Трудности и огорчения лишь топливо подвига! Какой же подвиг без трудностей! Рерих Е.И. Письмо от 24.07.1935 |
Жемчужиной Азии называл Алтай Николай Константинович Рерих. К этой древней, удивительно красивой земле, где с давних пор встречались, взаимно обогащая друг друга, культуры Востока и Запада, художник относился особенно трепетно. Уезжая из Верхнего Уймона, он говорил, что вскоре вернётся сюда. Этому не суждено было сбыться, но в краю синих гор и белоснежных вершин, звонкоголосых горных рек и альпийских лугов живёт творчество великого Мастера. Алтай одухотворяется его мыслями и предвидением необычного Города Знания, который, как предчувствовал и мечтал Рерих, будет построен в Уймонской долине. Будущее Рерихи связывали прежде всего с возрождением основ Культуры, как материальной, так и духовной.
Перед тем как рассказать о работе Мемориального дома-музея Н.К. Рериха на Алтае в летний период этого года, процитируем слова С.Н. Рериха, сказанные им на одной из встреч с сибиряками: «Вспомним, что Сибирь — это Центр, на который Елена Ивановна и Николай Константинович всегда обращали особое внимание. Что именно в Сибири будет возрождение, оно придёт из основ Сибири. Всё показывает, что Сибирь будет играть большую роль. В этом я уверен несомненно»1.
Эту несомненную уверенность в значении Сибири для будущего пронесла через всю жизнь Н.Д. Спирина, воплотив её в реальные формы. В письме биографа Рерихов П.Ф. Беликова к Наталии Дмитриевне от 2 июля 1978 года содержался план создания Алтайского центра, переданный сибирякам С.Н. Рерихом. В 1987 году в Москве Святослав Николаевич уже в личной беседе с Наталией Дмитриевной говорил о необходимости сохранения на Алтае дома старовера Вахрамея Атаманова, в котором останавливались его родители и старший брат.
Десятилетиями слагались вехи возможностей для осуществления культурного строительства на Алтае. Восстановление дома, который служил базой экспедиции Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне в 1926 году, длилось с 1995 по 2001 год. Весь огромный объём работ был реализован на народные пожертвования. Созданный Сибирским Рериховским Обществом Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха на Алтае стал филиалом Новосибирского музея Н.К. Рериха — крупного культурного центра. Так слова С.Н. Рериха вылились в конкретную форму. Музей имеет общественный статус, содержится на благотворительные пожертвования. Круглый год в нём ведётся обширная культурно-просветительная работа.
При восстановлении подлинного облика строения первый этаж сруба был сложен заново. На втором этаже, где в горнице жили Николай Константинович и Елена Ивановна, а в комнате напротив — Юрий Николаевич, уложены все сохранившиеся брёвна стен дома, установлены уцелевшие оконные короба и подоконники. В доме чувствуется особая атмосфера, связанная с пребыванием здесь этих великих людей.
В последние годы музей получает и дары, и экспонаты для временных экспозиций, которые словно притягиваются к этому месту, насыщая его духом того времени. Среди них предметы, принадлежавшие семье Рерихов, в том числе те, что были с ними в экспедиции; подлинные фотографии, сделанные самими Рерихами и вклеенные ими в альбомные листы; одежда и личные вещи Рерихов.
После жаркого во всех отношениях июля наступил август, и поток посетителей по-прежнему велик. Часто утром до открытия музея у ворот уже стоят микроавтобусы и машины с туристами, ждут начала рабочего дня, а вечерами практически постоянно музей работает до восьми, а то и до девяти часов.
Отзывы посетителей передают атмосферу музея, те чувства, которые уносят в своём сердце наши гости.
«Много лет я мечтал попасть в этот дом-музей!.. Спасибо вам за интересный рассказ, живую экскурсию, за стихи, прозу, за то, что вы делаете. Не останавливайтесь, мир с вами! Р.Е. Меньшин, Новокузнецк, 18.07.2019».
«Удивительно! Прекрасная аура этого уникального места! Узнать столько про этого уникального человека. Человечище! Ирина Угрюмова, с. Турата Усть-Канского р-на».
«Великолепно! Столько души и сердца вложено в экскурсию! К моему отзыву присоединяются ещё 6 человек из разных регионов России. Гид Е.П. Калинкина, Екатеринбург. 20 июля 2019 г.».
«Музей Н.К. Рериха — особое явление в культурном ландшафте Уймонской степи. Удивительное сочетание алтайской, гималайской и европейской культур в интерпретации Н.К. Рериха. С благодарностью, проф. Ю.П. Баденков, Институт географии РАН, июль 2019».
«Сегодняшняя экскурсия — лучшее, что произошло за время нашего путешествия. Семья Гладковых, Новосибирск, 2 августа».
Важно и интересно для посетителей то, что в музее представлены репродукции картин Н.К. Рериха, непосредственно связанных с Алтаем. Это, прежде всего, его широко известная картина «Победа» и два этюда 1926 года «Белуха», а также последнее полотно Рериха — «Приказ Учителя», где изображены три пика Белухи на дальнем плане — как взгляд Мастера из Гималаев сквозь пространство и время.
Белуха — самая высокая гора не только Алтая, но и всей Сибири — считается священной у многих народов Востока. Она расположена в центре Евразии. На картинах Рериха Белуха олицетворяет прогноз великого Будущего, несломимую веру автора в наступление Новой Эпохи. Тема Белухи особенно интересна тем, кто путешествует к ней, находящейся в нескольких десятках километров от Верх-Уймона, а также тем, кто уже побывал возле Белухи и видел её воочию. И тогда на экскурсии обязательно звучат вопросы: «Был ли Рерих у подножия Белухи, у реки Ак-Кем? Был ли у истока Катуни? Если он был в Уймоне всего 12 дней, то как он мог нарисовать её? Рерихи придавали Белухе особое значение? Говорят, Белуха связана с Беловодьем и Шамбалой — это так?» Этюды Белухи кисти Рериха — молчаливые свидетели происходившего в Уймоне в 1926 году — хранят свои тайны до сих пор.
«Ойрот — вестник Белого Бурхана» — картина, написанная на основе не только легенды, но и событий, происходивших на Алтае в начале XX века в связи с проникновением на эту землю новой, «белой» веры — бурханизма. Бурханом монголы-буддисты называют Будду. Первая весть о Будде здесь появилась задолго до наших дней. 7 августа 1926 года, в день приезда экспедиции в Уймон, Е.И. Рерих записывает в своём дневнике: «Сюда доходил Будда». Светоч Востока приносил свою мудрость и свет великого сердца в горы Алтая — это отражено в картине Н.К. Рериха «Сосуд нерасплёсканный».
В экспозиции находится и репродукция картины «Оттуда», посвящённой теме Беловодья и легендам о том, что беловодские люди приходили в Уймонскую долину, творили помощь и делились знаниями. Легенды хранят в себе искры истины, и такие искры озаряют души людей, пробуждая в них новое понимание событий.
Это подтверждают записи, сделанные посетителями музея:
«Сюда стоит приехать любому человеку. Это не просто интересная экскурсия или сведения, а прикосновение к чему-то непостижимому. И.С. Кононенко, Москва, 6 авг. 2019 г.».
«Невозможно выразить словами нашу благодарность и признательность экскурсоводу за умение пробудить в слушателях желание собственного духовного роста! Очень рады, что попали в это уникальное место! Гости из Барнаула, 15 июля».
«Ехала сюда с вопросами, точно не знала, что и как дальше делать в жизни. Теперь всё стало гораздо яснее. Благодарю. г. Москва, 16 июля».
«Слова "теряются". Есть только ощущение Чистоты, Света, Красоты истинного Служения во имя всех. Р.А. Песоцкая».
