Издательский центр РОССАЗИЯ                контакты          написать нам           (383) 223-27-55


Мысли на каждый день

Без напряженной битвы нет победы.

Иерархия, 320
"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД

Неслучайно-случайная
статья для Вас:

Актуально


Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         

 
 
 

«Учитесь помогать, эта наука благословенна»

Автор: Макаров Вадим



Теги статьи:  качества

Вадим МАКАРОВ, Тульский Рериховский исследовательский центр

    

В Учении Живой Этики, духовно-философских трудах семьи Рерихов и Записях Б.Н. Абрамова понятие помощи людям рассматривается в качестве фундаментальной ценности. Не будет преувеличением сказать, что в указанных источниках сформирована целостная концепция помощи, глубину и многогранность которой нам ещё предстоит осмыслить. А главное — освоить её на практике жизни.

О пользе помощи мы слышим с детства. Однако далеко не каждый человек готов помочь другим людям, думает и заботится об этом. Мы живём в очень сложное и напряжённое время, полное различными кризисами и проблемам, да ещё и в период преобладающего индивидуализма, когда многие замкнуты на себе и своих интересах. Поэтому возникают логичные вопросы: насколько актуально и серьёзно сейчас поднимать тему помощи? Не является ли этот призыв чем-то слишком наивным и простым?

Уже в первых книгах Живой Этики мы встречаем высказывания о роли помощи, характеризующие её смысложизненное значение: «Мочь помочь — счастье»2; «Цель и смысл существования — стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу»3; «Путь жизни есть взаимная помощь»4. Через всё Учение проникновенно и убедительно проходит тема действенной и доброй помощи как путь жизни человека, как способ выживания человечества, как выход из глобального кризиса и спасения нашей планеты.

В Учении вопрос о роли помощи рассматривается в нескольких аспектах, точнее масштабах. В нашей статье мы коснёмся лишь трёх: общемирового, социального и индивидуального.

В очерке «Помощь» Н.К. Рерих проницательно утверждает, что корень глобальных проблем лежит в упадке нравственности и явном недостатке помощи друг другу. Он спрашивает: «Нужно ли помогать?» И тут же отвечает: «Так нужно, что и выразить нельзя. И мыслью, и советом, и делом, и всеми доступными прямыми и косвенными способами. Ведь главнейшая причина мирового кризиса заключается в отсутствии взаимной помощи. Между тем достаточно ясно установлено, что протекающий кризис не материального, а именно духовного значения»5.

Однако возможно ли оказывать помощь при нехватке денежных средств и стеснённых обстоятельствах?

Конечно, было бы нелепым отрицать значение финансово-материальной стороны жизни. Вместе с тем мы знаем, что семьи Рерихов и Абрамовых прожили очень непростую жизнь, полную невзгод и лишений. И тем более убедительными являются их взгляды, подтверждённые поступками и жизненными решениями.

В указанной статье Н.К. Рерих подчёркивал: «...если мы признаем, что деньги, как таковые, являются только единственным средством благосостояния, то и будет тем самым воздвигаться пресловутый золотой телец, против которого написаны многие отличные страницы мировой литературы. Каким ограниченным и поистине бедным представилось бы человечество, возымевшее уважение лишь к деньгам во всей их мишурной случайной ценности.

Эволюция требует действительных ценностей, из которых порождается и благосостояние, и для таких мировых коопераций нужна прежде всего наличность доброй взаимопомощи. Если бы нашлось достаточно сердечности и люди поделились бы между собою накоп­лением своего жизненного опыта, то какое богатство нового строительства могло бы возникнуть!»6

В статье «Путь твёрдый» Н.К. Рерих подчёркивал, что в основе социальных потрясений лежит «не только финансовый кризис, но чаще всего это кризис потухших сердец»7. Таким образом, центр тяжести в Учении переносится на нравственный подход, на понимание необходимости помощи людям и воспитание нашей готовности к ней.

Однако, к сожалению, в последнее время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что хорошие люди, которые могли бы позитивно сотрудничать, из-за каких-либо личных особенностей и амбиций, идейных и политических расхождений не могут объединиться вокруг полезного дела и помочь друг другу. Такое явление обособленчества и групповщины в Учении Живой Этики не поддерживается. В Учении утверждается совсем иное поведение: «Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к помощи будут заключаться в разделении политическом, или национальном, или кружковщине, или в веровании, то такие препятствия недостойны человечества»8. В Живой Этике указывается единый принцип: «Помогайте всему, что стремится к усовершенствованию»9.

