Каждая забота, касающаяся светлого начинания, для нас лишь радость. Там, где нет заботы, там нет и любви. Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934 |
«Не будем ограничивать поле культурной работы. Каждый содружник может выявить свои индивидуальные дарования в самых широких применениях. Все наши Общества-Содружества так и поступают. Где читаются лекции, где устраиваются выставки и концерты, где идут сердечные собеседования. Где издаются книги. Словом, применительно к местным условиям выявляются все благие намерения содружников. Если добротворчество всегда было нужным, то теперь оно оказывается неотложною необходимостью.
В дни злейшего Армагеддона все культурные работники должны быть на бессменном дозоре. В труднейшие времена Преподобный Сергий, Воспитатель народного духа, строил сто монастырей — рассадников Просвещения. Этим даётся великий пример тому, что и в труднейшие дни можно насаждать свет и воспитывать дух человеческий. Ведь только в борьбе, только в самых несказуемых трудностях куётся несломимый клинок духа. Там, где тёпленькое благополучие, там нет напряжения, там нет огня духа. Недаром стара истина о том, что и враги благословенны, ибо натиск тьмы, как молот из клинка, высекает самые сияющие искры. Радужны эти искры — потому не будем вносить в культурное строительство каких-то ограничений»1.
«...При любом труде можно возвышаться духом, но ещё лучше, если качество труда и содружества этому способствует. Всегда было сказано, что труд в любых обстоятельствах не препятствует достижению. Часто чем труднее — тем лучше урожай. Именно, не уходите от жизни. Преподобный дал высокий пример жизненного служения. Жизнь добра. Жизнь прекрасная может быть выражена в любых условиях, в любых мерах.
Около Знамени Мира не нужно формальных объединений. Вот Вас семеро — это очень хорошо! А затем каждый из Вас найдёт случай где-то посеять во имя Культуры зерно доброе. Где и как взойдёт оно — не нам судить. Сеятель не ведает, которые зёрна дадут лучший урожай. Одно неоспоримо, что зёрна добра и на земле и пространственно не пропадут. Итак, будьте сеятелями и с улыбкой, по сознанию, пошлите добрые зёрна, добрые мысли. Ведь не для себя трудитесь о мире, о преображении жизни, но для неведомых Вам множеств. Если произойдут показательные накопления — сообщите в наш Комитет, там порадуются. (...) За это время в Индии появилось несколько хороших статей о Знамени Мира — так идёт добрый посев. Если бы только люди чаще о добре мыслили! (...)
Хорошо писали Вы о Сердце. Сейчас многие народы забыли о нём, и возрос опасный сорняк — бессердечие. От этого врага рода человеческого надо избавляться. Вместо улыбки — гримаса. Вместо радости — тирания злобы. Нельзя запускать врачевание таких язв. Любая газета ежедневно пестрит убийственными заголовками. Каждый понимает, куда привести могут такие выкрики. Бездна зла.
Избегайте всяких вредных раздражений и трений. Знайте своё добротворчество и сердечное содружество. И мыслью, и словом, и делом будьте воинами Добра. Буддийская "Ангутара Никайя" говорит: "Воины, воины мы называем себя. Мы сражаемся за благородную добродетель, за высокое стремление, за высшую мудрость, за то мы зовём себя воинами". Да укрепит Преподобный Вас в подвижнической
доблести»2.
«Спасибо за вести... Если не все они радостны (теперь в мире мало радости), то всё же они устремлены в будущее. И каждый из нас может принести светлый камень для великой стройки. И чем больше будем осознавать трудности, тем ценнее будет достижение.
Сами видите — всё очень сложно, но зато и быстротечно. Пусть будет в реке быстрое течение, очищающее заводи заросли. (...) ...Хотим Вас порадовать — посылаем Вам копию недавно прилетевшей вести. Нас она очень тронула. Преподобный на несменном, великом Дозоре! Идут к Нему толпы, и просветит Он их. Только подумайте — открыт Чудесный Дом Преподобного. Илья Муромец тридцать лет в безмолвии был, а затем встал на Оборону. И к Преподобному придут Ильи Муромцы. "Проснулись богатыри" (такая моя картина). Подумайте, что это перепечатка из московской прессы. Ничто, ничто на свете не умалит народ русский. Ещё увидите, как Воевода взойдёт на Башню и защитит свой народ.
В былинах богатыри, чтобы услышать дальнее, к земле ухо прикладывали. Так и приложим и услышим. Вы поминали о ста годах. Чего там года считать — быстра "Река Жизни". Несколько раз у меня были варианты такой картины. (...)
Правда сейчас особенно разновидна. Под разными углами говорят о фактах, но около каждого факта толпится множество обстоятельств. Потому, не преувеличивая, не преуменьшая, попросту нужно знать и знать. (...)
Главное — по добру, о добре, ради добра. Так и проживём. И Вы вопреки очевидности идите по тропинке действительности доброй. Гнилые плоды отвалятся, а свежие цветы возвестят добрый урожай. Сейчас по просьбе одного здешнего издательства собираю книгу: "Арт оф Ливинг". Искусство Жизни пусть будет самым высоким»3.
«...Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Но повстречаем и таких, кто будет настаивать, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. Да и посейчас, как мы видим, многим трудно отказаться от этих символов; слабые сознания приходится щадить. Хотя уже Христос сказал: "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (от Иоанна, гл. 4, ст. 23).
Наталия СПИРИНА
Во всём видна Твоя Рука,
Она земной судьбе близка, —
И человека и планету
Она ведёт из мрака к свету,
Огнём ручаясь за победу!
Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не умрёт никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником. Именно потому все силы тьмы так ополчились против этого великого имени. Скажите, какие реликвии остались от всех великих Носителей Света, от Будды или Христа (горсточка пепла в одном случае и условная гробница в другом), но память о Них живёт, а в веках ещё больше упрочится, ибо будет очищена от наслоившихся нагромождений невежества»4.
«Все Вел. Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд. Вспомните Преподобного Сергия. И Христос очень трудился. Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание своё. Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокрифах и, конечно, в эзотерических рекордах. Найдутся ещё апокрифы, близкие к Его времени.
Так трудитесь, но не переутомляйтесь. Все Великие Учителя одинаково говорили о Срединном Пути. Все крайности, вредно отражающиеся на нашем здоровье, должны быть отставлены. Мы обязаны беречь наш инструмент, ибо состояние его отражается и на нашем духе и может очень подавлять его проявления. (...)
Теперь хочу сказать Вам, верьте в Новый Мир. Среди хаоса подымается мощная скала. Силы Света охраняют её. Но люди, смотрящие с обывательской точки зрения, люди, не могущие выйти из колеи старого мышления и потому не понимающие размаха совершающегося сдвига, не могут понять те искания и запросы, которые наполняют сейчас лучшие сердца. Иван стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растёт и начинает понимать своё назначение.
Я верю в нашу родину, и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай»5.
1 Н.К. Рерих — Шанхайскому содружеству // Письма с Гор. Т. 1. Минск, 2000. С. 196 – 197 (29.05.1936).
2 Рерих Н.К. Шанхай (4.09.1946) // Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 446 – 447.
3 Рерих Н.К. Сотруднице (19.04.1947) // Листы дневника. Т. 3. С. 541 – 542.
4 Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 1992. С. 205 – 206 (25.05.1936).
5 Там же. С. 441 (11.02.1938).