Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13 |
ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ. Наггар, Индия. 1930-е гг.
"Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню".
Агни Йога, Послесловие
"Быть Матерью Агни Йоги совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая необходима при провозвестии огненной мощи".
Аум, 544
30 июня 1934 г.
Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идёт не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь ещё Христос сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить». Истинно, каждый приходящий Учитель является законодателем и огненным очистителем одновременно. Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.
Истинно, «Учение Жизни» не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. (...)
Именно, следует сопоставлять Учение с прочими заветами, и при этом можно отмечать печать времени на тех же истинах, но не следует ни осуждать, ни умалять, но находить прекрасные сопоставления и касания.
Необходимо ознакомиться с основами всех великих Учений. Это знание поможет и лучшему усвоению «Учения Жизни» и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника, и нельзя, принимая одно, отрицать другое. Восток очень понимает значение великой преемственности Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. Учителя, отвергающего преемственность и утверждающего лишь своё учение, на Востоке называют «древом, лишённым корней». И такого Учителя никто слушать не будет. Итак, не будем осуждать или умалять, но лишь сопоставлять заветы, находя прекрасные касания и новые грани Истины.
8 ноября 1931 г.
Сила радости, которую мы испытываем при первом подходе к Учению, и является верным мерилом нашей готовности к восприятию основ Учения Света. Храните эту радость и признательность через все будни жизни, ибо это скорейший путь к тому расширению сознания, которое является целью Учения! (...)
Очень многие читают Учение, но думают, что многое, сказанное в них, для кого-то другого, но не для них. И чаще всего не замечают и отбрасывают именно то, что главным образом касается их, и тем бесконечно удлиняют своё продвижение. Но истинный ученик всё приложит к себе. И действительно, кто может сказать, что в нём нет тех или иных добрых и дурных качеств или свойств, хотя бы в самом зародыше? Обращая же всё сказанное в Учении к себе, мы тем самым углубимся в сущность свою и найдём в себе многое, что для нас самих явится неожиданностью. Эти неожиданные открытия при твёрдом решении духа идти к самоусовершенствованию путём Учения очень помогут для всего дальнейшего.
Также нужно знать, что от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас нечто неясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула — доверие до конца. Примите её — это путь кратчайший! Не изменяя ей, много радости приобретёте!
Ещё хочу сказать вам, что вступивший на путь светлого Служения никогда не одинок духовно. Научитесь во все минуты жизни помнить, что за вами неотступно следит Орлиный Глаз и Пламенное Сердце Позвавшего вас! Ведь лишь наша плотная оболочка и ещё недостаточно обострённые чувства не позволяют нам ощутить осязательно это Присутствие.
7 января 1930 г.
...Самое основное, самое главное, что нужно начертать огнём в сердце, это: «Все дела значительны, но превыше их Учение, ибо из него дела рождаются. Частичное устремление к Учению и Учителю ведёт к расколу и не принесёт перерождения. Все гибельные следствия от частичных устремлений, при них человек не может совершенствоваться и не может очистить чувство прекрасного, но без этого качества невозможно слияние сознаний Учителя с учеником». А как без этого понимания пройдём это грозное и решительное время? Время великого космического сдвига.
22 июля 1935 г.
Мы не должны профанировать светлое Учение. Кроме того, мы не миссионеры. В Учении сказано, что каждый зазванный ляжет как жёрнов на шее. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами. «Учение не серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение мощная руда». Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших понятий.
8 сентября 1934 г.
Мы никогда не зазываем и никому не навязываем книг Учения. Все наши общества являются прежде всего культурно-просветительными учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, также даются концерты и, по возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь именно просвещённое сознание помогает восприятию истин Учения «Живой Этики». Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших времён, от самых Истоков Знания и Света. Учение Живой Этики вмещает в себе всю жизнь, все области её, имеет в виду все усовершенствования... (...)
...В группе, изучающей Учение Живой Этики, прежде всего должно быть указано на понятие подвига и самоотверженного служения ближнему, общему благу. Всякий псевдооккультизм, всякие упражнения для развития психизма строго возбраняются. Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать своё чувствознание, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий, именно при расширении сознания и горении сердца к принесению подвига. Конечно, эта программа доступна только меньшинству, ибо мало кто понимает и ценит истинную красоту и её спутницу — простоту.
26 апреля 1934 г.
Конечно, Вы правильно понимаете, что прежде всего нужно самим применять Учение в жизни и работать над собою. Ибо как же иначе можем мы привлекать искренно ищущих душ? Ведь на каждом приблизившемся к Учению лежит обязанность раздавать полученные им зёрна. Но будет ли удачен такой посев, если сами мы не будем уметь ценить и не испытаем зёрна, доверенные нам? Многие ли найдутся, кто на веру примет наши зёрна? Многие захотят убедиться в результате, увидеть всходы этих зёрен. Потому так важны наглядные, личные примеры носителей зёрен. Важно показать жизненность Учения, насколько применённое Учение может преобразить весь характер человека и всю жизнь его. Давно уже сказано — «вера без дел мертва есть». Так и Учение без приложения его принесёт мало пользы.
3 июня 1931 г.
...Пусть все приближающиеся к Учению отдадут себе суровый отчёт, насколько изменились их привычки после ознакомления с основами его. Что стало с их предрассудками и предубеждениями не на словах, но в жизни? (...)
Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил своё наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его. Для этого пусть ежедневно отмечают в дневнике, что было сделано ими в этом направлении. Пусть сначала борются с одной привычкой, ибо не так-то легко наблюдать за собою. Очень полезно следить за качеством мыслей и не допускать злобных, мелких и вообще ничтожных. Очищение сознания есть первая ступень.
11 февраля 1929 г.
Припомним, как Владыка Будда учил своих учеников, как Он требовал, чтобы ученики прежде всего научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения. Путь Учения един, и сейчас, как и тогда, для приближения и высшего доверия необходимы те же основания — почитание Иерархии и дисциплина духа.
3 марта 1930 г.
Родные, каждую свободную минуту уделите вмещению Учения. Когда я осознаю количество данного нам, мне становится страшно, ибо как вместить, как продумать всё сказанное! И Рука Дающая неустанно и щедро продолжает выдавать из Сокровищницы Своих вековых накоплений. Да, мудрость сверхчеловеческая открывает нам доступ к Святилищу, потому не будем легкомысленны, оставим все наши жалкие привычки, чтобы дойти. Прекратим все осуждения необоснованные и окрылимся одной мыслью: как лучше понять великое Учение, как лучше применить его в жизни, как больше принести на пользу дел и Общего Блага! Разве не высшее счастье стать самыми близкими, самыми доверенными? Родные мои, как передать Вам красоту приближения к сознанию Владыки! Словами не описать радость эту. (...) Родные, трансмутируйте Ваши огни, радость сотрудничества с Совершенным Разумом и Совершенным Сердцем несказуема! Столько прекрасных тайн в Космосе, но они могут быть открыты только тому, кто трансмутировал свои огни. Трудно, но чудно! Всё космическое творчество основано на бесконечной трансмутации энергий, почему не ускорить этот процесс в нас самих сознательным к нему отношением? Родные, любите Учителя, любите Учение, любите работу над духом своим, устремитесь к самоусовершенствованию. Вначале, конечно, трудно, но зато какая радость после одоления первых тяжких ступеней.
28 августа 1931 г.
Вы правы, что «понять Агни Йогу до конца и применить к жизни может далеко не всякий». Но без применения к жизни никакое знание не имеет цены и не даст ожидаемых результатов. Первые формулы, которые ученик должен усвоить, суть следующие: «всё для жизни, нет ничего отвлечённого; всё должно быть совершено человеческими руками и человеческими ногами; без напряжения всех сил никакая трансмутация (или совершенствование) невозможна». Не знаем ли мы, что в физических и в химических опытах лишь на границе величайшего напряжения рождаются новые формулы. Потому, в силу великой аналогии, существующей во всём Космосе, это указывает нам путь постоянного устремления и напряжения всех наших способностей.
Учение требует прежде всего самодеятельности ученика. Учение даёт направление, расставляя вехи и щедро рассыпая драгоценные намёки, но ученик должен сам, своими руками и своими ногами, построить свой путь. Потому не ждите готовых патентованных формул. Из малых намёков сложите великое строение.
8 июня 1933 г.
Во всех Учениях первым условием продвижения на пути было одоление раздражения и гнева, ибо при наличии этих свойств невозможны никакие духовные накопления. Не будем обманывать себя, что преданность делам уже продвигает нас на пути. Нет, это даёт нам только преимущества, но воспользоваться этими преимуществами мы можем, лишь прилагая Учение в жизни. Люди не представляют себе, что они являются мощной лабораторией, которая каждою мыслью, каждым действием своим порождает губительные или спасительные составы не только для себя, но и для всего окружающего. Раздражённый человек является как бы начинённым самыми разрушительными газами, в этом нет преувеличения.
7 января 1931 г.
Ещё прошу, родные, следите за чистотою мыслей, ибо соблюдение чистоты помыслов как озон; Учение — не отвлечённые, но наипрактичнейшие, наиболее жизненные советы. «Низкие мысли изображались в виде пресмыкающихся гадов. Ничто не может больше соответствовать этим подонкам сознания. Можно ли покойно сидеть в кресле, зная, что под ним ядовитые змеи и скорпионы? Нужно освобождаться от гадов и, прежде всего, по линии Иерархии. Осуждение и хула на Владыку непоправимы — так каждый, осуждающий Иерарха, должен помнить. Его легкомыслие и преступление на много веков засорят его карму. Действительно, если к единому Свету один путь через Владыку, то лишь крайнее невежество дозволит разрушение этого единственного пути. Нужно поставить стремление к Высшему как сущность жизни и принять священное отношение к этому спасительному устремлению».
10 ноября 1932 г.
Постарайтесь представить себе, что станет с вами, если Учение перестанет вести вас? Куда пойдёте? Куда обернётесь? Кто услышит и поможет в горе? Кто укажет выход из тяжёлого положения? Ведь грядёт время страшное, время грозное для всех.
13 апреля 1932 г.
...Пусть никто из приближающихся не думает, что Учение легко, ибо иначе была бы страшная несоизмеримость. Помыслим о всех тех сокровищах, открывающихся перед успешным учеником!!! Учение легко лишь для расширенного сознания и пламенного сердца, понимающих, что всё сказанное в Учении имеет самое практическое значение для улучшения жизни и скорейшего достижения благословенной ступени Архатства. Идти согласно Учению — значит летать на крыльях радости, но лишь для твёрдых духом и горящих сердцем.
31 декабря 1936 г.
Учение Живой Этики даёт... крепчайшую основу и научает бесчисленным улучшениям всех человеческих проявлений. Поистине, оно возводит на гору, с которой можно ясно увидеть и зовущие дали и понять, где именно на земле обнаруживается особая нужда в помощи. Помогать нужно везде, особенно же в духе, в сердечности и в настоящем содружестве.
24 сентября 1931 г.
Миру нужны обновлённые души, способные орлиным глазом обозреть и понять, что смысл современных событий в том, что в мировом масштабе доказывается вся непригодность отживших идей и построений и среди неслыханных рушений, как зарницы на чёрном, грозном небе, зарождаются новые идеи культурного духоводительства. (...)
Примите [Учение] духом и сердцем, ибо, истинно, Учение это идёт из наивысшего Источника. И Святой Сергий вновь поднялся на защиту и строительство своей страны. Поможем Ему всем достоянием, всеми силами нашими!