Итак, для сохранения жизни на планете и решения многоплановых мировых проблем помощь и взаимопомощь очень актуальны и необходимы как в социальном, так и в общемировом масштабах.

Обратимся к индивидуальному аспекту рассматриваемой темы. В жизни людей является непреложной закономерность, которую ёмко и глубоко сформулировал Н.К. Рерих: «...лишь отдавая мы получаем и жертвуя мы обогащаемся»10. Парадоксальная, на первый взгляд, закономерность. Конечно, здесь прежде всего имеются в виду духовные смыслы. В то время как широко известен противоположный принцип: «Своя рубаха ближе к телу».

Согласно Учению, для расширения и утончения сознания человека, для получения им высших знаний оказание помощи является необходимым условием. В Записях Б.Н. Абрамова утверждается: «Помощь есть условие для роста сердца. Не может расти сердце, замкнувшееся в себе»11. Таким образом, помощь можно рассматривать именно как возможность, незаменимую возможность внутреннего, индивидуального развития.

Учение подчёркивает значимость такой помощи самому себе. При этом отвергается какой-либо корыстный расчёт. В Живой Этике акцентируется необходимость искренних, сердечных действий: «В помощи заключены ценные эманации, но, конечно, благодеяние должно быть искренним, в этом каждый себе судья. У Нас ценят помощь, когда она оказана по инстинктивному побуждению»12.

Помогать другим — значит делиться своими знаниями, умениями, жизненным опытом, отдавать часть своих сил, времени, наконец, отдавать часть своей души. А это всё очень непросто. Ведь у нас у самих столько забот и проблем.

Как же развивать качество «умение помогать»? «Мысль о помощи, — говорится в Записях Б.Н. Абрамова, — должна быть воспитана. Сначала приходится непрестанно напоминать себе об этом, настраивать себя и направлять своё стремление в определённом направлении. Постепенно существо человека ассимилируется с этой мыслью и помощь начинает излучаться уже поверх приказа сознания. Всё существо пропитывается этим стремлением»13.

Стремление помогать очень важно. Однако одного желания мало. На собственном опыте мы понимаем, что часто наша помощь бывает не столь эффектив-ной и полезной, как хотелось бы. Также мы порой испытываем тягость, когда кто-то неумело и неудачно помогает нам. Фразеологизмы «медвежья услуга», «услужливый дурак опаснее врага» (или современный вариант: «Хотели как лучше, а получилось как всегда») прочно вошли в нашу жизнь. Поэтому так ценны для нас многообразные советы и разъяснения в книгах Учения о том, какой должна быть помощь, чтобы стать мудрой и действенной. У такой помощи есть свои принципы и условия.

В таблице представлен далеко не полный их перечень.

Принципы и условия действенной помощи

Качества и принципы

Цитаты

Жертвенность

«...Помощь требует той или иной степени самопожертвования, так как принимается на себя боль или тягость того, кому оказывается помощь...»14 «...Самопожертвование — неизбежная часть настоящей действенной помощи»15.

 

Сердечность

«[Помощь] может быть совершена руками или в духе, но во всём будет сердце. Оно — тот камень, на котором созидается твердыня помощи»16.

Самозабвенность, снисходительность

«И надо при этом забыть о себе. Это есть снисхождение. Оно невозможно, когда вмешивается самость, выдвигая себя впереди»17.

«Даяние по созвучию, по вместимости, по сознанию»

«...Человеку можно помочь в пределах его сознания. (...) Только в пределах сознания может человек воспринимать советы»18.

«Дать по сознанию их, их разумению и ожиданиям»19.

 

Соизмеримость, целесообразность

«Никто не требует каких-то непомерных жертв, всё должно быть соизмеримо, и потому следует оказывать сочлену помощь посильную...»20

«Мудрая отдача указуется целесообразностью»21.

Отдача своей психической энергии

«Действительная помощь всегда совершается за свой счёт и обычно влечёт за собою расход психической энергии»22.

 

Равновесие, спокойствие

«Очень трудно сочувствовать людям и сострадать, удерживая собственное равновесие. Но если оно утеряно, то и помощь не будет действительной, а половинчатой, в размере утери равновесия»23.

«...Жалость и сочувствие  недопустимы,  если они нарушают равновесие и ввергают сознание в яму беспросветного омрачения...»24

Осмотрительность, настороженность, зоркость, дозорность

«При неосмотрительности очень легко упасть в яму чужого отчаяния, уныния и безысходности. (...) Настороженность и зоркость постоянная усиливают чёткость заградительной сети... Нельзя доверяться настроениям человеческим и на них полагаться»25.

Не смешивать сострадание с жалением и сентиментальностью

«Сострадание не жаление. Сострадание принимает удар на себя. Сострадание действенно. Жалеешь? Помоги. Жаление становится состраданием»26.

«Сентиментальничание будет умиление над Учением при бездеятельном жестокосердии»27.

Ободрить, утешить, дать надежду

«В оказании помощи имеет значение и своевременное ободрение. Оно ценнее многих видов помощи»28. «И успокоить, и утешить, и дать надежду...»29

Справедливость

«Конечно, нужно понять даяние во всей справедливости»30.

 

Не расточить бесценные энергии своего духа

«Сознательная помощь далека от расточения. Умелый хозяин бережёт бесценные энергии духа. (...) Пусть разность потенциалов — твоего и прохожих — не является причиной размагничивания. (...) Учись светить, оберегая масло светильника от расхищения»31.

 

«Помогать в духе»

«Помощь сильнейшая — в духе»32. «...Всегда имеется высшая возможность внести вклад свой мыслью. (...) Сознательный вклад мыслью в дело Общего Блага непринятым не останется никогда»33.

Ответственность, последовательность и постепенность

«Дать всё — значит разрушить. Нужны последовательность и постепенность, чтобы сознание ассимилировало получаемый материал и усваивало его практически»34.


Обратимся к картине Н.К. Рериха «Сострадание», убедительно характеризующей важнейшие условия подлинной помощи — самозабвение, жертвенность, принятие чужой боли на себя.

На картине мы видим, что охотник преследует лань. И он уже выпустил стрелу. Но испуганное животное знает, где искать спасения, — у святого отшельника. И действительно, духовный подвижник принимает стрелу охотника в свою руку. В Записях Б.Н. Абрамова так выразительно описывается эта картина: «Полотно "Сострадание" совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путём принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. ...Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берёт помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь»35. «Невозможно оказать настоящей помощи, чем-то не поступившись. Потому такая помощь называется жертвенной. Если человек ничего не отдаёт и чем-то не жертвует от себя, то помощь такая равна нулю. Даже при простом сочувствии надо отдать часть теплоты или энергии сердца, чтобы словесное сочувствие стало действительным»36.

Другим важным условием действенной помощи будет сохранение собственного спокойствия и внутреннего равновесия. Вот как говорится об этом в «Гранях Агни Йоги»: «И надо усвоить практически, что жалость и сочувствие недопустимы, если они нарушают равновесие и ввергают сознание в яму беспросветного омрачения и отдают человека во власть тёмным воздействиям»37.

«...Даже и сочувствовать и сострадать надо умеючи. Нельзя допускать заражаться состоянием страда­ющего сознания. Помогать — не значит опускаться до него, но значит поднять его до себя, принять на себя его тягость, для нейтрализации её своей силой. Недопустимо поддаваться угнетённому настроению собеседника. Помощь и сострадание заключаются в том, чтобы сумерки омрачённого духа заменить Светом. А для этого Свет надо возжечь и ни в коем случае не допускать его угашения. Можно опуститься до страдающего человека, но только затем, чтобы поднять его вместе с собою»38.

При этом, как сказано в Живой Этике, «не нужно смешивать жаление с состраданием. ...Сострадание не плачет, но помогает»39. Чаще всего жалость есть выражение сентиментальности, астральной переживательности, при которых сознание помогающего заражается унынием, легкомысленным соглашательством, которые в конечном счёте безответственны и бездеятельны.

Важно также понимать, кто выбирает форму и способ помощи: нуждающийся в ней или помога­ющий? В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Помогать надо везде и всегда, где это возможно. Но форма, способ и метод помощи определяются отнюдь не человеком, просящим о ней, но тем, кто помощь оказывает. Причин этому много»40. Главные из них состоят в способностях и возможностях помогающего, а также в возможностях восприятия и уровне сознания того, кому помогают.

Вот как это поясняется в Живой Этике: «...человеку можно помочь в пределах его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но она лишь позабавится и бросит. (...) Может быть, случайный прохожий найдёт алмаз и выменяет его на нож, чтобы убить своего брата. Только в пределах сознания может человек воспринимать советы. (...) Нужно признать, что сознание — как сосуд, вмещающий все меры человека. Сверх наполненного сосуда невозможно налить жизненную влагу»41.

Следующее условие — снисхождение и неэго­истичность.

В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Хотящего прими и просящему дай, но в пределах просимого им. Это и будет даянием по созвучию, по вместимости, по сознанию. И надо при этом забыть о себе. Это есть снисхождение. Оно невозможно, когда вмешивается самость, выдвигая себя впереди»42.

Конечно, нам важно понять: как эти и ряд других условий можно воплотить на практике? Так, касаясь конкретной сложной ситуации, Гуру43 Бориса Николаевича проницательно советует такую последовательность шагов по оказанию помощи: «Вы спрашиваете, как бы поступил в этом случае я? Прежде всего внимательно выслушал бы потерпевшую сторону, чтобы дать выйти накопившемуся яду. Потом послал бы мысли бодрости и спокойствия. Дал бы надежду, чтобы этим утешить. И только после всего этого перешёл бы к объяснению вызвавших горе причин, по возможности избегая прямых указаний, а наталкивая сознание на неизбежность правильного вывода. Когда сам человек доходит до неизбежности нужного решения — это одно, когда получает прямое указание — совершенно другое, ибо следовать прямым указаниям обычно никто не желает. Это будет шаг первый. (Заметим, всё вышеперечисленное характеризуется как первый шаг. — В.М.) Дальнейшее покажет будущее»44.

Созвучный подход мы находим и на страницах Живой Этики: «Среди учеников и последователей было много горя и житейских бедствий. Учитель помогал прежде всего поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом Он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал его лишь по сознанию»45.

Размышляя над качеством «умение помогать», мы пришли к составлению схемы, способствующей его лучшему пониманию. Здесь «умение помогать» представляет собой вершинное духовное качество над двумя негативными, бездуховными крайностями (в сторону недостатка и избытка):

УМЕНИЕ
ПОМОГАТЬ
Крайность в сторону недостатка  Крайность в сторону избытка
жестокосердие, индивидуализм, цинизм;
потребительство, корысть, прагматизм;
чёрствость, равнодушие, лень, пассивность.
навязчивость, назойливость, опекунство;
диктаторство, авторитарность, властолюбие;
подхалимство, услужливость, безотказность.

Подытоживая сказанное, мы видим, насколько непростое качество «умение помогать». Оно синтетично и требует выполнения многих условий. В Учении оно обоснованно сравнивается с тонким искусством и «благословенной наукой». И когда в непростой ситуации нам после многих приложенных усилий удаётся действенно помочь, то это приносит особую радость. Тогда глубже становится понимание высказывания «Мочь помочь — счастье». А это означает, что мы на правильном пути...

Закончим статью строками из Живой Этики. Давайте вслушаемся, как проникновенно они звучат: «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Так будем стучаться в будущее. Так поймём, что каждый час, отнятый у себя, отнесён будет в будущее. (...) Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце»46.

 


1 Надземное. 650.

2 Листы Сада Мории. Зов. 15.10.1921.

3 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – V – 12.

4 Община. 5.

5 Рерих Н.К. Помощь // Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 49.

6 Там же. С. 49 – 50.

7 Рерих Н.К. Путь твёрдый // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 138.

8 Аум. 452.

9 Мир Огненный. II. 448.

10 Рерих Н.К. Преображение жизни // Держава Света. Священный Дозор. С. 33. Близкую формулировку этого принципа жизни мы находим и в Учении Живой Этики: «Мыслитель говорил: "Отдаём, чтобы получить. Жертвуем и обогащаемся"» (Надземное, 949).

11 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 67 (11.04.1951).

12 Надземное. 650.

13 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 66 (11.04.1951).

14 Грани Агни Йоги. IX. 355.

15 Там же.

16 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 67 (11.04.1951).

17 Грани Агни Йоги. II. 404.

18 Надземное. 323.

19 Грани Агни Йоги. II. 318.

20 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 448 (12.07.1939).

21 Грани Агни Йоги. IV. 150.

22 Там же. IX. 355.

23 Там же. VIII. 530.

24 Там же. IX. 197.

25 Там же. 1954. 185.

26 Там же. 1952. 333.

27 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 448 (12.07.1939).

28 Надземное. 650.

29 Грани Агни Йоги. X. 494.

30 Сердце. 386.

31 Грани Агни Йоги. 1952. 199.

32 Там же. IX. 215.

33 Там же. I. 12.12.1960.

34 Там же. XIII. 250.

35 Там же. VI. 523.

36 Там же. IX. 214.

37 Там же. 197.

38 Грани Агни Йоги. IX. 115.

39 Община. 134.

40 Грани Агни Йоги. X. 291.

41 Надземное. 323.

42 Грани Агни Йоги. II. 404.

43 Гуру — так Б.Н. Абрамов называл Н.К. Рериха.

44 Грани Агни Йоги. V. 447.

45 Надземное. 151.

46 Иерархия. 434.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики