Чем выше сознание человека, тем тоньше он в своих выражениях. Рерих Е.И. Письмо от 24.05.1934 |
Н.Д. Спирина. 4 мая 1991 г.
В письмах к Синнетту Великие Махатмы говорят: «Если целыми поколениями мы "исключали мир от знания нашего Знания", то это лишь вследствие его абсолютной неподготовленности»1. На вопрос одного из корреспондентов — кто должен был подготовить мир — Елена Ивановна Рерих, переводившая эти письма, ответила: «...общие усилия человеческого духа к познанию Истины. Величайшие Умы воплощались на Земле, чтобы продвинуть сознание человечества в понимании космических законов, требующих полного сотрудничества между всеми временно разобщёнными частицами Единой Мировой Души. Но свободная воля человека толкала его по пути ограниченной и обособленной самости к полному разъединению и крушению»2.
В XX веке дар Великого Знания для передачи его грядущим поколениям приняла Е.И. Рерих. В 1936 г., когда были даны ещё не все книги Живой Этики, в мире уже существовало около 80 Рериховских обществ и групп, с которыми Елена Ивановна вела активную переписку. Отвечая на многочисленные вопросы по Живой Этике, она давала советы и о том, как знакомить с основами Учения подходящих. «Важно передать новое понимание проблем жизни и незыблемых законов Бытия, — писала она. — Но, как обычно, лишь непредубеждённые и открытые сознания воспримут широту нового миропонимания. Так действуйте в полном соответствии с возможностями Вашей аудитории! Во всём руководствуйтесь ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ, этим великим законом, правящим Вселенной. Так, не насилуйте чрезмерно сознание приближающихся к Вам. Знаю, как трудно каждому дать лишь по сознанию! Знаю, как сердце стремится поделиться своим богатством и дать радость широкого миросозерцания, но мы должны быть мудры в раздавании зёрен»3.
В 1940 – 1950-е годы одну из групп по изучению Живой Этики в Харбине вёл Борис Николаевич Абрамов; среди его учеников была Наталия Дмитриевна Спирина — наш будущий духовный Руководитель. Это был период подготовки Наталии Дмитриевны к той миссии, о которой писала Елена Ивановна, — раздаче духовных зёрен. Она навсегда запомнила слова Е.И. Рерих: «...и недалёк тот день, когда будут искать всех могущих принести крупицу истинного Знания»4.
Это время настало, когда Н.Д. Спирина приехала на Родину. «Редкий день проходит без встреч с друзьями и сотрудниками, тороплюсь передать им накопленные за долгие годы знания и опыт, чтобы росли новые деятели на ниве Живой Этики. Среди них есть прекрасные люди с большими духовными накоплениями»5, — сообщала Наталия Дмитриевна в 1991 году в Австралию Валентине Сергеевне Нагель, издательнице журнала «Феникс»6.
Но ещё задолго до этого, в 1974 году, Наталии Дмитриевне писал Павел Фёдорович Беликов: «Передать эстафету — это было главным для нашего поколения. И вот это главное — осуществляется вопреки совсем недавно препятствовавшей "очевидности"» (31 мая 1974 г.). В тот год столетнего юбилея Н.К. Рериха интерес к творчеству великого художника и мыслителя стремительно рос, в том числе и в Новосибирске, особенно среди молодёжи, чему способствовали и выставка картин Рериха, и организованные Н.Д. Спириной вечера. Поднимался вопрос и о создании музея.
«Как чувствует себя новосибирская молодёжь? — спрашивал Павел Фёдорович у Наталии Дмитриевны в очередном письме. — Нет ли спада и разочарований? Молодые часто думают, что что-то может быть разом решено и сделано без достаточных предпосылок и подготовки. Вот и дело со строительством музея в Новосибирске уж очень примитивно рассматривается. Мало иметь желание, необходимо найти на месте реальные предпосылки и начать развивать. Это, конечно, может занять годы. Обратимся к примеру Николая Константиновича — Нью-Йоркский музей начался с одной комнаты. Вырос до небоскрёба. Однако самое основное для работы — человеческий материал — оказался недостаточно твёрдым. Небоскрёб ушёл, став проверкой и отбором истинных сотрудников. (...) Но, безусловно, и энтузиазма гасить нельзя. Пусть именно грандиозный музей будет магнитом. И пусть вдохновляет на каждодневную, возможно, для большинства из нас самую трудную, но и самую необходимую работу» (19 декабря 1974 г.).
И работа шла, несмотря на небольшое число сотрудников.
«Как правильно пишете Вы, что "важно работать, это всегда во что-то выльется!" — писала Наталия Дмитриевна искусствоведу Александру Даниловичу Алёхину7. — Никогда не знаешь, что, где и когда может пригодиться, особенно теперь, когда события разворачиваются так стремительно...» (10 ноября 1974 г.)
