатства многих народов откликались в нас, ведь каждый народ имеет свою глубину и свои добрые корни.
И только взрослея, я поняла, в чём же здесь дело. Мы рождаемся в той среде, которая есть, и воспринимаем её как данность. Я лишь думала, что между нами нет различий, но позже оказалось, что далеко не каждый мой сверстник в других странах знал обо всём этом.
Если я возьму годы своей начальной школы и вспомню фильмы, которыми засматривалась вся страна, — что это будет? Это "Гостья из Будущего" — детский многосерийный фильм о девочке, которая занимается исследованиями; и все хотели быть на неё похожими, прикасаться к науке и важным делам наравне со взрослыми. Это глубокий, философский сериал "Михайло Ломоносов" — о любознательном мальчике из глубинки, который прошёл сквозь многие препятствия и изменил русскую культуру, науку, совершил огромный подвиг и продвинул сознание народа на новую ступень.
Если же поинтересоваться наиболее популярными фильмами тех же лет в других странах, мы увидим иную картину, иные акценты. Это мои одноклассники могли изучать культурные сокровища других стран, а чем в этот момент были заняты умы сверстников там, за океаном?
У каждого народа есть что-то лучшее, но если мы не будем рассказывать об этом с ранних лет, как это было в моём детстве, то люди не будут даже знать, какие подвиги совершались их прадедами и чем несказанно богат их родной народ. Вот почему наши передачи нацелены на то, чтобы люди больше знали. И в то же время просто знать недостаточно. Настоящая любовь к своему народу рождается тогда, когда человек сам что-то сделает на благо своей семьи, своего города, своей страны. На всех наших экскурсиях мы стараемся вдохновить людей на то, чтобы каждый из них что-то сделал в своей сфере.
И сам наш музей — это ведь тоже явление историческое, явление национального подвига. Он посвящён Николаю Константиновичу Рериху — человеку, который очень много сделал для мировой культуры. Он создан по инициативе Наталии Дмитриевны Спириной, о сделанном ею тоже можно долго рассказывать. И строился он народными руками в девяностые годы, те самые трудные годы, когда люди собрались по призыву Наталии Дмитриевны, вкладывали с трудом добытые средства, сами приезжали на строительство. И теперь всё, что здесь сделано руками нашего простого народа, преодолевавшего трудности ради будущего, останется на века.
Что интересно: сколько лет прошло с тех пор, проходили волнами экономические кризисы, но темпы деятельности СибРО не сбавлялись. Так и в этом году на Алтае возводится новый выставочный зал, потому что залов музея, который мы создали в восстановленном доме Атаманова, уже мало, количество посетителей растёт... И вновь добровольцы едут, помогают, строят вместе с нами.
Так что в наших Музеях Рериха каждый кирпичик дышит историей, эпохальным чувством преодоления и подвижничества. Будучи причастны, каждый в своей посильной мере, к этому большому делу, мы можем черпать в нём вдохновение и делиться им. Приходите и вы соприкоснуться с подвигом современной эпохи — история творится сейчас».
1 Россия настоящая и будущая. Рига, 1991. С. 63.