«Более двух часов пролетели как одно мгновение. Получили огромное количество информации для размышления и даже переосмысления. Семья Рывиных, г. Омск, 4 августа».
«Огромное спасибо за духовное возрождение Руси и каждого из нас. О.С. Иванов. 18.07.2019».
«Прикоснуться к духовным святыням — что может быть ценнее! Фельзин, г. Куйбышев. 20 июля».
«Спасибо большое за прикосновение к вечности... Вас хочется слушать бесконечно. Новокузнецк, Новосибирск. 21.07.2019».
Иногда контакты с посетителями музея продолжаются и после их отъезда. Так, 18 июля один из гостей внезапно прислал на смартфон экскурсовода удивительную фотографию — своё восхождение на пик Килиманджаро. Оказывается, в музее побывал альпинист из Северо-Осетинской федерации альпинизма, которая в октябре 2008 года развернула на Килиманджаро Знамя Мира.
В обоих музеях Рериха, созданных СибРО, имеются тетради, которые мы назвали «Записки экскурсоводов». Тетрадь в алтайском музее ведётся с 2010 года; этим летом в ней появилась такая запись:
«Супружеская пара попросила разрешения побыть в Музее. "Конечно", — был ответ дежурного. Они долго сидели на втором этаже, затем вышли из Музея, представились, назвав свои имена, и сказали: "Мы местные, в Катанде живём", а через паузу добавили: "Вот люди ездят к вечному огню, а мы — сюда..."»
Ещё запись экскурсовода: «На экскурсии у картины "Святой Сергий Радонежский" рассказываем о помощи Высших Сил человечеству во все века в трудные времена, говорим о духовном солнце Руси — Святом Сергии. В конце рассказа задаём вопрос нашим гостям: "Почему бы Высшим Силам самим не смести всю тьму с планеты, храмы прекрасные не возвести, добро не утвердить?" Подумав, молодой мужчина, отвечает:
"А мы бы тогда остались кем-то вроде насекомых..." И начался общий разговор о том, что сердца человеческие должны стать чуткими к Высшей Помощи, потому что все "чудеса" на Земле должны быть совершены, как говорил Христос, руками и ногами человеческими. И сердцами...»
Часто приезжают иностранные туристы. В этом году наш музей впервые посетили гости из Тибета. «29 июля, — записала в тетради экскурсовод Н.Ф. Василькова, — прибыла группа тибетцев из Лхасы, несколько мужчин и женщин, в сопровождении россиян, с которыми они ходили к Белухе. До этого тибетцы водили наших соотечественников по Тибету. На обратном пути россияне специально заехали в музей, чтобы познакомить гостей с картинами Рериха.
Тибетцы были очень доброжелательны, с большим интересом рассматривали репродукции работ Николая Константиновича и фотографии Рерихов с изображением гор и монастырей Тибета, спрашивали, есть ли это в нашем книжном киоске. А как они обрадовались, когда увидели в экспозиции оригинальные фото Рерихов, сделанные во время пятимесячной стоянки экспедиции и запечатлевшие тибетские племена, жившие в самых потаённых уголках гор в том далёком 1927 году! Стали фотографировать, бурно обсуждать на своём языке. Я им ещё ничего не успела сказать об этом эпизоде, но они уже всё поняли сами. Одна из женщин с радостью бросилась меня обнимать. Видимо, им было приятно увидеть в нашем музее своих сородичей из далёкого прошлого, вряд ли они могли ожидать такого. Подобных фотографий их предки не могли им оставить, ведь у них не было тогда такой техники. Зато нынешние тибетцы, пришедшие к нам на экскурсию, были со смартфонами и самыми современными фотоаппаратами.
Из картин Рериха больше всего их поразил "Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы". Очень живо они отреагировали на слово "Шамбала", поэтому их также заинтересовали картины "Певец Шамбалы" и "Оттуда". Репродукции этих картин они спрашивали потом в киоске, показывая изображения на смартфоне. Взяли и карту маршрута экспедиции Рериха на английском языке».
Один из посетителей — молодой москвич, совершавший со своей спутницей велосипедный тур по Чуйскому тракту, — после экскурсии задумчиво походил по музею, потом подошёл к экскурсоводу и с надеждой спросил: «Как Вы думаете, ведь случайностей не бывает? Мы не собирались посещать ваш музей, не знали о его существовании, планировали осмотреть окружающие красоты с Чуйского тракта. И тут, когда мы переезжали через Теректинский хребет в районе Тюнгура, мой велосипед сломался. Пришлось сделать вынужденную остановку в Уймонской долине. В музей мы приехали уже на такси и совершенно не ожидали здесь встретить такое...» И вновь с надеждой спросил: «Ведь это произошло не случайно, правда?»
8 августа на территорию музея зашла большая группа детей в зелёных футболках и такого же цвета галстуках. Своими впечатлениями от общения с ними поделился наш экскурсовод С.Р. Сапунков:
«Гостями музея были "зелёные" волонтёры из Барнаула — участники движения "Начни с дома своего". Такие экологические экспедиции проводятся уже 21 год — эта акция, начавшаяся благодаря энтузиазму неравнодушных взрослых, не имеет аналогов в России. Ребята совершают поездки, познавая природу родного края и, что очень важно, попутно очищая его от мусора. В местах остановок они проводят мероприятия, призывая людей к чистоте и красоте, напоминая о необходимости восстановить утерянную связь человека и природы.
Рассказывая ребятам об экспедиции Рериха, о его деятельности, я смотрел на утомлённых долгим путём детей (в музей они приехали к вечеру), но, вопреки усталости, читал в их глазах живой интерес к тому, что они слышали. Мысли Рериха находили у них полное созвучие и отклик: Новая Страна должна встать на чистой земле, её должны строить люди с чистыми помыслами, как же иначе?! Экология — это ведь гармоничное сосуществование не только человека и природы, но и человека с человеком. И совершенствование мира человек должен одновременно начинать и с улучшения себя, ибо он является его частью.
Дети задавали самые неожиданные вопросы, чувствовалась напряжённая работа мысли. Они подолгу вглядывались в полотна Рериха, и Новый мир смотрел на них из глубин картин Мастера. Молодое поколение лучше чувствует приближение Новой эпохи. Как говорил замечательный педагог XX века, стоявший у истоков новой, советской педагогики, Виктор Николаевич Сорока-Росинский, "наши ребята очень остро и тонко чувствуют дух ближайшего будущего, который ощущается далеко не всеми взрослыми. Ласточки чуют завтрашнюю погоду лучше людей".
Прощаясь во дворе музейной усадьбы, мы, встав "орлятским кругом", вместе спели песню "Изгиб гитары жёлтой..." Я смотрел на лица наших юных гостей и думал о том, что они впитали в себя одну из лучших традиций молодёжного движения Советского Союза, и эта добрая преемственность вселяет надежду на то, что это движение лишь ступенька долгого пути, ибо искреннее желание помочь миру открывает дверь в Беспредельность».
К этому добавим: надо было слышать, как искренне и проникновенно звучали в исполнении ребят слова, которыми заканчивается каждый куплет песни: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Лето на Алтае ещё продолжается, впереди — первые осенние месяцы, обычно тоже насыщенные экскурсиями. Музей на Алтае работает без выходных, его двери открыты для всех, кто хочет узнать о Рерихах — наших великих соотечественниках. И всегда в стенах музея будет идти разговор о священном понятии «Культура», которая, по определению Н.К. Рериха, есть «почитание Света», «сочетание жизни и красоты».
От редакции
1 Цит. по: Письмо Л.А. Андросовой к Н.Д. Спириной от 5.04.1990 (Архив СибРО).