Постепенно круг сотрудников расширялся, работа росла. Наталия Дмитриевна вела большую переписку с единомышленниками, коих было немалое количество в разных городах страны и зарубежья. Приведём некоторые фрагменты её писем, из которых видно, какое большое значение она придавала воспитанию молодого поколения и передаче ему знаний. Все её письма проникнуты верой в наступление Новой Эпохи.
Из письма к Зое Кирилловне Тряпичниковой, по зову сердца переехавшей жить на Алтай, в село Чендек: «...Вы верно почувствовали мои перегрузки (не по возрасту). Я живу буквально через силу, и только сознание нужности того, что мы с нашими ближайшими сотрудниками делаем, меня поддерживает. И когда очень надо — силы посылаются, как это было на моём последнем выступлении8. (...)
Я полностью включилась в то, что происходит в нашей стране и во всём мире. Я не чаяла дожить до того, чтобы видеть, как совершается всё то, что было указано в Живой Этике и в письмах Елены Ивановны. Наступает эпоха Общины, рушатся каждый день тирании, малые и большие; выявляется всё непригодное для эволюции, возглашаются лозунги Нового Мира. Наша страна, как и было предсказано в последних письмах Елены Ивановны, на пороге небывалого расцвета; но ещё не весь сор убран и старается препятствовать её возрождению, но их потуги тщетны и не могут помешать ходу исторического процесса. О будущем и новой России я тоже говорила в моём докладе» (2 марта 1990 г.).
Кире Алексеевне Молчановой, осуществлявшей большую просветительскую работу по продвижению рериховских идей в Эстонии, Наталия Дмитриевна писала: «Простите меня, что так редко пишу — загрузки всё возрастают и возраст мой тоже и очень даёт себя знать. Но прекратить работу не могу — надо готовить смену и хоть в какой-то мере стараться удовлетворить потребности людей в "хлебе насущном", число которых возрастает буквально с каждым днём. Чтобы иметь для этого больше времени, прекратила давать уроки и продала пианино, но времени всё равно не хватает катастрофически. (...)
Мешающие уйдут, а подлинные сотрудники отсеются и останутся с нами. Сейчас идёт ускоренное выявление всех ликов, и это хорошо!» (5 января 1991 г.)
О жизни и работе СибРО мы узнаём из писем к Ольге Адриановне Копецкой, одной из харбинских учениц Б.Н. Абрамова: «Мы все живём как одна семья, и каждый делится тем, что у него есть. Некоторые друзья завели огороды и делятся с теми, у кого их нет, картошкой и другими овощами. Может быть, такие трудные обстоятельства и приводят нас к пониманию и значению общины на практике, а не в книге только? (...) Я уже несколько лет никуда не выезжаю, работаю, как могу, на дому. Многие приезжают ко мне повидаться из других мест. Задают много вопросов. Как пригодилось всё то, что я получила в своё время от Бориса Николаевича и от наших занятий!» (4 ноября 1993 г.).
Приведём ещё несколько фрагментов из писем к О.А. Копецкой, написанных в 1990-е годы:«Невозможно описать, как растут дела и сколько появляется новых обществ и отдельных лиц, интересующихся Живой Этикой повсюду. Требуется помощь и непосредственный контакт. Я получаю по поводу "Капель" и прочего такое количество писем, какого совсем не ожидала. Видно, настало для этого время. В Харбине мы этого и представить себе не могли» (27 сентября 1994 г.).
«Мои годы (мне скоро 84) дают себя знать. С радостью бы ушла, но, видно, здесь ещё надо поработать, а работы прибавляется с каждым днём. Осуществление "заповеданной сказки" требует немалого труда, но так радостно, что она приближается. Живём будущим» (21 апреля 1995 г.).
«Я получаю из разных регионов страны огромное количество писем с вопросами по Учению и пожеланиями успехов в нашей работе, на которые не успеваю отвечать. Несмотря на трудную жизнь, меня очень поддерживает сознание нужности нашего дела. Весь харбинский период был подготовкой к этой работе» (11 августа 1997 г.).
«Вспоминаем, как было Сказано, что будут искать каждого, знающего хотя бы крупицу Истины. Всё, что говорилось, — сбывается. И хотя перед рассветом бывает особенно темно, но мы твёрдо знаем, что новый день непреложно наступит, и это помогает преодолевать всевозможные трудности, которых немало. Но лёгкая жизнь нам и не была обещана, и любимая работа помогает преодолевать все временные затруднения» (27 декабря 1992 г.).
А эти слова признательности Наталии Дмитриевне написала Антонина Фёдоровна Стрелкова из Москвы: «Я постоянно благодарю Всевышнего за знакомство с Вами... Благодаря Вам я прикоснулась к тому огромному миру чувств и знаний, которое даёт Учение Живой Этики» (3 марта 1985 г.).
