Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение!

Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1936
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
Книги:         

 
 
 

«СВЕТ УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ»

Автор: Подготовлено редакцией


* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Фото 2

Татьяна Осипова открывает выставку

Фото 3

Н.К. Рерих. АГНИ ЙОГА. Диптих. 1928 – 1930

Фото 4

Н.К. Рерих. АГНИ ЙОГА. Диптих. 1928 – 1930

Фото 5

Н.К. Рерих. ПРЕВЫШЕ ГОР. 1924

Фото 6

Н.К. Рерих. КАПЛИ ЖИЗНИ. 1924

Фото 7

Н.К. Рерих. MADONNA LABORIS (ТРУДЫ БОГОМАТЕРИ). 1933

Фото 8

Н.К. Рерих. ВЛАСТИТЕЛЬ НОЧИ. 1918

Фото 9

Фото 10

Н.К. Рерих. СОСТРАДАНИЕ. 1936


Теги статьи:  выставки, фильмы СибРО, Елена Рерих, картины Рериха

Матери Агни Йоги

Великое Сердце — вместилище огненных сил,
Носитель его всю планету в себе заключил.
Червонный доспех окружает твердыню огня.
В том сердце
                      все зёрна грядущего Нового Дня.
Великое Сердце, как знамя, всегда впереди.
Оно открывает врата.
                                    Услыхавший — приди!1

Стихотворением Н.Д. Спириной «Великое Сердце» в Музее Н.К. Рериха открылась торжественная программа, посвящённая 140-летнему юбилею нашей великой соотечественницы — Елены Ивановны Рерих. Гостям была предложена слайд-программа «Лада», об истории появления которой рассказала Татьяна Деменко: «Впервые в Сибири и в нашей стране открыто было сказано о Елене Ивановне 30 лет назад. До этого времени её имя оставалось как бы в тени, больше было известно об остальных членах этой Великой семьи — художнике Николае Константиновиче Рерихе и двух его сыновьях, тоже всемирно известных, — художнике Святославе Николаевиче и учёном Юрии Николаевиче. И только в 1989 году в Новосибирске состоялась первая конференция, посвящённая Елене Ивановне Рерих, — к 110-летию со дня её рождения.

Приветствуя участников конференции, Наталия Дмитриевна, в частности, сказала: "Я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки". Она имела в виду философское наследие Елены Ивановны Рерих — Учение Живой Этики, или Агни Йоги, которое позже сибирские академики назовут мировой этической системой будущего, мировоззрением Новой Эпохи.

Так имя Елены Ивановны Рерих начало входить в жизнь и духовное пространство страны.

Через год, в 1990 году, в преддверии Женского дня 8 Марта известная новосибирская радиожурналистка Наталья Петровна Шадрина взяла интервью у Н.Д. Спириной для программы "Прирастать Сибирью". Поздравив всех женщин с праздником, Наталия Дмитриевна рассказала о Елене Ивановне Рерих. Это вдохновенное выступление, в котором просто и доступно для любого слушателя рассказывалось о судьбе и миссии Елены Ивановны, и легло в основу слайд-программы "Лада". Всего за 20 минут Наталия Дмитриевна смогла поведать о всей многогранной жизни этой великой женщины.

С тех пор "Лада" прошла по городам и сёлам Сибири и Урала, Дальнего Востока и Камчатки, Казахстана и Украины, где была показана сотни и сотни раз.

В этом году в студии СибРО был обновлён видеоряд слайд-программы, запись звука осталась оригинальной, текст звучит в исполнении автора — Наталии Дмитриевны Спириной».

После просмотра слайд-программы на втором этаже музея состоялось открытие выставки «Свет Утренней Звезды», на которой представлены фотографии Е.И. Рерих и репродукции картин Н.К. Рериха, посвящённых его жене и другине, а также любимых полотен Елены Ивановны. В выставочных витринах разместились прижизненные издания книг, принадлежащих перу Е.И. Рерих, её личные вещи.

Экскурсию по выставке провела Татьяна Осипова: «Вначале поговорим о современном состоянии мира. Рерихи отмечали, что время, в которое мы живём, очень непростое. Мир содрогается от катаклизмов, войн, преступности, его захлёстывают постоянные кризисы, из которых человечество не может найти выхода.

Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих указывали на назревшую необходимость переустройства жизни и утверждали, что спасение человечества — в возрождении Культуры, к этому они направляли сознание людей.

Н.К. Рерих говорил об особой роли женщины в наступающей Новой Эпохе — без её участия в нравственном оздоровлении человечества невозможно никакое переустройство жизни. Лучшие произведения мировой культуры посвящаются женщине. Её жизнь — это путь даяния, любви и милосердия. Никто так значительно, так глубоко не сказал о роли женщины, о её предназначении, как это сделал Н.К. Рерих. В его творчестве женщина, жизнь дающая, предстаёт как матерь всего сущего. Он отмечает важнейшую роль женщины в жизни семьи, общества, пишет о том, что всё прекрасное в мире идёт от женщины. Богом и природой предназначено ей нести в мир любовь, добро, красоту. Женщина — извечная спутница мужчины. Мужчина — олицетворение мужества, силы, благородства, а женщина — его муза и вдохновительница.

