Мысли на каждый день

Люблю неправых в жизни излечить любовью.

Зов, 17.06.1921

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске
«Хотим видеть Храм прекрасным и живым»

Автор: Шумеева Татьяна  



Теги статьи:  Преподобный Сергий, христианство, Часовня Святого Сергия

Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей.

Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1921

Н.К. Рерих. ДРЕВНИЙ НОВГОРОД (СПАС НЕРЕДИЦА).
Фрагмент. 1940­е гг.

Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. XII в.

Успенский собор во Владимире. XII в.

Л.Р. Цесюлевич. ГОЛГОФА. 2001
Левая часть триптиха «НЕСЕНИЕ КРЕСТА»


Стремительно летит время. Приближаются сроки завершения строительства часовни Великого Святого Преподобного Сергия Радонежского на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. Нелегко идёт эта стройка. Да и может ли быть иначе? В статье Татьяны Деменко «Стражи Блага» (Восход, 2013, № 11) было показано, какое огромное значение придавал Николай Константинович Рерих возведению часовен во имя Святого Сергия. Тем более важно строительство часовни в России, в Его стране. «Всем миром» осуществляется эта стройка. Каждый, кто отозвался на призыв о помощи денежными средствами или ударным трудом, сердечными пожеланиями или светлыми мыслями, есть соучастник таинства зарождения нового Храма.

Е.И. Рерих, обращаясь к сотрудникам, призывала (и слова её сегодня особенно актуальны): «Родные наши, будьте нашими ближайшими сподвижниками в этом великом строительстве, заповеданном Нашим Пресветлым Сергием, Воспитателем и Собирателем Земли Русской. (...) Ведь только на почве родной страны возможно настоящее строительство! Лишь прикасание к родной Земле даст мощь и истинный размах духу и творчеству!»2

Заповеданное нам великое строительство, о котором пишет Елена Ивановна, осуществляется на двух планах: физическом и духовном. На физическом плане строить хоть и тяжело, но всё же значительно проще, ибо это строительство не требует от нас работы над совершенствованием своего сознания. Строить храмы на Руси и любят, и умеют, и не жалеют на это ни сил, ни средств. Но только ли об этом строительстве писала Елена Ивановна? В «Мире Огненном» сказано: «Искажение Учений породило ужас переживаемый. Именно, Учения низведены на уровень человеческий, и храмы человечества не есть храмы Господа. И слово Владык не утверждается человечеством, ибо Учение Света утерялось в темноте человеческого понимания»3. Храм недостаточно воздвигнуть, нужно, чтобы он стал Храмом Господа.

Осознавая ответственность, которая лежит на нас, постараемся глубже осмыслить священное понятие храма. И с этой целью прежде всего обратимся к значению неизменно сопутствующего ему символа креста.

«Источник освящения и спасения для всех»

Прообразом строящейся в Новосибирске часовни послужил храм с картины Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский», и вопрос о том, каким должен быть крест, решился просто. Храм, который держит в руках Великий Сергий, венчает самый распространённый на Руси в XIV веке, во времена жизни и деятельности Преподобного, четырёхконечный крест. При водружении трёхсоставного креста, восьмиконечного, который в православном храмостроительстве появился позднее, была бы нарушена историческая правда.

Некоторые посетители музея Н.К. Рериха, увидев на куполе часовни крест непривычной для сего­дняшнего времени формы, недоумевают. В связи с этим напомним о споре относительно правильной формы креста, возникшем ещё во времена реформы патриарха Никона. В защиту четырёхконечного креста выступали многие выдающиеся деятели русской православной церкви. Так, например, отец Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908) посвятил этой теме свою кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев». Приведём несколько строк из этого труда, который был представлен на соискание учёной степени кандидата богословия. «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырёх концах, от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный... они называют печатью антихриста... крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»4

Обратим внимание на то, какие определения даёт этот крупный деятель русской православной церкви XIX века Святому Кресту о четырёх концах: «древнейшая святыня веры», «печать всех таинств», «источник освящения и спасения для всех». Далее всероссийский пастырь, как его называли современники, поясняет: «"Византийский" четырёхконечный крест на самом деле есть крест "русский", так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве»5. Впрочем, в своей работе отец Иоанн делает вывод, что принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет и почитать надо равно и тот, и другой.