В одном из писем к Антонине Фёдоровне Наталия Дмитриевна писала: «Удивительное время наступает! Так стремительно всё новое входит в жизнь, и сознание многих людей просыпается и тянется к новому и прекрасному. И так хочется помочь, приобщить к искусству, к Красоте.
В течение октября я (несмотря на все хворобы) четыре раза выступала с лекциями: три раза на ФОПе (факультет общественных профессий в Новосибирском государственном университете) и раз в изостудии, по Рерихам. Первый раз в НГУ была интересная лекция на тему "Языческие мотивы в русском искусстве начала 20-го века", и меня попросили рассказать об этих мотивах в творчестве Н. Рериха. Второй раз я провела лекцию совместно с музыкальным салоном Дома учёных "Рерих и музыка", где многие слайды показывались под соответственную им музыку, близкую Н.К., и это произвело большое впечатление. Потом в день рождения Святослава Николаевича я там провела лекцию о нём и в изостудии, где учатся малолетние и юные художники, на ту же тему. Как они восхищались картинами С.Н.! Хотя мне, по моему состоянию, каждая лекция немалого стоит, но совесть не позволяет не поделиться с другими тем прекрасным, что я имею, тем более что я понимаю, как много значит приобщение к прекрасному. На дому я тоже время от времени что-нибудь показываю. Пока могу — надо» (29 ноября 1985 г.).
Московская журналистка Светлана Александровна Пономаренко писала в статье «Светоч» о своих встречах с Наталией Дмитриевной и её радиобеседах, посвящённых непреходящим духовным ценностям: «Тот, кому довелось побывать в познавательной атмосфере её бесед, лекций, музыкально-поэтических импровизаций и сменяющих друг друга, сопровождаемых её доходчивым словом, художественных экспозиций, ощутил этот исходящий от неё свет, ровный внутренний огонь, от которого, кажется, зажигается вдохновением всё окружающее»9.
«Мы мечтаем когда-нибудь издать тексты наших радиопередач в более полном виде, т.к. нам даётся только полчаса и многое приходится сокращать», — писала Наталия Дмитриевна Светлане Александровне (19 января 1992 г.).
Радиобеседы записывались на аудиокассеты и распространялись рериховцами очень широко. Как подтверждение этому — слова из письма Татьяны Шевелёвой, жившей на Валааме: «Теперь появился неплохой молодой директор в местной школе, так что будем и с ним сотрудничать — хотим переписать для них Ваши выступления по Новосибирскому радио, которые мне привезли друзья. Кстати, они слушали эти записи, когда ехали в вагоне из Новосибирска в Ленинград (через радиоузел), и говорят, что трансляция шла по всему поезду, а потом проводники попросили послушать отдельно ещё раз и слушали ночью. Так что, как видите, Ваши труды не пропадают даром — теперь, кажется, и в Ленинграде на радио будут что-то делать» (8 октября 1990 г.).
Узнав, какую работу по популяризации творчества Н.К. Рериха проводит Геннадий Петрович Кучма, знакомый Наталии Дмитриевны по Харбину, она пишет ему ободряющее письмо: «Очень порадовалась известию, что Вы развернули бурную деятельность по прочтению лекций и по выставке репродукций. Это так своевременно и нужно! Каждая картина — это внесение света и красоты в нашу обыденную жизнь, каждая лекция — как кусок хлеба голодному. О Вашей работе и о том, чем я могу быть Вам полезна, поговорим, когда Вы приедете к нам (а я твёрдо надеюсь, что Вы посетите не только Москву и Прибалтику, но и Академгородок). (...) У меня много интересного материала. Записи стенографические и на магнитофоне речей и бесед С.Н. в октябре в Москве, и помимо того найдётся, о чём рассказать и о чём поговорить» (8 мая 1985 г.).
А вот оптимистические строки о наступлении Новой Эпохи из писем Наталии Дмитриевны к Вере Васильевне Раменской, тоже харбинской знакомой, вернувшейся в Советский Союз: «Мы живём в замечательное время, которое было предсказано давно, но нам казалось, что оно наступит очень нескоро. Но новая эпоха наступает стремительно! Я живу сообщениями об этих переменах, стараюсь принимать в них сердечное участие. Ведь мыслями мы можем помогать строить светлое будущее, сила мысли велика, и об этом говорил на последней встрече в Москве в прошлом году Святослав Николаевич. Так что и мы можем участвовать в великом деле перестройки, если не физически (по состоянию здоровья и возраста), то на ментальном плане. "У Нас считается достижением не только прямая передача Учения, но и косвенное напитывание им пространства", — говорит Восточная Мудрость. При нашем чтении мудрых книг мысли, в них изложенные, идут в пространство, и созвучные "приёмники" ловят их. Вы, наверно, это замечали в словах многих деятелей. Люди уже не удовлетворяются одними материальными благами и ищут духовной пищи, и кто, как не те, кто давно и много читали, могут помочь молодым» (23 июня 1988 г.). «Но Новый Мир не входит в жизнь без борьбы, и я остро переживаю всё, что происходит в нашей стране и на планете» (15 декабря 1989 г.).
В письме Наталии Дмитриевны к С.А. Пономаренко есть такие строки: «Недавно в Евангелии от Матфея, гл. 13: 24 я как бы заново прочла притчу о пшенице и плевелах, и мне стало ясно, что происходит сейчас. Каждый должен выявиться до конца, и тогда наступит жатва. И, судя по всему, это время уже близко» (19 января 1992 г.).
В одной из бесед с сотрудниками СибРО Наталия Дмитриевна сказала: «Мы чувствуем необычность времени, и во многих местах происходят и всевозможные бедствия, и революции, и борьба. Что больше всего ужасает меня — это убийства. Убивают во всех странах массу людей. Израиль, Палестина... Везде, где ни послушаешь, везде войны, преступления, убийства. То есть сейчас огненные энергии выявляют со страшной силой всё, что в человеке. Если в нём есть в потенциале склонность к убийству, он обязательно начнёт этим заниматься. Раньше это у него дремало, а сейчас всё наружу, все эти преступления сразу выявляются, человек уже не может держать их про себя, и обстановка пока что благоприятствует. (...) Я считаю, что сейчас надо слушать радио, по возможности быть в курсе, потому что это даёт картину мира — что в мире происходит. Знать это надо, а иначе мы как узнаем? Поэтому, когда я не читаю и не пишу, у меня всё время что-то включено»10.
«В мире совершаются на наших глазах великие события, предуказанные ещё в 30-е годы, — писала Н.Д. Спирина врачу из Киева Владимиру Ивановичу Ничипоруку. — Это наполняет торжественностью и радостью, несмотря на все трудности и тяготы личной жизни. Всё пройдёт, а Новый Мир наступает и пребудет, и мы в нём имеем и будем иметь свою долю, согласно вложенным нами трудам и устремлениям. Очень радует массовое пробуждение духа у людей, и не хватает сил и времени, чтобы хоть отчасти насытить голод проснувшегося духа. Ценим каждого, могущего поделиться своими знаниями» (20 марта 1990 г.).
О наступлении Новой Эпохи писали Наталии Дмитриевне и её единомышленники, предвидя будущее нашего сибирского региона.
Из письма Степана Викентьевича Стульгинского, рериховеда «первой волны», председателя воссозданного им Литовского Рериховского Общества: «Раздумываю о Вашем Новосибирске. Вижу его будущей столицей Новой России. Царь Пётр, пробив окно в Европу, чтобы смотреть на Запад и восхищаться им, на подоконнике расположил новую столицу. Полезно ли это было для России? Спор между западниками и славянофилами был долог.
После того, как Шпенглер констатировал закат Европы — а точнее гибель Запада, — не пора ли пересмотреть направление? Не то, чтобы от Запада обратиться к Востоку, а углубиться в себя, в середину. А в середине земли русской — Новосибирск! А и Шпенглер указал, что после гибели западной цивилизации новая культура будет русско-сибирской» (17 декабря 1991 г.).
Всё это лишь небольшие фрагменты из огромной переписки Наталии Дмитриевны Спириной с многочисленными корреспондентами, единомышленниками и рериховедами, дающие представление о её стремлении вдохновить, помочь, передать свои знания каждому, обратившемуся к ней за духовной пищей.
Как сказано в Живой Этике, «при каждом передавании знания происходит некоторый подвиг. Но если знание воспринимается с таким же рвением, то возгорается обоюдный костёр превосходного света»11.
1 Чаша Востока. Письма Махатмы. Новосибирск, 2009. С. 50.
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 140 – 141 (4.06.1937).
3 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 504 (18.06.1935).
4 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 415 (9.12.1936).
5 Здесь и далее цитируются письма из архива СибРО.
6 В 1981 г. А.М. Асеев передал В.С. Нагель издание своего журнала «Оккультизм и Йога», который позже она переименовала в «Феникс». В журнале, выпускавшемся в 1983 – 1997 гг. в Аделаиде (Австралия), печатались в том числе и стихи Н.Д. Спириной.
7 А.Д. Алёхин (1934 – 1994) — кандидат искусствоведения (1970), автор книг и статей о Н.К. Рерихе.
8 Речь идёт о докладе «Письма Елены Рерих», который был прочитан 11 февраля 1990 г. на собрании, посвящённом 111-й годовщине со дня рождения Елены Ивановны Рерих.
9 Пономаренко С.А. Светоч // Молодёжный диалог. 1991, № 6 (март).
10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 443.
11 Надземное. 687.