Ярким примером женщины — подвижницы и вдохновительницы была Елена Ивановна Рерих. Она принесла в мир новое мировоззрение — Учение Живой Этики (Агни Йогу) — синтез всех религий. В Учении собраны знания и мудрость, накопленные человечеством в течение многих веков. В этих книгах люди найдут ответы на самые сложные вопросы, смогут понять, в чём заключается цель и смысл жизни. Эти вопросы всегда волновали человечество. Великая заслуга — дать народу такие знания, которые освободят его от невежества — источника всех бед человечества.

Расскажем о картинах Н.К. Рериха, представленных на этой выставке.

"Агни Йога". В этом диптихе художник отразил труды Е.И. Рерих — Матери Агни Йоги. На одной из картин изображена в предутренних сумерках прекрасная женщина, сидящая в позе лотоса на выступе скалы. О необычайной красоте её духа свидетельствует её аура. Она двойная: изумрудная — вокруг головы — и многоцветная, окаймлённая розовым светящимся кругом, — вокруг всей фигуры. Внутри её ауры горит язычок пламени — символ любви и знания, которые она готовится принести людям.

На второй картине диптиха на синей, омытой водами Нового Мира скале изображена женская фигура, держащая в протянутой всему миру руке розовый язычок пламени. Этот огонь символизирует Знания, которые она передаёт людям. Так на земле нарождается что-то новое и одухотворяющее жизнь. Мы видим, как новая твердь поднимается из воды — это Новая Эпоха, новое время. Но очень непросто устоять на крутом склоне, трудно сохранить огонь — сложен путь передачи Знания, требующий мужества и самоотверженного труда.

"Ведущая". Н.К. Рерих писал: "Посвящал я картины жене моей, Елене, другине, спутнице, вдохновительнице". Она сыграла огромную роль в жизни и творчестве художника, всегда была рядом с ним во всех его начинаниях, поддерживала его и помогала в его творческой работе. Многие картины Н.К. Рериха были написаны по замыслу Елены Ивановны.

Известны пять вариантов "Ведущей". Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, продвигается мужчина. Ему тяжело, он отстал. Женщина обернулась, она подбадривает своего спутника, зовёт за собой. Восхождение к заветной вершине — символ духовных устремлений, творческих исканий, нравственного совершенствования. Елена Ивановна призывала женщин подняться духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь за собою мужчину, вдохновить его на жизненные подвиги.

Николай Рерих так объяснял смысл картины: "...мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сия­ющим вершинам"2. Художник призывал полюбить препятствия, которые являются ступенями восхождения. Когда огонь любви сияет, можно преодолеть любые препятствия.

"Превыше гор". Рерих изображает летящую над горами женскую фигуру. В раскинутых руках женщины лёгкий шарф, который, как парус, несёт её по небесным сферам. Ощущение парения создают и светлые прозрачные краски голубых и розовых оттенков — всё это переносит нас в мир света, полёта, свободы. На картине отражено внутреннее состояние женщины — она духом устремляется в небесные сферы, там её родина. Р.Я. Рудзитис писал: "«Превыше гор» — любимая картина Рериха. Выше наивысших вершин Земли, над облаками, как на сказочном ковре-самолёте, в лазурной вышине летит девушка"3. Так парит преображённый, устремлённый дух.

"Капли жизни". Капли жизни, истины и мудрости собирает женщина на горных высотах. Живоносная влага по капельке течёт в её сосуд — символ сознания человечества. Собранная влага — как мудрость, которая так же, по капельке, поступает людям. Женщина смотрит вниз, в долину — туда она понесёт эти знания. Люди очень нуждаются в них, потому что подошли сроки.

"Держательница Мира" ("Камень несущая"). На фоне горных вершин стоит стройная и величественная женщина, держа в полуприкрытой плащом руке ларец. В этом ларце находится камень — талисман Нового Мира, в нём заключена судьба будущего человечества. А вдали — священная Белуха, называемая обителью Богов.

"Madonna Laboris" ("Труды БОГО­МАТЕРИ"). Картина написана по мотивам христианской легенды, которая повествует о том, что ключарь Пётр, пропускающий души в рай, начал замечать, что по утрам в раю появляются новые, неведомые ему души. Чтобы узнать причину происходящего, вместе с Господом пошли они ночным дозором и увидели, как Божия Матерь опустила на землю шарф свой и поднимает по нему какие-то души. Пётр хотел Её остановить, но Господь сказал: "Не мешай..."

Это тот самый Плат, который с давних времён опускает Матерь в низшие слои земного мира, чтобы не дать погибнуть душам человеческим, только бы сумели они воспользоваться Высшей Помощью и подняться в Сферы Света.