А вот что говорил по этому поводу святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709): «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нём Христа и призыванием пресвятого имени Его»6.

Принятый Вселенской Церковью «Канон Честному Кресту» св. Григория Синаита (ок. 1268 – 1346) так воспевает Божественную силу Креста: «Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолов благолепие, и мучеников крепость, немощным здравие...»7 Таким образом, вопрос о «правильности» или «неправильности» четырёхконечного креста снят самой православной церковью.

Коснёмся теперь внутреннего смысла этой святыни веры. Истоки значения символа креста уходят в глубокую древность. Обнаруженные учёными древнейшие изображения показывают, что за много тысячелетий до возникновения христианства крест уже использовался в качестве священного знака.

В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Распятие духа в материи и есть жизнь. Чтобы сознание утвердить в обоих мирах, надо пройти через все тяготы земные и надземные»8. «Символ Жизни — Крест. Каждый, даже незнающий, несёт его на себе. Незнающий несёт его, не ведая этого, зрячие знают и берут его на себя сознательно»9.

Таким образом, крест есть символ жизни, символ прохождения нашего духа, принадлежащего миру высшему, через плотный, физический мир, или распятия высшего Я человека в материи. Пронести крест — значит пройти через все тяготы, — таков путь к бессмертию. «Тяжкие испытания, победа и воскрешение в духе к жизни в Мире Надземном — вот он, указанный путь каждому, кто хочет последовать за Ним, Мир Победившим, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. (...) Отвергая крест, лишают себя бессмертия. Но Сказано: "Возьми крест свой"»10.

Крест есть бремя наших несовершенств, бремя неизжитых желаний самости, именно они в первую очередь являются источником наших страданий. В стихотворении «Эта жизнь» Н.Д. Спирина говорит:

Мы эту жизнь проходим как сквозь строй —
Наносит нам удары за ударом
Всё то, чему, отдавши сердце даром,
Служили мы с наивной простотой
11.

Итак, знаем мы или не знаем, хотим или не хотим, но крест жизни несёт каждый, и вопрос лишь в том, как его пронести. «Жалуясь, негодуя, ожесточаясь и проклиная, — объясняет Учитель, — нельзя нести крест жизни: бесцельны и напрасны будут все понесённые труды, печали и страдания. Состоянием сознания определяется правильное отношение к жизни невзгодам. И если человек крест жизни пронёс, храня равновесие духа, истинно, победителем мира Мы его Назовём. Ибо себя победил...»12 Осознать крест как неизбежность, как единственно возможный путь восхождения и принять его в равновесии — такова поставленная перед нами задача.

Огненное качество равновесия непосредственно связано с сердцем. В Учении сказано: «Каждый
неправый не устоит против равновесия... Так поймём средоточие законов физических и высших в сердце. Этот центр назывался перекрёстком и изображался равноконечным крестом; дордже, также свастика указывали вращение огня сердца. Вращение и равноконечность признаки равновесия»13. В сердце пересекаются земное и Надземное, временное и Вечное, материя и Дух, потому сердце обозначается знаком креста. Уравновесить, вместить в сердце противо­положности: добро и зло, проявленное и непроявленное, высшее и физическое, — лишение принять как возможность, бедность как дар очищения, за печалью почуять грядущую радость, в кажущемся торжестве тьмы увидеть её поражение — так можно пронести крест жизни в равновесии.

Крест также есть символ чистого сердца, космического источника творческой мощи духа. «"В сердце ищите", — указывает Учитель. — В нём скрыты сокровища, ценность и значение которых не может охватить мозг. (...) Энергия сердца неисчерпаема. Когда призвана правильно, может служить человеку. Это и есть космический источник огненной мощи. (...) В нём, в сердце, сила, способная двигать не только горами, но планетами и целыми солнечными системами. Творческая мощь духа в сердце сокрыта»14. Вот почему нам не указаны ни медитации, ни концентрации, ни магические вызывания, ни хатха-йогические упражнения, но заповедан путь сердца, в нём ключи от всех врат. Этой теме Наталия Дмитриевна Спирина посвятила одну из своих «Капель»:

Незваный не найдёт и не войдёт,
Не опознает сокровенный вход.
Он не поймёт, как истина проста:
Лишь сердца стук в священные Врата
Услышан будет там, где сердце — ключ,
Горящее, звучащее на Луч
15.

