Через искусство имеете свет. Зов, 21.01.1921 |
На картине Н.К. Рериха «Спешащий» изображён всадник. Бесстрашно преодолевая пропасть, он очень спешит передать нам Весть. Весть о чём? Может, это именно та весть, которую особенно ждёт сердце каждого человека? Ждёт, чтобы узнать, зачем человек пришёл в этот мир.
Кто послал этого вестника и с каким Поручением?
Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» так отвечает на эти вопросы: «...Благословенный Ригден-Джапо является, чтобы отдать приказ своим вестникам. Вот на чёрной скале Ладака появляется могущественный Владыка. Со всех сторон стремятся к нему вестники-всадники, чтобы в глубоком почтении принять приказ, а затем понестись по всему миру, неся заветы великой мудрости»3. «Не войну, не ненависть, но лучшие созидательные идеи принесут всему миру вестники Ригден-Джапо, правителя Шамбалы. (...) Вестники Ригден-Джапо спешат, и благословенные открытия несут свет и благословение всему человечеству»4.
В творчестве Н.К. Рериха нет случайных сюжетов. Много полотен он посвятил Вестникам. И конные и пешие идут они по лику Земли. Спешат принести светлую весть людям.
Во время своей экспедиции по странам Центральной Азии Н.К. Рерих собирает и записывает всё, «что бережно хранит память народная» о Путниках-Вестниках. В тех местах их называют Держатели. В поэтической форме Николай Константинович передаёт нам рассказ об этих удивительных Посланниках: «Держатели бывали и в наших аилах. Никто не знает, когда они проедут. Неизвестно, откуда и куда, но большею частью поспешают. (...) Когда узнают люди о приезде их, то надолго водворяется радость в окрестных аилах. Слышно, что и болезни минуют эти места. А также приходит всякая удача и в помышлениях, и в делах...»5
Держатели внушают людям мысли о том, что нужно совершать разные полезные дела. «"И поспешают они, чтобы дать людям больше добрых мыслей, чтобы повсюду люди могли сделать самое полезное ко времени".
Мы спросили: "Скоро ли признают их люди?"
"По правде сказать, только немногие их признают. А другие как-то только после ухода одумаются. И тогда опять начинают ждать. (...) Но умные люди ждут их, сильно ждут. А уж если пройдёт слух о проезде, то повсюду как бы пролетит радость. От аила к аилу скачут гонцы. А не успеет собраться народ, он уже и уехал. Конечно, говорят, что у них есть и подземные ходы, но только этого никто не знает. (...) Даже находили такие долгие-долгие пещеры, и конца краю не видно". (...)
Мы спросили: "Всё это из давнего прошлого или же и теперь бывает?"
"И было, и есть, и будет. Они берегут людей. Они держат справедливость. Они посылают новые мысли. И недавно, и теперь, а может, и сегодня покажется всадник. Или один, а не то и вдвоём, никто путей их не знает".
Мы спросили: "А есть ли какие-нибудь признаки их приезда?"
"Вот уж никаких, никогда. Да ведь и всё чудное бывает нежданно. Уж так нежданно, что и уму не помыслить. Но сердце, может быть, и чует. Когда надлежит им приблизиться, может быть, и тоскует, и стремится сердце, и летит навстречу. Сколько раз, как птица, трепещет сердце, а ведь может быть, что они проезжают поблизости. Сколько раз конь заржёт, неведомо отчего, — может быть, их коней зачуял. Сколько раз собаки насторожатся и уйдут назад; потому пёс на них не залает. (...) Бывает, что особый запах замечательный, как от лучших цветов, пронесётся среди песков. Тоже говорят, что это от их приближения. Видели как-то и белую собаку, будто бы борзую. Старые люди говорили, что это их собака. А бежит она одна, как бы за делом. На зов не отзывается. Наверное, поспешает. Тоже говорят, что видели иногда белых птиц, как бы голубей. (...) Вообще, много знаков и в нашей пустыне. Уж такие иногда замечательные камни находим. Не иначе, что кто-то заложил их. Потому обделаны они иногда с надписями, а иногда как бы круглые, что твоё яйцо". (...)
Мы добавили: "А какие же они из себя? Ведь видели же их люди".
"А так, как по месту нужно. Так, чтобы людей понапрасну не удивлять"»6.
Главное, что они людям говорят, что им делать так, как нужно. Один человек допытывался у них: как ему понять, что он сделал так, как нужно? А они ему ответили: «"Об этом не беспокойся, но твори добро всегда и во всём. Они всегда учат добро делать". (...)
Мы спросили: "А имена их знаете ли?"
"Они могут быть под разными именами, но, опять же, если кому выпало счастье знать имя, то он никогда никому не повторит его"»7.
«...Они прилагают все усилия, чтобы умиротворить народы. Они готовы нести тяжкое Служение, вовремя предупреждая лиц, от которых зависит народная судьба. Они не щадят сил своих, чтобы поспеть принести весть. Они... несут Свет, который силы тьмы пытаются потушить»8. Поэтому «поручение нужно держать крепко, ибо руки тянутся отовсюду»9.
Великие Учителя говорят: «Мы шлём Наши стрелы через вестников...»10 Они знают, когда и кому передать Весть. «Сеятели добрые идут по миру, когда содрогается человечество»11. Постучит в дверь Вестник и расскажет о том, «что за дальними пустынями, за горами, за снегами в несменном служении пребывают Великие Души»12.
Кто они, открывшие дверь Вестнику и принявшие на себя Великий Подвиг несения Света во тьму человеческого сознания? Вестник стучит не в каждую дверь. Только к тому, кто его ждёт. Ожидание — это когда ждёт сердце, которое знает, как встретить высшего Вестника в предназначенный ему срок. В древности на Руси их называли Вещими. Они ведали. Они получили Весть от Бога. Весть о том, что «первейшей обязанностью человека будет несение Света»13. Они были избраны для выполнения этого Святого Поручения.
Избранные — значит избравшие свой путь жизни ради счастья других. «И кому же из них, Свет принёсших, было легко»14 на этом пути?
«Что нужно тебе, не могущему взять ни обола15 в путь дальний? Ничего, кроме Света Владыки»16. Только одно — Свет излучать вокруг. Ведь это и есть назначение на Земле человека. «Когда угасают огни, тьма торжествует. Тьме торжества не дадим»17. «...Сколь же велик вред, если Свет Носителя Света вдруг потухает и тьма заступает место его, даже на время, даже на короткое время. (...) ...Это уже пространственное бедствие, следствия которого идут далеко, дальше, чем можно подумать. Потому уже не ради себя, но ради других, ради всего человечества в целом надо стоять, несмотря ни на что, надо в Свете стоять нерушимо, Свет охраняя в себе от ярых попыток окружающей тьмы его потушить»18.
Великие Учителя говорят: «Званых много, но избранных мало»19. «Раз в столетие от двух с половиной миллиардов людей допускаются в Твердыню избранные и достойные или вызываются туда для получения Поручения»20. При его выполнении «они прилагают своё лучшее умение». «Такие действия в древности назывались священными, ибо чуяли в них нечто не от Земли. (...) Можно привести много примеров из истории о лицах, носивших Наше поручение. Многообразны такие задания. Мы иногда даём к выполнению лишь отдельное действие, но иногда поручение длится в течение всей жизни»21.
Среди таких Позванных, принявших на себя Святое Поручение — нести Свет и жить ради счастья других, — была Великая Семья Рерихов.
Николай Константинович Рерих — выдающийся русский художник, писатель, поэт, учёный, путешественник и величайший деятель культуры. Его называют Вестником Красоты и непревзойдённым Певцом гор. Каждая его сверкающая вершина устремляет дух человеческий к Свету и Красоте. Туда, где царят законы высшей гармонии и справедливости. Творчество Николая Константиновича является «одним из великих каналов Света, проливающегося на Землю. (...) Сгущённый Свет, незримый, являет собою каждая картина»22.
Главным Поручением, выполнению которого он посвятил всю свою жизнь, было уничтожение тьмы невежества путём внесения света Красоты и Культуры в сознание и сердца людей на всей планете и охрана культурных достижений всего человечества.
Он знал, что Учителя Света неуклонно заботятся о сохранении Прекрасного. В преддверии Армагеддона Николаю Константиновичу был дан спешный Указ о лучших способах сохранения мировых сокровищ. Ибо «силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. ...Отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением»23. Так каждое произведение искусства живёт и способствует обмену и накоплению жизнедательной энергии.
Николай Рерих говорил: «Мы трудимся для высшей культуры, красоты, знания, мира». Он высоко поднял над землёй Знамя Культуры, так как был абсолютно убеждён в том, что только на языке Культуры окончательно договорятся между собой люди. И только Красота спасёт мир от конечного погубления.
Елена Ивановна Рерих — Матерь Огненной Йоги. Она приняла и передала людям Свет истинного Знания о том, как жить и зачем жить. Учителя Света нарекли её Урусвати, что в переводе с санскрита означает Свет Утренней Звезды. Чем бы мы жили, если бы она, Урусвати, не загорелась на нашем горизонте?
Она — Лада, жена, спутница и вдохновительница для Николая Константиновича Рериха. Он говорил, что многие из его картин должны быть подписаны двумя именами.
Вот что Сказано о Поручении Елены Ивановны: «Миссия Её была сокровенной, и потому узнаёте о Ней, Посланнице Нашей, лишь после того, как Она покинула Землю. Раньше было нельзя, ибо знание это, доверенное людям, нарушило бы выполнение Поручения»24. «Вся жизнь Её была самоотверженным Служением Свету. Такое Служение Мы Называем Великим»25.
Она запечатлела в своём огненном сердце Учение Живой Этики, данное людям от Учителей Света на долгие, долгие годы26. «Океан Учения. Кто может вместить его и передать его людям? Не будет ли такой дух сам подобен океану, вмещающему все капли людских сердец? (...) Несказуемо и незримо великолепие такого Служения миру»27.
Елена Ивановна заложила камень основания новой расы и Нового Мира. Она дала истинное знание о Тонком Мире, о других Мирах и утвердила «ближайшее сотрудничество миров»28.
Она «поведала миру о Великих Владыках — Учителях Света — не за золочёными ризами, недосягаемых и далёких, но живых, близких и доступных, доступных в жизни. И указала пути к Ним приближения»29.
«Быть Матерью Агни Йоги совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая необходима при провозвестии огненной мощи»30. Несмотря ни на какие препятствия жизни, укрепляясь внутренне, Елена Ивановна приняла на себя Подвиг «не словесно, но горением сердца»31.
Ещё один великий дар принесли людям Николай Константинович и Елена Ивановна — двух сыновей, Юрия и Святослава.
Юрий Николаевич Рерих — Светлый Витязь науки. Учёный-востоковед и лингвист с мировым именем. Величайший энциклопедист Запада и Востока, он не знал границ в области познания.
В возрасте 21 года Юрий Николаевич знал около 30 языков и наречий. Но главное — ему уже тогда дано было Знание о том, что «человек понимает сложные послания, не зная даже, на каком языке они даны. Мысль достигает соответственные центры и проявляет сущность беседы»32. Особенно когда люди говорят о серьёзных вещах.
С кем бы ни беседовал Юрий Николаевич о «серьёзных вещах», с ламой или простым караванщиком, — он всегда достигал внутреннего понимания, так как разговаривал на языке сердца. Этот язык молодой учёный также знал в совершенстве. Он мечтал, что язык сердца объединит всё человечество. Сердце — главное, что есть в человеке, это самое лучшее, что в нём есть. И именно к нему всегда обращался Юрий Николаевич, на каком бы языке он ни говорил.
Так сложилась жизнь, что Ю.Н. Рерих единственный из своей семьи, кто вернулся на Родину, куда они все так стремились. Он вернулся для того, чтобы передать предназначенный России бесценный дар — наследие своих великих родителей. Это сокровище нужно было сохранить и охранить от натисков тьмы невежества.
Несмотря на внешний вид кабинетного учёного, Юрий Николаевич был Воином Света. И в этом было его главное предназначение. «Старинные изображения светлых Духов непременно снабжали их вооружением. Но и каждый учёный приступает к исследованию в доспехе знания»33.
Великие Учителя говорят: цель и задача тьмы — «тушение Света, Наша цель и задача — Свет отстоять. И долг воинов Наших огонь пронести неугасимо»34. «Красиво речение, что от внесения Света тьма рассеивается. Но Свет нужно внести, и такое действие уже полно самоотвержения. Свет озарит и страшных чудовищ; конечно, они рассеются, но будут мгновения, когда они покажутся в самом отвратительном обличии. Такие мгновения каждый светоносец должен пережить. Он должен не замедлить шагов своих и отважно взглянуть на чудовищ. (...) Не только Свет, но и всеначальная энергия даст удар, уничтожающий тьму»35.
Светлый Витязь науки, Воин Света — Юрий Николаевич Рерих сражался до конца. Он выполнил своё Поручение.
Святослав Николаевич Рерих — Апостол Красоты. «Мы должны искать красоту во всём. (...) Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир»36, — говорил Святослав Николаевич. Он искал Красоту, находил её и передавал людям через своё творчество.
Святослав Николаевич видел главную задачу своей жизни в том, чтобы с помощью Красоты «облегчить доступ тем Силам, которые так стараются к нам пробиться, чтобы помочь нам осуществить себя здесь, на этой Земле»37. И он принимает на себя Поручение — Служение Красоте. Он говорил: «Вы должны уметь ждать и искать того Вестника, который живёт и который может постучаться в вашу дверь. Будем стремиться к этому. Будем строить этот мост, живой мост между нами и Теми, которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь»38. «...Мысли о Прекрасном создают лучший мост к Братству»39, — сказано в Живой Этике.
Именно устремлением к Прекрасному Святослав Николаевич боролся с тьмой. Ибо «тьма и безобразие — синонимы. (...) Так Красота есть антипод тьмы. Противоположением хаоса является Свет. Свет и Красота явления равнозначащие»40. «Среди самых тяжких столкновений помните о Прекрасном. Как панацея, может Прекрасное укрепить сердце труженика»41. Часто «красоту считают понятием отвлечённым и не жизненным, в то время как красотой держится мир. (...) Если бы мысли и чувства человеческие были облечены красотою, мир преобразился бы в корне, ибо Красота — это основа Нового Мира»42.
Для Святослава Рериха служение Красоте — это утверждение её «во всех сторонах человеческой жизни, а главное, во внутреннем мире служителя. Не так-то легко мыслить и чувствовать красиво», но только красотою «можно легко отделить то, что от тьмы, от того, что от Света»43. Поэтому картины Святослава Николаевича так светоносны. Своим творчеством он стремился «свести Красоту с Неба на землю»44.
Если во время битвы знаменосец не может больше нести Знамя, то тотчас же другой, самый отважный и бесстрашный, берёт из его рук Знамя и несёт его дальше. Знаменосец идёт всегда впереди всех. Знамя в его руках вдохновляет тех, кто следует за ним идти до конца, до Победы.
Великая битва Света с тьмою не может прекратиться ни на мгновение. Поэтому Светоносцы передают своё знамя — Факел Света — из рук в руки непрерывно.
«...Идите и храните пламя»,
Иначе тьма поглотит вас
И тех, кто следует за вами.
Идите и храните Знамя,
Вам данное в урочный час —
Сейчас — для новых дней и лет
Свершений светлых и побед45.
Вслед за Рерихами эстафету огня — Факел Света — принимает на себя их ближайший ученик Борис Николаевич Абрамов. «Мой сын Борис», — называла его Елена Ивановна, подчёркивая степень духовной близости между ними.
Следуя за своими Учителями, Борис Николаевич избирает для себя как путь всей своей жизни Служение Свету. Поэтому он «не просто жил, он всегда находился в состоянии Служения, что бы он ни делал, что бы ни происходило вокруг»46.
Учителя Света Говорили о Борисе Николаевиче: «Ты Нам помощник Свет Наш передавать миру. Ты — фокус, на который устремляются Наши Лучи для передачи их в мир. (...) Нам очень нужны приёмники Света, но их мало, и потому нагнетение... так велико»47.
Поэтому, несмотря ни на какие тяжелейшие условия, в которых жил и работал Борис Николаевич, он становится «трансформатором Света». «Ничто, даваемое в Учении Живой Этики, не было для него отвлечённостью, всё находило применение в жизни каждого дня...»48
Ради людей, стремящихся к духовному самосовершенствованию, он записывает свой опыт применения Учения Живой Этики в жизни. Эти Записи впоследствии названы «Грани Агни Йоги».
«...Записи эти — для всех, идущих вперёд, к вершинам духа. Идут все, значит — для всех. (...) И будут читать их миллионы и благодарить тебя, принявшего на свои плечи задачу облегчить путь восхождения духа. ...Ты — человек, такой же, как и собратья твои... И слово твоё, зовущее и зажигающее дух, не может не быть близким и понятным тем, кто будет проходить тою же дорогой»49. Так Сказано о Записях Бориса Николаевича Абрамова.
Все, кто близко знал его, отмечали его готовность помочь и поддержать каждого человека, если он обращался к нему за помощью.
«...Великое Служение должно звучать на все земные нужды, и для этого служитель должен знать условия жизни. Он должен не обидеть несведущего, должен осторожно уговорить отчаявшегося, он должен понять разные области труда, чтобы умело поощрить. Так Служение должно принести пользу везде, и служитель добра найдёт слово значительное указать на светлое будущее»50.
Борис Николаевич был неразрывно связан с Иерархией Света и пребывал в Её Лучах, поэтому он и сам был «лученосным центром, вокруг себя излучающим Свет высших огней»51.
Одинокое пламя
под всеми ветрами горит;
Под грозой,
под ударами волн озверевшего мира
победно стоит.
Ночь темна,
но Лампада пустыни
во мраке бесстрашно горит52.
Мощный магнит сердца Бориса Николаевича становится центром притяжения для его ближайшей и преданнейшей ученицы — Наталии Дмитриевны Спириной. Следуя Указу Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, Борис Николаевич и Наталия Дмитриевна приехали в Россию. Родина так ждала от них Светлую Весть!
«Смотрите на пребывание своё в определённом Учителем месте как на Поручение»53, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова.
Н.Д. Спирина и Б.Н. Абрамов «приехали в Россию для труднейшей работы — возрождения страны путём духовного просвещения и культурного строительства. (...) После ухода Бориса Николаевича Наталия Дмитриевна, в земном одиночестве, продолжала дело, о котором так пронзительно сказано в Учении: "...помогите строить Мою Страну. И помните эту Нашу просьбу не в тепле и довольстве, но в холоде и в минуту тягости"»54.
Елена Ивановна Рерих так писала Борису Николаевичу о предназначении его ученицы: «...ей нужно сосредоточиться на писательстве. Она... напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. Но не должна сомневаться, а просто писать свободно, вслушиваясь в мысли и слова, ей посылаемые... Радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и столь нужной сейчас работе»55.
Сама Наталия Дмитриевна говорила: «Ко всему приложить Мир Высший — вот моя обязанность здесь». И в каждой строчке её стихов, в каждом её Слове — отблески Красоты Высшего Мира. И сколько сердец зажглось от этих искр! Свет, исходящий от стихов Наталии Дмитриевны и от её литературных трудов, озаряет жизнь людей, прикоснувшихся к ним, и вдохновляет их на новое творчество.
Наталия Дмитриевна самоотверженно трудится, выполняя своё главное Поручение — передать людям Свет Высшего Знания, полученного ею от своих Великих Учителей. И главное для неё — как это передать.
Из письма Б.Н. Абрамова о докладе, прочитанном Наталией Дмитриевной: «Ценность доклада именно в убеждённости и горении сердца. Не в громком крике она, но во внутренней убеждённости»56.
Как остро людские сердца нуждаются в Свете! Им можно «помочь только Светом своим, если зажжён. Можно словами, но только если слова насыщены Светом»57.
«Слово пустое не даст ничего»,
Но если ты сердце вложишь в него,
Будет оно как костёр в ночи.
Не промолчи, не промолчи!
Дай людям свет, которого ждут,
И люди придут и путь свой найдут58.
«Люди бессознательно тянутся к магниту зажжённого сердца, которое способно давать»59. Наталия Дмитриевна, как и её Учитель, никогда никому не отказывала в помощи, утоляя духовную жажду каждого, кто к ней обращался за советом.
Благодаря горению сердца и устремлённости к выполнению Порученного Наталия Дмитриевна вдохновила тысячи своих единомышленников на строительство двух центров Культуры, куда «люди придут и путь свой найдут».
Она постоянно передавала свой опыт, как нужно нести свет знания людям.
«...Когда время приходит сердцу выдать свой Свет», то это нужно совершать «вместе, в сознательном, созвучном, напряжённом и полном единении в духе»60.
«Если кто-то после ухода Великого Сотрудника не чувствует себя, хотя бы до какой-то степени, продолжателем его дела, то он ещё не сотрудник. Дело Владык не может остановиться из-за ухода с земного плана Великого Духа. Те, кто остаётся, принимают ношу его. ...То, чему положено быть на земле, должно быть совершено руками оставшихся на ней сотрудников»61.
Наталия Дмитриевна говорила: «Теперь эстафета передана нам, они ушли, а кто дальше понесёт Учение? Несмотря на все наши несовершенства, всё-таки ответственность приходится на себя брать»62. «Как только что-то можно сделать — нужно делать, потом это уже не получится»63.
В Учении Живой Этики сказано: «...каждый человек несёт особое поручение. Именно каждый, принявший земную плоть, уже является вестником»64.
«Ведь каждому... даётся по силам его поручение добра. Человек может в вихре свободной воли отринуть это ценное поручение, но когда-то он вернётся, чтобы подобрать рассыпанные зёрна»65.
УКАЗ УЧИТЕЛЯ
По картине Н.К. Рериха
Л. Полтавская. Лети, Гонец!
К картине «Спешащий»
Лети, Гонец!
1 По тексту литературно-музыкальной слайд-программы.
2 Полтавская Л. Лети, Гонец! // Огни трудов – 2017: Сб. стихов. Новосибирск, 2017. С. 44.
3 Рерих Н.К. Цветы Мории. Сердце Азии. Пути Благословения. Рига, 1992. С. 231.
4 Рерих Н.К. Радость творчества // Шамбала. Рига, 1994. С. 180.
5 Рерих Н.К. Держатели // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 321.
6 Там же. С. 322 – 323.
7 Рерих Н.К. Держатели // Листы дневника. Т. 1. С. 323.
8 Братство. 190.
9 Там же. 457.
10 Надземное. 43.
11 Братство. 610.
12 Там же.
13 Грани Агни Йоги. II. 375.
14 Там же. 439.
15 Обол — мелкая монета (греч.).
16 Грани Агни Йоги. II. 353.
17 Там же.
18 Там же. 454.
19 Там же. 334.
20 Там же. 1953 (II). 495.
21 Надземное. 59.
22 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 462.
23 Надземное. 122.
24 Грани Агни Йоги. 1958. Новосибирск, 2007. 752.
25 Там же. XI. 647.
26 Там же.
27 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 84.
28 Надземное. 52.
29 Грани Агни Йоги. 1956. 707.
30 Аум. 544.
31 Надземное. 21.
32 Там же. 48.
33 Там же. 116.
34 Грани Агни Йоги. II. 559.
35 Надземное. 57.
36 Цит. по: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 139.
37 Там же. С. 141.
38 Там же. С. 141 – 142.
39 Надземное. 135.
40 Грани Агни Йоги. II. 607.
41 Надземное. 135.
42 Грани Агни Йоги. II. 607.
43 Там же. 459.
44 Там же. 608.
45 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 91.
46 Там же. Т. 1. С. 496.
47 Грани Агни Йоги. II. 389.
48 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 496.
49 Грани Агни Йоги. 1955 (II). 432.
50 Надземное. 111.
51 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 612.
52 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 73.
53 Грани Агни Йоги. IX. 66.
54 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Предисловие. С. 6 – 7.
55 Цит. по: Б.Н. Абрамов. Устремлённое сердце. С. 473.
56 Стойкость духа: Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2017. С. 178.
57 Грани Агни Йоги. II. 578.
58 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 100.
59 Грани Агни Йоги. II. 404.
60 Там же.
61 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 296.
62 Восход. № 3 – 4, 2016. С. 23.
63 Там же. № 8, 2015. С. 10.
64 Братство. 568.
65 Надземное. 105.
66 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 234.