Безгранично терпение Божией Матери, велико Её милосердие, и как долго ждёт Она того часа, когда дети её, пройдя испытания, сумеют принять её помощь. Изображая эту трогательную картину, Н.К. Рерих словно говорит о том, какой великой радостью должна наполнять людей мысль, что они не одиноки в этом мире, что существует Мир Высший и "те, кто там, нас любят и зовут", что сострадание их велико и они всегда готовы помочь человеку, который искренне к ним обращается.

"Путь духа". На картине изображена фигура путника в белом одеянии. Он идёт узкой извилистой тропой по краю горного ущелья. Глубоко внизу, под ногами, грохочет река. Кругом вздымаются острые скалы. Тесна тропа, и много опасностей таит она. Но устремлённый дух, знающий свой путь, свою цель, горящий любовью к Высшему, сумеет преодолеть все трудности, которые ему предстоит встретить. У каждого человека свой, особенный путь духа.

"Сам Вышел". К высокому берегу, на котором виднеется храм, приближается ладья. На ней в молитвенном устремлении стоит женщина, к которой спускается по воздуху светоносная фигура — в ней угадываются черты Преподобного Сергия Радонежского. Торжественность и духовный трепет женщины на картине очень точно передают строки из одноимённого стихотворения Н.Д. Спириной:

Как пред иконою свеча
Стоишь ты перед Ним...
Всю жизнь дышала и жила
Ты только Им Одним...4

Образ Великого святого, особо почитаемого в семье Рерихов, нашёл отражение в художественном и литературном наследии этой семьи. Картина посвящена Е.И. Рерих.

"Властитель ночи". Эта картина имеет прямое отношение к Елене Ивановне, её духовным поискам и прозрениям. "...На фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проём, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы её духовно и социально"5. Девушка понимает: чтобы состоялось общение с Высшим, чтобы освободиться от всех земных притяжений, нужно открыть своё сердце навстречу Ему — Властителю ночи.

Шатёр находится на огромной высоте, откуда виден весь мир. Фигура девушки и весь шатёр изнутри пылают золотым светом, но откуда этот свет, если действо происходит ночью? Это пылает огонь её сердца, зажжённого любовью к Учителю.

"Сострадание" — любимая картина Е.И. Рерих. В ней нашли художественное воплощение важнейшие идеи Учения Живой Этики — о любви, милосердии, самопожертвовании. Мы видим охотника, который пустил стрелу в лань. В отчаянии она бросилась к святому подвижнику. Риши подставил свою руку, и в неё вонзилась стрела. Тем самым он защитил лань и спас её жизнь. Это и есть истинная помощь и сострадание — принять на себя удар, предназначавшийся ближнему.

"Песнь о Шамбале" — одна из особенно любимых Еленой Ивановной картин. Об этом произведении она писала: "Весь смысл жизни Николая Константиновича, его устремления, его творчества, его Знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале"6.

На переднем плане картины изображён Певец, вдали — священная горная гряда, за которой находится Братство, которое принимает участие в жизни народов Земли и ведёт их эволюционным путём. Певец поёт о далёкой и прекрасной Горной Стране, где царят Любовь, Справедливость и Знание. Лучшие люди нашей планеты в духе своём устремляются к ней, к её идеалам.

Завершим нашу экскурсию словами Е.И. Рерих: "Новое мощное сознание входит в жизнь, и ничто не остановит его, и можно подивиться той быстроте, с которой... совершается воскрешение духа и обновление нравственных устоев. Грядёт Новый Мир!"7»

После сердечного и проникновенного рассказа о картинах, так или иначе связанных с образом Елены Ивановны Рерих, друзья и гости музея разошлись по выставочным залам и ещё долго всматривались в возвышенные образы, запечатлённые земными красками, но зовущие устремиться к высотам неземным, торжественным, более совершенным.

Елена Ивановна Рерих показала всему миру пример великой самоотверженности и даяния. Что совершит в жизни каждый из нас, приняв от неё этот дар?

Материал подготовили Е. Грачёва, Н. Грипич



Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путём принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. (...) Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берёт помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чьё сердце горит огнём сострадания.

Грани Агни Йоги. 1965. 523

Чувствовать страдания других может лишь человек, вышедший за пределы своей личности. Потому сострадание есть великий утончитель сердца. Истинное сострадание действенно. Чувство сострадания вызывает действие, принимая удар на себя. Потому сострадание и заступничество связаны. Я ваш Заступник. Приняв на Себя удар, предназначенный вам, и разрядив его, Защищаю. Не так проста Защита, ибо каждую стрелу зла, устремлённую в вас, Принимаю в щит.

Грани Агни Йоги. 1952 (II). 558


1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 285.

2 Рерих Н.К. Женщинам // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 40.

3 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 120.

4 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 232.

5 Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. С. 81.

6 Рерих Е.И. Письма Т. 8. М., 2008. С. 32 (9.04.1948).

7 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 165 (26.04.1937).

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске

Статьи по теме, смотреть список