Знак креста символизирует сердце ещё и потому, что оно обречено на страдания. И если в начале пути восхождения человек несёт бремя своих несовершенств, то по мере очищения сознания и утончения сердца на плечи идущего ложится и тяжесть несовершенств человечества. «...Постоянные пертурбации космические, конечно, потрясают сердце, к ним приобщённое. Зато и служение сердца такого велико на весах мира. (...) Нужно понять храм сердца как неотложное ощущение. Не случайно сердце отмечалось знаком креста. Так знак креста вечно сопутствует храму сердца»16. «Чем выше дух, тем тяжелее ноша, ибо тягость креста усугубляется нагружением пространственным. Тяжесть Дел Моих близкие Мои со Мной разделяют. Тяжко вам, ибо Мне помогаете бремя Моё нести»17.

Крест можно назвать и символом Любви всепобеждающей, ведь именно Любовь даёт силы всё преодолеть. «Высшее Я живёт любовью ко всему сущему и, конечно, любовью к людям. Эта любовь требует служения человечеству и полного забвения себя, своей личности и её интересов. Личность распинается на кресте жизни во имя Бессмертной Индивидуальности человека, высшей целью которой является служение людям, а двигательной силой — любовь к ним...»18

Когда мы любим, страдания любимых мы ощущаем как свои. Чем больше сердце, тем больше оно любит и тем сильнее его страдания. Какова же боль, которую испытывает огненное сердце, живущее любовью ко всему сущему!

Подытоживая, хочется вернуться к словам святителя Димитрия Ростовского: «И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует...» В чём же божественная сила Креста и почему, имея с древнейших времён этот источник спасения, человечество всё же оказалось на краю пропасти?

Если мы живём во имя своё, если нами руководят желания самости, будет ли для нас Крест Господень Животворящим, станет ли Он нам защитой от бесов и спасёт ли нас в таком случае крестное знамение?

Крест становится Животворящим, когда на нём распята наша самость, когда желание общего блага становится нашей главной побуждающей силой, когда мы напрягаемся желанием сделать не как я хочу, но как лучше для дела. И тогда слова молитвы Честному Кресту будут иметь для нас Силу, ибо будут Истиной. «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняющий бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа...»

От начала времён существовал крест — этот священный знак, источник спасения, печать всех тайн, а тайна его сокрыта в нашем сердце. «Даже сам крест бессилен без сердца... — так запомним», — сказано в Учении19. «Сердце у каждого есть». Огнём устремления его нужно очистить, ежедневной заботой — беседуя с ним, внимая его тишайшему голосу — возродить к жизни, наполняя образом Учителя — пробудить в нём Огонь Любви.

Когда Он в сердце — там царит покой,
Там тишина космических просторов,
Там глубина премудрости веков,
Извечных тайн сокрытые узоры. (...)

Но чистым надо сердце соблюсти,
Огнём смести весь сор с его пути,
Чтоб в этот храм Царь сердца мог войти
20.

И завершим словами из книги «Сердце»: «...будем непреклонно устремляться к осознанию тепла сердечного и начнём чувствовать себя носителями храма. Так можно переступить за порог Нового Мира»21.


1 (заголовок) Листы Сада Мории. Озарение. 2 – I – 12.

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 302 (24.09.1931).

3 Мир Огненный. III. 335.

4 Иоанн Кронштадтский. О Кресте Христовом... М., 2005.

5 Там же.

6 Розыск. Кн. 2. Гл. 24.

7 Канон. Творение Григория Синаита. Глас 4, песнь 1.

8 Грани Агни Йоги. IV. 64.

9 Там же. VIII. 600.

10 Грани Агни Йоги. 1957. 149.

11 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 163.

12 Грани Агни Йоги. 1957. 327.

13 Сердце. 261.

14 Грани Агни Йоги. 1953 (II). 452.

15 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 143.

16 Сердце. 4.

17 Грани Агни Йоги. 1955. 101.

18 Там же. XI. 93.

19 Сердце. 205.

20 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 287.

21 Сердце. 5.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске