Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь.

Аум, 80
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД



Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

«ПРИНЦИП ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ». Из книги Р.Я. Рудзитиса «Космические струны в творчестве Николая Рериха»

Автор: Рудзитис Рихард


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Н.К. Рерих. МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932

Фото 2

Н.К. Рерих. SANCTA PROTECTRIX (СВЯТАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА). 1933

Фото 3

Н.К. Рерих. У РУБЕЖА. 1915

Фото 4

Н.К. Рерих. ЖДУЩАЯ. 1941

Фото 5

Н.К. Рерих. COR ARDENS (ПЫЛАЮЩЕЕ СЕРДЦЕ). 1918

Фото 6

Н.К. Рерих. ВЛАСТИТЕЛЬ НОЧИ. 1918

Фото 7

Н.К. Рерих. ЗНАКИ МАЙТРЕЙИ (МАЙТРЕЙЯ ПОБЕДИТЕЛЬ). 1925 – 1926

Фото 8

Н.К. Рерих. ОЙРОТ — ВЕСТНИК БЕЛОГО БУРХАНА. 1924

Фото 9

Н.К. Рерих. ПРЕВЫШЕ ГОР. 1924

Фото 10

Н.К. Рерих. КАПЛИ ЖИЗНИ. 1924

Фото 11

Н.К. Рерих. ОГНИ НА ГАНГЕ. 1947

Фото 12

Н.К. Рерих. ОТТУД А. 1936

Фото 13

Н.К. Рерих. ОГНЕННЫЕ МЫСЛИ. 1934

Фото 14

Н.К. Рерих. MADONNA LABORIS (ТРУДЫ МАДОННЫ). 1936

Фото 15

Н.К. Рерих. ЖАННА д’АРК. Триптих (НА КОСТРЕ. ВЕЧНАЯ МАТЕРЬ. МОЛИТВА). 1931

Фото 16

Н.К. Рерих. МАТЕРЬ МИРА. 1924

Фото 17

Н.К. Рерих. ДЕРЖАТЕЛЬНИЦА МИРА (КАМЕНЬ НЕСУЩАЯ). 1933

Фото 18

Н.К. Рерих. ВЕДУЩАЯ. 1924

Фото 19

Н.К. Рерих. АГНИ ЙОГА. Правая часть диптиха. 1928 – 1930


Теги статьи:  картины Рериха

В произведениях Рериха отражается великая полнота его мировоззрения. (...) Эта целостность мировоззрения, великий жизненный опыт и богатство переживаний сообщают полотнам Рериха ту силу воздействия, которая убеждает зрителей, словно они смотрят в лицо самой истине жизни. С другой стороны, Рерих проявляет изумительную способность художественного воображения, что, несомненно, является следствием духовной культуры, наблюдательности и опыта. (...) Его поистине огненная, творческая фантазия создала бесконечное многообразие художественных форм, тематики и изобразительных средств, — тот самобытный, единственный в своём роде «Мир Рериха», в котором каждое проявление оригинально и ничто не повторяется.

Девиз Рериха, которым он руководствовался в своём творчестве, — «Мир через Культуру». Он был глубоко убеждён, что именно тесное и сердечное взаимопонимание и содружество людей на поприще культуры, искусства и науки может упрочить настоящий, длительный мир, ибо незыблемый мир должен расцвести из глубин человеческого сердца, из энтузиазма, радости, восторга перед всем возвышенным и прекрасным. (...)

Само слово «Мир» (которое он нередко, так же как и слово «Культура», пишет с заглавной буквы) для него настолько возвышенно и сокровенно, что он призывает людей повторять его как утверждающую формулу, молитву сердца. (...)

У Николая Рериха имеется ряд картин, в которых он символически утверждает идею высокого назначения мира. Известны его «Мадонна Орифламма», где Мадонна изоб­ражена с развёрнутым Знаменем Мира в руках, и «Sancta Prоtectrix» («Святая Покровительница»), своим широким плащом укрывающая бесчисленные храмы и памятники культуры. (...)

В творчестве Рериха часто повторяется мотив прекрасного образа Сольвейг — чистой, благородной девичьей души, вечно ждущей возлюбленного — воплощение мечты, великой радости сердца, того, кто принесёт возрождение и придаст её жизни смысл.

«У рубежа» — на взгорье девушка внимательно смотрит вдаль, на горизонт, где небо и земля сливаются в сине-фиолетовой мгле. Быть может, там крайний предел, за которым начинается совсем иная жизнь? Кто знает? Даже воздух кажется насыщенным невыразимым трепетом устремления.

«Вечное ожидание» — три человека в белом одеянии, на рассвете, сидят на берегу фиорда, взирая на тихие, зеркальные воды, и чего-то ждут. В другом варианте темы — «Ждущая» — изображена одинокая девичья фигурка. Возможно, её сердцу кажется, что в любой момент перед нею откроется самое большое событие её жизни.

Показательно, что Николай Рерих повторил эту картину через двадцать пять лет. Девушка всей своей сущностью сосредоточена в ожидании. Первый луч солнца коснулся её фигуры. Сердце Сольвейг ведает, что дождётся жданно-нежданного, пусть через долгие годы, и поэтому она полна солнечного порыва. Золотисто-розовые тона восхода солнца, придающие картине просветлённый гималайский колорит, делают её одной из самых привлекательных в наследии Рериха.

Мотив ожидания встречается и в других картинах Рериха первого периода. «Cor ardens» («Пылающее сердце») — из окна замка женщина смотрит на далёкую лодку на озере. Вся она, как белое пламя, устремлена навстречу сверкающим водам. Кто знает, может быть, вместе с лодочником придёт к ней весть, которая преобразит всё её бытие.

«Властитель ночи» — на фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проём, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы её духовно и социально. (...)

Вся эта символика ожидания будущего обретает ещё более яркую и конкретную форму, когда Рерих соприкасается с восточной психологией, с духовной жизнью народов Азии. (...)

Рерих расслышал в душе азиата тоску по Новому Миру, по лучшей эре, которая осуществит его сокровенные надежды и идеалы, принесёт как социальную справедливость, так и духовное пробуждение, возрождение лучших традиций духовной культуры. ...У Рериха имеется ряд картин, в сюжете которых исполняются эти сокровенные ожидания и действительно является вестник Света. (...)

Известная картина «Знаки Майтрейи» («Майтрейя Победитель») — девушка-горянка погрузилась в глубокую молитву перед высеченным на скале изображением Майтрейи. Взор её обращён к востоку, где в небе, в радужных облаках образовался целый полк стремительных красных всадников. Образ девушки необычайно нежный, чистый, вся она — душа и чувство, вся — мелодия молитвы. Эта картина — не только гимн, но и героический эпос. Ибо в этой небольшой по размеру работе Николай Рерих выразил безмерно много, целую благословенную эпоху священно ожидаемую в воображении огненного сердца народов Востока. (...)

Своеобразное видение этого возвышенного понятия [грядущего Владыки Мира] народом Горного Алтая Рерих выразил в картине «Ойрот — вестник Белого Бурхана». В сине-фиолетовую лунную ночь, у подножия горного ледника, перед белым сияющим всадником склонилась, закрыв лицо руками, юная девушка, ослеплённая видением. Чуткая девушка сердцем поняла приближение Новой Эры, и эту радостную весть она понесёт в долины — своему народу. (...)

На картинах Рериха остроконечные горные пики устремляются в Космос. Можно сказать, что их сущность — стремление вверх, желание врасти в беспредельность. (...) И кажется, что от прикосновения кисти Рериха не только горные вершины и скалы, но все предметы, облака, деревья и сам человек освободились от силы притяжения и подчиняются какому-то неизвестному, ещё не открытому наукой закону невесомости. Всё стремится ввысь, навстречу насыщающей и возрождающей мощи солнца.

Но воображение художника взлетает всё выше, к более грандиозным космическим горизонтам. «Превыше гор» — любимая картина Рериха. Выше наивысших вершин Земли, над облаками, как на сказочном ковре-самолёте, в лазурной вышине летит девушка. (...)

На вершинах Гималаев, среди космических просторов, Николай Рерих ощутил «дыхание вечности». Показательна картина «Капли жизни» — на краю горного утёса сидит девушка, погружённая в думы, ждёт, пока её кувшин наполнится водой из ручья, капля за каплей, и кажется, сама вечность медленно течёт в серебристой струйке родника. Далеко вокруг — симфония горных хребтов и бездн ущелий.

На такой высочайшей высоте, в надземной «стратосфере», для души искателя, познающего, открывается нежданная свобода и великая тишина. Здесь человек ближе всего соприкасается с первым лучом рассвета, который так часто прославляет кисть Рериха-художника. (...)

В восточных учениях господствует убеждение, что наша мысль — энергия, реальная сила, что доброй мыслью можно помочь другому человеку, независимо от его физического присутствия, если только мысль направлена с сердечным огнём и любовью. (...) «Огненные мысли» — благородная женщина сидит у обрыва высокой скалы, и кажется — её мыслеобразы, как огненные птицы, улетают вдаль, в мировое пространство. (...)

Одна из последних картин Рериха, своеобразная и поэтическая, — «Огни на Ганге». Звёздной южной ночью, под зеленоватым небосводом, девушка склонилась у берега Ганга и благоговейно, словно благословляя, пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Три уже плывут. Вдали, как свет маяка, горит серебряное пламя. Кому посылает девушка эти дары сердца: любимому, своим родным, неизвестным друзьям? Кто знает? Не случайно этот романтический обычай запомнился Рериху при первом соприкосновении с индийским народом, в 1924 году. (...)

...Одна из наиболее одухотворённых картин Рериха — «Оттуда». Среди ледников и скал, через бурную горную реку по узкой доске идёт в снежно-белых одеяниях женщина, торжественная, просветлённая, руки её сложены в благословении. По эту сторону реки, на берегу сидит другая женщина, которая её ждёт... Откуда идёт эта женщина? Этого не постигает разум, об этом молчат уста, и только сердце знает. (...)

Исключительное место в творчестве Рериха занимает галерея героев духа, затрагивающая зрителя высокой тематикой, словно он читает далёкую и всё же вечно близкую эпопею о героях, которые и сегодня воспламеняют нас огненным дыханием своей самоотверженной жизни. (...)

Достоин внимания триптих, посвящённый судьбе Жанны д’Арк. Мы видим девятнадцатилетнюю героиню французского народа, прекрасную сердцем девушку, молящуюся перед решительной битвой с англичанами, и в конце — её фигуру, объятую алым пламенем, как возвышенный символ Будущего, как свидетельство, что дух всё же сильнее мук инквизиции и служителей тьмы. И поверх костра — небо, как триумф, то самое, необъятное, овеянное трепетом синевы, которое Рерих умеет так чутко воспроизводить на полотне.

...Много рыцарей в воинстве Грааля, тех, кто сражается за Свет Истины и самоотверженно несёт его человечеству, учит людей жить лучше. ...В сердце художник чтил каждого из них — факелоносцев человечества, указующих путь и прокладывающих мост к возрождению человеческого сознания.

Но звёздный венок в сияющей плеяде воителей за восхождение человечества принадлежит женщине. Рерих прославляет Матерь Мира — высший аспект матери человечества и женского начала, которую он называл создательницей героев человечества.

Самая замечательная в этом цикле картина — «Матерь Мира». На недосягаемой вершине, объятая лазурью безграничного звёздного неба, в круге света своего всеобъемлющего сияния, с закрытым лицом (это означает, по восточной легенде, что женский принцип на земле ещё не уравновешен с мужским), Она благословляет мир. (...)

Замечательна «Madonna Laboris», изображающая легенду о том, как Богоматерь в своём безграничном сострадании спасает души грешников, спустив свой шарф за стену рая, и Владыка радуется её подвигу. (...)

Два варианта картины «Агни Йога» Рерих посвятил высшему отражению принципа Матери Мира на земле. На горе, поверх облаков, стоит Она и держит в руке светлое пламя. Второй вариант — Она сидит у вершины скалы, обвитая кругами ауры. От её сияющей сущности, кажется, светлеют все дали мира.

К этой же теме относится и одухотворённая «Держательница Мира» («Камень несущая») — величественная, благородная женщина на фоне Гималайских гор.

Принцип вечной женственности Рерих не меньше прославил и в своих очерках. Как на картине «Ведущая» девушка ведёт юношу вверх по горной тропе, над бездонными пропастями, так и в жизни для Рериха женщина — и мать, и вдохновительница мужчины в жизненной борьбе, лучший друг его помыслов, соратник, носительница мира и красоты. В женщине больше развиты сердце и чувствознание, или духовные возможности, потому не случайно учения Востока называют грядущую космическую эру Эпохой Матери Мира или Женщины. (...)

«Кто же как не женщина внесёт в дух человеческий высшее понятие Культуры? (...) Говоря о женском участии в этой великой культурной работе, мы не должны забыть слова глубокой древности: "Перечисляя подвиги женщин, мы напишем историю всего Мира. Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины". Подвиг, вдохновение, сотрудничество — все эти сокровища женщина приносит Культуре».

«Матери, жёны и сёстры, обратите тёмные будни в праздник Великого Служения! Покажите младшему поколению, что каждый труд должен быть исполнен высшего качества в его духовном осознании. Это высокое качество должно наполнить человеческую жизнь от зари до заката. И в этом постоянном усовершенствовании мы найдём улыбку счастья.

Матери, жёны и сестры, творите героев!»
Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Великий дар. О живописи Н. К. и С. Н. Рерихов